Воспитание детей дело мужское

Социальный очерк

                Воспитание детей  –  дело мужское

«Каждая семья –  это часть государства»
               
Аристотель,древнегреческий философ (385-323 до н. э.)

«Личности мало одних только прав, ей необходимы
достаток и воспитание, чтобы ими воспользоваться"

Гегель, немецкий философ (1770-1831 г.г)

Воспитание детей на 90 процентов происходит в семье, хотя многие родители, специалисты по воспитанию и некоторая часть ученых так не считают. Но вряд ли у кого возникнет сомнение в том, что воспитание детей – очень ответственное государственное дело. И дело тут, конечно, не только в авторитетном мнении великих мыслителей.
Ответственность – хорошее, изначально несущее в себе позитивный смысл, имеющее большую значимость, сильное, мускулистое слово. В нем больше мужского начала, хотя оно женского рода. Может быть, поэтому чаще всего оно произносится применительно к мужчинам, нежели к женщинам. Да и в жизни чаще всего ответственными бывают мужчины.  Разве не мужчинам вменяется ответственность за семью, за успешную деятельность коллектива, за успешное социально-экономическое развитие области и региона, за обороноспособность страны, за спасение народа и отечества, когда над ними нависает опасность порабощения и уничтожения и т. д.? Поэтому и за правильное воспитание детей в семье должны отвечать отцы, особенно детей мужского пола. Впрочем, так было во все времена: и в древних Великой Степи, Персии, Греции, Риме и Китае, и в дореволюционной России, Японии, кочевой казахской степи, казацких станицах и т. д.
Существует мнение, что со времён Первой мировой войны до настоящего времени отцы уделяют этому важнейшему делу все меньше внимания. В подавляющем большинстве семей, как показывает практика, воспитание детей мужчины переложили на плечи женщин. Причем, не только «дальнебойщики», полярники, сотрудники внешней разведки, геологи, нефтяники-вахтовики, которых можно понять, но и большинство тех мужчин, которые работают недалеко от своего дома. Если 70 лет 20–го века объясняются отсутствием или неполноценным присутствием отцов, которые либо погибли на полях сражений двух мировых войн, либо вернулись оттуда покалеченными и отравленными «сталинскими» порциями спирта, то  объяснить этот сегодняшний феномен – феминизацию воспитания детей –  очень трудно. Его  должны объяснить, наверное, специалисты по данной области, психологи, ученые. Я к этой категории не отношусь, поэтому воздержусь от высказывания своего мнения по данной проблеме. Поговорим о другом. Например, о пользе и вреде воспитания детей в семье мамами и бабушками. Кстати, эта тема, так или иначе, касается и школьное воспитание, поскольку сегодня и в общеобразовательных школах в основном одни женщины, мадмуазели и дамы. И винить за этот «перекос» мы вправе государственные институты, потому что мужчинам стыдно за смешные, мизерные зарплаты быть учителями и воспитателями. 
Итак, о воспитании детей в семье мамами и бабушками. Пользу в этом я вижу только в том, что дети почти всегда под присмотром, обласканы и сыты. Однако, подавляющее большинство мальчишек, воспитанное женщинами, или выросшее в неполной семье, т. е. без отца, больше похоже по характеру, поступкам, складу ума на своих воспитателей, т. е. на женщин:  они болтливые, очень часто несдержанные, не уравновешенные, порой даже истеричные, склонные к ссорам и дракам, мелочные, завистливые, живут только сегодняшним днем. Как замечено психологами Запада, чаще всего такие мальчики впоследствии становятся также гомосексуалами. Но удивляет и то, что современные девчонки, воспитанные мамами и бабушками, также не особенно радуют своими женскими способностями; большинство из них не умеют ни вязать, ни штопать, ни