Командировка 1

Во время моей командировки на Кавказ,в 2001 году,мне особенно запомнилось два момента,о них я и расскажу...
Был ноябрь, днем солнце пригревает плечи и ползают по земле пастбищные клещи, хочется расстегнуть бушлат или снять его вообще,в нем тошно.Шерстяную шапочку "чулок" тоже поднимаешь с ушей и сдвигаешь со лба на затылок. К вечеру наоборот,поддеваешь свитер,застегиваешься до верхней пуговицы и надеваешь теплые носки ,натягиваешь поглубже шапку.В вечерние часы могут приплыть облака и тогда лагерь  на ночь погружается в плотный туман который может рассеяться только утром.Облако искрит в воздухе дождевыми пылинками они вихрятся ,кружатся в воздухе .Сильно бьющих дождевых капель нет,именно влага подобная пыли ,но она оседает на одежде,палатках,оружии и в такие часы не хочется никуда выходить.Мокнет обмундирование и оружие ,в таком случае бойцы обматывают стволы своих калашниковых материей так,чтобы влага не попадала внутрь ствола.Ведь влага,оседая на оружие, приводит металл к коррозии ,что конечно со временем,сказывается отрицательно на его работе .Опытный боец,всегда держит свое оружие в чистоте и сухости,в меру ,смазанным оружейным маслом. Облако может надвинуться  утром и не рассеяться пол дня. Интересное это зрелище,люди ходят по лагерю ночью или днем и почти не видят друг друга.Только когда подходят ближе ,как бы выныривая из дымовой белой завесы в трех метрах от тебя,ты начинаешь различать кто идет.Ночью,почти невидно ничего,без фонарика вообще делать нечего.Часового если "снять" ножом -запросто,на вытянутую руку неувидишь ничего. Единственно работающая функция это - слух,чавкает чернозем на ногах идущих.Чернозем налипает за несколько шагов непомерной глыбой на берцы,обувь скользит и в темноте можно упасть в скользкую грязную черную жижу.Приятного мало,особенно если ты постирал вчера свою служебную форму и шол чистеньким.
Я первый раз оказался в черноземных местах,все мое детство прошло на родных суглинках и супесях ,как известно,почвы у нас в Ивановской области мало плодородные.Приятная зеленая травка из дикорастущих и утоптанные грунтовые тропинки - как я по ним скучал! Упадешь,чуть измажешься,отряхнешься и чисто ,а здесь,как мазут - думал я.И эта противная слякотная осень в здешних местах ,почти без заморозков и снега.Впрочем бывали и хорошие сухие дни и ясные лунные ночи,тогда между палатками все подсыхало и ребята стояли на улице.Снег в здешних краях как награда ,выпал он в январе 2002 и было его много для этих мест. Наш Пункт  Временной Дислокации ,по военному -ПВД -140 ,перекрывал дорогу с Моздока(Северная Осетия) на Грозный. Дорога извилистым серпантином тянулась между сопками среди которых особенно большой ,была сопка - ГОЛЛИВУД,как называли ее все военные в Чечне с легкой руки доблестного и веселого Ивановского ОМОН.Да -да,я не люблю драться,но если кто то из других российских военных вдруг начнет утверждать что это сделали его ребята сослуживцы,то готов зарядить ему в лицо за наглую ложь.Однажды я уже слышал про Голливуд,как будто сделали его московские.Но это не так! 108 простыней закрепили на склоне колышками именно ивановские бойцы ОМОНа которые в ожидании смены грязного белья так и не дождались чистого и этим решили подколоть начальство выложив огромную издалека и с неба видную надпись вблизи города Грозного - HOLLIWOOD. Она смотрелась величественно при любой погоде ,а когда если во время сильного ветра сдувало какую то простынь,то бойцы снова заботливо ее поправляли.Эта надпись на склоне высокой сопки и дала ей название среди всех российских военных пребывающих в Чечне - ГОЛЛИВУД.Сопка была стратегически важной,с нее простреливалась дорога и можно было обстрелять окраины Грозного располагающегося в низине от нас.Стоишь на посту и слышишь :
- Ребята вы где ?
- Голливуд проезжаем!
Или - летим над Голливудом и шум вертолетной вибрации в радиостанции слышен,какой то треск.Вскинешь голову в небо, а над Голливудом летит военный вертолет Ми -28,из тех,что постоянно бороздили небо Чечни и под этот звук мы засыпали в палатках как само собой разумеющееся,проснулся,открыл глаза и снова этот звук. У ребят было по 20 с лишним боевых командировок за плечами.У нас первая и последняя ,с Шуйского ОВО отправили после нас еще один раз.
