Лебёдушка

Была она высокая, стройная, гибкая, как березка. Коса русая ниже пояса, глаза карие, что дикий мед, брови изогнутые, ресницы длинные, пушистые. А уж походка да и все движения были такие плавные, что люди заглядывались. Любую работу она делала - все любовались. Потому и прозавали ее Лебедушкой, и так к ней это прозвище пристало, что имени ее настоящего никто и не помнил.

А как выходила она на праздник в лучшем своем наряде, или стояла в церкви на службе, тут люди и вовсе ахали. Лицо все светится, словно внутри огонек горит, а глаза будто что-то незримое видят и оторваться не могут.

И приветлива была Лебедушка, и собой красавица, и в работе ловкая, а вот замуж все-таки не вышла. Боялись ее парни, даже самые отчаянные. Ну, как ты с такой красавицей рядом покажешься? На кого ты сам будешь похож? Так и выбирали себе девушек попроще.

Лебедушка такой доле, казалось, вовсе не опечалилась. Жила себе в родительском доме да только все краше становилась. Замужние подруги завидовали, старались что-то обидное сказать:
- Как же ты жить станешь одна, когда ни отца, ни матери не будет?
- Ничего, - отвечала Лебедушка, - Господь не оставит.
- Уж не в монастырь ли пойдешь?
- Я мирская, не для меня монастырь.

Сколько там времени прошло, а так и случилось, как подруги говорили: не стало матери, а потом и отца, и осталась Лебедушка одна в своем доме. Уж как там ей жилось, того никто не знает, а была она все так же спокойна да приветлива. Бывало, что злые люди и сплетни распустят, но к Лебедушке грязь будто не приставала. Живет, работает, в церковь божию ходит, да день ото дня хорошеет. Хоть ей уж к 25 подошло - по тем временам как есть вековуха горемычная, а она будто только и делает, что радуется.

Раз как-то зимой пошла Лебедушка к реке за водой. Смотрит, а у проруби, у самой кромки, лежит ожерелье самоцветное.
"Что такое? - думает, - Верно, обронил кто-то."
Вернулась в деревню, спрашивает у людей, мол, кто у проруби самоцветное ожерелье потерял? Одна соседка увидела, схватила, мое, говорит.
- Ну, что ж, возьми, коли твое. - отвечала Лебедушка, да и отдала ей самоцветы.
В другой раз, как пошла за водой, смотрит - золотой перстенек в снегу блестит. Подняла его, и снова в деревне спрашивает. Другая соседка подскочила, этот мой, кричит. Лебедушка и перстенек отдала.
В третий раз как пошла она к проруби - нашла зарукавье , браслет, то есть, из золота, и тот отдала той соседке, что первая назвалась.

Смекнули люди, что недаром все это. Все в деревне на реку за водой ходят, а находит золото да самоцветы одна Лебедушка. Решили подсмотреть за ней. Вот одна соседка, самая смелая, проследила, как та пойдет с ведрами на реку, да и увязалась тайком следом.
А Лебедушка идет плавно, не оглядывается. День морозный, солнечный, снег сверкает да поскрипывает. Хорошо так!

Пришла она к реке, а соседка поодаль стала и смотрит. Лебедушка только к проруби подошла, глядь - шкатулочка резная, деревянная, работы тонкой, причудливой. Подняла ее Лебедушка, открыла, а там - и жемчуга, и самоцветы, и янтарь, и кораллы! Стоит Лебедушка, дивится, кто бы это мог здесь такое богатство оставить, а соседка как увидела это, так тут же в деревню побежала и все рассказала. Засудачили бабы: а ну, как не покажет Лебедушка шкатулочку? Такое богатство да ей одной достанется! И зачем ей, вековухе, столько всего? Нет, негоже это! Нужно встретить ее да выпросить у нее эту шкатулочку, а не отдаст али хитрить начнет, так силой отнять!

