Супервизия кельвина. гл. 33. Ничто

-Здравствуйте, док!
-А-а, это Вы, Крис! Здравствуйте, здравствуйте, дорогой друг…
-Док, скажите мне, пожалуйста, как она выключается??
-И чего это Вы собираетесь выключить, дорогой Крис, к тому же так энергично?
-Помощницу Вашу, док, кого же еще!
-Но зачем, Крис?!
-По её же просьбе, док. Она сказала, чтобы я «не включал дурочку», когда пытался поведать ей про Вашу теорию происхождения разумного океана Соляриса, выстилающие его ложе глины и дефекты кристаллической решетки в них, ставшие ловушками и концентраторами органики, в которых и зародилась жизнь.
-Крис, но она же сказала Вам «не включать дурочку», а не наоборот выключать. Если быть до конца точным, мой друг.
-Док, но чтобы включить что-то, надо же сначала его выключить, если оно уже работает! Поэтому и прошу подсказать, как это сделать в отношении «профессорши кислых щей», так  я ее прозвал, Вы же помните. Ведь «дурочка» единственное существо женского пола, которое было среди нас двоих в тот момент, хотя она и робот. Мы были с ней только вдвоем, когда она это попросила.
-Ха-ха-ха! Кри-и-с, вы пошутили! Я оценил Ваш юмор. Но почему она так сказала? Вроде бы всё логично и полная аналогия с теорией происхождения жизни на нашей планете, хотя и над ней мне пришлось потрудиться, чтобы увязать глины с жизнью.
-Она рассказала про неизмеримо большие базы данных и про невероятно сложные вычисления, которые еще недавно нельзя было осуществить, понадобились бы миллиарды лет, – мощностей не хватало. Но сейчас они стали возможными.
-Та-ак, Крис, продолжайте, это весьма неожиданная новость для меня! Электронная девчонка выполнила какие-то независимые самостоятельные действия!
-Суть ее логических построений док, сводится к тому, что планета Солярис представляет собой белую дыру. А разумный океан – ее внешняя оболочка.
-Какой интересный ракурс! Искусственный интеллект в лице моей ассистентки пытается приблизиться к цели нашей с Вами супервизии – понять разумный океан Соляриса! Надо отдать должное – предположение очень интересное, а какие доводы она приводит в его обоснование?
-Лучше бы Вам, док её расспросить об этом.
-Поначалу, Крис, я и сам так подумал, но это выше моих убеждений, они сформировались в то долгое время, когда Вы бороздили просторы Вселенной и отсутствовали на Земле, поэтому мне их трудно объяснить.
-И всё же, док?
-Хорошо, Крис, буду откровенен. Это чванство человеческое перед роботами. Этакий кибер-расизм, боязнь их превосходства.
- А-а-а, док, у Вас тоже есть свои слабости. Это открытие для меня. Тогда расскажу. В общем она сказала, что структура вселенной напоминает структуру мозга. Есть математические модели сознания, они разные – интегрированная теория информации, теория больших узлов и другие. Понадобились сложные и длительные вычисления оператора «фи» в отдельных узлах галактики. Математическая философия условно принимает его за «коэффициент разумности». Он тем больше, чем больше у него связей с соседями.
-Понятно, и что?
-Самое главное, док, у нее получилось, что оператор «фи» неуклонно возрастает с приближением к «Солярису».
-Пока что все логично, Крис. Солярис покрывает разумный океан, поэтому оператор «фи» в таком случае и должен возрастать. Но откуда тогда «белая дыра», с чего моя помощница это  взяла?
-Дело в том, док, что при дальнейшем приближении к Солярису значение коэффициента резко падает от максимальных в окрестностях планеты до нулевых значений возле ее поверхности. Образуется некая нулевая сфера, сфера сингулярности - Ничто. Отсюда и ее вывод о белой дыре…   
-Вот это да! Крис, признаюсь, я не ожидал такого от искусственного интеллекта! Это же открытие, и оно многое объясняет.
-Вы, знаете, док, а я наоборот спокоен как-то. Ну, белая дыра, ну и что?
-Нет, Крис, это гениально! И вот почему. Происхождение разумного океана Соляриса, по аналогии с черными дырами можно теперь объяснить как горизонт событий возле черных дыр. Частицы удерживаются их тяготением, но в то же время их энергии не хватает, чтобы убежать.
-Что-то я не знаю про белые дыры ничего вообще, док.
-Мы тоже не знаем, Крис. Пока что это чистая теория. Белая дыра – антипод черной дыры. В отличие от черной дыры, белая не поглощает, а наоборот отторгает. А разумны океан Соляриса – тоже горизонт событий.  Это тоже сферический слой, но это не скопление частиц как возле черной дыры, это должно быть похоже на уплотненный слой платоновских идей.
- А что же тогда под ним, док?.. Бог?
-Судя по имеющейся информации, думаю, что Вы недалеки от истины.   Сфера сингулярности под океаном – это то, что мы никогда не до конца не сможем осмыслить. Думаю, что Бог не обладает земным разумом. Он абсолютное Благо. Что бы Он ни сделал, оно не требует доказательств и разумных объяснений. Не зря же говорят, что «Пути господни неисповедимы». В отличие от Него, ближе к нашему пониманию находится океан Соляриса, хотя он и бесконечно разумнее людей.  Теперь я могу предположить, что он – испарение белой дыры. Океан несколько похож на нас, но в ничтожно малой степени. Он не подпадает под земную логику.
-Док, я запутался. Вы хотите, чтобы я «двинулся», вместо обретения покоя в тиши кабинета психоаналитика. Может быть, Вы дадите мне какие-то объяснения попроще?
-Хорошо, Крис, я попробую. Я могу провести лишь очень далекие аналогии с нашей земной жизнью. Помните мы говорили с Вами о нехватке бытия?
-Помню, док, конечно же.
-Жан-Поль Сартр, последователь блестящего философа Мартина Хайдеггера говорил, что человек в процессе становления своим разумом как бы раздвигает бытие и образуется дыра – Ничто. Поэтому человек всегда постоянно испытывает нехватку бытия и чувствует некоторый дискомфорт. Правда великий учитель его сильно ругал и говорил, что Сартр ошибся в понимании некоторых терминов хайдеггеровской онтологии при переводе с немецкого на французский. Но я не думаю, что это так.
-Ну, Вы сказанули, док! Сравнили масштабы Вселенной  – и какой-то мелкий дискомфорт и душевные человеческие волнения.
-А кто тогда из нас двоих жаловался в прошлый раз на подавленность? Пальцем  показать?
-Было, док, было… да.
-Так вот, Крис, Ваша подружка вычислила Абсолют! Я не могу назвать его абсолютным разумом. Разум возник у человека для логических обоснований и конструирования мира в целях удовлетворения потребностей и прогнозирования последствий от тех или иных действий. Во всяком случае так утверждают радикальные конструктивисты. Абсолюту же не требуется размышлять, ведь ему не надо ничего достигать, ибо он сам и есть абсолютное благо - цель, для достижения которой у нас в ходе эволюции развился разум.  Отдаленная его копия - это разумный океан Соляриса, субстанция «сбежавшая», «испарившаяся» из белой дыры.
-И что мы будем с этим делать, док?   
-Ни-че-го не будем делать, Крис! Радоваться будем…

/картинка из интернета/


Рецензии