Арсений Всеволожский-гость из прошлого. Пролог

Пролог

Рано утром вдруг начался дождь, но лил недолго. Так что, когда толпы людей пошли на работу, на небе ярко светило солнце.
Оно продолжало светить и вечером. Неудивительно, что, когда Арсений вышел из ворот родного проектного института, было ещё жарко. Для середины мая - не очень типичная ситуация.
Аглая ждала его на заранее условленном месте - возле их любимой станции метро.
- Я предлагаю сегодняшний вечер провести на свежем воздухе! - заявил Арсений сразу после обмена приветствиями. - Есть предложения по маршруту?
- Погоди ты с маршрутом! - поморщилась девушка. - Не до прогулки мне сегодня. Срочно поговорить надо!
- Неужели ты решилась что-то ответить на моё предложение? - с затаенной надеждой спросил молодой человек.
- Это нельзя назвать ответом... - задумчиво проговорила Аглая. - Скорее совет, как тебе нужно действовать дальше, чтобы услышать от меня "да".
- О, это очень интересно! - обрадовался Арсений. - С удовольствием выслушаю!
- Но не на ходу же? - передернула плечами девушка. - Давай посидим, попьем кофе, отведаем мороженого, - а заодно и все наши вопросы обсудим.
- Как-то не хочется при такой замечательной погоде в душном помещении сидеть! - пробормотал молодой человек.
- Кафе, знаешь ли, разные бывают. Тут поблизости такое чудо есть! Тебе наверняка понравится!
Через десять минут Арсений и Аглая уже сидели на открытой террасе небольшого кафе.
Это был маленький уютный островок в океане окружающей жары. Полотняная крыша защищала от солнца, а две капитальные стены - от случайных порывов ветра. Зато две другие стены отсутствовали, так что циркуляции свежего воздуха ничего не мешало.
Пока молодые люди расправлялись с обильными порциями великолепного мороженого, запивая их очень вкусным соком, прозвучало всего несколько слов. Оно и понятно: мороженое - блюдо серьёзное. Немного отвлечешься, и вот уже оно растаяло.
А вот когда официантка унесла пустые вазочки и принесла две большие чашки кофе, начался настоящий разговор.

- Понимаешь, - начала Аглая, - если брать твои личные качества, то лучшего варианта мне просто не найти. Но ведь женщине от спутника жизни нужны не только положительные эмоции. Муж для жены должен быть защитой и опорой. А вот тут гляжу я на тебя - и у меня возникают большие сомнения.
- Это почему же? - обиделся Арсений. - Я окончил престижный вуз. Между прочим, с красным дипломом. Работаю в серьезном проектном институте. За пять лет ухитрился получить должность ведущего инженера. Платят мне очень неплохо - даже на однокомнатную квартиру сумел накопить. Машину вот-вот куплю. И это, как ты понимаешь, только начало.
- Да, все, что ты перечислил, выглядит впечатляюще... для обычного человека. Но у меня оценочная планка гораздо выше. Подумаешь, ведущий инженер! Та же рабочая лошадка, только немного заслуженная. Добейся хотя бы должности начальника лаборатории - тогда и поговорим!
- Но ведь моя карьера и так похожа на сказку! По правилам, в каждой должности нужно проработать не менее трёх лет. Так что даже самый удачливый сотрудник обязан три года отработать рядовым инженером и три года - старшим. Так что ведущим инженером он может стать, если очень-очень повезет, только через шесть лет. А я управился за пять, и это вообще чудо! А теперь ты хочешь, чтобы я, ещё не освоившись с новой должностью, сразу же шагнул на следующую ступеньку! Да кто мне позволит?
- Если хорошо постараешься - позволят. А не получится - очень жаль. Тогда нам придётся расстаться!
Сказав это, Аглая отвернулась, - но в глазах её блеснули слезы.
У Арсения перехватило дыхание:
- Так ты готова отбросить все, что между нами было, ради одной строчки в моей трудовой книжке?
Девушка нервно потерла висок, медленно повернулась к своему собеседнику и тихо сказала:
- Знаешь, я не хотела об этом говорить. Но, видно, придётся...

