Поводырь

               

                Дай, Джим, на счастье лапу мне…
                С. Есенин


- Уходи! Я тебя ненавижу, неудачник! – истерический женский голос звучал из открытого окна шестого этажа. Полетели вещи, большая сумка. Из подъезда вышел мужчина. Седая голова. Худощавая фигура, впалые щеки. Он собрал вещи, сложил в сумку и присел на скамейку на детской площадке… Александр Сергеевич – так мы его назовем, жил в этом доме столько, сколько себя помнит: сначала с родителями, потом - с женой. А теперь жить негде… Что делать?
…Оксана появилась в институте не более года назад, в качестве копировальщицы. К этому времени Александр Сергеевич потерял жену и жил жизнью вдовца. Оксана, молодая девушка, приехавшая из Ирпеня и окончившая кое-как школу и курсы, приехала покорять столицу. Жила, снимала комнату вместе с подружкой.
Все случилось как в плохих романах. Она покорила сердце Александра Сергеевича, и вскоре случилась  негромкая свадьба. Оксана переехала к нему.
Александр Сергеевич – главный специалист отдела - зарабатывал неплохо. Было решено, что Оксана бросает работу и готовится к поступлению в институт.
Шло время…  Уходя на работу, он видел Оксану у зеркала. Та же картина была и тогда, когда он приходил с работы – Оксана у зеркала. Никакой подготовки к поступлению не происходило. Были разговоры, что надо что-то делать, но все кончалось только разговорами и слезами…
Так продолжалось около года.
Однажды, весной, Александр Сергеевич пришел с работы значительно раньше и сообщил Оксане, что его отправили на пенсию. Пенсия небольшая, придется серьезно экономить и, может быть, ей придется искать работу. Она заплакала, рушилась вся система ее жизни. Не для того она выходила замуж чтобы пахать…
Еще одно обстоятельство ее тайной жизни рушилось.
Как-то Оксана вынесла во двор одеяла, чтобы выбить их от пыли и проветрить. Как всегда, на детской площадке, группа мужчин пила пиво. Среди них Роман - молодой человек, красивый, хорошо сложенный. Он жил в том же доме, в соседнем подъезде с женщиной, значительно старше, у которой это был первый брак.  Биографии Оксаны и Романа были похожи, как две капли воды. Он приехал в столицу, не учился и не работал, жил на заработки жены. Она его обожала и боялась потерять.
Так вот Роман конечно же заметил Оксану. Несколько раз подходил к ней, они вели какие-то незначительные разговоры. На этот раз Роман предложил Оксане помочь перенести одеяла в квартиру, она – не возражала.
Вот тогда на этих же одеялах все и случилось…
Каждый день, когда Александр Сергеевич и Лида (жена Романа) уходили на работу, они встречались в какой-то из квартир… И все бы продолжалось, если бы Александр Сергеевич не ушел бы на пенсию. Теперь он почти все время проводил дома, лежа на диване, перечитывая любимых классиков. Оксана изнывала от безделья, кроме того, она лишилась возможности встречаться с Романом. Раздражение ее росло, и однажды, ранним весеннем утром, когда тишина прерывается только пением птиц, из окна шестого этажа прозвучал истерический женский крик:
- Уходи! Я тебя ненавижу! Неудачник!..
Единственный свидетель этой сцены был пес Романа и Лиды, который эту ночь провел на детской площадке во дворе.
История пса – беспородной дворняги практически совпадает с судьбой Александра Сергеевича. До замужества Лиды пес жил с любимой хозяйкой в любви и тепле, скрашивая ее одиночество. Но появился Роман, который от безделья не знал куда себя девать.  Вся его неистраченность выливалась на отношение его к собаке. Будучи дома, Роман не заботился о еде для собаки. Часами не выводил ее, когда она просилась у входных дверей, или не впускал в квартиру — он издевался над псом, получая от этого удовольствие.
В эту ночь собака решила не возвращаться в квартиру и стала свидетелем безобразной сцены с Александром Сергеевичем.
Он долго сидел на скамейке, думая, что делать, куда податься. Близких друзей у него не было, и он, впервые за всю жизнь, почувствовал, что такое одиночество...
