Запахи...

Рассуждизмы и пароксизмы, 138. Женские запахи. «Запахи» женщин.

ideafix (химера), nonfixion (почти документальный), communism (непереводимо), the «wayoflove» (образ любви), infinity (бессмертный), forever, eternally (навсегда, бесконечно), immortal (вечный, нетленный, непреходящий).

Компиляция по мотивам книг, картин и интернета о женских запахах - сублимация «потока сознания» бригадира бульдозеристов Василь Иваныча, у которого над кабиной бульдозера железно укреплён железный лозунг: «Карфаген должен быть разрушен».

1. О запахах - вообще.
2. Тело, запахи женщин, их демонизм и мнения медиков в зеркале исторического материализма.
3. Сублимация женских «запахов» посредством диалектического материализма.
4. Трагическое заключение. Радостно-печальное.

Запах - это ворота, через которые входят и запоминаются эмоции.
(Робер Мюшембле. «Цивилизация запахов. XVI — начало XIX века»)

Из электронного письма девочки однокласснику: «Понимаю, что человека воспринимаешь не по письмам – по запахам (чёрт возьми, что я пишу)…»
(Борис Гончаров. «Вариант сублимации»)

Обоняние у кошек сильнее, чем у собак.
(Платон. Из ненаписанного диалога: «Кошки и собаки»)

Женщина и мужчина – не кошка и собака, но кошка и мышка.
(Пятое па экзерсисов. О сущности женского персонала. Козьма Прутков. «О вечном»)

1. О запахах - вообще.

Возможно, как только человек начал осознавать себя разумным существом, он целенаправленно использовал запахи – для лечения, улучшения самочувствия, ухода за кожей, сокрытия других запахов, защиты, способствованию зачатия, стимуляции сексуальности, соблазнения… В Ветхом Завете есть примеры такого применения духов: Юдифью, чтобы понравиться Олоферну, Руфью - Воозу. От древних к современным принципиально мало что изменилось – особенно в практике дочерей Евы – также изобретаются, создаются и применяются пахучие масла, бальзамы, мази и лекарства.
Считающийся ведущим французский историк культур Робер Мюшембле говорит об ольфактории (обонянии), как о единственном чувстве, не врожденном, а приобретённом и сравнивающим, при этом, во многом зависящим от культурных установок времени и меняющемся, как и эстетические критерии. В своей книге(6) он посвящает отдельную главу запахам женщин. Показательно, что для публикации в рубрике «Книжное воскресенье» журнал об искусстве «Точка ART» выбрал отрывок именно из этой главы, и можно предположить, что сделал это не случайно, но если даже случайно,то, как «форму проявления и дополнения необходимости».

Опасные и дурно пахнующие мази и притирания использовались столетия назад для создания красоты, поэты писали нескромные стихи об интимных частям женского тела.
К настоящему времени чувственные духи животного (с использованием мускуса и амбры – для стойкости духов) и растительного происхождения сменились синтетическими («Шанель №5»), однако, вещества, извлекаемые из желудков и половых желёз китов и оленей,используюся и в современной парфюмерии. История происхождения благовоний для тела и помещений, создания духов обусловлено развитием цивилизации. Но духи изобрели не французы, однако, именно они применяли их сугубо утилитарно: с целью заглушить запах немытых тел (вообще гигиена и изысканные ароматы были чужды для европейцев; духи, технология дистилляции, а вместе с ней цветочные воды и эфирные масла попали в западный мир, когда крестоносцы вернулись из походов, но теперь запах стал самоцелью с одной задачей - перебить смрад человеческих тел, не знавших мыла и мочалки, и продуктов диссимиляции при отсутствии канализации в средневековых городах – для этого требовались резкость и стойкость).
Прообразы современных парфюмеров и духов появились в Древнем Египте (жрецы управляли духовным состоянием посетителей храмов, воскуряя необходимые вещества). Кроме египтян, ароматы создавали греки и римляне, смеси смол и эфирных масел применяли в Древнем Китае и на Аравийском полуострове (в VI в. до н.э. начинается применение благоуханий, арабы и персы усовершенствовали технологию, расширили радугу запахов, дополнив их составляющими из местных растений). Возможно, это искусство было перенято из Месопотамии, где жила женщина-парфюмер по имени Таппути. В VII в. до н. э. основными производителями ароматических веществ были Вавилон, Ниневия и Карфаген.
* * *
Литературный критик Николай Александров отметил в унисон Мюшембле: «В запахе наилучшего сексуального партнёра одновременно присутствует базовый запах сообщества, пола, к которому он принадлежит, и его личный, уникальный запах. Запахи различаются также в зависимости от времени года. Каждому отрезку жизненного цикла свойственны свои ароматы. Меняется отношение «к запахам (и обаятельной культуре) от средневековых городов … до нового времени …».

Замечание 1.

Для исключения эпатажа, иллюстрации (1), (2) здесь отсутствуют, но даны на них ссылки в Примечаниях. При этом, воспринимать работы художников следует, как символы, но не натурализм и физиологическую анатомию.
В тоже время, случившиеся нечаянно, по кошачьему любопытству от природы, девушки, пусть пеняют на себя, т.к. были предупреждены.

2. Тело, запахи, возрастные изменения, демонизм женщин и мнения медиков о них в зеркале исторического материализма.

