Славяне - склавины - синоним раба? Нет, это не так

Часть 1.

Интересуясь историей рабства можно наткнуться на такое объяснение: слово раб в нашем языке (допустим английском) произошло от имени славян. И далее ссылаются на цепочку слов переходящих от одного к другому, в конце там будет греческое слово склявош, и от него якобы и пошли слова рабства в прочих языках.
Истолковывающие происхождение слова подобным образом англичане или португальцы понимают, что прямым переходом такое не объяснить, потому что в старые времена контакты тех же англичан или португальцев со славянами были не частыми. Поэтому и ссылаются на греков.
Всем известно античное, так сказать классическое рабство. В те времена в греческом языке было слова  дойлос, антропос и подобные, склявош слово более позднее, времен Византии. И славяне, как принято считать, известны тоже со времен Византии. Так может быть в Византийских хрониках написано такое: есть народ славяне и теперь мы их самоназвание применяем для определения раба. Нет, такого византийцы не писали.

Это предположение появилось у более поздних писателей и ученых, и даже не греков.
 Примерно с VI века некоторую часть своих соседей византийцы называли склавинами. Некоторое сходство наводит на мысль: а не славяне ли это? Под эти догадки В. Суровецкий предположил, что греки для удобства произношения вставили "к" между буквами "с" и "л". Впрочем, к этому времени считалось уже само собой разумеющимся, что там, где византийцы писали склавины или склавии  следует иметь ввиду славян. Первым был наверное переводчик "Хроники" Григория Амартола на славянский язык. Когда в греческом тексте ему попались склавины, то он перевел как Словяне.
И естественно, что для объяснения смысла слова склявош в дополнение к традиционному дойлос появилось предположение,  что множество пленных и обращенных в рабство славян привело к появлению нового слова для определения раба. Теперь это  как элементарная истина излагается в словарях и статьях Википедии.

Писать о склавинах начали с VI века, если точно с 517 года и только византийцы.
Псевдо-Кесарий, который один из первых писал о склавинах, дал им довольно своеобразное описание когда противопоставлял их фисонитам- дунавиям. Склавины едят лис и лесных кошек, пьют женское молоко в любом возрасте и убивают детей как мышей. Также они не признают порядок и запросто убивают своих выборных руководителей, как в походе, так и за трапезой.  В отличие от них дунавии, которые живут здесь же, послушны руководству  и могут воздерживаться от мяса.
Здесь славяне скорее похожи на фисонитов. Склавинские обычаи славянам точно не свойственны.

Авторы VI века Прокопий Кесарийский и Иордан указывают места расселения склавинов - по северному берегу среднего Дуная.
Археологические данные никак не подтвердили присутствие славян на среднем Дунае в начале VI века, где собственно и происходили нападения склавинов описанные Прокопием Кесарийским. Славяне Пражской культуры, которых причисляют к склавинам, были тогда еще только на севере Трансильвании.
После ухода гуннов средним Дунаем завладели гепиды, но после поражения от лангобардов ушли в Трансильванию как раз к началу VI века. Обычным населением здесь были романские, иллирийские, готские, фракийские племена.

Феофилакт Симокатта прямо указывает что геты предки склавинов. Марцеллин Комит, отмечая в своей хронике  события VI века, пишет о гетах вместо склавинов. Геты - романоязычные жители Балкан и давние обитатели на северном берегу среднего Дуная. У Симокатты постоянно чередуется: вот этот человек гет, а вот толпы склавинов. То есть он знает, к какому народу принадлежат эти люди, к гетам.
 Симокатта называет имена вождей склавинов: Ардагаст, Пирогаст, Мусокий, которые на славянские не похожи, и еще среди них были выкрики "торна, торна", назад, как он пишет, и кричали они на родном языке, очевидно некоем романском.
Геты известны довольно давно. "Самые  отважные  из  фракийцев", по определению  Геродота, Овидий упоминал "диких  гетов, не боявшихся  власти Рима", и называл их "подлинным воплощением  Марса". Для Вергилия  край гетов был воинственной страной,  где властвовал тот же Марс. Лукиан утверждал, что страну гетов он всегда заставал в войнах. Геты  изображались  бородатыми, нестрижеными, одетыми в шкуры, они были известны простотой образа жизни.
 
 В 4 - 5 столетиях здесь властвовали готы, гунны, гепиды, и вот, наконец, они оказались без внешнего руководства.
Прокопий Кесарийский не только писал о склавинах, но и наверняка видел их лично, будучи секретарем  Велизария, известного полководца, занятого в то время обороной Рима от готов.
На помощь осажденным прибыло несколько эскадронов гуннов, антов и склавинов.
И эти личные наблюдения наверняка и попали в его описание антов и склавинов.
 Гунны прибыли конечно как конные стрелки из лука, но и анты и склавины оказались тоже мастера в этом деле. А такое мастерство просто так не дается, да и прибыли они с собственным оружием и на собственных лошадях как это было положено в те времена. Гуннский лук это не ветка орешника, стянутая веревочкой, а сложное составное изделие. Маневры конницы тоже предполагают длительную подготовку.
 Гуннский союз уже несколько десятилетий как рассыпался, но гунны все еще были способны собрать внушительный отряд, который мог послужить византийцам за достойную плату конечно, и с особым рвением, если надо было погубить готов.
Анты и склавины у Прокопия почти один народ, и радость и печаль у них общие, как он пишет.
 Они и внешне похожи - рослые и сильные, европеоидного типа. Но снова повторю: он таких видел.
Дальше он пишет: вечно они покрыты грязью как массагеты, но совсем не такие коварные и вероломные как они, и при всей своей простоте, нрава они гуннского.
Спрашивается, зачем он вспомнил массагетов? По аналогии, они кочевники и похоже анты заняли их место.

