Китайская предприимчивость и трудолюбие

Я помню, мой дед называл китайцев «ходи». Стало интересно, откуда такое название или прозвище. Прогуглила «ходю» и узнала, что «ходями» в Приамурье называли китайских коробейников. Вот так так! Значит, наши с Клавой мужья, по-китайски говоря, «ходи»! Они частные индивидуальные предприниматели - мелкие торговцы чаем, кофе и сопутствующими продуктами. Вспомнилось, как я однажды в разговоре с немецким слесарем-механиком на одном заводе опростоволосилась, назвав бакалейные товары, которыми торгует мой муж, колониальными товарами, забыв, что есть более современное название (если дословно перевести на русский язык, то это название звучит как «продукты из теста и товары для удовольствия»), потом немец, справедливо  издеваясь надо мной, желал мне и моему мужу-колониальному торговцу, счастья в жизни. В общем, «ходя» - это не прозвище, а вполне нормальное слово, четко отражающее основное занятие китайцев в Приамурской области. А сколько ходей в Тяньцзине – пруд пруди! Современный ходя обладает, по меньшей мере, велосипедом и столом-прилавком для товара. Тот, кто побогаче, имеет трицикл с тумбой-прилавком, крытый прозрачным куполом, и с вечерней подсветкой. Самые необеспеченные торгуют на местном рынке с земли – таких ходей, увы, довольно много.

Мои личные наблюдения  заставляют меня сделать вывод о необычайной предприимчивости китайцев. Согласно китайской пословице, если вещь не годна для одной цели, ее можно употребить для другой. Например,  сетки-багажники ржавых велосипедов негласно используются для сбора мусора, в особенности, если рядом нет урны. Горожане умудряются использовать декоративные ящики для кондиционеров, вывешенные под окнами, для сушки лука-порея, выставляют на них цветочные горшки и даже сушат белье.

Иногда в номере гостиницы мы смотрели телевизор, а поскольку китайского никто из нас не знал, то выбирали передачи, где все понятно без слов: о природе, об автомобилях и гонках и спортивные, я выбирала музыкальные, но меня никто не поддержал. В одной садоводческой передаче показывали фрукты и как их выращивают. Сначала показали деревья с красными тряпками на ветках. Не сразу было понятно, для чего нужны эти тряпки. Оказалось внутри каждой тряпки – яблоко, вернее каждое яблоко на яблоне обернуто в красную тряпку – таким образом, оно, видимо, лучше сохраняется или лучше зреет. Но сколько труда! Это было не единственное дерево в саду и сад был не частный, а скорее государственный. И каждое яблочко нужно было завернуть в тряпочку отдельно – поразительно!

В другой раз мы видели передачу о добывании женьшеня. О, это был целый ритуал! Куча людей вокруг определенного места заняли позиции и занимались окуриванием окружающего воздуха. Само откапывание целебного корня было доверено одному человеку – на вид старцу, одетому в национальную одежду. Он не копал в прямом смысле слова, а кистью смахивал верхний слой земли – как при археологических раскопках. Сколько уважения и кропотливого труда вкладывается в это, казалось бы, обычное дело - вот тебе и женьшень!

 Не сказать, что Китай поражает своей чистотой. Таких чистых улиц, мытых со стиральным порошком, как в Германии, здесь нет. И люди не слишком привыкли соблюдать чистоту на улице – и плюют, мусорят, детям не делают замечаний, если те бросают на дорогу бумажки. Но в городе и за городом столько уборщиков, которые тщательно выметают дорожки, вылавливают окурки из прогалов между плитками.
 
В Тяньцзине на редкость ухоженные газоны и деревья не только в самом городе, но и за его пределами. Ровно постриженные кустарники, деревья с подпорками, цветущие в ноябре розы, много зелени, в основном за счет хвойных и вечнозеленых пород деревьев – туи, тиса, кипариса и других. Понятно, что ухоженность городской растительности это дело рук человека. Интересно, как в Тяньцзине с безработицей? Бомжи встречались и Карлсоны на крыше тоже, но как мне кажется, работы в городе – хоть отбавляй!

В связи с наступлением холодов и приближающейся зимой в городе началась тщательная подготовка растений к зимовке. Низкие кустарники огораживают конструкцией из реек и покрывают пленкой. Деревья в парках и по обочинам автобанов подпирают балками, похоже, что тоже будут укрывать.

Китайцы быстро придумывают и воплощают в жизнь приспособления под свои собственные национальные реалии. Это, к примеру, сезонные аксессуары для велосипедистов, сетки для лица и маски-повязки от загазованности: летние тонкие и зимние утепленные (!). Некоторые изобретения кажутся несколько нелепыми, хоть и продиктованы какой-то практичностью, например, детские штанишки с большой прорезью в известной части, кстати, схожие с индейскими штанами, состоящими лишь из отдельных штанин, к таким штанам индейцы носят еще «прикрывашки» спереди и сзади. Понятно, что мамам удобно менять ребенку подгузники, простите, памперсы, но ребенок в ноябрьские холода ходит в штанах с дыркой – это уж совсем непонятно. Я даже видела однажды в просвет такой щели часть тела, на которой сидят - аж дрожь по телу пробежала!

Никогда не осуждайте человека, пока не пройдете долгий путь в его ботинках, сказал когда-то великий китайский философ Лао Цзы. Не нам судить о китайских новшествах и изобретениях. Если они служат народу, значит, с ними ему жить удобнее. Нам же остается подивиться трудолюбию и желанию китайцев сделать настоящую жизнь комфортнее. Мы еще не видели жизни в китайской деревне и не знаем, как там решаются ежедневные проблемы. А город со всей своей активной инфраструктурой живет бурно и красиво, поражая глаз размерами небоскребов, блеском стеклянных витрин и рекламных огней, азиатским спокойствием многолюдной толпы, немеркнущей красотой древности и приверженностью лучшим национальным традициям.

Тот же Лао-Цзы сказал: «Будь способен знать начало и путь древности, и это знание позволит тебе увидеть путеводную нить, ведущую к сегодняшнему дню». Именно эта путеводная нить привела сегодняшний Китай к значительному рывку в экономике –  в 2010 году он занял 2-е место в мире  по величине номинального валового внутреннего продукта. Держись, Америка!

Ноябрь  2014


Рецензии