Часть 3. Склавины или стлавены?

 Если представить что одно из племен славян так и назывались славянами, то каким образом византийцы определили что сербы, хорваты и северцы славяне, чем, какими признаками они руководствовались? Это может быть очевидно в 9 или 12 веке что вот эти народы славяне, но для 6 века такое слишком не просто.

Некоторые предполагали, что славяне помнили  свое изначальное имя до разделения на племена и народы.
Известные предания славянских народов обычно не настолько далеко описывают прошлое. Впрочем,  исключения есть, например сказание о Словене и Русе. Там Словене называются так потому, что их вождя звали Словен. Такое имя вождя характеризует лично его как умеющего произносить складные речи. Название народа по имени вождя это совсем не то, что общее этническое определение.
В Повести временных лет словене отправляются на Дунай после разрушения Вавилонской башни. Это слишком давние времена. "Нарицаемые и Норицы, еже суть Словяне. По мнозие же времена сели суть Словене на Дунае.." и потом разделились на народы. Нестор не пишет, что были племена называющие себя словенами кроме Словен Ильменских. "История славяноболгарская”  Паисия Хилендарского о достаточно давних временах, но она о болгарах. Летопись попа Дуклянина по истории хорват и сербов тоже не упоминает такое племя. По Великопольской хронике у владыки паннонцев Пана (третий век) было три сына: Лех, Рус и Чех. Отсюда пошли три народа. Про славян ничего. Тем не менее, такое слово - словене есть у всех славянских народов. Но словене, а не склавы.

Нет оснований считать, что до девятого века византийцы выделяют славян как особую группу.
В девятом веке это возможно, но скорее всего они ориентируются на окончание имени князей.
Византийцы писали имя Славута - Стлавута, название болгарского города Преслав - Престлав и окончания имен князей, например Святослав - Сфендостлав, Владислав - Владистлав. Следовательно, византийцам не нужно было вставлять "к"  для правильной передачи "слав", между "с" и "л" в этом случае вставлялась тета. Это потому, что византийцам свойственна точность, обычно их звук буквы «л» мягкий и для твердости лучше подойдет добавочная тета.

В Житии святого Климента Охридского (конец XI века) написано Стловенский народ (;;;;;;;;; ;;;;;), то есть через тету, а не через к. Там же есть слововосочетание "стловеника граммата" (;;;;;;;;;; ;;;;;;;;) - это о письменности на славянском языке.
Далее для славян применяется одно слово , а для рабов другое.
 Ближе к падению Византии писали без теты (;;;;;;), но не так как сейчас.
Современное написание этнонима славяне появилось после второй мировой войны и оказалось похожим на слово раб, разница всего в одну букву. Это произошло случайно? Может быть.


Часть 4.
Мнение Франца Дельгёра
Франц  Дёльгер  написал статью "Дело о славянском поселении.." в 1952 году на основе документов монастырей области Греции названной им Южной Македонией. Самый ранний такой документ от 946, самые поздние 11 века.
Хранятся они потому, что представляют из себя пожалования монастырям от властей и решения судей. Несмотря на древность, эти документы имеют достаточную юридическую ценность.
В историческом смысле ценность этих документов в точной и бесспорной датировке, а также то что это не  переписанные и может быть измененные письменные источники, а подлинники именно того времени.
 Внимание его привлекло выражение ;;;;;;; ;;;;;;;;;. Окончания этих слов означают множественное число.
Словосочетание Склавы Болгары, как считает автор,  правильно будет понимать как Болгарские славяне. По документам Склавы Болгары заняли часть земли монастыря и власти компенсируют эту потерю другими участками. Чиновник также обещает забрать имущество, которым завладели эти Болгары.
 Автор делает вывод по этим документам, что склавы здесь рабам не соответствуют. Он полагает, что склявош в значении раба появилось не ранее 12 века.
Здесь он полемизирует с Максом Фасмером, который отстаивал более раннее отождествление склявош и раба.

 Автор отмечает, что в официальных документах Византии использование склявош в актах купли - продажи им не замечено. Приведенные им немногие примеры скорее художественные.
Далее автор пишет: было бы разумно предположить, что это расширение значения имени народа впервые появились в районе Венеции, и оттуда попало в Византию.
Если конечно еще полагать, что склавы это имя народа у византийцев. Народ здесь указан - болгары.
 
 В нашей стране наиболее обстоятельные работы по социальным отношениям в поздней Византии написаны  В.А. Сметаниным. В основном он охватывает период от 13 века до падения Константинополя в 15 веке.
Изученные им акты показывают тщательность описания положения каждого жителя Византии низших сословий. Для этого используется множество слов и словосочетаний – более 50.
Чаще всего там указаны дойлопарики, элефтеры, проскафимены. Проскафимен это примерно приселившийся.
 Но нигде не записан склявош.
 Можно считать, что в византийский период его официально не использовали.

далее заключение.


Рецензии