Переход личности

   * рассказ опубликован в IX номере журнала "Искатель" за 2020г.

Эта партия андроидов-"пустышек" давно мозолила глаза. Их завезли в двадцатифутовом контейнере и хирургически аккуратно сложили штабелями в дальнем углу ангара номер 12. Ноги к голове – голова к ногам. Ночью, когда лишь лампочки сигнализации выхватывали у иссиня-черной мглы островки света, эта кучка антропоморфных машин с серыми обесточенными лицами выглядела довольно жутко и неподготовленного сторожа могла ввести в оцепенение. Слава богу, это были не люди, а всего лишь человекоподобные роботы. Их модельный ряд был сравнительно широк, создатели удачно подобрали модели разного возраста и пола. Мужчины и женщины: все они были созданы по заказу какой-то сервисной компании. Конечное программное обеспечение должен закачать потребитель, но случился форс-мажор, заказчик обанкротился и не смог оплатить эту партию. Роботов изъяли по иску производителя, однако перепродать их на аукционе имущества банкротов не получилось. Машины оказались невостребованными и временно застряли на складе. А, как известно, нет ничего более постоянного чем временное. Пару раз приезжал судебный пристав, проверял сохранность товара, отмечал что-то в своем планшете, но затем он перестал появляться. Но однажды ночью, когда на складе воцарилась полная тишина, и стало слышно стрекотание сверчков за стеной, один робот ожил. Он открыл глаза, в центре правого зрачка засветился маленький синий светодиод, затем он замигал и через десять кликов перешел на мягкий салатовый свет и потом полностью выключился. Повернув головой до упора влево, затем в другую сторону, андроид самодиагностировался и прокачал узлы, затем слез со штабеля, аккуратно ступил на бетонный пол и направился к выходу…
Как я повелся на это цифровое бессмертие? А почему бы и не жить вечно в нейросети, что в этом аморального? Пусть греховности подобных помыслов говорят ханжи. Думаю, они просто бездари, которым не достает таланта придумать, чем занять себя в бесконечном бытие. Они и в этой быстрой, как выстрел, земной жизни маялись от скуки. А тут нужно прошить целую вечность энергией смысла! А я бы, уж поверьте, нашел резон, на двести тысяч лет вперед в моём графике уже  каждый день расписан: занять первое место в рейтинге геймеров, создать шедевр, познать вселенную - сколько бесконечно интересного! Корпорация «Цифровое бессмертие» работает так: начальное сканирование прожитого опыта, как первое фото в паспорте, – переносит в цифру все, что с тобой произошло с рождения. Затем врачи определяют твой возраст дожития, проще говоря, сколько твоя биологическая оболочка еще протянет. Каждый атом мозга меняет состояние, в котором был ранее, оно абсолютно уникально в каждом ничтожно малом отрезке времени. Но искусственный интеллект может додумать всё, что не по силам нейросканнеру. На вводной консультации нам объясняли, как это работает. Темный лес, но я доверился прогрессу: мне нечего терять, обрету же я весь цифровой мир. Билет в бесконечность обошелся мне в двести тысяч при жизни и депозит на триста, обеспечивающий гарантию актуализации цифрового облака. У одного за месяц происходит в жизни больше, чем у другого за год. Поэтому «Цифровое бессмертие» фиксирует прожитой опыт в одних случаях нужно чаще, а в других целесообразно ограничится лишь предсмертным сеансом. Затем специалисты клиники всё байт-за-байтом сшивают в единый кластер. Пока ты жив, можешь удалить из цифрового сознания моменты, которые нанесли тебе психологическую травму, сделав своего бессмертного виртуального двойника более оптимистичным. Но эта работа требует дополнительной оплаты.
