Асы кубанского неба ч. 35

В.Г. Семенишин.

В 1963 г. в звании генерал-майора авиации ушел в отставку. Жил и работал в Воронеже. Умер 4 октября 1986 г. Герой Советского Союза (23.02.45). Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й ст., орденом Красной Звезды, медалями. Григорий Речкалов родился 9 февраля 1920 г. в дер. Худяково Ирбитского уезда Пермской губ. Окончив 6 классов, с 14 лет работал электромонтёром, а позже после переезда в Свердловск, обучаясь в школе фабрично-заводского ученичества Верх-Исетского завода (куда поступил, прибавив себе 2 года), занимается в кружке планеристов. В конце 1937 г. по комсомольской путёвке Речкалов отправляется в военную школу лётчиков в Перми. Ту самую, что за 5 лет до прихода туда Речкалова окончил его будущий командир Покрышкин. Правда, тогда школа выпускала лишь авиатехников. Став в 1939 г. военным лётчиком, Речкалов проходил службу в частях ВВС РККА Одесского ВО. В сражениях ВОВ младший лейтенант Речкалов участвует с первого дня в составе 55-го иап. Воевал на Южном, Северо-Кавказском, 1-м, 2-м и 4-м Украинских фронтах. Провёл более 450 боевых вылетов, 122 воздушных боя, в которых сбил 56 самолётов противника лично и 6 - в группе. Наверное, ни у одного другого советского аса на личном счету нет такого разнообразия типов официально сбитых самолётов, как у Речкалова. Здесь и бомбардировщики Хе-111 и Ю-88, и самолёты штурмовой авиации Ю-87 и Хш-129, и разведчики Хш-126 и ФВ-189, и истребители Ме-110, Ме-109, ФВ-190, и транспортники Ю-52, и относительно редкие трофеи - "Савойя" и ПЗЛ-24.

Этот блистательный воздушный боец отличался весьма противоречивым и неровным характером. Являя образец мужества, решимости и дисциплины в одном вылете, в следующем он мог отвлечься от выполнения главной задачи и столь же решительно начать преследование случайного противника. Его боевая судьба переплелась с судьбой А. Покрышкина; он летал с ним в группе, сменял его на должности комэска, затем на должности командира полка. Сам Александр Иванович лучшими качествами Речкалова считал прямоту и откровенность. Начало войны спасло Речкалова от списания с лётной работы: врачи нашли у него слабую степень дальтонизма, но командир полка проигнорировал их губительное для пилота заключение. Свои первые боевые вылеты, на штурмовку войск противника, Речкалов сделал на "Чайке" И-153 - биплане с синим хвостовым номером 13. На нём же он одержал первую победу 26 июня, залпом эРэСов, установленных на его истребителе, сбив одного из атаковавших его Ме-109. Как и Покрышкин, он говорил, что его 13-й номер "несчастливый для них". На нём же он, правда, потерпел аварию из-за отказа мотора: оборвался шатун, и, скапотировав, Речкалов едва не погиб. После аварии он стал летать на И-16, вскоре сбил на нём румынский ПЗЛ-24, а затем и Ю-88. В одном из вылетов был тяжело ранен в голову и ногу, привёл машину на свой аэродром и на неделю угодил в госпиталь, перенес там 3 операции. После относительного выздоровления лётчик получил направление в запасной полк, но, узнав, что полк укомплектован только самолётами У-2, решительно повернулся и уехал обратно в штаб ВВС округа. Там он добился встречи с командующим и сумел вытребовать направление на переучивание в истребительный полк.

Только в апреле 1942 г., освоив Як-1 и ещё раз побывав в госпитале - трудно выходил осколок, Речкалов всеми правдами и неправдами вернулся в свой 55-й иап, получивший к тому времени гвардейское наименование 16-й гиап. Здесь, на Южном фронте, он делает около сотни боевых вылетов, доводит число побед до 6 - 4 личных и 2 в группе. В декабре 1942 г. 16-й гиап был выведен с фронта, а личный состав полка направлен в 25-й запасной авиаполк для переучивания на "Аэрокобры". ...Только за первые 2 недели сражения на Кубани "боевой работы с аэродрома Поповическая" замкомандира 1-й авиаэскадрильи 16-го гиап ст. лейтенант Речкалов лично сбил в воздушных боях 8 самолётов (7 Ме-109 и Ю-88) и был представлен к званию Героя Советского Союза. Всего на Кубани он одержал 19 побед, трижды уничтожив по 2 самолёта в одном бою и один раз - 3. Обычно он летал ведущим пары в группе Покрышкина. «Не было ни одного вылета, чтобы мы не вели бой. Вначале фашист действовал нахально. Выскочит группа, навалится, смотришь, то один, то другой наш самолет, загоревшись, несется к земле. Но мы быстро разгадали тактику фашистских лётчиков и стали применять новые приёмы: ходить парами, а не звеньями, лучше использовать для связи и наведения радио, эшелонировать группы самолётов так называемой "этажеркой". Именно в эти дни в нашем полку родился "соколиный удар", разработанный Александром Ивановичем Покрышкиным". На Кубани Г. Речкалов воевал на "Аэрокобрах" П-39Д-1, П-39Д-2, с бортовым номером 40.

