Памятники культуры Западного Азербайджана, уничтож
Древние азербайджанские земли - Иреванский, Геокчинский и Зангезурский махалы - богаты
древними албанскими и мусульманскими памятниками. Здесь существовало около ста пятидесяти
(точнее 147) крупных и мелких мечетей, гробниц, десятки караван-сараев, крепостей, бань, каменных
мостов и базаров. Наличие в древнем восточном городе Иреване древних кладбищ, где покоятся наши
предки, существующие там статуи лошадей и баранов и древние топонимы являются основными
подтверждающими факторами исторической принадлежности этих древних земель азербайджанцам. Как
свидетельствуют источники, в 1877-1878 гг. имелось: в г. Иреване - 8, в Иреванском уезде - 18, в
Эчмиадзинском уезде - 17, в Сурмали - 18, в Шарур-Дерелегезском уезде - 47 мечетей.
332 Трагедия
истории мусульманских памятников началась после захвата Россией в 1827 г. Иреванского ханства и
переселения на эти территории армян...
В селе Урут Сисианского района нынешней Армении имеется Албанская церковь и
средневековое кладбище огузов. Кладбище впервые было выявлено в 1926 г. известным
азербайджанским ученым А. Алекперовым. Основательно исследовано в 1961 г. Хронологические рамки
Урудского храма, состоящего из скульптур баранов и гробниц, очень велики (1478-1611 гг.). Памятники
и надгробные надписи свидетельствуют о принятии мусульманства албанцами сюника, входящих в
состав Кавказской Албании. Несмотря на отсутствие специальных исследований, еще до нашествия
арабов на Кавказ существовали археологические и этнотопонимические сведения о туркизации
албанцев.
Открытие, исследование, письмена и описание памятников Урудских храмов стали вескими
доказательствами принадлежности этих земель азербайджанцам. Факты неоспоримо подтверждают, что
в ряде албанских племен еще до ислама шел процесс туркизации, а в период исламизации албанские
племена, принимая мусульманство, участвовали в формировании [524-525] нынешнего
азербайджанского народа... Видный исследователь, доктор исторических наук Мешади Ханум
Нейматова, изучающая эпиграфические памятники Кавказа в различные годы, выступала со статьями по
Иреваньским памятникам и в своей книге «Каменная память века» рассказывает об эпиграфических
памятниках этого региона.
Вызывают особый интерес сохранившиеся до наших дней в селе Урут два средневековых
памятника-гробницы. На первой гробнице высечена надпись на арабском языке, которая гласит: «Аллах,
Мухаммед, Али» Кендхуда Амрусал сын Шых Рза из рода Угвай (албан) месяц рамазан 833 года (по
милади 26/ХI-I 1478 года). На другом памятнике - надгробной статуе барана - была высечена надпись,
датированная спустя сто лет, на азербайджанском языке арабским алфавитом, которая гласит: «Увидел я
любимой глаза в слезах, словно в крови... Аллах, Мухаммед, Али гордость из племени Угван (агван),
1986 год (по милади 1578-79 гг.)... неизлечимо горе мое».333
На гробнице Амруселима, сына Кендхуды Шых Рза была надпись на арабском языке,
датированная 1478 годом, следующего содержания: «Тысяча потомков Угвай (албан)...». Такая же
надпись повторяется на правой стороне статуи барана на надгробии Ифтихара Амирамин оглы,
датированная 1578-1579 гг. Рядом с Ифтихаром были похоронены два брата Мехтигар, Алияр, дядя
Зулфугар и другие родные.
Вызывают особый интерес построенная из красного туфа восьмигранная гробница и надгробная
надпись, сохранившиеся до нынешних времен в селе Джафарабад (ныне Аргаван) Зангибасарского
(Масисского) района Армении. Купол гробницы рассыпался еще в 1918 г. По рассказам, в этих местах
были воздвигнуты несколько величественных гробниц амирам области Чухур Саад. Камни этих гробниц
были использованы в строительстве сельских домов. Не осталось ни одного памятника существовавших
некогда мусульманских кладбищ Джафарабадская гробница, - пишет М. Нейматова, - единственный
исторический памятник и произведение искусства, говорящее о прошлом и дошедшее до нас в этих
местах. Гробница сверху опоясана крупными, ясными надгробными надписями с почерком несх, с
элементами сулс на арабском языке. Особое значение имеют художественное оформление, содержание и
специфичность почерка надгробной надписи.