Взяв сумку на плечо Александр Сергеевич отправился куда глаза глядят.
Дорогой читатель, я угадываю твое отношение к прочитанному: какая банальность! Таких ситуаций - сотни тысяч! Вот удивил! И ты будешь совершенно прав. Но не спеши с выводами, дальше все будет так странно и непохоже на то, что ты знаешь, или читал. Потерпи! Мы без сожаления расстаемся с Романом и Оксаной, так удачно нашедших друг друга.
Долго бродил Александр Сергеевич по городу, не видя прохожих и думая только об одном: как могло такое случится с ним? Ведь в прежней семье ничего подобного не было?! Пес на расстоянии не менее  десяти шагов шел за ним и ждал его, когда он зашел в кафе. Из кафе Александр Сергеевич вынес в кулечке еду для собаки. Они перешли дорогу вместе и устроились на бульваре. Пес с удовольствием съел то, что ему принесли  и уселся на скамейке рядом с Александром Сергеевичем.
Однако теплый весенний день кончался. Следовало позаботиться о ночлеге.    По бульвару они добрались до ботанического сада, и Александр Сергеевич решил переночевать на заброшенной скамейке. Заснул он быстро, учитывая пережитое за день. Рядом спал пес…
Проснулся Александр Сергеевич от того, что пес лизал его лицо и одобрительно рычал. Когда он открыл глаза и сел, то с изумлением увидел на скамейке кусок хлеба и яйцо.
- Ты моя умница – сказал он, поглаживая собаку, — ты все понимаешь и жалеешь меня, видимо и у тебя неприятности, я тебя сочувствую, я сделаю все, чтобы ты не был одинок можешь все, чтобы ты мне поверить, никто не тронет тебя, пока я жив , ты не будешь голодать. К сожалению, ты не можешь рассказать мне о своей жизни, но я могу рассказать о своей.
—Почему мы здесь? — можешь спросить ты. — Видишь рядом большое здание – это больница, в которой умерли мои бабушки и дедушки, родители, и моя любимая жена, и в которой, видимо, умру и я.
Я помню себя совсем малышом, который только начал ходить. Была весна как сегодня. Трава была уже зеленой и цвели магнолии. Я даже помню запах, запах этлгл ботанического сада, который преследует меня всю жизнь, когда мне хорошо.  Большего счастья, чем походы в ботанический сад я не испытывал. Тут можно было побегать. Проследить колонны движущихся муравьев, червяков, гусениц и белок которые прыгали с ветки на ветку, распустив рыжие хвосты. И слышать песни птиц, которые пытались перепеть друг друга. И, конечно, перед глазами лица счастливых родителей, любимой жены. Казалось, все это всегда будет со мной.  Я молился, чтобы это никогда не прекращалось. Но шло время. Самые дорогие люди начали уходить. Последней ушла жена. И после этого – одиночество.
Я понимаю, что я – следующий. Я не жалею ни о чём. Не каждому дано, при жизни ощутить счастье бытия. Когда я буду уходить, то не буду ни о чём сожалеть. Даже о жизни с Оксаной.
Я смотрю в твои глаза, и вижу, что ты всё понимаешь. Я благодарен Господу Богу, Который подарил мне тебя.  Дай я тебя обниму! Я назову тебя Поводырь. Хорошо?
…Наступило лето. Александр Сергеевич случайно познакомился с пожилой женщиной Маррой Васильевной. Она жила неподалеку от Ботанического сада, на улице Ветрова. Как-то ей пригляделся немолодой интеллигентный человек с собакой. Разговорились. Оказалось, она живёт в доме на первом этаже и готова дать приют Александру Сергеевичу с собакой за внимание к себе, в частности, - сходить в магазин, прачечную и по другим мелким делам.
В тоже время семья собака начинала расти. И ей тоже нужна была семья. Отбор производил исключительно Поводырь. Процесс происходил следующим образом: сначала он обнюхивал претендента со всех сторон, потом — садился напротив, и внимательно, в течение нескольких минут, смотрел ему в глаза. Потом, оглашал свой вердикт: громкий злобный лай означал «нет», а слабое повизгивание означало «да». Так, в течение лета, было набрано ещё восемь собак различных полов и пород.