шить, ни готовить на должном уровне. Часто приходится слышать о том, что невестка на второй день после свадьбы заявляет свекрови: «Я не умею готовить!», а молодого мужа ошарашивает признанием: «дорогой, я не умею стирать и гладить мужские рубашки и брюки». Почему так происходит? Наверное, потому, что большинству женщин-воспитателей не свойственны серьезное планирование будущего, видение проблем завтрашнего дня, широта мировоззрения, настоящая ответственность. Их, конечно, трудно винить в этих их недостатках, потому что мы знаем, что такое домашнее хозяйство и его ведение. Да, слишком много дел по дому и слишком мало времени на глубокие размышления. Хотя, конечно, есть и такие женщины, которые вообще не способны к серьезным размышлениям: ни о будущности своих детей, ни о задачах воспитания…
Но винить женщин можно в другом: за нетребовательность к своим мужьям. Они, особенно азиатки, не требуют, чтобы мужья были успешными, профессионалами своего дела, чтобы они постоянно занимались самосовершенствованием, являли собой отличный пример для собственных детей и серьезно занимались их воспитанием. Женщины могут это требовать, имеют право на это, но, видимо, не хотят.  Вспомним женщин древней Спарты. Однажды они потребовали от своих мужей и возлюбленных прекратить войны и поставили перед ними условие: не прекратят – не будет никаких радостей любви, постельных утех и наследников. Говорят, что сначала мужчины здорово посмеялись, но потом, на самом деле получив от женщин «от ворот поворот», призадумались, а затем прекратили, причем на многие годы, всякие войны и разборки с оружием в руках, занялись мирным трудом, спортом, воспитанием детей, науками. В результате была создана Великая древнегреческая цивилизация, давшая миру величайших мыслителей, философов, математиков, врачей, литераторов, таких как Сократ, Платон, Ксенофонт, Аристотель, Пифагор, Гиппократ, Софокл,  Аристофан и многих других, создававших в свою очередь всемирную славу Греции. Видимо, этот факт имел в виду Миль Джон Стюарт, английский философ и экономист 19 века, когда писал: «Ценность государства определяется ценностью его  граждан».
Великих людей и ценных граждан всегда воспитывали мужчины. Например, Александра Македонского с самого юного возраста воспитывал Сократ, Чингисхана – его дядя, имевший неплохие навыки полководца. Воспитанием и формированием души будущего великого писателя Виктора Гюго занимался его отец, пэр Франции. И он не удивился, когда однажды семилетний Виктор удивил всех остальных гостей своего отца -  пэров, князей, герцогов, баронов и других персон высшего света Франции, четко ответив на вопрос одного из них «Кем ты, Виктор, хочешь стать, когда станешь взрослым?» так: «только Шатобрианом!»   В то время писательская слава Шатобриана гремела на всю Европу. Таких примеров можно приводить сколько угодно. 
А вот английского Джека-Потрошителя и российского серийного убийцы-монстра, насильника девочек Чикатило, как известно, воспитывали одни матери... Многие завистники, сводившие в могилу выдающихся личностей, гениев человечества, также росли без отцов. Сейчас нередко можно наблюдать на улице, в поезде, самолете и т. д. мужчин, которые могут разговаривать без перерыва часами, точно как женщины. Эти мужчины, скорее всего, также воспитаны только мамами. А Бенджамин Франклин, американский просветитель, государственный деятель и ученый говорил: «Учи своих детей молчать, говорить они научатся сами».
Верно сказал Аристотель, что каждая семья –  это часть государства. И  этой частью государства  должен руководить тот, кто имеет больше мудрости, разнообразных знаний, полезных навыков, а главное - кто может, способен принят на себя больше ответственности.               
               