332 СМОМПК, т. V, Тифлис, 1887, часть II, с. 34. 333 М. Нейматова. ;срл;рин даш јаддашы. - Бакы, «Елм», 1987, с. 40-42.
288
Памятник показывает, что на этой территории хорошо знали арабский язык, владели
письменностью, а также наличие превосходной школы каллиграфии и гравюры.
334 [525-526]
В надгробной надписи приводятся имена амиров Саатлинского племени Чухур Саадской области
Пир Гусейна и отца Амид Саада. Эта область в XV-XVIII вв. входила в состав азербайджанских
феодальных государств Гарагоюнлу, Аггоюнлу и Сефевидов. Так, в XV в. правили этой областью амиры
из Саатлинского племени Чухур Саадской области, Саад (до 1411 г.), его сын Пир Гусейн (с 1412 по
1414 гг.) и внуки Пир Таиб и Авдул (1425 г.). В надгробной надписи говорится: «В гробнице покоится
Гусейн сын Амир Саада. Здесь повелителю Гарагоюнлу Гара Юсифу присвоен титул «нойон»
(полководец), а сыну Пирбудагу титул - «высокий повелитель».
Объявление Пирбудага повелителем носило формальный характер. Гара Юсиф отдал
распоряжение всем областям, чтобы монеты чеканили на имя Пирбудага и в мечетях Джаме читали
молитвы в его честь.
Надгробная надпись Джафарабадской гробницы относится к этому периоду. Неоспоримым
подтверждением вхождения в течение веков Иреванской и Чухур Саадской областей в состав
азербайджанских государств являются надгробные надписи, а также существующие поныне в Иреване
мечети Джаме и Медреса при ней.
Нельзя не сказать об Иреванских надписях, в особенности о мусульманских памятниках
выдающегося азербайджанского ученого-исследователя Исы Азимбекова, который в конце 20-х гг. XX
в. пишет: «В Иреване мы отправились в госмузей Армении. В историко-археологическом отделе я видел
очень много экспонатов из раскопок Н. Марра в Ани. Сотрудник музея Шах Азиз сказал, что ими
недавно получена из бывшего Лазаревского института масса рукописей и печатных книг на арабском,
персидском и тюркском языках. Среди рукописей, большей частью написанных на персидском языке,
были следующие: полные сочинения Саади, Неваи, Бустаи Сеэди; печатные были следующие: Хагани,
Шерх дивани Али чыгни. Показал он и другую серию: Небати, Низами, Физули, Месневи, Рудеки.
Незми (Незми - это из Туркестана, есть еще Незми из Гянджи), историю бывших дагестанских
правителей Уцмиевых и одну рукопись полуперсидско-тюркскую, в которой подробно описана история
Шемахи и Дербенда, и т. д.».335
Шах Азиз показал мне также несколько древних армянских надписей на камне. Среди этих
надписей была надпись на валуне, которую будто бы до настоящего времени еще не удалось разобрать.
С указанных надписей я снял эстампаж в двух экземплярах, один оставил в музее, а другой представил в
Азкомстарис. Из музея я пошел осматривать другие памятники [526-527] старины в городе. Мне удалось
видеть мечеть, находящуюся недалеко от бывшего Дворца Сардаря, построенную от имени Шах Аббаса
великого. Мечеть в настоящее время находится в полуразрушенном состоянии, во дворе ее в медресе
живут несколько семейств беженцев. Мечеть с большим двором, посреди двора построен бассейн для
воды. В настоящее время в мечети богослужение не совершается. С большим трудом мне удалось
отыскать уцелевшую часть надписи, состоящей из двух строк, на персидском языке в стихах
следующего содержания:
«Во время Шах Аббаса, которому место в раю,
От которого пошло восстановление мира».336
Когда я снял эстампаж с надписи, ко мне подошел старик (Мешади Джаббар Аскеров) и, беседуя
со мной, указал на другую мечеть, с хорошо сохранившейся надписью, причем, добавил, что мечеть, на
которую он указывает, построена Шах Худабенде и что Шах Абасская мечеть не очень древняя.
Указанная им мечеть оказалась совсем недалеко от мечети Шах Аббаса. почти что рядом. Во дворе
одного дома мы нашли старую запущенную мечеть длиною 9 м, шириною 6 м, с неглубоким мехрабом,
построенную из красного кирпича и, несомненно, восстановленную. Над входной дверью я нашел
надпись на персидском языке, по абджату, следующего содержания:
«Желание было дать камень из настоящей эпохи,
Сделал возобновление на старой дате
Ахмедхан.»