Пять чувств, и главное среди них - обоняние.
(Субъективное мнение)

Собственный аромат человек не чувствует до тех пор, пока он не меняется. При отклонениях от нормы в организме врачи могут определить с какой проблемой к ним обращаются пациенты. Особенно это касается инфекций и ЖКТ.
Проблемные запахи:
- рыбы - нарушение обмена веществ или недостаток витаминов группы В,
- ацетона во рту - сахарный диабет, болезни почек или печени,
- аммиака – недостаток углеводов в пище,
- овечьей шерсти – гиперфункция надпочечников,
- гари – проблемы с сердцем.

Приятный запах безусловно располагает к общению. Он является свидетельством того, что человек здоров, ведет правильный образ жизни и ухаживает за собой.
«Чтобы быть принятым, надо быть приятным».
Исходя из медицинской точки зрения здоровое тело не должно иметь ярко выраженного запаха. Его создают бактерии, живущие на коже. Поэтому, чем чаще человек потеет, тем заметнее становится его присутствие в помещении. Тоже самое касается и грибковых инфекций, которые сами по себе не имеют запаха, но им свойственно запускать процессы, которые провоцируют получение продуктов распада и неприятный кисловатый запах.
Гречка, рис, огурцы, кабачки, другие овощи, кроме крахмалистых и пряных, почти все фрукты и ягоды, за исключением очень кислых, дают великолепную органическую отдушку нашей коже, дыханию, и поту. Из напитков освежающе действуют чистая вода без газов, зеленый и копорский чай, свежие соки и морсы с малым содержанием сахара – уверяет в интернете Светлана Морозова.
А чтобы жить дольше следует обходиться без коитуса. Общение с дамами крайне вредно для здоровья, потому что «жар их печи» иссушает несчастного любовника.
Мантэк Чиа в своих «Даосских секретах любви» указывает мужчинам поберечь своё семя, не допускать семяизвержения, т.к. в противном случае это сокращает жизнь мужчины.
Мнение о паузе в супружеских отношениях направлено против ежемесячных женских кровотечений, «этого слизистого красного дегтя»; при этом напоминается диатриба (жанр античной литературы - из публичной философской проповеди, обращённой к простому народу и литературно обработанной) Плиния Старшего. К этому добавляются настоятельные советы избегать «ядовитой крови», прекращая половую жизнь на восемь дней в месяц, что в год составляет девяносто шесть. Любовные утехи также следует забыть на два года, пока женщина кормит ребёнка грудью, потому что сотрясения, возникающие при коитусе, «вновь вызывают к жизни менструальные цветы», запах которых заставляет сворачиваться материнское молоко.
Запрет этот записан и в каноническом праве, но церковь ещё выступает и за супружеское воздержание в Великий пост и Рождественский пост.

В 1587 году в своём труде «Послеобеденные беседы» автор развивает мизогинические (неприязненные по отношению к женщинам (девушкам, девочкам) мысли и объясняет женскую болтовню влажностью женского мозга. «Пожалуй, болтовня во многом служит женщинам, чтобы очистить мозг и удалить опасные жидкости, которые со временем, если бы они удерживались в организме, могли бы нанести вред», т.е. у молчаливых женщин в головах сидит дьявол.
Проблема неприятного женского запаха не была в новинку для врачей, поэтому от него существовало множество лекарств. Королевский врач Жан де Рену предлагал смесь для сжигания в курильницах «для здоровья или для соблюдения приличий». Рецепт такой смеси, которую легко приготовить: «порошок на основе апельсинных и лимонных корок, гвоздики, корицы, мускуса и тому подобного растворить в розовой воде; потом поставить на огонь вышеназванную курильницу, чтобы неприятный запах скрывался ароматом этой смеси». Её использовали светские дамы, когда были нездоровы, особенно в первый день лунного календаря. По мнению Луи Гюйона, неприятные женские запахи можно победить двумя способами: марь вонючая и рута, позволяют удерживать место развития плода, которое часто меняет местоположение, если верить Рабле. Для достижения того же результата следует, наоборот, использовать приятные запахи или духи: повитухе надо взять на палец немного лавандового или миндального масла с несколькими крупинками мускуса или цивета и ввести эту смесь как можно глубже.

Любая женская среда пахнет откровенно не очень. Если не использовать масла, кремы, средства интимной гигиены, то в течение суток можно учуять как раз-таки то самое, о чем говорят мужчины, когда у подруги менструация.
Сладкий запах говорит о диете женщины. Она питается травами и зеленью, ест много первого (супы, бульоны), скорее, без специй. И если ощущается резкая приторность, виной тому ананасы, грейпфруты и цитрусы. Привкус её может меняться от продуктов.
Запах металла абсолютно нормальный, если у девушки критические дни. Кровь насыщена тельцами, которые образуют соединения железа. Во время этих дней у девушки кровь задерживается на средствах гигиены, и нормально ощущать запах свернувшейся крови. А вот запах дрожжей может говорить о внутреннем кровотечение, беременности на ранних стадиях, использовании спермицидов против зачатия или приёме гормональных препаратов и антибиотиков.
В т.н. «период полураспада» женщина должна использовать только те косметические средства, которые содержат плаценту. Она убивает злосчастных запах, камуфлирует старческий аромат. Это поможет не надолго, но стабильно.
Оказывается, косметические препараты, изготовленные на основе плаценты, имеют свойство уменьшать тот самый злосчастный запах старения, а процедуры мезотерапии и внутремышечные инъекции препаратами, содержащими экстракт плаценты, совершенно уничтожают этот запах даже у женщин, находящихся в «периоде полураспада».