                Позитивное воспитание

«Легче зажечь одну маленькую свечку,
чем клясть темноту»

Конфуций, древнекитайский
философ, мыслитель (551-479   
г.г. до н.э.)

Воспитать и вырастить ребенка хорошим человеком можно, воспитывая его только хорошим примером. И замечательно, если хорошим примером, объектом подражания будет его родной отец. Недаром ведь сказано: «Дети слепок своих родителей». Хорошо также, если в семье царит атмосфера любви, взаимоуважения, взаимопонимания, в нем уважаемы трудолюбие, стремление к самосовершенствованию, любовь к книгам, к чтению. В семье всегда должен быть свет: свет любви, добра, надежды, счастья, культуры, просвещенности. Только в этом случае родители будут иметь таких детей, о каких они мечтали и на которых они могут положиться в старости.
Джон Локк, английский философ-материалист  17 века,  в педагогике исходил из решающего влияния среды на воспитание человека.  Под «средой» он имел в виду прежде всего семью и ближайшее окружение человека. Но многие ученые, педагоги, психологи, в том числе и сегодняшние, раздвинули границы «среды» Локка слишком далеко, включив в неё подростковые группы, школу, молодёжные субкультуры, рабочие коллективы и даже само общество.   И вывели аксиому: «Плохая среда разрушает личность, в том числе и хорошо воспитанного человека».
Я считаю это неверным суждением. Мне приходилось иногда жить в среде почти конченых наркоманов и алкоголиков, трудиться в таких коллективах, где царила атмосфера черной зависти к успеху друг друга, стяжательства, доносительства и прочих мерзостей. Слава Богу, ничто из этой плохой среды не прилипло ко мне и не повлияло на меня. А это потому, что я с рождения имел хороший пример – своего отца, участника Второй мировой войны, орденоносца, прекрасного педагога, уважаемого всеми человека, до конца своей жизни ни перед кем  не прогибавшегося, никогда не ронявшего своего достоинства, способствовавшего тому, чтобы я к окончанию 8-го класса прочитал почти всю мировую классику, почти все книги по истории Древнего мира и Средневековья, полюбил классическую музыку. И вот, живя вынужденно (это было в Ростове-на-Дону, после службы в армии, до поступления в университет, когда я жил в съемной квартире в большом доме, принадлежавшем морскому пароходству) среди наркоманов и алкоголиков, причем, отсидевших разные сроки в тюрьмах, по любому поводу хватающихся за ножи, я всегда чувствовал себя выше них и не имел никакой робости перед ними. Я не боялся их. А они робели перед моими знаниями и безошибочными логическими рассуждениями, силой духа и стальным нервом.  И уважали меня. Уважали за то, что я в каждом из них находил привлекательные черты и концентрировал на них свое внимание, и обращал на них внимание остальных «корешей» и «братков». С некоторыми из них у меня как бы даже сложилась крепкая мужская дружба. Всему этому я был обязан моему отцу.
Воспитание детей хорошим примером, добрыми помыслами и делами, достойными поведением и поступками, окружение их заботой и вниманием всегда дают хорошие результаты. Бесспорно и то, что хорошее влияние оказывает на детей и классическая литература. Она учит их думать, размышлять над житейскими проблемами, воспитывает в них способность к переживанию и сопереживанию, а также знать, как говорил Лев Толстой, жизнь и разных типов людей. Но сейчас дети не читают книг, хотя от своих учителей литературы наверняка слышали, что в книгах заключены вся земная мудрость со дня сотворения человека и бесценный опыт многих поколений человечества. Дети не читают книг, потому что в семье им не прививается любовь к чтению, потому что родители сами не читают книг, а во многих семьях вообще нет книг, не говоря о домашней библиотеке. А если у кого-то она и есть, то она чаще всего выполняет функцию декорации, является одним из элементов интерьера, показным свидетельством зажиточности или является намёком на интеллигентность семьи, и не более того.  К книгам в такой библиотеке, состоящей из многотомных собраний сочинений, как правило, никто в семье не дотрагивается.
«Я  никогда  не  бываю  так  занят,   как  в  часы  своего  досуга», -  писал Цицерон, знаменитый
древнеримский политический деятель, оратор и писатель. Он, как свидетельствуют его современники, мог сутками сидеть за книгами и древними рукописями в общественной библиотеке Рима. «Нужно много учиться, чтобы немногое знать», - писал Маккиавели, средневековый итальянский теоретик политики. А Эразм Роттердамский, гуманист эпохи Возрождения, голландский филолог и писатель, говорил:  «Моя родина там,  где моя библиотека»  и  «Когда были деньги,  я  покупал  книги, а когда денег не было –  одежду и пищу»...


