Намерение - зерно действия

Газета «Новый Петербург» от 17.09. 2020

О неполноте существующих определений действия в театре
Сценическое действие является основой театрального искусства, основным средством выражения для режиссера и для актера.
Поэтому подход к понятию действия определяет основу первичного подхода и к драматургическому материалу.
Начну рассмотрение с определения действия, данного Г.А. Товстоноговым «Действие – это единый психофизический процесс достижения цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами малого круга, каким-либо образом выраженными во времени и в пространстве». Сейчас это определение используется в режиссерском инструментарии как основа для создания спектакля.
Новое определение действию дал Г.А. Товстоногов.
Почему Товстоногов дал свое определение, отличное от Станиславского: о понятии воли, воля в современной психологии.
Действие по Станиславскому – волевой акт, однако поведение человека – это не только волевые действия, которые регулируются на сознательном уровне, но и действия реактивные – ответ на внешние и внутренние раздражители. Современная психология не имеет четкой теории о воле. Ученые не пришли до сих пор к единому мнению – всегда ли человек способен осознанно выбирать модель поведения, и какова роль воли в этом процессе.
Таким образом, в контексте современной науки определение действия как волевого акта (сознательный процесс) у  К.С. Станиславского при внимательном рассмотрении, сужает понятие действия. Фактически, здесь дается определение поступка, а не действия.
В определении действия по Товстоногову формулировка «единый психофизический процесс» не дает конкретизации специфики именно действия, а только описывает круг явлений. Что именно – не вполне понятно, под это определение подходит целый спектр процессов: действие – единый психофизический процесс; – прошу прощения, жизнь тоже единый психофизический процесс; сон – это тоже единый психофизический процесс, и смерть – тоже единый психофизический процесс. Получается, это определение требует дальнейшей расшифровки.
Намерение как единый психо-физиологический и физико-физиологический  процесс
Для меня все, что связано с действием, исходит из намерения. Потому что работа с намерением является основополагающим принципом театра, к которому я пришел.
Но, оказывается, понятие намерения касается театра вообще. Любого театра – будь то психологический, игровой, ритуальный, и так далее, и так далее.
Определение– что такое действие – было предложено мной в в частной беседе с ГА Товстоноговым в 198… году. На тот момент оно прозвучало так: «Действие – это намерение, реализующее себя в результате».
Георгий Александрович попросил дальнейших разъяснений. На что я ответил: «Вы ведь к своему определению шли какое-то время. Почему Вы полагаете, что я смогу объяснить это сразу?» Потом я понял, по его вниманию ко мне -  он решил, что я эту формулировку просто увидел. Он же пришел к своему определению в результате аналитической работы мысли. Этот конфликт между «видением» и «аналитикой» в итоге был через некоторое время разрешен.
Мы в работе театра ДИКЛОН использовали феномен намерения как основу. После первых спектаклей стало очевидно, что создана, как ее определили специалисты-театроведы, новая пространственно-временная модель театра.
Спектакли на основе принципов (в том числе и феномен намерения), найденных интуитивно при работе с движениями во время создания первых спектаклей …
В итоге, не найдя понятия намерения среди театральных терминов, я начал искать информацию, которая помогла бы объяснить с чем мы интуитивно работали. И как современная философия, психология, современное естествознание описывает взаимосвязи намерения и действия.
Исследования феномена намерения в современном естествознании
Намерение является ведущим аспектом действия. Это сложная для определения категория. Существует большое количество подходов к интеллектуальному пониманию рассматриваемого феномена. На какие свойства намерения я буду опираться при раскрытии взаимосвязей намерения и действия. Побудительная сила намерения — синтез двух образующих. С одной стороны, это влияние непосредственной потребности, звеном в удовлетворении которой оно является, с другой — воздействие со стороны интеллектуальной активности, посредством которой человек осознает средства, позволяющие достичь удовлетворения потребности.
Следовательно, намерение представляет собой возникающее в процессе психического развития человека новое функциональное образование, в котором в неразрывном единстве выступают аффективные и интеллектуальные компоненты.
На данный момент существует огромное число исследований о влиянии намерения на окружающую реальность, на физические и биологические объекты. Здесь я, для примера, расскажу лишь о некоторых из них.
