Моя родословная. Сергей Дегтярь часть 2

   Иногда наша память нас подводит, и те события, которые происходили с нами в детстве и в юности,  прячутся в глубинах нашего сознания настолько глубоко, что требуются определённые усилия для того, чтобы их воскресить. Но отчего-то вспоминаются мелочи, детали, которые, казалось бы, не играли существенной роли в нашей жизни, а вот на тебе, помнятся! Иногда так хочется этим всем поделиться... только с кем? Дети и внуки живут сегодня своей жизнью и в таком ритме, в окружении всяческих гаджетов, с определённой зависимостью от интернета, и могут не понять...

   Но есть надежда, что когда-нибудь остановятся, задумаются и захотят вдруг узнать, кто они и откуда...
И я верю, что обязательно прочитают книгу о своей родне, которую я непременно соберу из этих глав-воспоминаний дорогих моих родственников.
                ( от автора)

               **************

   Сергей Дегтярь. От первого лица.

   «Про школьный авиамодельный кружок.

   Его посещали я и брат Александр. Возглавлял кружок толстенький, добренький еврей Лев Абрамович Айрапетов. Помню его с извечный цигаркой в зубах. Юморной мужик был, ему, наверное,  было уже под пятьдесят лет. Над столом в школьной мастерской у него висела фотография морды тигра в рамочке под стеклом. Он говорил: - Это мой портрет.
В том смысле, что он же - Лев!
А то, что на фотографии был тигр, его не смущало.

   Больших успехов в плане авиамоделирования у нас не было. Я помню, что делал модель резиномоторного планера, но из него рекордсмена для соревнований не вышло. У Сашки были результаты получше - он сделал планер, который участвовал в соревнованиях областного масштаба.
    
   (Мне кажется, Сергей всё время скромничает, принижая любые свои и брата достижения!
Примечание автора)

   Кружок был разноплановым - были и направления моделей для воздушного боя,  два картинга, судомодельный кружок. Все возглавлял тот же самый Лев. Судомодельное направление было более сильное - какое-то из призовых мест в области было всегда наше.

   Однажды я ездил в Белогорск на соревнования. Жили в интернате для глухонемых.  Вот где орут!

   Удивляет сейчас следующее. Это конец шестидесятых - начало семидесятых годов.
Хоть и райцентр, Екатеринославка, но, по сути, большая деревня на краю страны.  И тут находятся люди, средства, материалы, позволяющие полноценно заниматься в таких кружках. Не знаю, откуда всё бралось, может, Лев Абрамович на личных связях вытягивал, но это всё было, и было в порядке вещей. Т.е. мы не просто делали табуретки на трудах, мы строили хоть и маленькие, но самолёты, автомобили и суда!
Всё  делали сами, - там научились работать руками.

   Ну и всякие забавные случаи: как на трудах для Льва резали самосад на махорку, а  как-то в выходной, на занятии в кружке, нашли банку с бражкой за верстаком, и ходили по одному отпивали!

   Выпили не все - Льву оставили.

   Из семейного.

   В дополнение к первой рюмке, вспомнилось и про первую сигарету.
   Попробовал за компанию где-то в 1 классе. Не понравилось.
Плюс меня сразу расшифровала мать.

   Мне в лоб: - Ты зачем курил?
Я страшно удивился:  - Откуда знаешь? Мы же там прятались от всех?
Но всё оказалось просто: поджигали папироски спичками, и по неопытности я подпалил  ресницы и брови.
Вот она увидела и сразу сообразила, что к чему.
После этого не курил лет десять.

   Как уже писал, в школе пару лет занимался спортивным ориентированием. Ездили на областные соревнования, заняли неплохие места. Опыта оказалось маловато.
Тем не менее, нас двоих из команды с моим другом, Алексеем Васильковым,  взяли в областную сборную, и мы поехали на общероссийские соревнования. Это где-то был  7-8 класс.
   Так состоялся мой первый выезд за пределы области. Первые самолеты, первые большие города, первый увиденный трамвай , брусчатка, впервые в Москве, Кремль...

   Летели до Домодедово,  по-моему, на Ил-18, из Домодедово в Быково, далее, то ли Ил-4, то ли вообще какой-то древний Дуглас времён войны с квадратными окнами, в Саратов, затем автобусом в лес под Базарный Карабулак.
Там мы чуть не выиграли соревнования, но сплоховали. Мы с другом отлично прошли дистанцию, но запутались у одного контрольного пункта.  Подвело то, что мы привыкли к дистанциям на довольно пересечённой местности, а здесь была почти равнина с посаженным рядами лесом.

   По итогам вступительных экзаменов я поступил в институт, получил стипендию, но на общагу мне не хватило баллов. Поэтому первые три месяца снимал с товарищем комнату в частном секторе, недалеко от института.
Затем отчислили какого-то отличника, который идеально сдал экзамены, получил стипендию и общагу, но на учебу не явился. Не помню, почему. Его отчислили. И вот тут, похоже, дядя, Геннадий Алексеевич, профессор этого института, подсуетился, и именно мне, а не, допустим, моему товарищу, с кем я жил,  отдали это место.
   Товарищ тоже попал в общагу, но позже, ещё  месяца через три.
                *****
   Геннадий Алексеевич Дегтярь,  8.03.1941-24.02.2010
Кандидат технических наук, профессор. Автор технических книг и двух изобретений,
двоюродный брат отца Сергея - Владимира. Отец Геннадия Алексеевича является родным братом деда Тимофея.
   Работал в Новосибирске в НЭТИ, нынче технический университет, был завкафедрой.
   Двое детей Света и Алексей. Живут в Новосибирске.
            (Примечание автора.)