                Формирование души ребенка

«Все добрые мысли, добрые слова и добрые дела
совершаются через знание и ведут к лучшему
существованию, а все злые мысли, злые слова,
злые дела происходят без знания и ведут к
худшему существованию».

Три морально-этических принципа
зороастризма из духовного учения
Заратуштры. (Начало второго
тысячелетия до н. э.)

Начинать эту важнейшую часть воспитательной работы надо, как утверждал американский доктор Бенджамин Спок, автор знаменитой книги «Ребенок», еще в то время, когда ребенок находится в утробе матери. Для того чтобы развивающийся мозг ребенка получал позитивную эмоцию, его мать один раз в день должна делать музыкальную паузу для прослушивания классической музыки спокойного характера, умиротворяющую, жизнерадостную музыку. На Западе подходящей музыкой для этого считаются некоторые произведения Штрауса, Баха, Бетховена, Шумана, Шопена, Вивальди. Тогда, утверждают теоретики воспитания, у ребенка душа формируется в нужном направлении:  она становится восприимчивой ко всему позитивному, она будет открытой ко всему лучшему, прекрасному.
Мне часто вспоминается один забавный случай. Однажды на улице Гамбурга я наблюдал за такой забавной сценой. На скамейке в тени раскидистого дуба сидела девушка лет четырнадцати и читала книжечку в мягкой обложке. В ее уши были вставлены наушники от карманного аудиоплеера. Я не обратил бы на эту девушку особого внимания, если бы не маленький белобрысый мальчишка, Ему было около одного года и было видно, что он только недавно научился самостоятельно ходить. Вначале он стоял возле своей матери, молодой женщины, держась за ее мизинец. Мать с увлечением беседовала со своей подругой, которую, по всей видимости, встретила после долгой разлуки. Они стояли невдалеке от той девушки на скамейке. Мальчик оглядывался по сторонам, потом его взгляд остановился на девушке. Он некоторое время пристально смотрел на неё, потом отпустил палец матери и медленно, едва удерживая равновесие, зашагал в сторону девушки. Он подошел к ней вплотную, встал прямо перед ней и смотрел на неё. Девушка мельком посмотрела на мальчика, приветливо улыбнулась и продолжила чтение. Неожиданно мальчишка протянул к ней обе ручонки и  беспардонно, какое свойственно кавалерам его возраста, вырвал из ее ушей наушники и начал водить ими по своему лицу в поиске собственных ушей. Он еще не знал точное местонахождение своего слухового органа. Но как только наушники оказывались возле ушей, он тут же начинал танцевать. У него очень хорошо была развита пластика движений. Было любо смотреть на его танец. Но при резковатых движениях тела и рук наушники соскальзывали с места и мальчик тут же замирал в забавнейших позах (в наклоне в одну или другую сторону, вперед или назад), затем  снова по всему лицу искал с наушниками, как с миноискателями, свои уши, найдя же их, моментально продолжал ритмичный танец.  Мы с девушкой, глядя на забавного мальчишку, тихо умирали со смеху. Чуть позже, познакомившись с его матерью, я узнал, что её муж и отец ребенка, - танцор ритмопластического модернового балета, серьезно увлекается современной музыкой и учит своего сына понимать ритмику музыки и выполнять под ритмы красивые телодвижения. 