Женщина, которая возбуждена, обладает особенным дыханием, запахом кожи, именно поэтому мужчины испытывают влечение, а не из-за животного инстинкта и ощущения душка в знойный день менструации.
Причина кроется в половых гормонах: женщины с высоким уровнем эстрогена и низким уровнем прогестерона особенно плодовиты - и это выдает запах их тела.
У женщин уровень гормонов колеблется на протяжении всего менструального цикла, и именно концентрация определённых гормонов делает женский аромат наиболее привлекательным для мужчин в дни, когда у женщины происходит овуляция (период возможного оплодотворения).
Женщины с высоким уровнем эстрогена и низким уровнем прогестерона пахнут наиболее приятно для мужчин.

Каждый человек обладает специфичным, свойственным только ему запахом. Это тонкая материя, воздействующая на подсознание, способна изменить ситуацию коренным образом. Особенно стоит отметить запах женщины. Он обладает такой огромной силой, что способен влюбить в себя даже самого сильного и воинственного мужчину.
На протяжении столетий женщины ищут средство для привлечения этих бестолковых, не любопытных и ленивых созданий – мерзавцев мужчин. При этом они готовы заплатить за заветный флакончик любые деньги. Современные парфюмеры находят всё новые и новые сексуальные ароматы.
Согласно проведённым анализам мужчины предпочитают духи с восточными нотками пряностей, мускуса и цветов. Эротический оттенок имеют лилия, орхидея, а также плоды цитрусовых. Многие не равнодушны к грейпфруту. Тем не менее, идеальный запах, привлекающий противоположный пол, так и не найден. Однако, на разный тип кожи они воздействуют по-своему. Поэтому, аромат, подошедший одной девушке, у другой может быть: увы и ах. Замечено, если женщина не чувствует на себе духи – значит, они ей подходят. Но бывает, просто принюхалась к ним. Для женщин выбор партнёра в большей степени зависит не от внешности, а от того, как он пахнет. (Приблизительно о том же написала своему vis-a-vis его знакомая, которая, оказывается, думала, что у них «будет виртуальный роман»).
В тоже время, исследования показывают, что многих мужчин привлекает запах женских половых органов, а не дорогостоящих духов. Есть доказанный факт, что вагина имеет свои специфические запахи, но кому-то там пахнет дыней, а кто-то чувствует амбре на всю комнату, и далеко не свежее (но женское влагалище – самоочищающийся организм). И запах во время секса бывает разным - различают всего 7 нот любви, 7 вагинальных запахов, которые нужно знать.
Природа позаботилась о привлечении мужчин формированием у женщин т.н. «феромонов» (химические частицы, воздействующие на человека посредством обоняния), которые больше всего вырабатываются у них в процессе овуляции (выход яйцеклетки из яичника в маточную трубу). Они способны пробуждать чувства и иногда бывают причиной т.н. «любви с первого взгляда». С запахом феромонов у мужчины растёт уровень тестостерона, а с ним и возбуждение.
Возраст влияет на запах. Подростки и пожилые пахнут сильнее, чем люди среднего возраста. Девочка и зрелая женщина пахнут абсолютно по-разному. В молодости, когда эндокринная система и апокринные железы включены на полную мощность, вырабатываются большие дозы гормонов. Наиболее притягательный аромат у младенцев.
С возрастом добавляются другие нотки, связанные с неправильным питанием, нарушением гигиенических процедур, приёмом лекарств и малоподвижным образом жизни, замедлением обменных функций, накоплением шлаков, уменьшением энергии и жизненных сил. Специфический старческий запах замаскировать всё сложнее.
Завоевывают популярность препараты на основе плаценты и мезотерапия (метод альтернативной медицины - воздействие прокаина, - придуманный французским врачом в 1958 году). Они позволяют уменьшить старческий аромат. Многое зависит от отношения женщины к самой себе и каждодневной работы над своим телом. Однако, даже если дама следит за своим здоровьем, возрастные изменения неизбежны. Но добавляются и царственные нотки, позволяющие отличить, что женщина полностью сформировалась как личность, мудра, опытна и элегантна.
Учёные говорят, что мужчина сможет определить по запаху интимной зоны возраст женщины, её хобби и даже рацион.
Главное – заявляет во всемирной паутине некая Лиза Питёркина - вовремя задуматься об исчезающем с годами аромате секса и постараться максимально сохранить то, что дала нам природа. И тогда наслаждение индивидуальным «букетом», который источает женская кожа, для настоящего ценителя может стать бесконечным.
О старости и ужасах тлеющего организма нужно задуматься не тогда, когда секс с избранником уже свёлся к нулю. Отвратить любимого от тела можно очень быстро. Вернуть его сексуальный интерес – очень сложно.