- Понимаешь, - начала рассказывать Аглая, осторожно подбирая слова, - когда ты предложил мне стать твоей женой, я сразу же поставила в известность отца. Он бы очень обиделся, если бы я такое от него скрыла.
- И какова была его реакция на эту новость? - напряженно спросил Арсений.
- На удивление спокойная. Сказал, что будет думать. А как что-то надумает - сам к этому разговору вернется.
- И долго он думал?
- Недолго - всего пару дней. А потом выдвинул свои условия. Ты их только что слышал. Так что я их не придумала - лишь пересказала.
- Получается, ты такая послушная дочь, что не смогла возразить отцу?
- Ты просто не представляешь, что за человек мой отец! Он всегда добивается всего, чего хочет!

- Всё понятно... - грустно улыбнулся Арсений. - Я твоему папаше явно не по нутру. Вот он и выбрал самый простой способ от меня избавиться - придумал заведомо невыполнимое испытание. Я его провалю - и сам же окажусь виноват!
- А вот тут ты неправ! Мой отец до мелкого жульничества никогда не опускается! И если он говорит, что шансы у тебя есть - значит, они есть!
- Я их, во всяком случае, не вижу. Может быть, ты подскажешь?
- И подскажу! Понимаешь, отцовская фирма не только с другими частниками связана. Она и на государство иногда работает.
- К чему ты мне это говоришь? - удивился Арсений.
- А к тому, что в процессе общения с руководством госпредприятий отец порой много интересной информации узнаёт. Не то чтобы секретной... но, как бы сказать... не для всяких ушей.
- Что он мог такого узнать, что имеет отношение к моей возможной карьере?
- О, ты даже не представляешь, что! - улыбнулась Аглая.
И стала рассказывать. А Арсений внимательно слушал.

- Ты заметил, что в последнее время обстановка в мире сильно обострилась?
- Да уж! - вздохнул молодой человек. - Только мы более-менее нормализовали отношения с Соединенными Штатами, как у них к власти пришёл новый президент. Очень к нам недружественный. С Великобританией отношения уже давно хуже некуда! Правда, есть пять государств, с которыми они ещё хуже. Это Польша, страны Балтии, Украина. В Белоруссии вообще что-то непонятное творится: то ли затянувшаяся конституционная реформа, то ли вялотекущая революция. А если взглянуть на Азию...
- Стоп! - остановила собеседника Аглая. Тут важны не подробности, а общий вывод: международное положение сейчас очень непростое.
- Я пока не понимаю, что ты всем этим хочешь сказать...
- А что тут понимать? Нашу страну загоняют в угол, а она никак не хочет поддаваться и тем более сдаваться. А что нужно для того, чтобы не сдаться? Быть сильным! Один из источников силы - промышленность, особенно её стратегические отрасли. А теперь вспомни, что именно проектирует ваш институт.
- А, вот что ты имеешь в виду! Хочешь сказать, что скоро наш институт получит некое дополнительное финансирование?
- Не просто скоро, а вот-вот! И вовсе не некое, а довольно обильное. Только вот не даром всё это дадут. Работы всем вам тоже прибавится, причём довольно много.
- Ну что ж... - задумчиво произнёс Арсений, - я не вижу в этом большой проблемы. - Почему бы и не выполнить дополнительные работы, если на них выделены деньги?