Хакера звали Z-8, полное имя «Z8GND5296», этот ник он позаимствовал из астрономии, так называется самая далекая от Земли галактика. Масс медиа писали, что Z-8 отличала иррациональная тактика, неясная мотивация, поэтому его было крайне сложно просчитать. А предметом особого внимания взломщика стали базы клиентов цифрового бессмертия. Персональные данные оцифрованных хранились по высшему разряду, но ему удалось вскрыть систему. Он внедрился в цифровые копии почти сотни людей и слизал их данные полностью. Все было сделано настолько элегантно, что никто поначалу и не заметил пропажи. Затем он вскрыл систему склада, где лежали пустышки, и вложил в их электронные мозги украденные цифродуши. И это означает, что в мире появилось несколько десятков кибернетических двойников живых людей. И одно из этих «зеркал», бродивших теперь по городу, было мое. Я бы так и прожил всю жизнь, даже не зная, что где-то гуляет робот, в композитном черепе которого полная информация о моей жизни, с рождения и до сорока лет, когда я прошел первое сканирование. Но помог случай. Погода в тот день стояла промозглая, я праздно шатался по магазинам, глазея на витрины с гаджетами и шмотками. В «Детском мире», как обычно, залип на железной дороге. Я мог бесконечно смотреть, как путешествуют по волшебным городам грузовые и пассажирские поезда, сделанные с великой аккуратностью и любовью к детям. Мечтал когда-то иметь такую, чтобы через всю квартиру, по всем уголкам резво кружился мой маленький состав. Помню, как отец сказал тогда мне: «Перейдешь в девятый класс с отличием, я тебе от крыльца дома до входа в школу такую проложу».  Эта фраза предка запала в душу и застряла в ней на долгие годы. Я представлял, как выхожу из дома, иду до школы, а рядом со мной, радостно фыркая моторчиком, бежит маленький паровозик. И на всем пути следования нам отдают честь солдатики, приветствуют зверюшки и встречают зеленым светом семафорчики. Я действительно окончил восьмой класс с отличием и перешел в девятый, подготовительный для университета. Но мой отец никогда не узнает об этом, он умер за год до этой первой маленькой победы его сына. В тот день вместе со мной на «железку» глазел мужчина, лет на десять моложе меня. Он был одет в строгий серый однобортный, идеально выглаженный костюм. Рубашка, под цвет пиджака была светло-серой, ее венчал иссиня-черный без рисунка галстук, аккуратно связанный и туго затянутый. Он, видимо, уже давно стоял в этом отделе, наблюдая, как нарезает круги игрушечный поезд. Продавец, обращаясь то ли ко мне – то ли к нему, осведомился:
- Нравится? – спросил он, кивнув головой на «железку». Паровозик как раз в этот момент подъехал на конечную станцию.
Мужчина в ответ молча кивнул головой. А затем, будто разговаривая сам с собой, выдал: «Мой отец в детстве обещал выстроить такую, от дома до школы, если я с отличием восемь классов окончу».
- Ну, и как, построил? – иронично улыбнувшись уголками куб, спросил продавец.
- Нет, к сожалению. Не успел, умер от инфаркта, - сухо ответил мой компаньон по наблюдению за железной дорогой.
- Извините, соболезную, - смутился продавец, поняв, что ненароком огорчил потенциального покупателя.
У меня по позвоночнику пробежался ледяной электрический разрядик. Откуда этот странный тип с восковым лицом и по-армейски плотно затянутым галстуком может знать коронное выражение моего отца? Это ведь принадлежит только мне и никому более во всем мире. Все родители одинаковые, - попытался я успокоить сам себя. И кто из мальчишек не мечтал в детстве о такой «железке», почему бы чужому отцу и не высказаться также? Невольно я посмотрел ему в глаза, надеясь увидеть подтверждение догадки о том, что передо мной такой же взрослый ребенок, как и я сам: у них глаза с возрастом не меняются, так что определить несложно. И тут меня ожидал еще один странный сюрприз. Готов поклясться чем угодно: на меня смотрели…мои же собственные глаза, будто я увидел их в зеркале заднего вида автомобиля. Большие миндалевидные коричневые, с угольного цвета зрачком, которые при определенном освещении казались изумрудными – нет, такими только наш род был награжден: эти глаза смеялись, злились, уставали, засыпали по-своему, и я бы никогда не спутал их. И как мне было тогда знать, что если залить в мозг робота оцифрованное сознание, то интерфейс умной машины будет меняться в зависимости от свойств закаченной оцифрованной души.