А Лебедушка подивилась на богатство, да призадумалась. В деревню шкатулочку нести несподручно: руки коромыслом заняты, положить ее не во что. Замочка никакого на крышечке нет, ну как все растеряешь по дороге? Решила она шкатулочку тут же и оставить, а как дойдет до деревни, там и спросит, и подскажет, где искать.
Подняла она ведра, хотела уже в деревню возвращаться, да засмотрелась на снег. Белый-белый такой, как покрывало серебряное, жемчугами расшитое, так и сиял он на солнце, так и слепил чистотой! Березки стояли, словно сахарные, тихие, белизной укутанные. Краше любых каменьев показался Лебедушке снежный покров. И воздух был такой ясный! Вдохнула его Лебедушка, и так хорошо и покойно ей стало! Как все красиво у Бога, как ладно да пригоже!
Долго ли она стояла так, глядя куда-то вдаль, на снег, на небо бирюзовое, только чувствовала она в душе радость неизъяснимую.

Мужики да бабы собрались на улице, все про шкатулочку судачат, каждому хочется от богатств невиданных хоть толику получить. Все шумят да догадки строят: спрятала Лебедушка ту шкатулочку али нет? Давно она ушла, а все не возвращается, не иначе, как припрятывает добро найденное!

А Лебедушка тут и идет им навстречу, точно лебедь белая плывет, словно земли не касаясь. Ведра с водой на коромысле несет, будто они легкие-легкие. Сама стройная, румяная от мороза, улыбается счастливо, и кажется, что еще пуще красота ее расцвела.
Народ так и замер, ее увидев - такой свет от нее исходил.

Тут баба одна закричала:
- Сказывай, где шкатулочка? Куда ты ее спрятала?
Остановилась Лебедушка, поставила ведра за снег, и спокойно отвечает:
- Там я ее и оставила, возле проруби. Коли твоя, так беги да возьми ее.
- Ишь, чего захотела! - наскакивает другая. - Пока мы бегать будем, она шкатулочку-то и припрячет у себя!
Поднялся шум, гам, все кричат да бранятся, каждому-то до богатства добраться хочется. Одна Лебедушка стоит да молчит.
- Веди нас к проруби! - шумят люди. - Показывай, откуда добро достаешь!

Делать нечего, пошла Лебедушка назад к проруби, и народ за ней. Пришли. Вон и шкатулочка лежит у самой кромки, целехонькая. Подняла ее Лебедушка и протягивает людям:
- Вот она самая и есть.

- Моя это! - кричит одна баба.
- Нет, моя! - спорит другая. - У тебя сроду жемчугов не водилось!
Стали бабы друг у друга шкатулочку вырывать, стали мужики их разнимать, толчея да возня поднялись. Самоцветы с жемчугами на снег посыпались, ребятишки кинулись их собирать. Тут, в неразберихе, кто-то и толкнул Лебедушку, и упала она прямо в прорубь.

Испугался народ, отхлынул, а уж Лебедушка ушла под воду. Быстро так, даже не вскрикнув, никто и ахнуть не успел. Бабы заголосили, похватали ребятишек да бегом в деревню. Мужики закрестились, шапки поснимали, кто-то на колени бухнулся... Про каменья самоцветные все и думать забыли, так те и остались на снегу, никто и камешка не тронул. Те ожерелье, перстенек да зарукавье, что бабы у Лебедушки обманом взяли, они в церковь снесли да молились потом у иконы Богоматери.

А летом, как все в поле работали, прилетела на реку белая лебедушка, опустилась на воду и все плавала вдоль берега. Говорили потом, что видели у нее сияние над головой, вроде золотой короны, но тут уж люди и выдумать могли.

- Видать, простила нас наша Лебедушка, - говорили старики. - раз душа ее нам весточку прислала.
Лебедушка раскинула крылья, поднялась, покружила над избами, над церковью, и улетела за реку. Больше в деревне ее не видели.


Рецензии
Чудесная сказка...

Олег Михайлишин   26.09.2020 22:55     Заявить о нарушении
Олег, спасибо! Я рада, что она Вам понравилась!

Мари Павлова   27.09.2020 21:01   Заявить о нарушении