Жизнь в калейдоскопе

   Жена генерал-майора, начальника Военно-походной канцелярии Николая II, князя В. Н. Орлова, слыла едва ли не самой модной дамой столицы. Портрет её работы Серова хорошо известен, на него просто невозможно не обратить внимания - такой уж он особенный, властно захватывающий чувства и воображение необычностью позы и некоторой надменностью изображённой светской львицы. Одна шляпка чего стоит! Тем более, что никто в Петербурге не умел носить шляпку так, как Ольга Константиновна, ухитрившаяся подняться до искусства там, где остальные ограничивались вкусом и элегантностью.

   А вот что писали о княгине люди, никогда не носившие подобных шляп? Записи такого рода остались, с ними любопытно ознакомиться. Итак, читаем мемуары известных художников, поскольку художники обожали Орлову и всегда околачивались где-то поблизости от неё в ожидании улыбки или поощрительного жеста.

Основатель и идеолог объединения "Мир искусства" А. Бенуа о княгине Орловой сообщает следующее: «Она была особо "милой", любезной, порой даже добродушной, но не особенно "содержательной... Она знала большой толк в нарядах, которые всегда отличались какой-либо, иногда и очень смелой, оригинальностью».

   Другой живописец, бывший ещё и маститым критиком, И. Грабарь, тоже не удержался и отвесил княгине свою характеристику: «Она не могла стоять, сидеть, говорить или ходить без особых ужимок, призванных подчеркнуть, что она не просто рядовая аристократка, а первейшая дама при дворе».

   Можно ещё узнать от современников и то, что княгиня совершенно не интересовалась искусством, что ее занимали исключительно мода и светская жизнь. Она не жалела денег на самые шикарные парижские платья. Нам настойчиво предлагают разглядеть в Ольге Орловой образец салонной аристократки, жившей весело, шумно, но далеко от души и разума - в утончённом калейдоскопе зеркал, красивых тряпок, оценивающих взглядов и неутолимой жажде чего-нибудь новенького, сногсшибательного.

   Однако какое-то, не всегда понятное, содержание в подобном существовании всё-таки имеется. История страны состоит не только из гениев и фигур политического масштаба. Существовали особы просто яркие, питавшиеся энергетикой позы и флюидами высокой моды, жившие во имя впечатления - от салона до салона. Жизнь великосветской дамы не так уж скучна и бессмысленна, как пишут о ней некоторые критики, - одни только примерки и продуманные появления перед обществом заполнят без остатка любой день. Разве женщина не желает выглядеть нарядной, более того - эффектной? И если обстоятельства не препятствуют, то почему бы этому не быть? Вот и была она - влюблённая в лоск и изящество княгиня Орлова, и запомнилась, и глядит на нас с прославленного портрета, как бархатная имперская орхидея.


Рецензии
Очень хорошо написано, Игорь!

Действительно - орхидея.

Но мне, глядя на её портрет, всегда было интересно узнать, что за картина висит на заднем плане? - мне кажется, что-то классическое библейское.
Интересно, просто интерьер комнаты изобразил Серов или же написал некую картину с намёком? Не знаю, задавался ли кто-нибудь из специалистов этим вопросом.

Михаил Эндин   18.09.2020 15:48     Заявить о нарушении
Спасибо, Михаил! Серов - не Маковский, ему не свойственна салонная комплиментарность. Что-то наверняка присутствует в картине как тайный знак, символизирующий его личное отношение к княгине. Известно, что Орлова портретом любовалась недолго, однажды взяла и продала его. По-моему, зря! Шляпки истлели, а портрет сохранился, лишь благодаря ему мы знаем о княгине Орловой и продолжаем ей любоваться!

Игорь Снежневский   18.09.2020 17:14   Заявить о нарушении
Вы ничего не написали про мой школьный рассказ.

Игорь Снежневский   18.09.2020 17:19   Заявить о нарушении