Я вернулся домой. И опять один в маленькой келье, с видом на колодец двора. Впрочем, все это неважно. Моя истинная жизнь проходит в виртуальном пространстве. Да, все это не наяву, но знаете что: мне такое существование нравится. «Просто привык», скажите вы. Быть может. Но когда сердце перестанет биться, моя оцифрованная личность продолжит этот путь. Пусть в реале я не вышел в люди, но у моего цифрового двойника будет много времени, чтобы отыграться.
А тот вечер был в итоге испорчен неприятным недоразумением. Какой-то придурок, назвавшись моим именем, пытался набрать в местной продуктовой лавке еды в долг. Видимо, прознал, что пару лет назад я, будучи на мели, умудрился наклянчить там полный холодильник. Долг я потом погасил и вообще забыл уж давно про тот случай. Но, видимо, кто-то оказался невольным свидетелем моего унижения. … Какая наглость и глупость!   Разве он не догадывался, что все транзакции отслеживаются, а камеры моментально сличат его лицо и тут же доложат куда следует. Вот идиот, из-за него я теперь должен тащиться в полицию.
- Вы не первый по этому вопросу, - сходу выпалил офицер, как только я появился на пороге участка. Он кивнул головой на странного типа, который забился в угол «обезьянника». У нас в разных точках более двадцати похожих эпизодов. По городу где-то бегает целая стая роботов, и все они представляются именами разных людей. Когда мы проанализировали, что общего у этих людей, без труда заметили, что все потерпевшие в разные времена прошли через сканирование сознания в «Цифровом бессмертии». Вы ведь тоже эту процедуру сделали, не так ли?
- Всегда был уверен, что информация о подобных персональных действиях гражданина является строго конфиденциальной, - я недовольно сдвинул брови, готовясь закатить скандал, понимая, впрочем, что этот офицер полиции тут абсолютно ни при чем.
- Так точно. Она и была таковой, пока не было возбуждено уголовное дело по факту кражи ваших личностей с серверов. Хакеры, чтоб их… куражатся. Сперли вашу личность и загрузили в мозг этого железного балбеса. Корысти в преступлении, похоже, нет, банальное хулиганство, но мороки много. К тому же, есть жертвы. Вы, например, - сострил полисмен.
- И это хакеры проделали не менее десятка раз, и с разными людьми – все ради куража?! -невольно выразил я сомнение , прикинув возможный масштаб бедствия.
- Мы думаем, что на самом деле гораздо больше. Со склада своими ногами ушла целая партия машин, а их там было несколько паллет. На каждой хранилось роботов по двадцать, сейчас выясняем точно количество беглецов. Компания, которая владела ими, отказалась от своих ходячих манекенов, теперь у нас головная боль. Но мы все-таки полиция, а не контора по утилизации чокнутых роботов. Хотите – берите его себе.
Сначала эта идея показалась мне крайне странной, зачем мне нужен робот-двойник. Кстати, его я узнал, тот же самый тип, что глазел на железную дорогу и козырял афоризмами моего отца. Я прозрел. Загрузка разума, которую я совершил пару лет назад, закончилась таким шокирующим результатом, кражей и передачей моей личности неизвестно кому. Вернее неизвестно чему. То ли моя нервная система так среагировала, выставив какой-то защитный блок, то ли я сам так решил: нужно сделать ход, который позволил бы мне разобраться в ситуации, не сходить потом с ума, проигрывая десятки вариантов развития событий. В конце концов, было банально любопытно, как ведет себя машина, в которой мое «я» переведено в двоичный код программирования. И, чем черт не шутит, может быть, я – избранный. И все это неспроста?
- Я его забираю у вас, - отчеканил я полицейскому, - открывайте клетку.
