Вечнозеленые мелодии - evergreens первая часть
Поводом для написания данного "повествования" послужили замечательные музыкальные телепередачи, посвященные 75-летию Великой Победы. В этих программах прозвучало очень много песен, написанных в годы Великой Отечественной войны. Все это было приятно и радостно слышать, так как песни были великолепными. Но при этом меня все время одолевали мысли о том, что такие песни должны звучать в телеэфире не только в праздничные дни.
Думаю, что очень многие читатели этих моих строк знают такие музыкальные термины, как немецкий "schlager", английский "hit", польский "przeboj". Все они переводятся на русский язык как "гвоздь музыкального сезона", модная популярная песня или мелодия. Но если такой "гвоздь" остается популярным в течение многих-многих лет, то он уже переходит в совершенно иной разряд, именуемый на английском языке "evergreens", что на русском языке означает "вечнозеленые песни или мелодии". И такие вечнозеленые музыкальные произведения достойны того, чтобы их помнили вечно, всегда помнили их создателей - композиторов и поэтов-песенников и, естественно, исполняли тоже вечно.
Мне очень обидно, что на практике все происходит, как говорится, с точностью до наоборот. О таких evergreens на телевидении вспоминают, как я уже сказал выше, только во время великих праздников. А как обстоят дела с такими вечнозелеными мелодиями в других странах, например, в США? Должен сказать, что там есть чему поучиться. Я недаром выбрал для сравнения именно эту страну. СССР и Россия богаты музыкальными талантами в не меньшей степени, чем США. Посудите сами.
В США была пятерка великих композиторов-песенников. The Great American Songwriters: Irving Berlin, Cole Porter, George Gershwin, Richard Rodgers, Jerome Kern (Эрвин Берлин, Коул Портер, Джордж Гершвин, Ричард Роджерс, Джером Керн).
У нас тоже была пятерка композиторов-песенников, которых без колебаний можно отнести к числу великих: Исаак Осипович Дунаевский, Василий Павлович Соловьев-Седой, Матвей Исаакович Блантер, Борис Андреевич Мокроусов, Никита Владимирович Богословский.
В США были свои замечательные певцы и певицы: Bing Crosby, Al Jolson, Frank Sinatra, Nat King Cole, Perry Como, Dean Martin, Dick Haymes, Ella Fitzgerald, Rosemary Clooney, Helen Forrest, Doris Day, etc (Бинг Кросби, Эл Джолсон, Фрэнк Синатра, Нэт Кинг Коул, Перри Комо, Дин Мартин, Дик Хеймс, Элла Фитцджералд, Роузмэри Клуни, Хелен Форрест, Дорис Дэй и др.).
И здесь мы им не уступали. Вот краткий перечень наших выдающихся певцов и певиц: Леонид Осипович Утесов, Марк Наумович Бернес, Клавдия Ивановна Шульженко, Вадим Алексеевич Козин, Михаил Васильевич Михайлов, Ружена Владимировна Сикора, Рашид Меджид Оглы Бейбутов, Владимир Аркадьевич Канделаки, Иосиф Давыдович Кобзон, Муслим Магометович Магомаев, Георг Карлович Отс и др.
А в чем разница? Разница заключается в отношении к этим великим людям. У нас о них вспоминают сейчас по великим праздникам, а в США о своих великих до сих пор помнят постоянно.
Мало того, в США каждый певец, каждая певица, каждый оркестр должны (не по закону, а по патриотическим причинам) иметь в своем репертуаре большой процент evergreens. И это строго соблюдается, причем делается это с большим удовольствием, так как исполнители прекрасно знают о том, что когда они начнут исполнение какого-либо вечнозеленого музыкального произведения, зал тут же взорвется аплодисментами.
Когда-то в СССР отношение к великим музыкальным деятелям и к их великим произведениям было примерно таким же, как в СЩА. Великие певцы устраивали свои концерты на стадионах, и трибуны заполнялись публикой на 100%.
Почему у нас произошло такое падение спроса на прекрасную музыку, я думаю, понятно всем. К такому печальному результату мы пришли в связи с развалом страны. Но это вовсе не означает, что так будет вечно. Нужно делать все возможное и невозможное для того, чтобы вернуть утраченное. А для этого нужно отчетливо вспомнить все то, что до этого активно способствовало, как у нас, так и за рубежом, поддержанию интереса публики к такого рода произведениям и к их создателям. Именно это я и попробую, пока что в общих чертах, сделать.
Прежде всего, этому способствовали, конечно, сами выдающиеся певцы, певицы, композиторы, авторы текстов песен, руководители оркестров и аранжировщики. Но, в дополнение к ним, существовали люди, которые сделали очень многое для того, чтобы продвинуть эти потрясающие творения в массы.
В 1913 году знаменитый американский крунер (эстрадный певец) Эл Джолсон (Al Jolson) спел песню "You Made Me Love You", которую создали James V. Monaco и Joseph McCarthy. Эта песня стала одной из первых по-настоящему вечнозеленых мелодий в мировой эстраде. Но я упоминаю о ней сейчас совсем по другому поводу. В переводе ее название звучит так: "Ты заставил меня полюбить тебя". В связи с этим я хочу сейчас поговорить о тех людях, которые заставляли весь мир полюбить вполне определенные музыкальные произведения и людей, причастных к их созданию и исполнению.
Таким человеком в США был Уиллис Коновер (Willis Conover, 1920-1996), обладатель фантастически красивого мужского дикторского голоса. Он на протяжении более чем сорока лет был радиоведущим на англоязычной коротковолновой радиостанции "Voice of America" ("Голос Америки"), где ежедневно вел две часовых музыкальных передачи: "Music USA" ("Музыка США") и "Jazz Hour" ("Час джаза"). Спустя ряд лет в радиоэфире осталась только программа "Jazz Hour". Но программы эти слушал весь мир, включая молодежь СССР, несмотря на то, что вовсе не все слушатели знали английский язык. Уиллис Коновер был настоящим знатоком, экспертом, в сфере джаза, но он был и великим знатоком evergreens, и именно эти вечнозеленые мелодии он включал, в большинстве случаев, в свои программы в исполнении великолепных музыкантов, певцов и певиц Соединенных Штатов Америки. Такое потрясающее сочетание превосходного радиоведущего, evergreens (в исполнении джазовых музыкальных коллективов они называются standards - стандарты) и первоклассных исполнителей привели к тому, что слушатели всего мира полюбили не только исполнявшиеся в радиоэфире evergreens, а также исполнителей этих мелодий, но и самого радиоведущего, заставившего этих радиослушателей с удовольствием слушать подобранные им музыкальные произведения. Несмотря на то, что передачи Уиллиса Коновера можно было слушать в Ташкенте только с часу ночи, а спустя несколько лет - с двух часов ночи, я ставил свой будильник на это время, просыпался и с наслаждением слушал эти потрясающие программы.
Конец первой части (окончание будет во второй части).
Борис Пономарев
Свидетельство о публикации №220091600708