Как видим из этого примера, ребенку уже до года от роду  можно привить тягу к прекрасному, а также научить его многому:  восприятию музыки и её ритма, пониманию её специфического назначения, прекрасной пластике тела и движений. Можно быть уверенным, что этот мальчишка вырастет хорошим, хорошо воспитанным человеком и, возможно, станет выдающейся личностью, гордостью не только своих родителей, но и своего народа.
И в дальнейшем, когда ребенок начнет понимать мысли своих родителей, научится анализировать свои поступки и поступки родителей, он должен слышать и видеть только позитивное. Но во взрослом человеке, как известно, легко уживаются и хорошее, и плохое. Многим родителям, наверно, очень трудно воздерживаться при детях от ссоры из-за денег или от обсуждения в негативном плане своих соседей или каких-то знакомых, которых знают и их дети. Часто ссорящихся родителей ребенок будет бояться, а потом – и ненавидеть. Он будет априорно ненавидеть и соседей, потому что их ненавидят его родители. И завидовать другим детям, у которых родители всегда веселы, жизнерадостны, всегда обнимаются и целуются, говорят только о хорошем. Все эти негативные моменты в жизни ребенка приведут к тому, что в нем постепенно будет формироваться комплекс неполноценности и расти злоба, ему будет труднее завязывать знакомства с другими детьми, иметь с ними дружеские отношения. Он будет всё больше замыкаться в себе. Ответной реакцией других детей будет точно такой, какая была в отношении героини фильма Роллана Быкова «Кукла». Все это, в конце концов, может привести к трагической развязке...
Бывает и так, что некоторые родители, неожиданно разбогатев и забыв о том, откуда они сами вышли, начинают воспитывать своих чад в духе превосходства над остальными людьми. Воспитывают  «халифов на час». И, сами того не осознавая, они изуродуют еще не окрепшую душу своего дитя. А изуродованная душа также может не найти дорогу к светлому и доброму. Разве мало мы знаем случаев, когда, так называемая, «золотая молодежь» издевалась, а затем насмерть забивала пожилого бездомного человека, чуть ли не поголовно становилась наркоманами или ради легкой наживы совершали жуткие преступления? Такими примерами пестрят газетные страницы и телепередачи не только у нас в России, но и в Евросоюзе. А чем заканчиваются «подвиги» этих высокомерных «халифов»? Правильно: тюрьмой, зоной строгого режима, а в лучшем случае – «слинянием за бугор», т. е. эмиграцией.   На не менее жестокие преступления могут пойти также и дети, выросшие в нормальных, среднего достатка, семьях, даже в интеллигентных, на первый взгляд, семьях, в которых однако же водится всего лишь один грех -  завистливость.   
Душа ребенка, постоянно блуждающая в полумраке или в темноте невежества, живущая в мире ханжества, грубости, нелюбви родителей друг к другу и презрении к остальным людям, не может нормально формироваться. Это как аксиома.
   