Исследования доктора Уильяма Тиллера (почетный профессор кафедры «Материаловедение и инженерия» в Стэнфордском университете, автор четырех новаторских книг по психоэнергетике: "Наука и трансформация человека: тонкие энергии, интенциональность и сознание” (1997), "Сознательные акты творения: Возникновение новой физики "(2001), "Некоторые научные приключения с Настоящей магией " (2005) и “Психоэнергетическая наука: вторая Коперниканская революция " (2007); также автор более 250 опубликованных научных статей, касающихся нереализованных человеческих возможностей) проводит с 1960-х годов эксперименты по возможностям человека с помощью мысли менять материю. Его группой впервые разработан строгий экспериментальный протокол, который позволяет понять, какие человеческие качества, намерения самого человека осмысленно изменяют свойства физических материалов.
В результате его экспериментов с намерением по изменению pH воды Тиллером было доказано, что мысль не только меняет реальность, но и оставляет отпечаток в пространстве в течении 1-2 лет.
Джо Диспенза, нейробиолог, преподаватель, писатель, автор нескольких бестселлеров по саморазвитию (Буффало, США) ученый, который одним из первых начал исследовать влияние мысли на материю, в своей книге «Сила подсознания» пишет: «…когда мы принимаем решение и формулируем намерение достичь желаемой реальности, наши мысли становятся ясными и когерентными, а под них подстраиваются и чувства. В результате наблюдаются изменения биохимического фона организма, нейронной структуры мозга (происходит усечение старых синоптических связей и прорастание новых). И даже экспрессии генетического материала».(стр.214)
Экспериментально доказано, что намерение оказывает влияние и на биологические структуры, вплоть до изменения генетической информации. Эксперимент, о воздействии мыслей и чувств на ДНК, описанный в книге Джо Диспенза:
«Доктор Глен Рейн, специалист по клеточной биологии проводил эксперимент с пробирками, содержащими ДНК:
«Эксперимент показал, что если на ДНК шло воздействие только через положительные эмоции, статистически значимых результатов выявлено не было. Если же к эмоциям добавлялось намерение (мысль) – о сворачивании либо развертывании ДНК, удерживаемая в голове – анализ показал статистически значимые изменения, доходящие в отдельных случаях до 25%». (стр. 54, Джо Диспенза «Сила подсознания»)
Экспериментальные исследования показывают, что побуждения, идущие от принятого намерения, обладают теми же динамическими свойствами (силой, напряженностью и др.), что и побуждения, идущие непосредственно от потребности. Человек, побуждаемый принятым намерением, может действовать даже вопреки непосредственному желанию. Так намерение организует поведение человека, позволяет ему произвольно действовать для достижения существующих целей.
Зерно действия.
В театральной методологии постоянно предпринимаются попытки найти и описать, что является источником действия, его причиной. Это присутствует во всех определениях, во всех описаниях понятия «Действие»: волевой посыл, психо-физический процесс…
Практическими исследованиями этого вопроса занимался Ежи Гротовский, (1933-1999) польский театральный режиссёр, педагог, теоретик театра; создатель философии «Бедного театра»., разработал оригинальную систему актерского тренинга на основе движений. В методическом ученом пособии СПбГАТИ «Тренинг Гротовского: от физики к органике» СПб 2008 год, Елена Кузина пишет: «Детально исследуя физические действия, Гротовский обнаруживает в них нечто предфизическое, поднимающееся из недр тела, неведомое, но осязаемое – импульсы. «Импульс (impulse) – движение изнутри, - объясняет Томас Ричардс, ученик и один из последователей Ежи Гротовского, - импульс всегда предшествует физическому действию. Импульсы – как если бы физические действия, еще невидимые, родились внутри». Можно сказать, что импульс – зерно действия, рожденное внутри актерского тела, который распространяется к периферии, делая себя видимым в физическом действии».
Таким образом, Гротовский приходит к выводу: импульс, возникающий из глубины тела является источником действия.
Этот импульс, о котором упоминает Гротовский, в моем театре-лаборатории ДИКЛОН я использовал, разворачивая как последовательность движений для каждого участника, и они формировали ткань спектакля, проявляя смысл происходящего действа. Однако, для меня не эти импульсы являлись источником, зерном действа. Импульс не является зерном действия, импульс - несущая энергию волна, это как если в землю брошено зерно, и  идущее от солнца тепло, и вода  - разворачивают его рост… импульс это идущая волна энергии.
Об импульсе, его физиологии, психологии, взаимосвязях в контексте намерения и действия, в чем отличается мой подход к этому феномену, по сравнению с подходом Ежи Гротовского, каким образом я использовал импульс для создания спектаклей, разворачивая его в движениях в участников театра ДИКЛОН, я планирую подробно рассказать в одной из своих следующих статей.