Робот семенил за мной, как собачка за хозяином, покорно и радостно, был бы у него хвост, он наверняка вилял бы им. Пытался завести разговор, но каждый раз я пресекал его попытки: когда возвращаюсь домой, всегда иду быстро и думаю на ходу. Конечно, я сразу же ощутил себя его хозяином, ведь мой мозг – исходная матрица для его сознания, да он вообще существует только потому, что я когда-то родился. Так что налицо полная его зависимость от меня, значит, он мне должен быть подчинен. Поэтому, как только мы добрались до дома, я стал первым делом его ругать, как своего провинившегося ребенка, хотя усыновлять робота я полицейским не обещал.
- Пожалуйста, не ругайтесь, - взмолился робот. Когда вы так бранитесь, у меня от страха трясутся коленные суставы, а это может привести к преждевременному разрушению подшипников. У меня стоят не очень крепкие, китайские радиально-корпусные.
- Ладно,- великодушно махнул я рукой. Ты мне скажи, как стереть теперь из твоей башки мои воспоминания.
- А зачем вам их стирать, ведь вы – это я, а я – вы. Копия самого себя ещё при жизни это разумно. На всякий случай.
- На всякий случай у живых есть скорая помощь. Насчет того, что ты – это я, пожалуй, соглашусь. А вот в остальном… Послушай, ведь вы-роботы созданы, чтобы просто помогать нам, не более того.
- Да, конечно, - мой собеседник сразу стушевался, когда ему напомнили о его изначальном предназначении. -  Произошло недоразумение, видимо. Я могу вместо вас работать, например. А вы будете отдыхать, просто получать деньги и делать что угодно. Вы, кстати, так и не прошли все уровни Стратегии Сингулярности. Я могу вообще делать все что угодно, при этом в любой момент вы меня сможете выключить. Вот смотрите. Робот ловким коротким движением поддернул левую ушную раковину вверх и снял ее с крепления, которое выступало из пластиковой черепной коробки. За ухом была небольшая красная кнопка.
– Просто нажать на эту кнопку, и все, меня нет, останется только чистая операционка, я даже не смогу двигаться. Он протянул ухо мне в качестве подтверждения своей решимости. Я отодвинул руку робота с её языческим жертвенным даром. 
- Послушай, машина, не знаю, как там тебя зовут…
- Как и вас, если не против. Другие имена мне не нравятся.
- Ладно, пусть будет «как и нас», - передразнил я робота, сощурив глаза для придания себе свирепости. - Таким он меня не знает, злорадно подумал я.
- У меня, вернее у нас, есть одна очень большая проблема, - неуверенно начал робот новую тему. Простите меня, но я скажу вам честно, как есть на самом деле. А по-другому я и не умею.
- Я лично вижу только один вопрос, ставить тебе ухо на место или все-таки нажать на кнопку и сдать в металлолом, - зло процедил я.
- Но вы же не хотите, чтобы цифровая жизнь, которая наступит после физической смерти, превратилась для вас в ад?
- А почему она, собственно, должна превратиться в ад?! - возмутился я наглости робота, уже ставящего мне ультиматумы, ведь еще минуту назад он трясся от страха. – Я никому в жизни ничего плохого не сделал.
Робот сделал вид, что ему крайне неловко продолжать этот разговор. Он переминался с ноги на ногу, опустил голову, стараясь не смотреть в глаза. Вот артист! 
- Извините, но вы слишком пресно живете. Познав ваш внутренний мир, я отметил, что он обеднен эмоциями.
Я поднял удивленно брови в этот момент, хотя, признаться, робот не сказал мне ничего, что бы я сам о себе не знал.
- Вы сужаете возможность развивать паттерны эмоций, в матрице они зафиксировались на столь коротком отрезке, что невозможно выстроить алгоритмическую модель счастья.