- Ну это тебе так кажется! - вздохнула Аглая. - А вот представь - ты начальник лаборатории. Тебе в два раза увеличили годовой план - но зато разрешили раза в полтора численность лаборатории увеличить. И зарплату самым старательным и квалифицированным сотрудникам повысить тоже разрешили - в разумных пределах, конечно. Ты бы справился в этой ситуации?
Арсений задумался:
- Трудно сказать... Начальником лаборатории я никогда не был.
- Но ведь ты ведущий инженер - значит, у тебя и своя группа должна быть. Следовательно, и организационный опыт какой-никакой имеется. Вот в свете этого опыта попробуй мне ответить: легко ли резко увеличить объём выполняемой работы с помощью дополнительных людей и дополнительных денег?
- Пожалуй, нелегко, - вздохнул Арсений. - Новых сотрудников ещё надо вводить в курс дела и учить. А старые и так обычно работают в соответствии со своими возможностями.
- И что, повышение им зарплаты ничего не даст? - с интересом спросила Аглая.
- Кое-что даст. В какой-то степени подстегнёт желание работать. Но квалификацию работников сразу не повысит. Хотя стимул к учебе у них, несомненно, возрастет.
- То-то и оно! - удовлетворенно прокомментировала Аглая. - Надеюсь, ты понял, что я пытаюсь тебе объяснить?
- Пока нет... - в голосе Арсения было недоумение.
- А вот представь себе, что твой непосредственный начальник сидит и думает, как выполнить свалившийся ему на голову удвоенный план. И тут приходишь ты и говоришь, что готов резко повысить свои трудовые усилия. Если, конечно, он согласится тебя хорошо простимулировать. Как ты думаешь, обрадуется он или пошлет тебя подальше?
- По идее должен обрадоваться. Хотя, - Арсений задумался, - характер у нашего начальника лаборатории непростой. Может и взбрыкнуть, причем буквально на пустом месте.
- Но может и согласиться?
- Вполне. Даже могу сказать: скорее всего согласится.
- И тогда перед тобой будет открыт быстрый и прямой путь наверх?

- А вот это не факт... - вздохнул Арсений. - Что может дать начальник лаборатории ведущему инженеру? Только деньги! Потому что, добившись моего повышения в должности, он сделает меня тоже начальником лаборатории. Таким образом, подчиненный сравняется со своим непосредственным начальником и перестанет быть его подчиненным. Получается, он не облегчит себе жизнь, а, наоборот, осложнит!
- Да, это действительно проблема! - согласилась Аглая. - Хотя и она решаема. Просто тебе надо договариваться с более высоким чином. Как он у вас там называется - начальник отдела?
Арсений молча кивнул.

- Ну что, есть ещё какие-нибудь возражения? - спросила девушка.
- Только одно, зато самое главное. Вот представь - я поговорил с начальником нашего отдела. Надевал ему всяких обещаний. А как я буду их выполнять? Суперменом я отнюдь не являюсь. А на одном усердии далеко не уедешь!
- То, что ты называешь усердием, на самом деле - великая сила, - покачала головой Аглая. - Не зря говорят - если человек чего-то по-настоящему захочет, он этого добьется! Так что быстрей уж решай, действительно ли хочешь, чтобы я стала твоей женой? И способен ли ради меня приложить не просто усилия, а сверхусилия?
Арсений смутился. Действительно, другие молодые люди обещают своим любимым звезду с неба - а ему просто как следует поработать трудно!
Девушка наклонилась к своему спутнику и осторожно погладила его по руке:
- Ладно, успокойся. Всё не так мрачно, как может показаться. Давай перечислим по пунктам. Во-первых, у тебя сейчас появится такая мотивация, которая сама по себе удвоит и утроит силы. Во-вторых, ты и на сознательном уровне постараешься максимально сконцентрироваться. В-третьих, три-четыре месяца проведешь в режиме предельной экономии времени, отказываясь от всего лишнего. В-четвертых - самое главное. Я тебе помогу. Лично!
- И в чём будет заключаться твоя помощь? - с интересом спросил Арсений.
- Как это в чём? В добрых советах, конечно!
- Думаешь, твои советы мне очень помогут? - с сомнением спросил молодой человек.
- Даже не сомневайся! Не забывай, чья я дочка! Отец часто со мной делится секретами успеха. А я, так и быть, кое-чем поделюсь с тобой!
- Хорошо, уговорила! - улыбнулся Арсений.

Тут вдруг в кармане Аглаи зазвонил мобильный телефон. Девушка поднесла трубку к уху, полминуты слушала, что ей говорили, и коротко ответила "хорошо". Потом сунула мобильник в карман и тихо сказала:
- Не надо меня провожать до метро. Отец за мной машину прислал. Вон она там впереди стоит!
И, неожиданно поцеловав Арсения в губы, резко развернулась и пошла в сторону ожидавшего её автомобиля.

Она уходила от него, такая строгая, холодная и недоступная... И в то же время - немыслимо красивая и безумно желанная...
В этот момент сомнения окончательно оставили Арсения. Он сделает все, чтобы эта девушка стала его женой! Всё - возможное и невозможное...


Рецензии