Мечеть создана с первого дня для истинного благочестия.
1098 г. Хиджри=1685 европ.
334 Там же, с. 40-42. 335 И. Азимбеков. Мусульманские памятники Иревана. Вестник, Баку, 1929 г., № 4, с. 299. 336 И. Азимбеков. Мусульманские памятники Иревана, с. 299.
289
Слово «Ахмед Хан» по абджату составляет - 704 г. Хиджры. Это - время царствования
Ольджайту Мухаммеда Худабенде (Шах Худабенде), что подтверждает слова старика о восстановлении
мечети, как указано датой, и это было в 1098 г. Хиджры, то есть в царствование Шах Сулеймана
Сефевида. Отсюда я пошел в мечеть Джаме, которая известна под названием Тек-Мечеть, где
познакомился с Гаджи Мирзой Усейном. Мечеть состоит из двух отдельных корпусов, зимнего и
летнего.
Зимнее здание построено с южной, а летнее с северной стороны двора. Эти здания окружены
медресе (отдельные кельи-комнатки для учащихся). Двор громадный, во дворе растут большие чинары и
тополя. Посреди двора на квадратном участке по четырем углам видны четыре больших чинары. [527-
528] На северной стороне этого участка построена чайхана (чайная). Мирза Усейн пригласил меня в
свою приемную - полукруглую комнату с потолком в виде сводчатой арки. С правой стороны окна в
тагче (нише) были сложены книги. Я спросил его, что это за книги? Он охотно начал показывать ряд
книг духовного содержания и, шутя, сказал, что эти книги являются инструментами для материального
существования духовных.
Список этих книг:
«1) Саил, 2) Мугни, 3) Мехасиб, 4) Шараем шехр джума, 5) Энвари дер рисалат дер Муарифин,
6) Исбат вачиб, 7) Эбвабул джинаи, 8) Бурхани чати, а также 9) Мечбеил бехреин - арабско-персидский
словарь, 10) Шахнаме Фирдовси, 11) Пендж гендж - Низами (Хамсеи Низами), 12) Хадже Хафиз, 13)
Джами Туси, 14) Хагани Ширвани».337
А теперь конкретно об Иреванских мечетях:
Иреванские мечети. Мечети, которые мы называем Божьим домом, исторически являются
местом клятводательства и колыбелью веры нашего народа. Однако за последние 70 лет святые храмы
были подвергнуты несправедливым нападкам со стороны руководства безбожного государства,
разрушены, разгромлены.
Мечети - жемчужины искусств, вышедшие из водоворота времени, выдержавшие свой облик в
буре веков на нашей земле, оставшейся ныне Армении, в казусном двадцатом веке были разгромлены и
уничтожены. Ныне в Иреване из существующих 8 мечетей остались только две мечети, одна из которых
превращена в Музей истории армянского народа.
Имеются нижеследующие сведения об Иреванских мечетях.
Мечеть Шах Исмаила. Первая из мечетей в Иреване, построена в 1510 г. по распоряжению Шах
Исмаила (1501-1524 гг.). Мечеть имела большой двор, бассейн и высокие минареты. А внутри мечети
расстилались ковры.
Мечеть Худабенде. Одна из первых крупных мечетей в Иреване, построена Сефеви Мухаммед
Шах Худабенде (1578-1587 гг.). Длина мечети составляла 9 м, ширина 6 м, а высота 12 м. Имела также
невысокий алтарь. Мечеть построена из выжженного красного кирпича, где над входными дверями на
камнях сделана надпись на персидском языке.
Санче тарихе гу Магсуд шод дур заман
Кордан хадид бе тарихе гадим Ахмед хан. [528-529]
Выясняется, что мечеть отремонтирована в 1685 (1099) г. повелителем из династии Сефевидов
Шах Сулейманом (1666-1694 гг.). Вышеупоминаемое слово «Ахмед хан» по абджетскому исчислению
указывает на 704 год Хиджры, это приходится на период властвования Олджайту Мухаммеда
Худабенди Хулагийдина.
338
Мечеть Шах Аббаса. Среди Иреванских мечетей занимает особое место как монументальное
произведение искусства. На родном языке называют ее Мечеть Джаме. Мечеть строилась Шах Аббасом
Первым Сефеви (1587-1629 гг.) по проекту гянджинского зодчего Шейха Безаиддина в 1606 г. Поэтому
одновременно построенные мечети Шах Аббаса в Гяндже и в Иреване очень сходны по архитектуре.
