Ассистент

- Здравствуйте.
Алла Борисовна была занята бумагами, красная шариковая ручка резво вырисовывала символы и знаки на очередном листе, исписанном мелким студенческим почерком. Кажется, она даже не услышала приветствия.
- Здравствуйте, Алла Борисовна…
Взгляд преподавателя на мгновение оторвался от листа и устремился на первокурсницу.
- Меня зовут Ольга… Ольга Верстова, мы с Вами договаривались о встрече, я Вам писала вчера про…
- Садитесь.
Девушка робко присела возле небольшого стола, на котором стройными стопками стояли аккуратно сложенные бумажные работы. «Экзаменационные работы, 2015 год», «Курсовые работы, 2016 год», «Контрольные, 1 семестр» - все стопки были подписаны, и все бумаги, похоже имели свое место и свое название в этом небольшом кабинете. Возможно даже, каждая из этих студенческих работ имела свой персональный код, который помогал затем найти ее в нужный момент. Порядок нависал в комнате тяжелым бюрократическим фоном.
- Я Вас помню, Ольга. Так почему Вы хотите стать моим учебным ассистентом?
- Мне очень понравился Ваш курс, Алла Борисовна… И Вы, как преподаватель. Я бы хотела работать с Вами…
Алла Борисовна потеряла интерес в студентке и снова занялась проверкой работ.
- А еще… Я очень хочу работать преподавателем после окончания вуза …
Удивление, на мгновение отразившееся на лице педагога, быстро сменилось недоверчивой усмешкой. Взгляд снова вернулся к студенческим работам, ожидающим своей участи.

- Вы в топе рейтинга успеваемости, Ольга?
- Нет, к сожалению, я не в топе…
- Может, Вы имели опыт выступления на международных конференциях?
- Нет. Еще пока нет…
- Вы – инвалид или имеете преференции по другим характеристикам по состоянию здоровья?
- Нет…
- Тогда не понимаю, почему Вы здесь?
- Да… Извините, что отвлекла Вас от работы. Я, пожалуй, пойду… Простите.
- Сядьте. Я Вам еще не отказала. Другой вопрос: почему Вы не в топе? Я помню Вас как достаточно активного и прилежного студента. Что не так с рейтингом?
- Это долгая история…
Алла Борисовна отложила ручку и внимательно посмотрела на первокурсницу.
- И?
- В общем… В первом семестре у нас была дисциплина, которую вел преподаватель с другого факультета. И у него была очень… весьма своеобразная система оценивания активности студентов на занятиях. Там очень странная схема, правда, я даже не буду ее описывать Вам сейчас… Дело даже дошло до того, что ребята в группе начали ссориться, причем серьезно. Чуть ли не до драки - ради того, чтобы успеть ответить на семинаре и заработать долгожданный «плюсик»…  Я, как староста обратилась сначала к самому преподавателю, чтобы он пересмотрел свою систему оценивания работы студентов. На что он мне ответил, что для его дисциплины 85% неудовлетворительных итоговых оценок – это нормальный показатель на группу, потому что знать его предмет на «отлично» - просто невозможно. В нашей группе было много ребят, которые из-за этого предмета рисковали в конце семестра остаться без стипендии и без университетской скидки на обучение…

Девушка замолчала.
- Это конец истории?
- Нет. Я, как староста, от лица группы написала заявление с жалобой, собрала на нем подписи ребят из группы и передала его в учебную часть.
- Вот как? Очень интересно.
- Но все пошло не так... Это заявление должно было рассматриваться нашей учебной частью и внутри нашего факультета. Я просто хотела, чтобы с ним поговорила Людмила Евгеньевна и… Но в тот момент руководство учебной части было в отпуске, и заявление ушло сразу в деканат. А деканат, не разбираясь, отправил заявление в другой деканат… В деканат того факультета, где оформлен этот преподаватель… И его наказали.
- Прекрасно. Несправедливый преподаватель получил по заслугам! Разве это не здорово?
- Нет…
- Почему?
- Мы не хотели, чтобы его наказывали…
- А чего же Вы хотели?
- Просто хотели, чтобы он нас услышал…
- И как эта история связана с Вашим рейтингом?
- Я… я поехала туда и попыталась отозвать заявление. Но было уже поздно. Механизм уже был запущен. Тогда я попросила свое заявление… Ну… как будто бы для того, чтобы перечитать и проверить его еще раз. И, получив документ в руки, я оторвала лист с приложением к нему, на котором были подписи почти всех ребят из нашей группы. И на заявлении осталась только одна подпись. Та, которая была на самом бланке заявления.
- Ясно. Дальше можете не рассказывать. Ваши действия помогли ребятам из группы?
- Да…
Голос первокурсницы задрожал. Голова опустилась.
- Но ведь Вы лишили себя красного диплома, поступив таким образом. Да? Вы знаете, мне знаком Ваш типаж. Наверняка Вы закончили школу с медалью. Так?
Студентка молчала.
- Активистка. Отличница. Верно? Вероятно, даже стремились к красному диплому в университете. Я права?
- Красный диплом не так важен… - девушка перешла на прерывистый шепот. Плечи вжались в позвоночник.