Волна (импульс) не может быть зерном. Это просто энергия. Импульс может быть толчком, наполнителем. Но никак не зерном!
Философия намерения
Что же, в таком случае, является зерном, источником действия?
Жан Мари Гюйо, французский философ (19 век) в своей работе «Происхождение идеи времени» описал это таким образом:
«Намерение и сопровождающее его усилие – вот первый зародыш обыденных идей о причине действующей и причине конечной».
При анализе книги Элизабет Энском (британский философ-аналитик, 1919-2001г.) «Намерение» становится очевидным, что понятие намерения является одним из основных в философии действия. Через это понятие Энском – последовательность мотиваций, психология: мотивационные составляющие
Говоря о намеренном действии, она показывает, что случаи ментальной причинности не имеют особого значения для понятия намеренного действия, и в лучшем случае ментальная причинность может иметь место в одном весьма узком классе намеренных действий. Рассматривая намерение, с которым совершается действие, она постоянно пытается показать, как контекст, множество фактов о прошлом, настоящем и будущем ограничивают возможность человека манипулировать своими намерения. Обсуждая практическое рассуждение, она указывает, что желание в практическом рассуждении не соответствует ощущению, а сам его порядок не соответствует психологическим состояниям действующего человека.
Намерение в философии сознания
Мы рассмотрели место намерения в философии действия. Феномен намерения является также одной из важных категорий философии сознания.
Серьезное место занимает анализ понятия «намерение» у Дэвида Бома (британский ученый-физик, известный своими работами по квантовой физике, философии, нейропсихологии, 1917-1992гг) в его работе «О развертывающемся значении». Можно увидеть здесь, какова общая картина формирования и реализации намерения с учетом обратной связи реализованного в итоге произведенного действия намерения.
«…даже простое физическое действие сообщает движение и форму неодушевлённым объектам. Бо;льшая часть материального окружения, в котором мы живём — дома, города, фабрики, фермы, шоссе и так далее, — может быть описана как соматический результат того значения, которое в течение веков имели материальные объекты для человеческих существ. Исходя из этого, даже отношения с природой и с космосом вытекают из того, что они для нас означают. Эти значения фундаментально воздействуют на наши действия по отношению к природе, и таким образом косвенно изменяется обратное действие природы на нас. В самом деле, насколько мы знаем и осознаем это, и можем из этого действовать, цельность природы, включая нашу цивилизацию, развивавшуюся из природы и до сих пор являющуюся частью природы, — это одно движение, как сома-значимое, так и значимо-соматическое.
Некоторые из более простых видов сома-значимой и значимо-соматической деятельности — просто рефлексы, встроенные в нервную систему, или инстинкты, выражающие накопленный опыт биологического вида. Но они продолжаются до все более утончённых и разнообразных реакций.»
И, возвращаясь к вопросу о намерении «намерение в общем возникает из предшествовавшего восприятия значения или значимости определённой всеобщей ситуации. Это сообщает все важные в данном случае возможности и подразумевает причины для избрания лучших из них.»
То есть, значимость пробуждает намерение, которое мы ощущаем как как готовность действовать, или не действовать...
Значение и намерение, по Бому, неразрывно связаны, как аспекты одной деятельности.
Человек лишь в небольшой степени способен создавать собственные намерения. Наиболее глубокие аспекты намерения вытекают из всеобщей значимости. И  этих процессов человек не осознает, и практически не имеет возможности контролировать.
Это очень важный вывод для рассмотрения единства процессов в природе и человеческом социуме.
Понятие намерения в психологии.
Создавая свою программную книгу «Намерение», Элизабет Энском разработала основы философской психологии, где действие, намерение, желание, удовольствие являются основными категориями. И служат почвой для обсуждения и понимания внутренних процессов: связанных с действием.
Создавая контекст для исследования термина «намерение», Энском обращается к философии психологии. Намеренные действия, по Энском, являются средствами на пути достижения желанной цели. «Практическое знание возможно постольку, поскольку действие человека вписывается в соответствующую логику, частью которой является знание объекта желания, а также отношения цели и средства».
И дальнейшее рассмотрение феномена намерения проходит с опорой на эту логику: «Выражая намерения, человек указывает некоторое описание действия, относительно которого можно поставить вопрос «Почему?». В ответ на вопрос «Почему?» можно указать намерение, с которым совершается действие. Намеренные действия будут образовывать этапы в достижении этой цели».
