Об уточнении понятий

Концепция Аристотеля основана на триадическом подходе.
Исходя из его первых начал/причин Бытия, можно выйти на тетрады.
Но все подходы не обоснованы онтологически.
Современная физика/квантовая физика позволяет нам выбрать иной, чем у Аристотеля, набор первых начал. Например, волна-частица-пространство-время.
Так как они все интегрально связаны, все исходные размерности разделяются (в данном примере) на четыре размерности. И все произведенные размерности существуют (составляют сущность) каких-то обьектов или процессов Природы.
Задача состоит в том, чтобы привести в соответствие все категории/понятия человеческого язывка с этими (корреляционно связанными) размерностями.
Тогда получим онтологическое обоснование качественных понятий и получим основания для прогнозирования социальных процессов.
За прошедшие несколько месяцев стало более четким понимание, что МАССА это есть материя в ее диалектическом единстве: волна-частица. Это - во-первых.
Во-вторых, хотя для Жизни - основной показатель есть продолжительность жизни, но Жизнь возникает и эволюционирует как нечто единое , интегральное , устойчивое в Природе. Поэтому оно должно зависеть от всех трех начал и владеть их основными свойствами. Так, ВРЕМЯ должно быть дискретным, так как кванты дискретны по величине энергии и по длительности их существования. Далее. ВРЕМЯ должно быть основой для информационных процессов, являющихся первой основой для ЖИЗНИ. Поэтому, каждое базовое переменное есть совокупность трех переменных, которые в конечном итоге обеспечивают существование ЖИЗНИ. Этот же вывод справедлив для человека: человек есть "энтелехия - Аристотель" всех трех первых начал.
Важно здесь заметить, что между волной и частицей - отношения диалектические. Поэтому диалектика есть свойство Природы при "рождении ее".
Подобным набором свойств обладает также МАССА и РАССТОЯНИЕ (геометрия, энтропия, Информация). Их базовая переменная также утраивается.
Но само развитие продолжается в направлении возникновения общества, государства и культуры. И здесь каждая "вещь" развивается как нечто целое, состоящее из ЛЮДЕЙ, ОБЩЕСТВ, КУЛЬТУРЫ (Питирим Сорокин). Поэтому, определяющие развитие переменные еще раз утраиваются. ЭТО ЕСТЬ ВТОРОЙ ЭТАП ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНА ЭНТЕЛЕХИИ.
Еще один ШАГ ВВЕРХ должен дать нам размерности всех "качеств человека", обеспечивающих его оптимальную адаптацию к развитой субстанции и к современным внешним "информационным" процессам.
Наша задача - оставаться в рамках интегрального подхода. Наука, как правило, движется в познании от частного к общему. Выработка системных триад - трудное дело. Можно попробовать использовать уже существующие понятия. Например, направление ВРЕМЯ связано с понятием ЭМОЦИО. Направление РАССТОЯНИЕ/информация/логика связано с понятием РАЦИО. Направление МАССА связано с понятием ИНТУИЦИО/модели. Использованная нами триада устойчива из-за способности человека мыслить одновременно и образами, и понятиями, и символами.
Каждая способность мышления человека обладает определенными свойствами. Используем их в том виде, как они приведены в книге Р.Г.Баранцева "Синергетика в современном естествознании. Москва, 2003". ЭМОЦИО: красота, чувство, душа, любовь, братство. РАЦИО: истина, ум, тело,надежда, равенство. ИНТУИЦИО: добро, воля, дух, вера, свобода. [1.2. ТЕРНАРНЫЕ СТРУКТУРЫ. Стр. 26-27].
Как пишет Р.Г.Баранцев [Стр. 26], "Системные триады, единство которых создается тремя элементами одного уровня, каждый из которых может служить мерой совмещения двух других. Все три потенциально равноправны". [Баранцев Рэм Георгиевич Синергетика в современном естествознании. — М.: Едиториал УРСС, 2003. 144 с. (Синергетика: от прошлого к будущему.) 5-354-00201-Х]

Уровень ОБЩЕСТВО интегрально охватывается своей триадой. Основание общества, Государство, Культура. Однако, на этом уровне вариантов еще больше, чем на уровне человека.
Душа  человека определяется свойствами и отношениями 6-ти размерных переменных. Значит, в человеческом обществе, в зависимости от того, какая переменная превалирует, должны быть группы людей, у которых превалирует одна из упомянутых в тексте переменных. Те две группы, которые определяются первым началом ВРЕМЯ, должны характеризоваться умозрительностью Буддистского типа. Две группы общества, свойства которых предопределяется первым началом МАССА, должны характеризоваться силой,властью, могуществом. С третьим первым началом связаны цели достижения высшего блага человеком (в том числе, богатство).

Мы видим, что использование размерностей перспективно. Однако, так как мы исходим из предположения, что Аристотель интуитивно исходил  из тех же начал, прежде всего, необходимо максимально использовать его терминологию. Например, рассмотрим третью часть Души по Аристотелю.
Для этого возьмем цитату из книги Е. В. Орлова.
“у Аристотеля следует вести речь о двух укладах души - рассудительности (г| фр6V^|с^^с;) и мудрости (т) аоф'ш), и об одной из способностей души - расчетливости (то А,оугстк^; отсюда - логистика). Важную роль в учении Аристотеля имеет разделение практического и теоретического разума, при этом рассудительность как достоинство практического разума носит инструментальный характер, а конечная цель усматривается «оком души». Аристотель учитывает истинность как корреспондентного, так и когерентного и прагматического типов. Он разделяет душу на имеющую логос и без-логосную. Логос у Аристотеля-прежде всего речь, а не разум. Особенность аристотелевского понимания рациональности - выделение мета-логосных укладов души, т.е. укладов души, как-то связанных с логосом, но не тождественных ему.” [Орлов, Стр 141]
[Орлов Евгений Викторович
Философский язык Аристотеля: Монография / Е.В. Орлов; отв. ред. В.П. Горан; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т философии и права. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2011.-317 с.
18ВК 978-5-7692-И74-4]

Мы видим в выражении “о двух укладах души” подтверждение полученного нами результата о разделении каждой первой переменной под влиянием остальных двух переменных на две подчасти.
В то же время, есть эффект влияния внешней среды {“Логос у Аристотеля-прежде всего речь, а не разум.“}, что должно привести в пирамидальной/зеркальной форме организации познания и рационального поведения Человека,

09152020
Виталий Шолохов


Рецензии