- Не важен… Ну, допустим. Хорошо. А что важно?
- Для меня сейчас важно стать Вашим учебным ассистентом…
- На факультете полно других преподавателей, к которым нет такого конкурса. – Алла Борисовна встала с кресла и подошла к окну. Весенний ливень прибил к окну молодой зеленый лист, который под тяжестью капель медленно сползал вниз. Еще немного, и лист, кажется, бесполезной соринкой вольется в прозрачный тонкий ручей, текущий по стеклу, - и навсегда смоется дождевой водой - с окна, с карниза, с бордюра. Дальше его подхватят другие ручьи и - смоют в канализационный люк. Где много других таких же листьев. Молодых, робких, еще не оформленных, но – пожелтевших. Не вовремя сорванных с усталых веток весенней майской грозой.

- Мне кажется, я смогла бы у Вас многому научиться… Вы сильная.
Алла Борисовна резко отвернулась от окна и подошла к столу.
- Хотите быть сильной? Вы – девушка. А сила женщины – в ее слабости, Оль. Когда-нибудь Вы поймете это… И Вам не захочется быть сильной. Уже никогда. – Кажется, впервые за эти минуты преподавательница улыбнулась, и взглянула на студентку почти с теплотой. – Ну, хорошо. Давайте посмотрим Вашу ведомость. Так, Боброва, Буров, Вагнер…Верстова. Нашла. Но у Вас стоит отметка «хорошо» по моей дисциплине, Ольга. А я беру в ассистенты только тех студентов, у которых максимальная оценка по моему курсу. Это мое неизменное правило. Почему Вы не попытались получить «отлично»?
- Я пыталась…
- Плохо пытались. Так, смотрим. Контрольная - «отлично». Реферат – «отлично». Экзамен – тоже все хорошо. Так, дальше. Посещение занятий. Ага. Ну что ж, теперь все ясно. Что можете сказать про свою посещаемость, Ольга?
- Да… Там все правильно указано в ведомости... Мне пришлось пропустить несколько последних Ваших занятий.
- По какой причине? По уважительной?
- Да… Там есть справки из поликлиники…
- То есть Вы болели? Так долго? Почти три месяца? И почему при выставлении оценок ничего мне не сказали про Ваши справки?
- Да… Последние два с половиной месяца мне приходилось по четвергам все время отсутствовать. Медицинские справки у меня есть, но я их Вам не приносила… Потому что… Потому что они неправильные.
- Неправильные справки?
- Да…Они поддельные.
- Вы купили справки, чтобы «закрыть» ими пропуски моих занятий?
- Да…
- Но Вы ни разу ими не воспользовались?
- Нет…
- Почему?
- Потому что, если бы Вы вдруг узнали о том, что справки поддельные, то никогда бы не взяли меня к себе в ассистенты.
- Вы сказали, что причина Ваших пропусков уважительная. Так?
- Да…
- Но она не по болезни. Верно? Я правильно поняла Вас, Ольга? – Алла Борисовна зашагала по комнате. Точь в точь как на семинарах - в те моменты, когда ее не устраивал очередной ответ студента.
- Не совсем… Причина в болезни. Но не в моей… Я по четвергам возила маму в клинику. И поэтому не могла посещать некоторые Ваши занятия, Алла Борисовна. – Голос первокурсницы снова перешел на прерывающийся шепот. Руки мелко задрожали. – Чтобы «закрыть» пропуски, я каждый раз покупала справки. Но так и не решилась их Вам показать. Потому что…  Пусть лучше у меня будет не отличная оценка по Вашей дисциплине, чем я утрачу Ваше доверие. Ведь любая ложь все равно рано или поздно раскроется. Даже такая мелочь, как купленная медицинская справка…
- Мама выздоровела?
- Нет… У нее рак.

Преподавательница остановилась. Медленно отвернулась к окну.

- Простите меня, Алла Борисовна… Я не должна была этого Вам говорить. Я пойду. Господи, какая же я дура… Извините, пожалуйста… - девушка с трудом застегнула молнию на сумке непослушными пальцами. Взяла в руки зонт.
- Зайдите ко мне завтра, Оль. С документами. Для договора нужна копия паспорта и ИНН. – Голос Аллы Борисовны был по-прежнему уверенным.
Но тихим.
Непривычно тихим.

- Спасибо Вам, Алла Борисо…
- Идите! Идите, Оль... - Преподавательница продолжала смотреть сквозь оконное стекло, пока за внешне робкой первокурсницей не закрылась дверь.

Женщина накрыла лицо ладонями. Словно кто-то в этой пустой комнате мог вдруг увидеть растекшиеся по щекам следы туши и покрасневшие глаза. Открыла окно. Ворвавшаяся прохлада и поток чистого весеннего воздуха мгновенно осушили соленые мокрые следы и освежили ее немолодое, когда-то красивое лицо. Алла Борисовна протянула руку к мокрому зеленому листку, осторожно сняла его со стекла и тонкими пальцами аккуратно расправила его зеленые робкие плечи на листе чистой бумаги.





10.09.2020


Рецензии