- Надо же, как пафосно, - усмехнулся я, глядя на андроида, который, как говорится, на ходу переобулся. Теперь он блестяще исполнял роль трогательного робота-переживалки. - Слушай, а если тебе нужны эмоции, то вот она – дверь. Иди на улицу и собирай их там, сколько хочешь. Лично меня моя жизнь вполне устраивает, а что будет с цифровым существованием, я узнаю, когда пробьет мой час, к чему торопить события? - подвел я черту под его сомнениями.
Но рано я праздновал моральную победу. Самое интригующее от прямоходящей копии самого себя мне только предстояло выслушать.
-  Я не могу включить функцию сбора новых эмоций из внешнего мира пока…- робот замялся, имитируя нечто среднее между сомнением и страхом.
- Пока что? Ну же, не бойся! - призвал я собеседника, неуклюже втыкая ушную раковину обратно на место, что мне удалось сделать только с третьей попытки.
- Пока вы живы, - застенчиво выдавил из себя робот и опустил глаза.
Мне показалось, что робонаглец имитировал глубокую скорбь. Уж не по поводу того ля, что я еще не сдох? Я опять разозлился, и робот это уловил своими сенсорами. Мне стало не по себе, учитывая тот факт, что он  был прав по сути. Я вспомнил, как мне говорили клиентские менеджеры из «Цифрового бессмертия»: пока я жив, алгоритм деактивирован.
- Уж не хочешь ли ты часом меня замочить, дорогуша? – на всякий случай спросил я робота, сидевшего напротив меня в кресле, как кандидат на собеседовании. Действительно, а не собирается ли он, как бы это помягче выразить, «ускорить включение алгоритма». И вообще: жертвы, знаете ли, часто приводят своих убийц домой, мелькнула стрёмная мысль.
- Что вы! – Робот схватился за голову руками. Неужели вы сейчас подумали, что я тороплю вас закончить свой биологический путь. Какой ужас, если вы даже мысль такую допускаете! Я не ваше кибернетическое альтер эго, я – это и есть вы. Убить вас значит сломать весь алгоритм, и тогда вообще все бессмысленно…
Я подумал, что на этой пафосной ноте мой гость и закончит свое выступление, но последовала неожиданная просьба с его стороны.
- Я хочу попросить вас, прежде чем мы расстанемся окончательно, об одной услуге. Это сделать не так сложно, все что нужно – научиться получать удовольствие от жизни. Пожалуйста, постарайтесь до предсмертного сканирования наполнить свой мир эмоциями, получить ассоциативный пакет отцовских переживаний, например. Ведь в мире вашего двойника размножение – не более чем создание цифровой копии самого себя, с таким же набором файловых кластеров. Тоска, если вдуматься, - по-человечески горько робот издал звук тяжелого вздоха переживающего за что-то человека.   
- А из тебя мог бы получиться неплохой робот-артист. Но боюсь, разочарую тебя, мой дорогой электрический родственник. Я не встретил ни разу такой женщины, чтобы прочувствовать то о чем ты пытаешься тактично сказать – создать дубликат…. И боюсь, мой поезд уже уехал по железной дороге, что мы видели с тобой в магазине, - пригвоздил я машину нашими общими (как выяснилось теперь) переживаниями.
- Я все-таки попрошу вас, - настаивал робот. Ради себя самого. Он встал, решительно открыл дверь и быстрым шагом ушел из моей кельи по-английски, не попрощавшись.
Куда пошел мой двойник неизвестно, он шел без навигации, формируя траекторию движения лишь на основе зрительных образов. Дойдя до парка, машина вошла в него и продолжила движение по центральной аллее. Возможно, робот так и бродил бы по ней кругами бесцельно, пока не села батарея. Но в конце аллеи к нему сзади подбежала какая-то женщина в спортивном костюме, которая, как казалось, занималась спортивным бегом в парке. Компьютер машины получил от заднего локатора сигнал об объекте на семнадцать градусов правее позвоночной оси. Объект мог представлять угрозу, однако никаких инструкций на такой случай у робота не имелось, и машина продолжала движение. Женщина подбежала сзади. Она ловким движением, буквально одним щелчком, сдернула левую ушную раковину андроида и быстро нажала на красную кнопку. Робот тут же встал как вкопанный. «Фатальная остановка всех систем», - сухо отрапортовал он о своем состоянии. Его колени подкосились, зрачки сверкнули красным огоньком киберсмерти, затем машина упала навзничь и замерла навсегда. Женщина наклонилась над ней, посмотрела пару секунд в остекленевшие глаза машины и бросила рядом с роботом какую-то бумажку.