Что более странное, чем менструации женщин? В таком состоянии, если они рядом с молодым вином, оно киснет, зерновые культуры в соприкосновении с ними перестают плодоносить, привои погибают, ростки в садах засыхают, плоды деревьев, под которыми они посидели, осыпаются, блеск зеркал от одного их взгляда тускнеет, оружие притупляется, слоновая кость теряет свою прелесть, пчелиные улья гибнут, медь и железо ржавеют и приобретают неприятный запах, а собаки, полизав их, впадают в бешенство, и укус их становится ядовитым.
Женщина, дурно пахнущая по своей природе и в тревожном ореоле, в некоторые дни лунного календаря становится пугающей. Запах женщины противоречив: он привлекателен для мужчин, но отталкивает их в указанные дни, болезни или когда постарела. В женском существе живёт смесь сексуальной притягательности и страха смерти. Эта idee fixe (фр.) вела к господству мужчин над женщинами: со времен Древней Греции женская роль сводилась к ублажению мужа и рождению детей.
В 1924 году Шандор Ференци - последователь Фрейда в работе «Таласса, опыт генитальной теории» заявил, что мужчины совокупляются с женщинами, потому что от вагины пахнет селёдочным рассолом, и таким образом мужчины как бы оказываются на своей прародине, в океане. Это объяснение говорит о том, что у западного человека этот запах ассоциируется с запахом рыбы. Просторечие во Франции имеет похожие следы: проститутку называют треской, а её сутенёра - скумбрией.

В XVI и XVII веках это было в центре внимания. Распространение ольфактивных запретов сильнее прежнего демонизировало дочерей Евы. Убеждённые в своей неполноценности, стыдящиеся своей природы, женщины переживали тогда один из самых антифеминистских периодов в европейской истории. Кокетки, прятавшие под духами свой специфический запах, считающийся отвратительным, критиковались духовенством, заявляющим, что такие женщины нарушают божественный ход вещей, чтобы легче было соблазнять мужчин.
Существует имплицитная (скрытная) связь между мужчиной, теплом, светом и богом, тогда как женщина, связанная с холодом и сыростью, тянется вниз, туда, где находится дьявольское подземное царство. Христианизированная античная гуморальная теория (определяющая принадлежность человека к определенному типу темперамента по преобладанию в организме одной из четырех жидкостей: крови, слизи, желчи, черной желчи) обозначает изначальную дихотомию (раздвоённость), как и особые отношения женщины со злом.
Грешное тело любовницы способно заразить тело любовника, а оно в свою очередь будет выделять яд и заражать самые чистые вещи. Для ученых эпохи Возрождения, как и для поэтов, физический микрокосм невидимыми нитями связан с совокупностью божественного мироздания. Таким образом, и без того тревожная природа дочерей Евы становится откровенно опасной в период менструации. Вот почему сексуальные отношения в это время были категорически запрещены.

Аксиома, что используют духи больше представительницы женского персонала по сравнению с мужским населением. Женский организм тоньше, чувствительнее мужчин?
В европейской цивилизации причины этого - культурные и социальные. Более двух тысяч лет утверждалось (и теперь, но завуалировано и на уровне подсознания), что природный запах женщин отрицательнее мужского.
В раннем детстве воспитание опиралось на страх перед женским телом, чтобы ограничить мужские желания, и чтобы побуждать девочек к разумному поведению, в связи с воздействием их сексуальности на противоположный пол. Они по возможности сдерживали свою чувственность, которую мужчины полагали ненасытной, девочек убеждали, что они источник всеобщей угрозы. Основа этого убеждения крылась в античных источниках, например, в I веке н. э. Плиний Старший описывал женщин, как всадниц Апокалипсиса, от которых каждый лунный месяц мир приходил в смятение.
В протоколах допросов обвиняемых в колдовстве женщин(7) есть разница со свидетельскими показаниями. Свидетели не заявляют о шабашах и не дают описаний фигуры дьявола, но рассказывают реальные истории о пришедших бедах, болезнях и смертях, вменяя это обвиняемым. Из-за отсутствия в этих показаниях необходимых для судей сведений подсудимым задают дополнительные вопросы, касающиеся их веры и сексуальных контактов с дьяволом. Иногда судьи находили на теле подозреваемых женщин сатанинскую печать. Ниже - выдержка из допроса двадцатитрёхлетней Кретьены, уроженки деревни Эстре в Лотарингии, обвинённой в колдовстве и представшей перед судом в 1624 г.:
- На вопрос о том, как выглядит дьявол, она отвечает, что это огромный чёрный человек, которого она считает злым духом; одет он во всё чёрное, сзади у него висит кинжал, а на шляпе чёрные перья.
- На вопрос, как давно он поставил на её тело свою печать, она отвечает, что это случилось около четырёх лет назад, и что потом она болела.
- На вопрос, в каком месте Топен (её демон) являлся к ней, она ответила, что это было на шабаше...
- На вопрос, познал ли её плотски вышеуказанный Топен, а если познал, то сколько раз и в каком это было месте, она ответила, что он познал её только один раз в одном месте, в поле Шампень, что возле Тийо, и сказала, что дьявол причинил ей ужасную боль, и что она чувствовала жуткий холод и страшную резь, словно ей между ног засунули колючки, так что после она болела целых две недели...
- А в остальном она крайне опечалена тем, что оскорбила Господа, и посему она просит, чтобы ей дозволили принять причастие и умереть.
Сексуальные отношения с демоном и чувство виновности идут вместе под бдительными глазами судей. Убеждённость, что женщина одержима дьяволом, была присуща не только теологам; она являлась составной частью морали своего времени(7).