Они быстро привыкли к правилам поведения и вели себя очень достойно. Марра Васильевна не возражала. Собаки её любили. Забот стало больше. Во-первых, Александр Сергеевич всем купил ошейники. Каждую неделю он ездил на Русановский рынок за мясом для собак. Его знали все продавцы и готовили к его приходу кости и обрезки мяса. Всё это было безвозмездно. Кроме того, каждую неделю он купал собак. А если кто заболевал, то относил к ветеринару. Образцово-показательная семья!
Днём собаки разбегались по своим собачьим делам, а вечером обязательно собирались у Марры Васильевны. Александр Сергеевич кормил их ужином, сваренным на плите. Перед сном каждая из собак подходила к нему и лизала его в щёку, желая спокойной ночи. Только Поводырь оставался всегда рядом с Александром Сергеевичем.
Прошёл год. Наступила новая весна. В очередной раз, как и год назад, Александр Сергеевич и Поводырь сидели на той же заброшенный скамейки в Ботаническом саду. Солнышко уже пригревало ощутимо. Александр Сергеевич прикрыл глаза и вдруг стал валиться на бок. Поводырь стал лаять, но Александр Сергеевич не обращал внимания и свалился на скамейку. Пес стал лизать его лицо, но тот не реагировал. Тогда Поводырь бросился к больнице. Он стал бегать вдоль окон и громко лаять. Через какое-то время медсестра в белом халате вынесла миску с едой. Но собака даже не подошла к миске, а стала бегать вокруг медсестры. потом зубами тянуть её за халат. Сестра поняла, что надо куда-то идти. Они прибежали к скамейке, где лежал Александр Сергеевич. По телефону сестра вызвала санитаров с носилками,  и санитары отнесли больного в больницу.
Все 9 собак вскоре были у окон больницы. Как они собрались там — большая загадка. Миска с едой стояла нетронутая. Ночь прошла тихо. Никто не гонял собак. Александр Сергеевич так и не появился в окне. Только поздно вечером какой-то человек, в куртке с капюшоном, разбрасывал что-то вокруг больницы.
Ранним утром люди, идущие на работу, были шокированы необычным зрелищем: колонна из 9 собак переходила дорогу на зелёный свет— они направлялись к Владимирскому собору. Подойдя к ступенькам, собаки разделились: 4 стали слева, 4—справа, а в центре — Поводырь.
Прихожане стали вынимать из сумок какую-то еду. Но  ни одна из собак не пошевелилась. Так и стояли они, подняв головы кверху.
Какой-то пожилой мужчина обратился к толпе и сказал:
— Господа, не трогайте их. У них — большая беда. Они пришли помолиться… Все тихо разошлись.
Немного постояв, по сигналу Поводыря собаки пересекли дорогу на зелёный свет. И отправились под окна больницы.
Во второй половине дня какая-то из собак прибежала из дальнего корпуса и громко залаяла. Поводырь её понял — дал сигнал. Все собаки бросились за ним.
В это время санитары закатывали каталку в двери с надписью «Морг». Собаки сразу учуяли знакомый запах и громко завыли.
Все попытки разогнать стаю  не имели успеха. По сигналу Поводыря собаки мгновенно замолчали. Они стояли, опустив головы, и молчали довольно долго, опустив головы.
Когда весенние солнце готовилась к закату на ночь, в полном молчании, следом за Поводырем собаки направлялись к тому месту, где ночью человек, в куртке с капюшоном, разбрасывал отравленную колбасу.
Издав какой-то гортанный рев, первым съел Поводырь. Потом — все остальные. Страшная мука одолела собак. Они выли, катались по земле. Стали открываться окна в больнице. Больные, видя и слыша эти муки, стали тоже кричать. Их крик слился с криком собак. Многим становилось плохо. Сёстры стали оттаскивать людей от окон и закрывать шторы. Но вскоре всё стихло. Всё было кончено.
Земля не содрогнулась. Нигде не произошло землетрясений. Вулканы не извергались. Машины продолжали ездить. Люди женились, рожали детей, ходили в филармонию и в театры, покупали и выгуливали собак. И только те, кто видел это коллективное самоубийство,  оплакивали судьбу собак. И свою собственную.
И я тоже.

                2018


Рецензии