Запись сто девяносто пятая. Раздруживаюсь...

 28.01.11 Максим Л.  прислал письмо, что почти к каждому стихотворению предполагаемого стихотворного сборника Жени у него есть претензии. Я согласилась, что да (хотя насчёт «каждого» в душе удивилась), но попросила – какие стихи, кроме «Уйду в монахи» и «Золотые тротуары», которые, на мой взгляд, вполне на уровне, он бы ещё выделил. И он прислал разгромный разбор именно этих стихотворений.

Получается, что даже эти, по-моему - лучшие, Женины стихи никуда не годятся? Послала ему ответ в том духе, что его требование совершенства зашкаливает, и что если с таких позиций подходить, то стихи станут доступны только немногому кругу людей, творческой элите, оценивающей их не по душевной доступности, а по другим, довольно сложным критериям. Максим прислал возражение, мол, везде царит непрофессионализьм, халтура; что дело не в сложности критериев, а в том, что авторы не владеют техникой, а она нужна, потому что, зная технику, автор как бы подготавливает читателю «удобный стул» (Максимовы слова) для поглощения стихов.

То есть (я так поняла), владея основами стихосложения, усвоенными при обучении, поэт не допустит в стихах тех огрехов, от которых стихи могут быть корявы. Он подберёт надлежащие слова в таком порядке, чтобы для стихотворения это было наиболее приемлемо. И что поэтому вот он сам свои ранние стихи рассматривает, как неудачные, и не хочет их публиковать.(Вообще, у меня возникает подозрение, что этот Лит.институт, научивший Максима технике стихосложения, вышиб ясность и непосредственность, которая в первую очередь в его ранних стихах и привлекала. И Максим, как та сороконожка, не смогшая ходить, когда её спросили – а в какой последовательности она переставляет ноги, теперь будет следить за "правильностью" своей "походки").

И я поняла –  ошибкой было отправить Максиму Женины стихи. Максим – профессионал, и в стихах он прежде всего замечает огрехи мастерства. У него пропало непосредственное восприятие напева, он «поверяет алгеброй гармонию». Получается, Женины стихи могут оценивать только такие же дилетанты, как он сам – «нравятся» - «не нравятся». А почему это происходит, почему «нравятся» – кто знает, да это и не важно.

То есть поэты-самородки в журналы не прорвутся, если не предъявят диплом о филологическом образовании. Ни Тютчева, ни Фета туда бы не пустили, родись они сейчас.

Ответила согласием (а что остаётся?  Обидчиво писать – «а какие дипломы у серебровековцев?»), только описала мотивы своего решения издать сборник: для Жени в стихах – смысл жизни. Пока не ответил. Но с Максимом, похоже, я тоже раздруживаюсь. И стихи его последние меня мало волнуют – мастерство, наверное, есть, только выхолощены они для меня, живая мысль и чувство отсутствуют. Да и как можно иначе, если что-то вырвалось из тебя поэтическое, а ты потом сидишь с карандашом и вычёркиваешь те строки, что "технически не совершенны". Порою мне сдаётся, что теоретическая подготовка может убить данный от природы талант: живая строка,  оцениваемая "теоретически", может и схлопнуться.

Чем ещё меня насторожил Максим: в одной своей  публикации он написал что-то о неприемлемости тесных контактов (он написал о браке) с инвалидом детства.  Понятно, что меня это зацепило – важен не человек-личность, важна его физическая форма. (Это как в стихотворении - содержание не так важно, как оформление).Так что лучше – завязать с общением. Он чудесный человек, но даже самые расчудесные со временем меняются в ту сторону, в которую тебе не хочется даже и глядеть.


Рецензии