Мы слушали рассказы бывалых омоновцев,которые прошли первую и вторую чеченскую кампанию в командировках и об этом можно написать героическую повесть но,разумеется не мне писать об этом. Две недели ОМОН был потерян для командования,связи небыло,бойцы выходили отрядом из окружения боевиками.Имена четырех,увековечены на памятной стене при входе в расположение Ивановского ОМОН  в местечке Болино.
 Правда говорят - Мир тесен ! Я только что заступил на пост и стоял при входе в лагерь.Рядом железная вышка как на границе а на ней хлещет на ветру как кнутом порваный как будто изрезаный ножницами кое где российский треколор.По линии лагеря у входа вырыт окоп и сделаны из пластиковых мешков с землей брустверы,в брустверах проделаны бойницы - это на случай обстрела с дороги. Дорога под утро заледенела и блестела глянцем.Из за этого автобус ПАЗ прежде двигавшийся итак медленно с надрывно ревущим двигателем вдруг  остановился перед моим постом и все люди вышли из него.Автобус поехал без людей, но все равно кое где его колеса крутились буксуя на месте . Интересные обычаи сложились здесь ,женщина несет ребенка прижимая к груди,ей бьет в лицо встречный ветер и колючий снег,муж или родственник мужчина идет в трех шагах впереди засунув  руки в карманы брюк. Она идет в гору эта женщина,ее за шею обнимает ребенок лет двух,она спотыкается но украдкой взглянув на меня улыбается как ни в чем небывало спешит за мужем. Я говорю ей - а что же муж не поможет,ведь вам тяжело. У нас непринято - отвечает виновато улыбнувшись она. Вот от идущей редко разбросаной по дороге массы людей отделился молодой человек и подошел ко мне.
- Здравствуй брат ! - сказал он
- Здравствуй ! Тебе зачем сюда?
- Я закурить попросить,у тебя нет?
- Да я не курю!
- Откуда вы с какой области?
- с Иваново - ответил я разглядывая его и оборачиваясь назад.У командирской палатки стоял наш офицер и я нежелал подводить себя общаясь с посторонним на посту.
Я сказал - Извини ,служба ,разговаривать с посторонними нельзя.
- Да я тоже судебным приставом.Вот у нас свадьба была и автобус тут застрял.Он показал удостоверение пристава.
Я оглянулся ,офицер не окрикнул меня ,не сделал замечание и ушел в палатку.
- А я в красной армии тоже служил в вашей области,только город не помню.Он близко к Иваново.
Я засмеялся а он не понял меня....
Так Красной армии почти сто лет уже нет а Советская называлась,тыже не в Гражданскую войну служил.
Он тоже улыбнулся - Нет,я просто забыл как правильно.
- В Кохме чтоли служил ? - ответил я
Он скривил в раздумье лицо ,закусил губу и покачал отрицательно головой.
- Шуя ? - продолжал я
- Да-да обрадовался он - точно Шуя! Глаза его радостно округлились и он широко улыбался,от него пахло чуть вином.
- А я живу в Шуе - ответил я.
- А где ты живешь там?
- Фабричный переулок.
Он опять напрягся в лице - Перед казармой комбинат был и недалеко рядом фабрика,мануфта делали.
- Аагааа- протянул я,а не в стройбате ли ты служил?
- Да,стройбат,правильно,откуда узнал? - сказал он улыбнувшись
- Так перед вашей казармой ,их две,стоит Шуйский Маслозавод -ответил я
А сбоку от него фабрика Шуйские ситцы.
- Точно брат! -он протянул мне руку и я пожал ее в удивлении.Я быстро подумал про себя- надо же как бывает,истинно мир тесен,заступил на пост и встретил чеченца служившего в Шуе. Чеченец смеялся радостно .Он вспоминал службу а я уточнял - А на казарме там,с торца,узбеки солдаты выложили кирпичом красным надпись - КАРШИ,я кстати там родился,у меня отец узбек. Чеченец оглянулся и через плечо смотрел на дорогу,метрах в пятидесяти от нас посередине сидел почтенный старик,я помнил его,он прошел мимо в каракулевой папахе.
- Отец ждет - сказал молодой чеченец - нам нельзя курить чтоб старшие видели,отругает ,побьет - улыбнулся парень.
- Пойду - сказал он
А я с удивлением смотрел ему вслед - и здесь Шую знают.


Рецензии