                *****
   Уточнение.

   Я поступал и учился в НЭИС (Новосибирский электротехнический институт  связи), а Геннадий Алексеевич в то время не был ещё  профессором, а всего лишь завкафедрой передатчиков в НЭТИ - Новосибирский электротехнический институт. Названия похожи но это разные вузы.

   Наш относился к министерству связи и готовил спецов для эксплуатации техники связи.
   НЭТИ готовил спецов не для эксплуатации, а для промышленности, для производства.

   Институты разные, на разных берегах реки. Сильно повлиять конечно же, дядя Гена не мог, но позвонить и попросить никто не мешал, наверное.

   Я об этом, наверное, и не узнал бы.
Но, как-то меня вызвали в деканат, и декан спросил, как отчество моего дяди. А я, честно говоря, и не знал , - дядя Гена,  да и все тут. На что декан пробурчал , что как места в общаге получить так дядя нужен, а он и отчество не знает...

   Видимо моему декану потребовалось решить какой-то вопрос в НЭТИ.

   По-моему, в феврале 1978 года, мы ходили поход от озера Иссык Куль напрямки,  через горы, в Алма Ату.
После него я ездил на несколько дней к брату Александру на Байконур.
Увидел впервые тогда его жену Татьяну и дочерей.

   Свадьба.

   1979 год, октябрь.
   В 1979 году я закончил 4 курс и более чем на месяц уехал в горы.  Будущей жене писал только короткие письма из Таджикистана.

   Я участвовал в крупной экспедиции  общества Буревестник, основу которой составляли студенты (как действующие, так и уже окончившие ВУЗ) НЭТИ, ну и мы из связи составляли немалую часть.

   Летели в Душанбе, там закупали продукты (запомнились мешки с сухарями), затем на Як-40 в Хорог (запомнилась посадка в ущелье), затем в кузове грузовика в Ишкашим, затем пешком, а груз на себе и на ослах в горы.
С ослами заморока - вредное животное, как его не колоти, оно на тебя вообще мало внимания обращает. Зато, если хозяин подаст голос, сразу ускоряются.

   Тут впервые взошёл на высоты более 5 км.
После того, как облазили район,  переместились через весь Памир на грузовиках под пик Ленина.
Высота 7134 м. Далась нелегко. Домой я вернулся с обмороженными щеками, и пальцами рук и ног.
Сторона жены очень переживала на счет слегка подпорченного моего внешнего вида.
Но ничего, до свадьбы всё  зажило.

   Конечности я не напрочь отморозил, ничего не отвалилось, слава богу.. но отходили долго.

   На свадьбу приезжал отец. Мать осталась дома на хозяйстве.
Из моей родни был ещё  Геннадий Алексеевич.»


   Зато со стороны жены была вся родня  плюс две группы студентов - моя и жены.
Благо, что отмечали в частном доме тёщи три дня.

   Дом находился в пригороде - г. Обь, оно же в быту Толмачево,  где находится Новосибирский аэропорт.

   1980 год.
   Я закончил учится и поехал в с. Спартак Беловодского р-она Киргизской СССР.
А жена осталась дома, ей учиться нужно было ещё  один год.

   Служба в ВМФ , 3 года.
Этот период жизни был не из лёгких.

   В бытовом плане всё было неплохо.
Мне, как семейному офицеру,  выделили однокомнатную квартиру на 1 этаже единственного панельного пятиэтажного дома в селе. Дом принадлежал воинской части. Село  было русское, киргизы тоже были, но немного,  несколько семей на окраине села.
Поэтому у нас было тихо, в отличие от других поселений,  где местное население преобладало.

   Первый год я жил один.
По этой причине в части меня эксплуатировали нещадно  - был штатным дежурным по части, плюс старшим, куда пошлют.

Но, если чего надо по семейным делам, командование шло навстречу.
В октябре родилась дочь - дали отпуск по семейным. Правда,  я все равно опоздал, приехал, когда жена и дочь были уже дома у тёщи.

   1983 г.
   Уволился со службы. Родился сын, Константин. Переезд в Новосибирск.

   1983-84 г. Живём у тёщи, работаю на телецентре в цехе передатчиков инженером.

   1984 - 1994 г. Служба на Байконуре. Сначала в части около гагаринского старта, затем на вычислительном центре. Там же работает жена. Вместе участвуем в обеспечении испытательных полетов ракеты Энергия и корабля Буран.
С братом Александром пересечение по Байконуру в полгода. Потом его переводят в Москву.

   1994 - 1996 г.
   Перевод в Новосибирск, служба в ПВО.

   1996 год.
   Часть расформировывают, выход на пенсию в 38 лет в звании подполковник.

   С 1996 года по сегодняшний день работаю в различных организациях Авиакомпании Сибирь, ныне известна, как С7 с её  зелёными самолетиками. Занимаюсь обслуживанием ПК и ПО на них.

   1994-1998 годы живем у тещи в ее доме.  В 1997 году, уже после увольнения, военные исполняют свое обещание и дают нам 3-х комнатную квартиру. За что им большое спасибо.
Не обманули.»

   Это моя семья. Это моя родословная.

   Сентябрь, 2020

P.S. На фото: 1. Сергей Владимирович Дегтярь
2. Сергей Дегтярь, отец Владимир Дегтярь, на руках внучка Ирина, Галина Дегтярь, год 1981
3. Татьяна Дегтярь - мама, Владимир Дегтярь - отец, соседка, Сергей Дегтярь, сестра Наташа Дегтярь. Школьные годы.
4. Сергей Дегтярь, экспедиция Буревестник


Рецензии