Расположенная недалеко от сарая - дворца наместника Иревана мечеть Шах Аббаса имела медресе и
отдельную гостиную.
В 1915-1918 гг. несколько азербайджанских семей, изгнанных армянами, нашли приют в этой
мечети. Мечеть имела двор и бассейн. Тутовым садом мечети пользовались только бедняки, неимущие и
сироты.
На надписях мечети на персидском языке были строки стихов:
337 И. Азимбеков. Мусульманские памятники Иревана, с. 299-300. 338 И. Азимбеков. «Мусульманские памятники Иревана», с. 300.
290
Замане Шах Аббас Дженнет мекан
Аз укешт абад мулке Джахан.
Что гласит: в период Шах Аббаса земля благоустроена, ему место в раю.
С 1923 по 1945 гг. в мечети не были проведены религиозные обряды, она была использована для
других целей.
В 1918 г. член Археологического комитета Азербайджана Исабек Азимов, находясь в мечети,
прочел письмена на мечети и уточнил дату строительства. Как пишет археолог, купол разрушен и
превращен в руины.
339
Гей мечеть (синяя мечеть). До недавнего времени в Иреване «Джаме Гей мечеть» (так
называлась из-за преобладания синего цвета в покраске) - под таким названием существовал
величественный храм. В ней имелись изящные комнаты для молитвы и для жилья религиозных
деятелей, а также медресе, состоящее из летних и зимних салонов. Мечеть имела богатую библиотеку,
где хранились книги восточных мудрецов на разные темы, а также религиозные книги.
Исторические документы показывают, что мечеть была построена иреванским повелителем
Гаджи Гусейналы ханом в 1764 г., и потому мечеть назвали его именем. Для строительства [529-530]
мечети Гаджи Гусейналы хан пригласил мастеров из города памятников древнего Тебриза. Говорят, что
мастера при закладке фундамента мечети уделяли этому очень много времени, и однажды по городу
прошел слух, что мастера убежали ночью.
Гусейналы хан остался в затруднительном положении. Он вынужден был пригласить других
мастеров. Но они не смогли разобраться в архитектуре. Он был в отчаянии.
Вдруг, неожиданно, мастера из Тебриза вернулись обратно. Когда Гусейналы хан спросил о том,
где они были до сих пор, мастера ответили: «Чтобы продолжать строительство, хан, необходимо было
ждать, чтобы окреп фундамент. Мы знали, что у Вас не хватит терпения выжидать столько времени, и
поэтому тайно ушли. И вот настало время, мы и вернулись». Гусейналы хан больше ничего не сказал.
340
В расписании, украшении стен, восстановлении надписей в период реставрации считавшейся
чудом искусства Гей мечети большую роль сыграл великий азербайджанский художник, зодчий Мирза
Кадим Иревани. Из строк стихов поэта Далил Иревани становится ясно, что в первой половине XIX в. в
период правления иранского шаха Фатали шаха мечеть была реставрирована основательно:
Дату сооружения писал Далил
От него осталась память историческая мечеть (по Хиджри - 1238).341
Указанная дата показывает время ремонта строения, а ода написана в честь Фатали шаха,
который производил ремонт. Мечеть была расположена на окраине центрального парка города в
окружении азербайджанских жилых кварталов. Мечеть состояла из двух великолепных минаретов (один
- 35 м, другой - 25 м высотой) прямоугольной формы. О минаретах писали иностранные и русские
путешественники в своих путевых заметках, которые сохраняются и поныне. В XVII в. французский
путешественник Жан Шарден в своих заметках указывает, что видел только один великолепный
минарет.
Побывавший здесь в XIX в. английский путешественник Линдж в своем двухтомнике
«Армения», изданном в Тифлисе в 1910 г., писал: «Когда я был в Иреване, один из минаретов был
превращен в руины. Это было во время переселения армянских семей из-за рубежа, которые зверски
уничтожали памятники тюркского происхождения». [530-531]
Во дворе мечети имелся большой бассейн, а фонтаны высотою 1-1,5 м еще красивее делали
бассейн. Имевшие с собой приношения бросали в бассейн сахар, а люди использовали воду бассейна как
шербет (сладкая вода). Видные интеллигенты того времени собирались в библиотеке Гей мечети, вели
деловые беседы и научные споры.
