Дмитрий Орловский. Большой артист маленьких ролей

О нём мало писали и мало говорили. Зрители знали его по фильмам, но не помнили имени. Путь его в кинематограф был тернистым и извилистым. Актёр Дмитрий Орловский был одним из тех, в чьей жизни отразилась судьба целого поколения людей.
Есть такой особый тип мужчин: в юности, как правило, красотой не блещут, но чем старше становятся, тем выгоднее отличаются от сверстников. Какая-то крепость в них проступает, что-то такое штучное, истинно мужское, чему даже не хочется подбирать определение.
Я не знаю, был ли в юности красив Дмитрий Дмитриевич Орловский - в свои восемьдесят пять он смотрелся великолепно. Белоснежная грива густых волос, тёмное, сухое, чуть удлинённое лицо в резких морщинах. Только таким я и запомнила его в кино, даже многолетней давности, видела я этих белоголовых стариков на экране так часто, что просто любопытно стало - а, каков же он был в молодости? И где снимался? А если не снимался, то что делал? В фильмографических справочниках до 1957 года о нём - ни слова. Почему? И вот летом 1991 года нам с одноклассниками посчастливилось побывать на творческой встрече с этим удивительным человеком в кинотеатре "Орион" в Москве. Тогда этот кинотеатр был неким зрительским центром. Очень интересная была эта встреча и разговор с актёром состоялся доверительный, уже потом, сидя в фойе, он рассказал многое из своей увлекательной биографии.
Сейчас в передачах на телевидении много биографического вранья. Очень много выдумок из жизни знаменитостей. Мне бы не хотелось впасть в такую крайность и поэтому, постараюсь последовательно рассказать о том, что мы услышали из уст самого актёра.
Ролей Орловский в кино сыграл никак не меньше сотни, однако роли эти были большей частью проходными, крохотными - такими, что не обладай актёр столь колоритной фактурой, не будь в каждой роли столь профессионально органичен, достоверен, добросовестен - их бы просто никто не заметил. Хорошо ещё, если его персонажи обладали именем - как, например, Картер в "Чёрной стреле" или Макар Макаровича в фильме Е.Ташкова "Ловкачи". А то большей частью они именовались по принадлежности к профессии: корабельщик "Сказка о царе Салтане", начальник строительства "Золотой телёнок", старый мастер "Андрей Рублёв".
 Но была у него в кино одна-единственная главная роль - и её вполне достаточно для того, чтобы смело отнести Орловского к актёрам высочайшего класса. Это роль лесника Михалыча из фильма "Тропой бескорыстной любви". где партнёршей Орловского была... рысь. Актёры знают, насколько это нелёгкое дело - играть с детьми и животными: малейшая фальш в кадре видна, как на ладони. Орловский с задачей справился блестяще.
  А в молодости он, все-таки снимался пару раз, об этом мы уже узнали на его творческой встрече. Впервые в роли железнодорожника в фильме Мачерета "Ошибка инженера Кочина", а потом с конца тридцатых действительно, почти два десятка лет в кино не работал. Мы сперва думали даже, что он в сталинских лагерях сидел, но оказались не правы. А главным препятствием на пути в кино была... армия! И вот, как он об этом рассказал:
"... Служил я в Восьмом Краснознамённом имени товарища Воровского полку. Увлекался очень спортом и самодеятельностью, а службой не увлекался совсем. А меня почему-то хотели оставить политруком - сразу два кубаря нашить. Но замначштаба, тоже футболист заядлый, мне помог, по-тихому выдал документы. Так что из армии я, фактически, бежал. И сразу на завод "Красный пролетарий", клубной самодеятельностью руководить."

Его стремление к творческой работе не оценили. Приятель замначштаба ответил по партийной линии, за то, что позволил Орловскому уволиться из армии. А его снова призвали на сверхурочку и нашили три кубаря. И началось: морзянка, политзанятия... Всё то, что отвергала душа . И тогда Дмитрий Дмитриевич стал игнорировать эти занятия, не ходить на них. Сажали на "губу", не помогает. Выход у него тогда был один, - добиться исключения из партии, тогда его сразу попрут из армии. Так всё и случилось. Исключили его, как деморализующий элемент и демобилизовали. После этого Орловский устроился в самодеятельный театр кооперации и торговли. И сразу подал апелляцию в ЦКК на восстановление партийного билета. В партии его восстановили и он поступил на работу в ТРАМ - Театр рабочей молодёжи, будущий "Ленком". Вот тогда, он и начал сниматься в кино. Потом началась война и с июля 1941 года Орловский работал во фронтовой концертной бригаде, на переднем крае. Дальше он рассказывает: "Из стольких окружений выходили - до сих пор не пойму, как жив остался. Потом эвакуировали нас в Свердловск. Оттуда меня послали в Якутск - директором театра. Из Якутска отозвали во Владимир - тоже директором, только театр нужно было сначала построить с сотней военнопленных. За восемь месяцев построил и оформился в Первый театр Группы Советских войск в Германии. И уж оттуда снова вернулся в Москву. Поработал в ЦАТСА, потом свободным художником был: снимался, на радио работал, пел в концертах. А с шестьдесят второго - в штате Театра-студии киноактёра."
Вот так-то, вот! Политуправление не считалось ни с желаниями, ни с возможностями, а человек взял и переломил свою судьбу, пошёл против течения и преодолел инерцию жизни. И всю дорогу свою держал в руках своё призвание, не отпускал его. Настоящий артист и в маленькой роли заметен - судьба Дмитрия Орловского лишний раз это доказывает. А внешность у него была со значением, на такого посмотришь и сразу скажешь, точно, директор или большой начальник. Глубокий взгляд, серьёзное выражение лица.

Интересный и большой был жизненный путь у этого человека. В девяностые годы в его биографии было всего две роли, с 2001 года в кино он больше не снимался. Коренной москвич Орловский родился в Москве 18 октября 1906 года и умер в Москве 4 декабря 2004 года, на 99 году жизни, похоронен на Даниловском кладбище.


Рецензии