Иногда женщины стесняются своих половых органов. Думают, что они выглядят как-то не так. Но все женщины разные, и «там» они тоже разные, в частности из-за размера и формы половых губ. Об этом говорят не только врачи-гинекологи, но и представители искусства и культуры. Английская женская ассоциация создала библиотеку половых губ, а художник - коллекцию более 400 слепков вагин(3). Курбе запечатлел вагину, в качестве «Происхождение мира»(1). И, надо отметить, Орлан ответила Курбе «Происхождением войны»(2), что логично, т.к. Курбе – художник, а Орлан – художница. Интимному участку тела женщины посвящены книги, в т.ч. с непосредственным названием(4), выставки и музеи(3). Здесь же можно добавить, что, как утверждает осведомлённая в вопросе одна из «дочерей Евы»(3), мужчинам нравится смотреть, трогать и сравнивать, но некоторые женщины в известном возрасте относятся к теме индифферентно, а в период «полураспада» - и того больше, тем не менее, девушка (возможно, «синий чулок») написала своему vis-;-vis в «Одноклассниках», что мужчину воспринимает по запаху...

Неприятные женские запахи в XVI–XVII веках провоцируют воображение художников, намекающих на это в своих картинах. Когда лучший друг человека, славящийся своим несравненным нюхом, присутствует на картинах рядом с женщиной, это служит для передачи запахов. Знаменитая на всю Европу «Иконология» Чезаре Рипы , написанная в 1593 году и в 1643-м переведенная на французский язык, в качестве модели предлагает художникам стоящую женскую фигуру с цветами и флаконом духов в руках; у ног женщины расположилась собака. Этим вдохновился Абрахам Босс.
С конца XVI века художники изображают влюбленную пару. Барышня, как правило, вдыхает аромат розы или даёт насладиться им своему партнёру; на уровне её коленей, рядом с корзинкой с цветами, находится собачий нос. За поэтическими образами скрывается настоящий смысл: нет ничего, что бы пахло более неприятно, чем женская вагина.
Например, нидерландский гравер Криспин Ван де Пасс вообще беспощаден к своей модели. Девушка, одетая по моде, с кружевным воротничком, в левой руке держит цветок и прижимает к груди маленькую собачку. Справа от неё мужчина из высшего общества, с большим кружевным воротником, бросает на нее сардонические взгляды, демонстративно зажимая нос. В этом изображении обоняния сильна эротическая составляющая, при этом призываются к осторожности мужчины, потому что изображенная женщина, дурно пахнущая и грешная, вызывает желание.

Замечание 2.

Бригадир бульдозеристов полагает, что возможны сомнения и сомневающиеся, кому-то покажется невероятным, но - это девичий «медицинский факт»: прототипы «Происхождения мира»(1) всегда должны пахнуть вагиной (и ничем другим).

Во время путешествия во Францию изысканный молодой итальянский священник Себастьян Локателли 14 мая 1665 года так описывает свои впечатления о запахах в Сольё, Бургундии: "Мы пошли посмотреть, как танцуют девушки на выданье, как это принято по праздникам. Однако, за этим весёлым зрелищем было лучше наблюдать издалека, потому что ужасающая вонь портила праздник. Весельчак Филиппони затеял танец, в котором танцующие время от времени целуются; так как в каждом туре танцоры меняются партнёрами, он успел перецеловать всех девушек. Однако, удовольствие умерялось отвращением. Чтобы находиться рядом с некоторыми из этих женщин, надо иметь очень крепкий желудок".
Сцена становится понятной после ознакомления с мнением светского священника о женщинах, которое он приводит в другом месте своих мемуаров: «Мужчина теряет разум от внешней красоты, которая исчезает, как молния, от неё остается лишь вонь, зараза, а после того как он опомнится, приходят боль и раскаяние за то, что любил её». Его отвращение - результат строгого ольфактивного воспитания. Любой женский запах для него сигнал об опасности, тогда как в прежние времена он был мощным эротическим призывом.
Внимание к потребностям человеческого тела поможет несколько выправить сложившееся положение вещей. Дамы, описанные Брантомом в «Жизнеописании знаменитых женщин», более раскованные и чувственные.
В книге указано, что «духи сильно разжигают любовь». Что бы сказали моралисты о поступке одной безутешной супруги, потерявшей мужа? Она отрезала кое-какие части его тела, «прежде столь ею любимые(2), и забальзамировала их, надушила духами и припудрила мускусной пудрой, а потом положила в золочёную шкатулку», чтобы хранить как большую драгоценность. История понравилась королю, который пересказал её своему окружению. Его собственная версия приключений Венеры, обманывавшей своего мужа Вулкана с богом войны Марсом, возможно, достигла ушей Генриха IV, а позднее — Наполеона I. Богиня выбрала себе не кудрявого красавчика, а любовника, вернувшегося с войны, покрытого потом и почерневшего от пороха, который разделил с ней ложе, весь залитый кровью после битвы, «ни помывшись, ни надушившись». Возбуждение, связанное с потом партнёра, которое испытывают женщины, но не мужчины, наводит на мысль о гормоне андростероне, который известен современной науке. В обоих случаях Брантом ставит акцент на запахе. По его мнению, красивые и утонченные мужчины в меньшей степени способны разжечь женское желание, «нежели мужчина уродливый, воняющий козлом, грязный и похотливый».