Психология, в итоге дает нам следующее: намерение , в большинстве случаев, задает отдаленную цель, в текущий момент невозможно прямое достижение этой цели. Оно требует последовательности действий. Для каждого из этих действий намерение будет создавать мотивацию.
Феномен намерения и его формирование в социальной среде
Элизабет Энском, детально рассматривая процессы реализации намерения в социальной среде, пишет: «Соответствующая логика встроена в нас постольку, поскольку мы включены во множество форм деятельности, которые были бы немыслимы вне этой логики. Такие описания действий, как «похвала», «оскорбление», «женитьба», «покупка», «уступка» и тысячи других, были бы невозможны, если бы соответствующего порядка, фиксируемого структурой практического силлогизма, не существовало. Ни одно донамеренное действие как таковое не является хвалением или продажей, таковым его делает контекст, а контекст этот структурирован соответствующей логикой, в которой произвол отдельного человека весьма ограничен, а многое определяется относительно устойчивой системой практик и конвенций, которые позволяют людям соотносить свои цели и средства».
Таким образом, исследование Энском обнаруживает, что понятие намерения является одним из наиболее фундаментальных понятий философии действия.
 Рассматривая базовую логику деятельности, имеющую огромное количество конкретных социальных форм, она доказывает, что без первичной базовой формы этой деятельности не может существовать. Таким образом, анализ деятельности человека требует особого внимания к рассмотрению законов социальной реальности.
То есть формирование намерения и поведения, формы и характера деятельности, как уже было показано, опирается, с одной стороны, на инстинктивную эволюционную основу, и с другой стороны, на социальную ментальность и социальные условия формирования личности.
Каким образом происходит это формирование? Вопросы о механизмах и процессах структурации индивида в социальной реальности требуют отдельного рассмотрения. Создавая спектакль «Огни и Дети» - новый проект театра «ДИКЛОН», я увидел на практике, как происходит структурация в условиях детской социальной группы, определяя, с учетом психофизических характеристик, место конкретно каждого участника в социальном сообществе.
Место феномена намерения в театре
При рассмотрении всех аспектов взаимосвязи между намерением и действием, очевидно, что определив основной театральный термин «Действие» через понятие намерения, получаем возможность нового подхода к использованию в методе действенного анализа, и к анализу действия в драматургическом материале.
Предлагаю следующее определение термина «Действие»:
«Действие – это намерение, реализующее себя в результате борьбы с предлагаемыми обстоятельствами малого круга, каким-либо образом выраженными во времени и в пространстве»
Таким образом, понятие действия в контексте театра сразу приобретает одновременно и большую глубину и объем, и одновременно – конкретность. Воля  – это принадлежность, намерение – это зерно, из которого вырастает качество, несущее в себе сверхзадачу.
В книге «Георгий Товстоногов репетирует и учит», в беседе с аспирантами делает такое заявление (стр.246): «На мой взгляд, одна из болезней современной режиссуры – приблизительность…».
Опираясь в определении действия на понятие намерения, мы получили возможность проникать в глубину творчества автора. Товстоногов говорил, что  при создании спектакля главное  - найти автора в способе существования артиста… Если перевести на язык намерения: задача: разгадать намерение автора драматического произведения…
Я задаю себе вопрос – почему, определяя действие, Георгий Александрович не обратил внимание на намерение. Вероятнее всего, степень его занятости была такова, – попробуйте, удерживая весь театр, ставя спектакли, решая организационные вопросы, одновременно быть в курсе всех новинок драматургии, философии, психологии, и так далее, хотя уровень его знаний был уникален в этом отношении, – хватит ли у вас время на это? Хотя степень его знаний была уникальна в этом отношении.
Разгадать намерение автора – это то самое-самое ... Потому что намерение может исходить из подсознания. Иногда автор не всегда сам опознает свое намерение, но выражает его. Или не декларирует свое намерение, но обнаруживает его.
Идея – очевидна, идея осознается. А намерение может не осознаваться, но может при этом выражаться.
Намерение автора – вот что главное для режиссера. Найти способ существования в актере авторского замысла, и через намерение естественным образом прийти к сверхзадаче автора.


Рецензии
Полезная статья...

Олег Михайлишин   19.09.2020 20:43     Заявить о нарушении
Большое спасибо!Очень признателен

Юрий Кретов   19.09.2020 21:14   Заявить о нарушении