К мифу Канжальское сражение

К мифу «Канжальское сражение»

Создание мифов в политической истории народов могут приводить к межнациональным конфликтам, итог которой нельзя предугадать.
В Кабардино-Балкарии в 2008 году при Институте гуманитарных исследований Правительства Кабардино-Балкарской Республики и Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук создали миф, фальсификацию о якобы эпохальном сражении кабардинцев с крымско-татарскими войсками в 1708 году на огромной территории части Северного Кавказа представляя эту территорию – государством Кабарда.

Об этом  статья «Канжальское сражение. Миф или реальность?»
В рамках представленной статьи анализируется историчность «Канжальского сражения», которое, по мнению кабардинских историков, произошло в 1708 году на территории современной Кабардино-Балкарской Республики. Широкая пропаганда этого события, как исторического сражения, привела к перманентному обострению межнациональных отношений в республике. В основе данной работы лежит цель установления историчности спорного сражения на основании источников, повествующих о нём, и желание остановить очаги межнациональных конфликтов между титульными народами республики – кабардинцами и балкарцами - по вопросу так называемого «Канжальского сражения».
Основные тезисы:
1.Вопросы, связанные с так называемым «Канжальским сражением», вот уже второе десятилетие обуславливают высокий уровень межнациональной напряженности в Кабардино-Балкарии. Существующие на сегодняшний день гипотезы, сформированные кабардинской стороной, мало разнятся между собой, и базируются на единой пространственно-временной трактовке событий – столкновение с войсками Каплан-Гирая произошло в пределах современной территории Кабардино-Балкарии в 1708 году.
2.Между тем, даже поверхностный анализ истории вопроса выявляет подозрительную зависимость его последовательного возведения из статуса неясного предания в статус установленного факта от изменений внутриполитической конъюнктуры республики.
3.Лишь недопустимо вольная интерпретация исторических источников,  фальсификация отдельных фрагментов исторических публикаций привели к укреплению в обществе мифа о  «Канжальском  сражении» 1708 года.
4.Политическая функция и суть гипотез о «Канжальском сражении» очевидны – фабрикация фактов, подтверждающих нахождение кабардинского этноса на указанной территории с давних времён.
5.Впервые интересующее нас название появилось в опубликованной в 1986 году статье В.Н. Сокурова – «Канжальская битва и её отражение в кабардинском фольклоре» – не получившей широкой огласки. Однако в первом десятилетии текущего столетия гипотеза Сокурова неожиданно возродилась. В обществе и научных кругах усиленно муссировались версии о крупнейшем сражении и его значении для России и Кабардино-Балкарии. 11-12 июля 2008 года в Нальчике состоялась Всероссийская научная конференция «Канжальская битва и политическая история Кабарды в первой половине XVIII века». В темах докладов основное место занимали  вопросы так называемой Кабардино-крымской войны 1707-1708гг.
6.Масштабы публикаций и фальсификации по данному сражению впечатляют, и практически все работы, посвященные этой теме, имеют безусловный информационный стержень – сражение 1707-1708 года произошло на плато Къан жол. Между тем, рассмотрение нарративных и исторических документов не даёт ни одного, даже зыбкого основания для такой трактовки событий.
7.По представлению кабардинских историков в начале лета боями на реке Уруп началась Крымско-кабардинская война 1708г., при этом они представляют реку Уруп, как западную границу Кабарды. В книге «Канжальская битва и политическая история Кабарды в первой половине XVIII в.» ссылка дана на труды Броневского С., Данилевского Н., Хан Гирея. Однако в первоисточниках чётко указывается, что сражение при реке Уруп произошло в 1705 году. С лёгкой руки историков-современников даты  сражения подправлены на  искомую  хронологию – 1708г.
8.Цель изменений прототипов –  ориентация сознания потенциального читателя на географическое расположение Кабарды – в непосредственной близости к Эльбрусу. Политический смысл обмана очевиден, и искажение текстов оригиналов, во-первых, не единично, во вторых, единообразно по целям и задачам фальсификаторов.
9.В целом, даже беглый анализ работ по проблеме так называемой «Канжальской битвы» приводит к печальным выводам. Задачи подавляющего большинства публикаций по этому направлению не лежат в пространстве научного поиска. Они имеют сугубо идеологические ориентиры, отмечены примитивным политическим утилитаризмом, что подтверждается ставшими обязательными резюмирующими обращениями к роли и значению иллюзорного события в истории всей России.
10. Сопоставление текстов реальных документов и их интерпретаций сторонниками и пропагандистами гипотезы «Канжальского сражения» позволяют констатировать – первоисточники не подтверждают версий о Канжальской битве, тем более – о сколько-нибудь затяжной войне между Крымским ханством и Кабардой, в части географических локализаций, масштабов и значения описываемых событий. Большинство утверждений по вышеперечисленным параметрам грешат тенденциозными превентивными установками и к науке отношения не имеют.  Окончательный вывод – сражения  или битвы   кабардинцев с крымско-татарскими войсками  в 1708 году у подножия  Эльбруса и близлежащих к горной вершине территориях не имело место быть.
 
Хадис Тетуев, 17.09.2020 г.


Рецензии