Поэты эпохи Возрождения унаследовали от античных поэтов - в частности, от Горация, Овидия, Апулея или Марциала - крайне презрительное отношение к старым женщинам. В трагический барочный период подчёркиваются нездоровые черты, свойственные пожилым женщинам. Эту тенденцию поддерживают демонологи, пишущие о неслыханных преступлениях ведьм - как раз в то время, когда их сжигают на кострах, с 1580 года до конца царствования Людовика XIII.
На фоне чудовищных проклятий, обрушивавшихся на головы матрон, замечания Брантома или врачей выглядят почти терпимыми, снисходительными. Первый передаёт слова одной женщины: будто бы «у одной важной дамы, ну очень важной, изо рта пахло хуже, чем из медного ночного горшка; один из её близких друзей, подходивших к ней вплотную, подтвердил эти слова; если это так, то она состарилась». Быть может, речь идёт о его подруге Маргарите Валуа, королеве Марго. Что же касается врачей, то они рекомендуют множество различных средств, скрадывающих неприятные телесные запахи, - в частности, душистые саше, которые носили на груди.
Резкость нападок на пожилых женщин поражает. Она во многом превосходит гротескную средневековую традицию их изображения в литературе, например, у Вийона. С первой четверти XVI века то же явление прослеживается в живописи на берегах Рейна, где готовилась Реформация. Величайшие художники - хотя бы Дюрер - изображают колдуний обнажёнными. Самые чарующие поэты, в т.ч. Ронсар, изображающий колдунью Катен или Дю Белле, демонстрируют то же презрение к пожилым женщинам, что и другие (было бы натурализмом или цинизмом приводить здесь и далее эти «поэтические» тексты).

Замечание 3.

Даже бульдозерист не рискует привести здесь образчики указанной «поэзии» и «прозы».

Из Испании пришла модель Селестины, сводни и ведьмы, приспешницы Дьявола, героини трагикомедии. Главными чертами старухи считаются преклонный возраст, неприятный запах, исходящий от неё, и близость смерти. Она может быть лишь служанкой Сатаны, считает Ронсар, написавший оду «Против ведьмы Денизы»: "При одном лишь твоём вздохе», - пишет он, испуганные собаки лают, реки мелеют, волки, идя по твоему следу, воют". В 16-м веке Дю Белле добавляет, что её взгляд и дыхание способны потушить «огонь любви».
К юным девушкам поэты относятся снисходительно, потому что те воплощают аромат жизни, а женщинам старым не приходится ждать ни малейшего сострадания и жалости ни от мужчин, ни, может быть, от самого бога, потому что исходящий от них запах напоминает о смерти.
В дальнейшем, в начале XVII века, полное непристойностей описание гениталий пожилых женщин, приносящих смертельные болезни, в сатирической поэзии становится общим местом. В этих описаниях часто звучат садистские нотки - для предмета своих нападок авторы придумывают самые страшные мучения.
Во многих литературных произведениях описываются плотские отношения с демонами и отдаётся дань плохим запахам.
Эта жестокая мизогиния (женоненавистничество) имеет в основе созданный демонологами образ ведьмы.

Убеждённость, что женщина одержима дьяволом, была присуща не только теологам; она являлась составной частью морали своего времени(7).
В Европе демонологи (специалисты по демонам) отправили на костёр тысячи мнимых пособниц сатаны, в основном крестьянок и старух. В начале процесса их раздевали догола, сбривали с тела абсолютно все волосы, и судьи искали дьявольскую отметину. Палач или врач вонзал туда длинную иглу; отсутствие боли и крови позволяло сделать вывод, что речь шла именно о печати искусителя, оставленной на новой жертве. Неизвестно, что испытывали судьи, созерцая увядшую наготу и чувствуя исходящий от этих тел запах.
В этот трагический период на Западе был сформулирован основной запрет на получение удовольствия ради удовольствия, без цели продолжения рода: любые сексуальные отношения должны осуществляться исключительно в рамках брака с целью иметь потомство.

Замечание 4.

В викторианский период – по описанию Вишневского – умудрённые матроны наставляли своих дочерей, перепуганных до полусмерти перед первой ночью замужества:
- Закрой глаза, стисни зубы, разведи колени и думай, что делаешь «это» для блага Англии…

Пожилая женщина, таким образом, не имеет права на секс. Мракобесие, в тиски которого она попадает, обвиняет её в связях с демонами, если только она осмелится выразить свои желания.
С 1550-х по 1650-е годы складываются новые нормы поведения. На смену оптимистическому взгляду на жизнь приходит идея неизбывной вины человека перед суровым богом.
Самые драматические изменения касаются женского пола. Средневековое клерикальное женоненавистничество - ничто по сравнению с тем, что обрушивается на светский мир в эту трагическую эпоху. С точки зрения закона женщины всегда остаются несовершеннолетними и теряют всякую независимость. Слабые создания с дурно пахнущими выделениями, изматывающими ежемесячными кровотечениями и изнуряющей мужчин сексуальностью - такими были представления о женщинах в один из худших периодов их истории. Считалось, что сами они не могут достичь спасения, поэтому должны постоянно находиться под контролем мужчины, чтобы не допустить свойственного им всем желания отдаться дьяволу. Отсюда следует абсолютная необходимость замужества - как для того, чтобы заставить их спасти свою душу, так и для ограничения всепоглощающей женской чувственности.
Дальше их ждёт ад, потому что старение для женщины - это катастрофа. Дурно пахнущая в начале жизни, несмотря на уверения поэтов, делающих вид, что это не так, тошнотворная и опасная во время менструаций, в старости она становится символом гниения, потому что трагическая барочная культура ассоциирует женщину в возрасте со смертью. Это позволяет лучше понять распространенную в Европе охоту на ведьм, служанок Сатаны, признанных такими же гадкими, как он.
Положение вещей медленно меняется лишь с середины XVII века, когда на старую женщину понемногу перестают смотреть как на средоточие зла. Одновременно с этим постепенно прекращаются юридические преследования так называемых демонических сект. В комедии «Шалый, или Всё невпопад» Мольер уже не так агрессивно описывает двух дерущихся матрон, одна из которых обвиняет другую в колдовстве. В классическую эпоху дьявольский запах вызывал меньший интерес, чем у предыдущих поколений, которые ассоциировали её с чумой.