Да, славяне конечно были в это время между Днестром и Днепром, это Пеньковская культура, как называют ее археологи и считают частью антского союза. Но конники Прокопия определенно другие.
 У Прокопия есть и другие склавены и анты: выходящие на бой в одних штанах с двумя дротиками. Другие потому, что это явные пехотинцы и у Велизария он бы их не увидел. В Стратегиконе Маврикия описываются именно такие склавины: «Пребывая в состоянии анархии и взаимной вражды, они ни боевого порядка не знают, ни сражаться в правильном бою не стремятся, ни показаться в местах открытых и ровных не желают...» Эта тактика никак не свойственна конным лучникам Прокопия .
Склавины  Маврикия « вообще вероломны и ненадежны в соглашениях, уступая скорее страху, нежели дарам. Так как господствуют у них различные мнения, они либо не приходят к соглашению, либо, даже если и соглашаются, то решенное тотчас же нарушают другие, поскольку все думают противоположное друг другу и ни один не желает уступить другому...»

Прокопий странным образом в своем рассказе соединил конных лучников и пехотинцев притом, что это явно разные народы. Но почему-то он назвал их одинаково.
По моей версии это потому, что склавины не название народа. То, что это слово писали с заглавной буквы, решающего значения не имеет. Заглавная буква у византийцев использовалась не только в названиях народов, но и в названии жителей города или местности.
 С 580 года массы склавинов отправляются на Балканы и, по словам Иоанна Эфесского, "располагаются и живут в ромейских областях, без забот и страха".
А вот цитата из книги Валентина Седова - Славяне. Историко-археологическое исследование
"Исключительно по данным археологии полной картины славянского освоения Балканского полуострова восстановить невозможно... славяне активно и довольно охотно воспринимали культурные и экономические достижения византийских провинций и, таким образом, оказывались в археологическом отношении невычленяемыми среди других этносов".
То есть здесь Валентин Васильевич  сообщает, что археологическим путем обнаружить поселения славян в Византии того времени невозможно. И тогда на помощь, как он полагает, приходят письменные источники.

Но там не написано о славянах. Там пишут о  склавинах . 
Обратимся в Повести временных лет под условным авторством Нестора. Авторитет этой Повести по теме славян безусловно высок. Нападения славян на византийцев он бы обязательно упомянул, но нет. На этот период  у него про волохов вредящих славянам и обров примучивших дулебов.
По Нестору славяне на Дунае есть, но необязательно там, где склавины, в этот период.

До 21 века об этих противоречиях не писали. В основном потому, что это никому особенно было и не нужно.
Некоторый пересмотр произошел в нашем веке. Флорин Курта на  основе археологических раскопок, в которых он и сам принимал участие, посчитал что влияние славян на берегу среднего Дуная недостаточно. Недостаточно для того, чтобы жителей этих мест считать славянами, по крайней мере в VI веке. Большая часть поселений в описанных византийцами местах около Дуная соответствуют прежним местным жителям. Есть там следы антов, гепидов, готов и других.
По его мнению, склавины - византийское наднациональное именование этой группы народов.
Недостаток этой версии в том, что  нет объяснения, почему именно эту группу народов назвали именно так. Если в этом случае не было принято имя одного из местных племен, или некое географическое название, то это слово административно связано с этим краем и может происходить из греческого языка.
Существенное обстоятельство то, что большую часть северного берега среднего Дуная византийцы фактически утратили к VI веку, осталось только несколько крепостей.  Но все равно требовали разрешение селиться там.
 
 Некоторые дополнения по поводу утверждения Прокопия что склавины и анты похожи друг на друга.
События происходят после распада Гуннского союза Атиллы. После его смерти сыновья не поделили унаследованные владения. Союзные и подвластные племена сразились друг с другом. Гуннам после ряда поражений пришлось отойти дальше к востоку,
Как известно собственно гуннов в их союзе было не так много.
Часть из них, скорее всего не собственно гуннов, а некоего союзного племени, получили разрешение на поселение в Добрудже, около Дуная. Вот они и были склавинами - конниками Прокопия.  Анты - конники были, следовательно, родственным этим склавинам племенем.
Геты жили не только по Дунаю. Часть их находились восточнее, по рекам Днестр и Прут.  Прокопий считал, что земля антов доходит до Дуная. Это подтверждается тем, что император Юстиниан предложил антам взять под охрану границу в районе города Турриса, на левом берегу Дуная. Поэтому геты Дуная и Днестра оказались разделены на склавинов и антов. Они и составляли ведущую часть участников набегов.

Именно в период появления слова оно не соответствовало славянам, потому что их еще не было в этих местах. Склавины и славяне определенно не тождественны, особенно в этот начальный период слова.

Далее о склавиниях, рабстве в Византии и предполагаемом значении слова склявош.


Рецензии