Беспредельно храбрый лично, удалой, полный презрения к врагам, он воевал на разукрашенной "Аэрокобре", помимо стандартной окраски и элементов быстрого распознавания, несшей звезды по числу сбитых врагов и грозные буквы РГА (инициалы летчика) на хвостовой части фюзеляжа. Летом 1943 г. во главе восьмёрки истребителей он с ходу на предельной скорости, сверху - в лоб, атаковал большую группу Ю-87 и лично сбил 3 из них. Его группа сбила тогда 5 Ю-87 и Ме-109. Осенью 1943 г. во время знаменитой "охоты над морем", открытой А. Покрышкиным, Речкалову удалось сбить 3 самолёта - 2 Ю-52 - бензовоза в одном вылете и летающую лодку "Савойя". Он с удовольствием летал на "охоту", любил забираться на большую, около 6 тыс. м., высоту и, пользуясь своим исключительно острым зрением, стремительно атаковать выбранную жертву. На задания ас летал с разными лётчиками. Среди них были А. Труд, Г. Голубев, В. Жердев. 1 июля 1944 г. гвардии капитан Речкалов награждён второй Золотой Звездой за 415 боевых вылетов, 112 воздушных боев, 48 личных и 6 групповых побед. Свой последний дубль он сделал под Яссами, сбив в короткой и решительной атаке 2 Ю-87. После назначения Покрышкина замкомандира полка Речкалов становится командиром 1-й эскадрильи, а когда Покрышкин стал командиром дивизии, он назначен командиром 16-го гиап. Однако должность эта была фатально невезучей. После гибели И. Олефиренко из-за халатности механика Речкалов был снят с должности комполка и туда назначен Б. Глинка. Однако через несколько дней тот был серьёзно ранен в воздушном бою и врио комполка вновь стал Речкалов.

И опять его сменил в этой должности другой - И. Бабак. Речкалов к тому времени был назначен инспектором по технике пилотирования 9-й гиад. В этой должности гвардии майор Речкалов и закончил войну. После войны, в 1951 г., он окончил ВВА. В 1959 г. 39-летний генерал-майор авиации Речкалов был уволен в запас. Жил и работал в Москве. Написал книги: "В гостях у молодости" (М., 1968), "Дымное небо войны" (Свердловск, 1968), "В небе Молдавии" (Кишинев, 1979). Умер 22 декабря 1990 г. Дважды Герой Советского Союза (24.05.43, 01.07.44) Награждён орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Красной Звезды, медалями.
 
РЯЗАНОВ АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

Родился 27 февраля 1920 г. в с. Большая Кочетовка, ныне Токаревского р-на Тамбовской обл., в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал на строительстве метрополитена в Москве, затем - слесарем на заводе. С 1939 г. в Красной Армии. Весной 1941 г. окончил Борисоглебскую военную авиашколу пилотов. С июня 1941 г. ст. лейтенант А. Рязанов в действующей армии. По октябрь 1941 г. служил в 28-м ИАП; по июнь 1942 г. - в 736-м ИАП; по январь 1945 г. - в 4-м ИАП. Прошёл путь от рядового лётчика (1941 - 1942 гг.) до зам. командира ИАП (1944 - 1945 гг.). Воевал на Юго - Западном, Центральном, Брянском, Сталинградском, Южном, Северо-Кавказском и 2-м Прибалтийском фронтах. В период сражений под Сталинградом и на Сев. Кавказе господству немецкой авиации в воздухе был нанесён серьёзный удар. Но враг ещё был очень силен. И решающие бои за безраздельное господство в воздухе разгорелись лишь весной 1943 г. в небе Кубани. Советские авиаторы с честью вышли из сурового испытания.

Здесь они уничтожили многих немецких асов, сотни самолётов. В небе Кубани было убедительно доказано, что наши лётчики своим боевым искусством превзошли вражеских, а сов. авиаконструкторы, инженеры и рабочие промышленности создали лучшие, чем у врагов, боевые самолёты. В боях над Кубанью прославились многие наши лётчики, в том числе Алексей Рязанов. Вдумчивый, творчески мыслящий командир, он широко использовал новые приёмы и способы ведения воздушного боя. Одним из первых Рязанов по достоинству оценил знаменитую "этажерку", при которой противник не мог применить излюбленный им приём нападения сверху, быстро внедрил этот способ боя в практику своей эскадрильи. Здесь оттачивалась и совершенствовалась техника поиска, сближения с противником, атаки, выхода из боя, преследования. В дни ожесточённых сражений в кубанском небе газета "Красная Звезда" сообщала своим читателям о подвиге шести лётчиков-истребителей: майоров Алексея Рязанова и Ильи Шмелёва, капитанов Бориса Бугарчева, Николая Логвиненко, Григория Олейника и Сергея Сафронова. Они сбили 74 вражеских самолёта. Росли профессиональное мастерство и культура воздушного боя у советских лётчиков, росло и количество их побед над врагом. Уже не были единичными случаи, когда наши истребители, встречаясь с равным по числу машин врагом, одерживали над ним полную победу. Характерен в этом отношении бой, проведенный 28 апреля 1943 г. четырьмя нашими истребителями против 4-х Ме-109, в районе станции Абинская. Умело использовав боевые возможности истребителя Як-1, наши лётчики поставили врагов в невыгодные для них условия, сбили 3 их самолета, а 4-й подбили, и он едва ушёл за линию фронта.

Продолжение следует в части  36                http://proza.ru/2021/02/27/1364            


Рецензии