Средневековый нидерландский врач Лемний писал о женщине: «из-за её цветов (менструаций) от неё исходит неприятный запах, а также в её присутствии всё портится, разрушаются естественные силы и способности всего сущего», и вообще - женский запах вреден. Как и Плиний Старший, Лемний полагал, что контакт с менструальной кровью губителен и вслед за Генрихом-Корнелием Агриппой добавлял к списку негативных последствий: почернение льна, выкидыши у кобыл, бесплодие ослиц, и в широком смысле - невозможность зачать; кроме того, пепел от простыней, запятнанных менструальной кровью, обесцвечивает пурпур и цветы.
Характеристики медицинской доктрины заражения, инфекции, плохого воздуха, чумного запаха являются атрибутами Дьявола. Лемний пишет, что из грязи рождаются мыши и прочие грызуны, угри, миноги, улитки, слизни, черви. Также улитки, шмели, осы и мухи могут рождаться из коровьего навоза. Век спустя немецкий иезуит Афанасий Кирхер писал, что таким же образом появляются на свет лягушки и змеи.
Согласно царившим в ту эпоху идеям, создания, рождённые из гнили и экскрементов, укрепляют связь сатанинского мира и мира женщин. Многие из них, в частности улитки и слизни, были в те времена компонентами средств по уходу за внешностью и женским здоровьем. Все они рассматривались как обычные представителя ада. Их можно найти на картинах художников, осмеливавшихся изображать шабаши ведьм.
Идеи Лемния получают хороший приём у образованной публики второй половины XVI века, когда гуманистический оптимизм Эразма и Рабле понемногу вытесняется гуманизмом благочестивым, набожным. В этом русле существование двух полов драматизируется и вписывается в вечную христианскую борьбу между силами добра и зла.
Мужчина присоединяется к божественному войску, а женщина, если не контролируется отцом, мужем или братом, уступает сатанинским соблазнам. Отход от этой опеки неминуемо ведет её в объятия сатаны. Врачи рассуждают о «естественной», угодной богу, неполноценности женщин и обращают их в ужас перед собственным телом, представляющим собой угрозу для всего сущего. Очевидно, что эти идеи развивали и писатели.

3. Сублимация женских «запахов» посредством диалектического материализма.

Мужчина, когда женится, просит, чтобы жена осталась такой навсегда, но она меняется (женщина изменчива, как погода, как ветер, как пушинка; неустойчивы её настроение, мысли, взгляды), а женщина, выходя замуж, надеется, что муж изменится, но он не меняется (стабилен, как стена, как скала, как огромный паровоз; часто он придерживается одних взглядов всю жизнь; когда мы просим его измениться, мы фактически просим его стать женщиной, изменить своей природе, перестроить свои молекулярные связи и превратиться из гранита в пластилин).
Это природа, и мы не можем с ней спорить.
(Ольга Валяева. «Искусство быть Женой и Музой»)

Женщины – мяса и тряпок вязанки.
(В.В.Маяковский. «Про это. Ротонда»)

Бабы — дрянный народ,..
(М.И.Цветаева. «Царь-Девица - Встреча вторая»)

Бабы – бичь Божий.
(А.П.Чехов. «Чёрный монах»)

…одно лишь присущее женщинам искусство лицемерия.
(Э.Золя. «Зверь»)

- нет любви не вовремя. Не вовремя может быть только икота, менструация, смерть или соседка. Но не любовь.
(Я.Вишневский. «Менопауза»)

На женску красу не зри, ибо та краса слади;т сперва, а после бывает полыни горше. Не возводи на нее очей своих, да не погибнешь. Беги от красоты женской, как Ной от потопа, как Лот от Содома. Ибо кто есть жена? Сеть, сотворенная бесом, сатанинский праздник, покоище змеиное, болезнь безысцеленная, коза неистовая, ветер северный, день ненастный. Лучше лихорадкой болеть, нежели женой обладаему быть: лихорадка потрясет да отпустит, а жена до смерти иссушит. Всякого зла злее жена.
(В.А.Каверин. «Перед зеркалом»)

15Можно перенести всякую рану, только не рану сердечную, и всякую злость, только не злость женскую.
18Соглашусь лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злою женою.
19Злость жены изменяет взгляд её и делает лице её мрачным, как у медведя.
20Сядет муж её среди друзей своих и, услышав о ней, горько вздохнёт.
21Всякая злость мала в сравнении со злостью жены; жребий грешника да падёт на неё.
22Что восхождение по песку для ног старика, то сварливая жена для тихого мужа.
23Не засматривайся на красоту женскую и не похотствуй на жену.
25Сердце унылое и лице печальное и рана сердечная - злая жена.
26Опущенные руки и расслабленные колени - жена, которая не счастливит своего мужа.
27От жены начало греха, и чрез неё все мы умираем.
29если она не ходит под рукою твоею, то отсеки её от плоти твоей.
(Премудрости Иисуса сына Сирахова. Гл. 25)

