Асы кубанского неба ч. 41

Капитан П.Т. Тарасов докладывает ген. Савицкому о пленении летчика "Мессера"...

6 ноября 1943 г. оказалось звёздным часом Дмитрия Старикова. В этот день он уничтожил в воздушных боях сразу 4 вражеских самолёта. Такое даже тогда бывало нечасто. После возвращения из последнего вылета на аэродром, товарищи поздравили Дмитрия с этой замечательной победой. В ответ на это, он сказал: - Это ещё только пристрелка. Я за Сурена Тащиева начну новый счёт, с 20-го сбитого гада. ...Наша авиация блокировала морские и воздушные пути, соединяющие Крым с Румынией, топила в море вражеские транспорты, сбивала самолёты Ju-52, на которых немцы перебрасывали в Крым подкрепление своим войскам. С рассвета и до позднего вечера не смолкал гул авиационных моторов на 3-х аэродромах Скадовска. С врагом не сражался лишь Стариков - командование поручило ему подготовку молодых пилотов. Ничего не поделаешь, надо учить их воевать. И Дмитрий учил, вкладывая в нужное, важное дело весь свой опыт и знания. 22 января 1944 г. в полк пришла радостная весть: Указом ПВС СССР гв. ст. лейтенанту Дмитрию Александровичу Старикову, за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, присвоено звание Героя Советского Союза. Орден Ленина и медаль "Золотая Звезда" (№ 2911) добавилась к трём высоким наградам - орденам Красного Знамени, полученным ранее. К этому времени в боевом активе Старикова числилось 450 боевых вылетов, 40 воздушных боёв, около 20 вражеских самолётов, сбитых лично и в составе группы. Отвечая на высокую награду, Дмитрий поблагодарил за науку побеждать всех товарищей, помогавших ему добиться столь блестящих результатов.

Перед строем воздушных бойцов он поклялся, что и впредь будет ещё крепче бить ненавистного врага. В середине марта нашим войскам предстояло форсировать Днепр в нижнем его течение, освободить Херсон, комбинированным ударом с востока и северо-востока нанести удар по врагу в районе Николаева, с освобождением его выйти к Одессе. Но прежде, чем начать эту крупную военную операцию, необходимо было уничтожить вражескую авиацию на аэродромах Николаева. Эта задача была возложена на Скадовскую авиагруппу. 10 марта 1944 г. в воздух поднялись две группы штурмовиков, сопровождаемых истребителями 11-го гв. ИАП. Им предстояло нанести удар по аэродрому Кульбакино в районе Николаева. Ещё до подхода к цели, наши самолёты были встречены большой группой FW-190 и Me-109. Несмотря на численное преимущество в воздухе, немцы не смогли помешать работе штурмовиков. Их зорко охраняли наши истребители, отсекая все атаки противника. Два самолёта сбил Борис Литвинчук. По одному - Колонтаенко, Гайдуров, Прозор, Петерцев, Максимов, Кольцов, Мальцев и Орлов в групповых атаках сбили ещё 4 машины. Отличился в этом бою и Дмитрий Стариков. Когда группа Ме-109 бросилась на выходящий из атаки Ил-2, наперерез им устремился наш истребитель с бортовым номером "21". Молниеносный маневр, стремительная атака и "Мессер" рухнул на землю. В том же бою и та же участь постигла вскоре и второго. 16 марта 1944 г. "Аэрокобру" с № 21 украсила 23-я звёздочка - символ очередной мастерски одержанной победы прославленного черноморского лётчика.

...Высоко в небе к нашему аэродрому приближался немецкий самолёт-разведчик. Наперехват вылетел Стариков. Инверсионный след подсказал, где находится враг. Это был многоцелевой Ме-110. Настигнув его, Дмитрий пошёл в атаку. Противник, не приняв боя, стал удирать. Но от Старикова трудно уйти. Чтобы оторваться от него, Ме-110 круто спикировал. Д. Стариков не отставал. Испугавшись близости земли, немецкий пилот начал выводить самолёт из пикирования. В этот момент его и настиг пушечный залп. Ме-110 врезался в землю. Это был последний боевой вылет Дмитрия Старикова и последний сбитый им вражеский самолёт. Он снова принялся за обучение молодых лётчиков... В августе 1944 года политотдел ВВС ЧФ, подводя итоги боевой работы авиаторов, одну из своих листовок посвятил Дмитрию Старикову: Им предстояло нанести удар по аэродрому Кульбакино в районе Николаева. Ещё до подхода к цели, наши самолёты были встречены большой группой FW-190 и Me-109. Несмотря на численное преимущество в воздухе, немцы не смогли помешать работе штурмовиков. Их зорко охраняли наши истребители, отсекая все атаки противника. Два самолёта сбил Борис Литвинчук. По одному - Колонтаенко, Гайдуров, Прозор, Петерцев, Максимов, Кольцов, Мальцев и Орлов в групповых атаках сбили ещё 4 машины. Отличился в этом бою и Дмитрий Стариков. Когда группа Ме-109 бросилась на выходящий из атаки Ил-2, наперерез им устремился наш истребитель с бортовым номером "21". Молниеносный маневр, стремительная атака и "Мессер" рухнул на землю. В том же бою и та же участь постигла вскоре и второго.