В первом номере журнала «Бурханеагигат», изданного в Иреване на азербайджанском языке,
были даны сведения о мечети. Автор указывает, что в издаваемом в то время в России журнале «Солнце
России» военный корреспондент-фотограф Терян опубликовал фотографии мечети и представил ее
читателям как «Ванский храм». Автор справедливо спрашивает:
-Интересно, зачем Теряну надо было, чтобы известную и ребенку на Кавказе Иреванскую мечеть
представить как «Ванский храм» и этим дезинформировать русских читателей. Вероятно, это все было
заранее предусмотрено, запланировано. (Такая же «ошибка» повторилась благодаря
предусмотрительности и хитрости Теряна в журнале «Огонек» в 1917 г.).
339 Там же, с. 298-300. 340 А. Зейналов. «Что осталось в Иреване». «Ачыг сёз» журн., 1890. № 9, с. 19-20. 341 М. Т;рбиj;т. Данышманданје Аз;рбај;ан. - Б., 1987. с. 77.
291
Внутри и снаружи Джаме Гей мечети имеется эпитафия на арабском языке, относящаяся к
началу XX в.
В XVIII-XIX вв. во дворе мечети собралось несколько надгробных памятников. Вероятно, эти
памятники принадлежали отдельным личностям, захороненным возле мечети.
Начиная с 1918 г., по настоящее время исподтишка или открыто, с подлостью, присущей
армянским националистам, уничтожались мусульманские памятники. Первый раз Гей мечеть была
сожжена в 1918 г.
При изучении труда Линджа «Армения» выясняется, что, кроме вышеуказанных мечетей, в
Иреване существовали мечети Гаджи Насруллы и Улу Джаме. По запискам путешественника, мечеть
Гаджи Насруллы была построена в 1687 г. тюрками. Эта мечеть также имела большой сад, двор,
отдельную библиотеку и медресе. В этой библиотеке хранились труды великих философов, мыслителей
и поэтов. Этот факт подтвержден в трудах Исы Азимбекова, опубликованных в «Вестнике
азербайджанского археологического комитета». Автор в 1929 г. занимался исследованием Иреванских
мечетей.
Мечеть Улу Джаме. Была построена Аббас Мирзой (1783-1833 гг.) сыном иранского шаха
Фатали шаха. Поэтому мечеть называлась Аббас Мирза Джаме.
Кроме этих мечетей, в Иреване имелся ряд других, существовавших до начала нашего века
мечетей, таких, как мечеть Тепебашы, построенная Аббаскулу ханом, мечеть Асад Ага (рядом с
женским клубом), построена Асад агой, мечеть [531-532] Чатирли (построена Гаджи Музаффар агой),
мечеть Кёрпу булагы, мечеть Гала, городская мечеть, мечеть Гаджи Норузали бека, мечеть Сардара и
другие.
В этих «Божьих домах» богослужением занимались видные ученые и шейхи, такие, как Гаджи
Шейх Алекпер, Мирза Гусейн, Молла Аббас, его сын Молла Гусейн, Молла Гасым и гази елямул-уляма
Учмиедзинского (Эчмиадзин) уезда Молла Магамедали Газызаде. В последнее время часть этих
памятников, оставшись без присмотра, была разрушена, а часть бесследно уничтожена армянскими
дашнаками.
Сарай Сардара. Расположенный в городе Иреване «Сарай Сардара» был одним из образцовых,
красивых памятников восточного зодчества. Этот Сарай построен наместником Иревана Гусейналы
ханом. Мастера строительства были приглашены из Ирана и Турции. Главный архитектор Сарая Мирза
Джафар Хойлу был приглашен из города Хой Южного Азербайджана. Потом сын Гусейналы хана
Мамед хан в 1791 г. построил зеркальный салон и летний имарет (здания).
В конце XIX в., побывав в Иреване, английский ученый-путешественник X. Ф. Б. Линч так
описал Ханский Сарай в своем двухтомнике «Армения»: Ханский Сарай иреванского наместника очень
интересен. Кроме этого, Сарай являлся опорным пунктом обороны города. Окна Сарая открывались в
сторону реки, имелась длинная и большая гостиная. На одной из передних стен был изображен
наместник Гусейн хан, а на другой - легендарный герой персов Фарамаз. На остальных двух стенах были
выгравированы портреты. Портреты иранского шаха Фатали шаха, его сына Аббаса Мирзы (1783-1833
гг.), наместника Гусейн хана и брата Мирзы Гасан хана считались украшением стен. Изображенные
художником портреты наместников имеют особое значение для ученых-историков. На стенах Сарая,
построенного из обожженного кирпича различного цвета, были изображены иранские амазонки. Эти
картины давали им особую красоту. Как показывают картинки, расписанный интерьер Сарая
иреванского наместника декоративными композициями и украшение стен в виде каймы сюжетными
рисунками прославляют фундаментальное изобразительное искусство азербайджанского народа.