                Убийцы и преследователи гениев

«Культура –  это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаченным хаосом», -   написал когда-
то известный немецкий  философ  Фридрих Ницше.  Это верно. И она, культура,  требует постоянного возделывания, ежедневного ухода, бережного отношения.  Есть также такое понятие, как «внутренняя культура человека». Она – внутренний стержень из нержавеющей стали, помогающий человеку не сгибаться под тяжестью обстоятельств, не метаться из стороны в сторону как угорелый, правильно ориентироваться в различных ситуациях и принимать то решение, которое окажется единственно верным. В гитлеровской Германии, зомбированной манией величия фюрера и идеями нацизма, нашлось немало немцев, которые организовали антифашистское сопротивление, не сломились под страшными пытками в застенках гестапо и умирали с высоко поднятыми головами. То же самое происходило и в сталинской России в период тотальной репрессии. В тех людях, которых не смогли сломать тоталитарные режимы, была высочайшая внутренняя культура. Твердая, сильная, с глубокими корнями. Такая внутренняя культура воспитывается и становится неотъемлемой частью человека не сразу, а в течение долгих-долгих лет. Это кропотливая  работа, она  требует участия не только родителей, но и самого ребенка, а затем и молодого человека. Человек, став взрослым, сам может сформировать в себе высокую внутреннюю культуру. Формирование ее происходит в результате вдумчивого чтения классической и просто хорошей современной литературы, прослушивания классической музыки, глубокого анализа собственной жизни, ее смысла и цели, собственных способностей и возможностей, своего отношения к близким людям, окружающим и при необходимости – корректирование этих отношений в сторону их улучшения, стремления к достижению благой цели (например, получить высшее образование, стать настоящим профессионалом своего дела, научиться уважать мнения и свободу других людей)  и многих других позитивных процессов мышления, поступков, накопления определенных сумм знаний и умения пользоваться этими знаниями во благо.      
«Если окажешься в такой ситуации, что не знаешь, как поступить, поступай по закону», -  говорит в одном фильме отец своему сыну, начинающему карьеру следователя. Отличная мысль и замечательное благословение. Эта мысль будет также и тем стержнем, вокруг которого начнет складываться внутренняя культура молодого следователя. 
Культуру создает народ, но с помощью и активной деятельностью высокоталантливых и гениальных людей. Внутренняя культура в основном создается также при участии этих талантливых и гениальных людей, вернее сказать, при помощи их научных и литературных произведений. И эти люди, являющиеся по праву достоянием своего народа и всего человечества, к величайшему сожалению, чаще всего умирают не естественной смертью, а погибают от рук завистников или же по их наущению и прямому заказу на убийство. И по вине этих завистников человечество преждевременно лишается своего самого дорогого достояния. Иоганн Вольфганг Моцарт, отравленный коллегой Сальери, Александр Сергеевич Пушкин, застреленный Дантесом, Юрий Михайлович Лермонтов, убитый бывшим сослуживцем Мартыновым, выдающийся казахский поэт 19 века, музыкант и вождь народного восстания Махамбет Утемисов, зарезанный и обезглавленный холуями султана Баймагамбета, величайший голландский художник Рембрандт, лишенный властями средств к существованию и умерший от голода, гениальный испанский художник Франциска Гойя, сошедший с ума и скончавшийся раньше времени от постоянной травли со стороны короля и его окружения, тот же Заратуштра, убитый во время молебны одним из жрецов языческих богов,  и тысячи других гениев, сведенных в могилу или затравленных  завистниками. Поэтому, когда думаешь о гениях, не успевших создать свои самые лучшие, самые гениальные творения, хочется на весь мир кричать:  «Родители, ради господа Бога, ради Аллаха, не воспитывайте завистников!»  Лучше вообще никак не воспитывать, чем воспитывать злодеев, ликвидаторов гениев и лучших людей человеческой цивилизации. Ведь эти мерзавцы свои первые уроки зависти и ненависти получают в родном доме, от своих матерей и отцов...

Карл Иса Бек


Рецензии
Чудесный очерк...

Олег Михайлишин   16.09.2020 13:54     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв, Олег! С удовольствием прочитал Ваш биографический роман. Желаю Вам творческих успехов.

Карл Иса Бек   16.09.2020 19:59   Заявить о нарушении
Какая актуальная, на мой взгляд, социальная тема, и очерк занятный, с удовольствием прочитала. Поспорила б по-женски кое с чем, конечно =)) но очень рада, что есть мужчины, которые в принципе задумываются над ролью отцов в воспитании детей.

Полина Марченко   17.09.2020 10:24   Заявить о нарушении
Насчет А. Македонского пример не совсем подходящий. Тот был гомосексуалистом. Кстати, последние бывают гораздо более жестокими, бесчеловечными и в роли воинов, и в роли простых бытовых убийц, чем мужчины обычной ориентации.

Владимир Хмыз   17.09.2020 12:15   Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Полина, за отзыв на очерк "Воспитание...". Я не мог не написать его, потому что когда слишком много женщин в системе образования, медицины, судебной системе, науке - это не очень хорошо, а в некоторых случаях просто катастрофа. К такому выводу я пришел после многих журналистских расследовании... В части компетенции, объективности, профессионализма женщины не могут состязаться с мужчинами по многим объективным причинам. Хотя в жизни я обожаю женщин... Особенно тех, которые являются хорошими женами, прекрасными матерями, хорошими начальниками тыла семейной армии мужчин :)

Карл Иса Бек   03.10.2020 07:10   Заявить о нарушении
Я занималась "трудными" подростками, нахожусь в теме. Полностью согласна с вами на счёт недостатков семейного и школьного воспитания, переносом в "женскую сторону". С этим ч что-то надо делать, на государственном уровне.

Ли

Лидия Мнацаканова   28.04.2023 07:09   Заявить о нарушении