16 марта 1944 г. "Аэрокобру" с № 21 украсила 23-я звёздочка - символ очередной мастерски одержанной победы прославленного черноморского лётчика. ...Высоко в небе к нашему аэродрому приближался немецкий самолёт-разведчик. Наперехват вылетел Стариков. Инверсионный след подсказал, где находится враг. Это был многоцелевой Ме-110. Настигнув его, Дмитрий пошёл в атаку. Противник, не приняв боя, стал удирать. Но от Старикова трудно уйти. Чтобы оторваться от него, Ме-110 круто спикировал. Д. Стариков не отставал. Испугавшись близости земли, немецкий пилот начал выводить самолёт из пикирования. В этот момент его и настиг пушечный залп. Ме-110 врезался в землю. Это был последний боевой вылет Дмитрия Старикова и последний сбитый им вражеский самолёт. Он снова принялся за обучение молодых лётчиков... В августе 1944 г. политотдел ВВС ЧФ, подводя итоги боевой работы авиаторов, одну из своих листовок посвятил Дмитрию Старикову: "...За период Великой Отечественной войны он совершил 479 боевых вылетов, провёл 51 воздушный бой и сбил лично 21 самолёт противника. Активный участник освобождения Крыма и Севастополя, Кавказа и Николаева, показавший образец мужества и отваги. Он всегда шёл первым в атаку и увлекал за собой товарищей. 6 ноября 1943 г. во время прикрытия морского десанта, Стариков два раза водил свою четвёрку истребителей в атаку. В тот же день они сбили 8 вражеских самолётов, из них 4 сбил Стариков. 10 марта 1944 г. группа самолётов, ведомая Стариковым, вела бой с 50 вражескими истребителями.

В этом жарком воздушном бою Стариков сбил 2 Ме-109, а лётчики его группы ещё 9 самолётов противника..." Осенью 1944 г. Д. Стариков уехал в Москву на двухмесячные курсы усовершенствования лётного состава при Военно-Воздушной академии. Возвратившись, доложил командиру полка о готовности приступить к боевой работе с новыми силами и знаниями. - Боевые действия на Чёрном море закончились, - сказал ему командир полка. - Главная ваша задача, Дмитрий Александрович, учить молодых лётчиков, готовить их к предстоящим воздушным боям. Война ещё не закончилась... - Задача ясна, - ответил Стариков, - приступаю немедленно... 2 октября 1945 г. Дмитрий Александрович Стариков погиб в автомобильной катастрофе. Похоронен в братской могиле - некрополе в городском парке г. Саки Автономной Республики Крым. Именем Героя названы школа № 4, а также улица в г. Черкесск. Обелиск установлен в городе Саки.

СТЕПАНЕНКО ИВАН НИКИФОРОВИЧ

И. Степаненко родился 13 апреля 1920 г. в селе Нехайки Полтавской губернии. Рано потерял родителей, воспитывался сестрой. Его незаурядный характер проявился уже в детские годы, когда мальчик упорно совмещал занятия в школе с тяжёлым крестьянским трудом. Окончив семилетку, он уехал в Днепродзержинск на завод, где работал его брат. Здесь юноша поступил в аэроклуб, зарекомендовав себя, получил направление в Качинскую военную авиашколу, которую окончил в 1941 г. Свое боевое крещение сержант И. Степаненко принял в январе 42-го, вскоре после перевооружения на "Харрикейн". На этой громоздкой английской машине 15 июня он одержал свою первую победу, уничтожив Ю-87. В августе, сбив Ме-109, сам попал под удар, был ранен в лицо и шею многочисленными мелкими осколками и, приземлив подбитый истребитель в горящей степи, поднял тучи пыли, чем избавил себя от штурмовки с воздуха... В первом же бою на Як-7Б на Сталинградском направлении он сбил Ме-109 и вновь был подбит сам, вновь сел на вынужденную и чудом остался жив в скапотировавшем самолёте. В начале сентября лётчика включают в спецгруппу для борьбы с немецкими асами - первое в советских ВВС подразделение, решавшее задачи "свободной охоты". Здесь его соратниками были Додонов и Борис Бугарчев, однополчане Рязанов и Амет-хан... 6 октября в районе Абганерово Степаненко в одиночку (ведомый был подбит) принял бой с четверкой Ме-109.

В яростном безоглядном бою сбил двух противников, второго - в лобовой атаке, сам был подбит (в шестой раз), вновь ранен в лицо и вновь приземлил свой "як" на брюхо в степи. ...Возвратившись из госпиталя, лётчик нашёл, что лучшие бойцы полка, за исключением Погорелова, Рязанова и Шмелева переведены в 9-й гиап - полк асов. Был приглашен туда и Степаненко, но уклонился от престижного перевода. Под Новый год он был отмечен целым рядом знаков признания ратных заслуг. Ему вручили сразу 2 ордена - Красного Знамени и Отечественной войны, приняли в партию, присвоили звание лейтенанта, назначили командиром звена, вручили именной Як-1 - "От колхоза имени Чапаева". Летом и осенью 44-го он участвовал в боях за Белоруссию и Прибалтику. В конце июля, сбив сзади - в упор вражеский истребитель, Степаненко увидел, как пламя лизнуло самолёт врага и завихрилось в кабине, как взметнулся и сбросил фонарь лётчик... В сентябре, в лоб "развалив" ФВ-190 на прикрытии Ил-2, пилот "в метре" разминулся с большим обломком крыла. Свою последнюю победу комэск 4-го иап (185 иад, 14 иак, 15 ВА) майор Степаненко одержал над Курляндским полуостровом 7 мая 1945 г., сбив неизвестно откуда появившийся Ю-52. Под Сталинградом Степаненко провел 97 боевых вылетов, в 17 боях сбил 6 самолётов лично (Ю-88, Ю-87, ФВ-189 и 3 Ме-109) и 6 - в группе. Свою очередную победу он одержал в начале января, когда, сразу после посадки заметив группу тяжёлых самолётов противника и без дозаправки взлетев, поджёг Ю-52.

Продолжение следует в части  42                http://proza.ru/2021/01/02/1128            


Рецензии