Зеркальный салон ханского Сарая, известный в то время под названием «Шушебенд», потолок и стены
салона сплошь были потоплены в сверкающих бликах. Изображения птиц и цветов были исполнены
масляной краской.
Стены Сарая наместника, расписанные легендарными бытовыми изображениями и портретами,
подтверждают, что в XVIII-XIX вв. азербайджанское искусство было богато не только
орнаментальными декоративными мотивами, но и носило в себе конкретное содержание бытовых
изображений и портретов. [532-533]
Видный художник своего времени Мирза Гадим Иревани (1825-1875 гг.) в 1850 г. работал над
монументальными изображениями, украшавшими Сарай наместника Иревана. Кроме того, портреты
М. Г. Иревани, расписанные масляной краской, являются первоначальной жемчужиной станочной
красильной. В связи с разрушением Сарая наместника в 1913-1918 гг. армянскими националистами
портреты в 1913г. были вывезены в Тифлис, и ряд произведений и ныне хранится в Тифлисе в
Государственном музее искусств Грузии. До наших дней дошли Шекинский, Шушинский и
Ленкоранский ханские Сараи. Иреванский ханский Сарай окончательно был разрушен в 1918 г.
армянскими дашнаками.
292
Карван-сараи. Сардар, Шейх уль-ислам, Таглы, Сулу, Гаджи Али, Кёмурчи, Йюрджи, Джулфа,
Сусуз, Гаджи Ильяс и др. Карван-сарай Сардара был построен в 1805 г. Сардар Гусейн ханом (1801-1828
гг.). Карван-сарай Шейху уль-ислам был построен в 1872 г. Шейх ул-исламом Кавказа Фазилем
Иревани. Карван-сарай Гюрджи был построен Ираклием II.
Мосты. Каменные мосты со сводами были построены над реками Гедарчай, Занги, Веди и др.
Крепости. В Иреване существовали исторические крепости: «Торпакгала», «Гюмри гала», «Кечи
галасы», «Акча гала», «Кафир галасы», «Байбурт галасы», «Галабюрджи» и «Иреван галасы».
Кафир галасы - расположена в Вединском районе. Укрепление крепости состоит из
естественных камней. Крепость тысячелетней истории имела всего один вход, через который можно
было входить в крепость. Эту крепость соорудили древние огузские племена из нетесанного камня.
Такие крепости, построенные без раствора, гипса, назывались памятниками-циклопами.
Гюмри гала - в источниках VIII в. названа памятник-крепость. Была построена из речного камня
и красного кирпича. Разрушена во время русско-иранской войны. В 1837 г. в Гюмри на возвышенном
месте устья реки Арпа русские построили военную крепость Гюмри. В честь жены царя Николая I
Александры в 1840 г. крепость была переименована в Александрополь, а в 1924 году стала называться
Ленинакан.
Иреван галасы - по выявленным сведениям исторических источников, в 810 году Хиджры
(1407-1408 гг.) любимец Амира Теймура купец Ходжаджан Лахиджани вступает на Иреванскую землю.
Увидев плодородные земли, он решил поселиться здесь со своими родичами. Выращивая рис, занимаясь
торговлей, он богатеет с каждым днем и становится основателем города. В 915 году Хиджры (1509-1510
гг.) шах Ирана Шах Исмаил направляет туда своего везира Реван Гулу хана для строительства крепости.
Крепость была сооружена [533-534] в течение 7 лет, и шах назвал крепость именем везира Реваном.
Построенная из камня и кирпича красивая крепость расположена на берегу реки Занги.
342 В дальнейшем
к слову «Реван» добавляется буква «И» и образуется Иреван. Крепость за годы существования
переходит из рук в руки, разрушается и восстанавливается. Построенная на крутом берегу реки Занги
крепость имела крепкие оградительные укрепления и много башен, с других сторон были вырыты
глубокие каналы, заполненные водой. Командующим крепости был брат Сардара Гасан хан, известный
по прозвищу «Сарыхан». Он одно время защищал Иреван от войск Сисианства. [534-53
Свидетельство о публикации №220091600078