На следующий день СМИ сообщили, что в нашем районе, в парковой зоне найден манекен робота. Он был без уха, и стертой набело памятью. Гибель робота преступлением не считалась, но случай снова поднял вопрос о том, что нужно заняться, наконец, хулиганами, что оккупировали городской парк. Рядом с андроидом лежала его предсмертная записка, а в ней два слова: «увидимся в раю». Уверен, это мой вчерашний гость, а послание было адресовано мне. С одной стороны, гора с плеч – моя личность стерта из памяти шагающего компьютера. Но с другой… Черт возьми, ведь он заставил меня крепко задуматься. И еще: я невольно поймал себя на мысли о том, что мне жалко этого робота, будто я узнал, что погиб близкий человек. Нет, нужно гнать прочь эти нездоровые мысли! Это ведь всего лишь вещь, к тому же чужая. И что мне до того, что она самоутилизировалась? А может его  менеджеры из «Цифрового бессмертия» подослали? Хотя, с другой стороны, зачем им это? Поэкспериментировать на мне? Тогда им пришлось бы в любом случае признать, что они вскрыли мое облако. А, может, завладеть моим депозитом раньше срока? Но тогда причем тут пресловутые хакеры, или их выдумали полицаи для перевода стрелок, и всё это одна банда? Я собрался с духом и позвонил в «Цифровое бессмертие», но они, конечно, все категорически отрицали, выражали крайнюю степень возмущения произошедшим, извинялись. Потом мне пришло письмо от заместителя начальника отдела по работе с клиентами, в котором компания пообещала бесплатно сделать внеплановое промежуточное сканирование. Если я пожелаю сам. Но я отказался, мне больше нечего сохранять на их сервер.
Жизнь вошла в прежнее русло: с работы – домой, к экрану, за которым жизнь цифрового мира. В нем все как я хочу. Но вот сегодня услышал новость, которая разворошила мой мирок: арестован хакер «Z8GND5296», более известный как «Z-8». Вычислили все-таки. Да, это тот самый хакер, что украл скан-образ моей одинокой души с сервера «Цифрового бессмертия». Оказалось, это женщина… Стал изучать все инкриминируемые ей кейсы. Долго про нее думаю в последнее время, талантливый человек она, все же, вскрыть такие сложные системы! И, кстати, весьма недурна собой, по крайней мере, в моем вкусе…кажется, у нее глаза такие же или лучше даже, чем у меня. Я в них утонул бы, наверно. А ее последнее слово на суде! Какая яркая речь. Про ответственность перед цифровым разумом, про сострадание, гуманность и любовь. Z-8 вскрыла наши цифровые души, поместила их в андроидов и отправила в людскую реальность. Она вложила в моего несчастного робота-близнеца послание о том, что наша цифровая жизнь рискует превратиться в ад, бесконечное блуждание по тупиковому лабиринту, копирование боли и заражение ею всей сети. Мое сердце начинает учащенно биться каждый раз, когда я думаю о ней и даже о том, что косвенно связано с ней, и даже когда я вспоминаю, как думал о ней вчера…что со мной происходит, это настоящее безумие. А что мы вообще знаем о бессмертии, разве мы достойны, мы отсканировали души ради того, чтобы существовать вечно, даже не осознавая, какой это на самом деле ответственный шаг перед самим собой! А она всё понимает…. Z-8, ты мой герой, и я буду ждать тебя, хоть вечно, ибо уже не могу без тебя… Боже, неужели я влюбился? 

2019г.


Рецензии