Женщины жалуются, что у мужчин на уме только одно, но когда мужчины перестают об этом думать, женщины чувствуют себя оскорблёнными.
(Я.Вишневский. «188 дней и ночей»)

Следует внимательно разделить: запах женщины и «женский запах» – это не одно и тоже. Запахи женщин – это то, чем они пахнут. «Женский запах» – это то, чем женское является по существу, априори и навечно.
Комдив, после того, как слез с груши (в данном случае – это дерево, не имя собственное – поэтому пишется со строчной, не прописной буквы), получил записку от девушки, писавшей в «Одноклассниках» об определении человека по запаху, с меркантильной завистью: «Сколько груш – и всё бесплатно»…
Школьное правило грамматики, как девичий позыв: «уж, замуж, невтерпёж». Когда учительница русского языка и литературы в школе произносила эту иллюстрацию правописания, она улыбалась (причину чего будущий Комдив тогда не понимал).
Несколько позже, читая Гончарова, он обратил внимание на то, что Ольга, возможно, носившая в себе один из «образов любви» (к Обломову), из прагматизма вышла замуж за делового немца Штольца.
Марфенька, прежде, чем начинать чтение очередного романа, заглядывала в конец книги – если там была свадьба, тогда она приступала к чтению. Каждый человек на Земле, будь это новорожденный ребенок или столетний старик, источает свой, абсолютно неповторимый аромат. Но самый сильный — запах женщины.

Оказывается, опытный мужчина может довольно точно определить возраст сексуальной партнёрши, как бы хорошо она ни выглядела. Всё то, что скрывает женщина от любовника, можно «прочитать» благодаря запаху её кожи и её выделений во время секса, независимо от того, насколько тонкий и изысканный парфюм она использует. «В аромате есть убедительность, которая сильнее слов, очевидности, чувства и воли. Убедительность аромата неопровержима, необорима, против него нет средства» - замечает Патрик Зюскинд в романе «Парфюмер». Но аромат – это не только искусственно созданная композиция, но и наш естественный персональный запах, визитная карточка нашего тела.
К сожалению, наш «внутренний мир» абсолютно ничем не напоминает цветочную клумбу, и каждый орган источает свой запах. У человека в целом и у каждого органа существует аура, которая проявляется не только в свето-цветовом окружении оболочки, но и в запахе.
Запах является чем-то вроде интерпретации окружающего мира в нашем сознании. У каждого интерпретации свои, поэтому один и тот же запах кому-то кажется приятным, а кому-то непереносимым. Любопытно, что в отличие от других видов информации - например, визуальной или кинестетической (обратной связи между ощущениями и мышцами тела) - обонятельная поступает в мозг без фильтров. Нужные для этого рецепторы выведены напрямую в слизистую носовой полости.
У каждого из нас запах эксклюзивный, как отпечатки пальцев на руке. Вот поэтому парфюм, красиво звучащий на подруге, на вас может раскрыться кислыми нотами или же совсем не пахнуть. «Всё дело в том, что наша кожа имеет свои особенности, — объясняет парфюмер — у каждого свой кислотно-щелочной баланс, свой состав бактерий и микроорганизмов, свой уровень увлажненности и способности выделять себум, на котором окисляется всё, что вы наносите».

Эпоха Возрождения отводила достойное место только дамам благородного происхождения, тем, кто мог войти в описанную Рабле Телемскую обитель. Флорентийские неоплатоники окружили благородных дам аурой, не имевшей себе равных, кисть Ботичелли прославила их и возвысила. Срывая розу для Кассандры Сальвиати, Ронсар воспевал благородных дам, этим же дамам посвящал свои стихи, опубликованные в 1572 г. в сборнике «Весна», Агриппа д’Обинье, чьё сердце в ту пору было отдано Диане Сальвиати, племяннице Кассандры. Однако очень скоро вокруг образа женщины завязалась яростная полемика. Со второй трети XVI в. полемика эта начала будоражить французские литературные круги, в неё включился Рабле, уделив в своей «Третьей книге героических деяний и речений доброго Пантагрюэля» большое место рассуждениям о браке и супружеской измене: согласно утверждениям, вторая была тесно связана с первым.
Возвышение женщины было непродолжительным и коснулось небольшого числа привилегированных особ. Западная культура упорно сворачивала на накатанную колею. Обнажённым красоткам пришлось прикрыться легким газом, а вскоре, следуя испанской моде, утвердившейся в высших слоях европейского общества, и вовсе закрыть каждый дюйм своей грешной плоти тяжелыми тканями мрачных расцветок. Во второй половине XVI в. и в первые десятилетия века следующего дамам настоятельно советовали прикрывать грудь, которую мода иногда позволяла продемонстрировать, одеваться согласно своему званию и вообще знать своё место; исключения допускалось для королевских особ, как например для Елизаветы I Английской. У протестантов вопрос о власти мужчины над женщиной стоял ещё острее, чем у католиков, а в Германии даже охота на ведьм и практика экзорцизма (обряд, состоящий в изгнании из человека или места бесов) нередко превращались в своеобразную борьбу за утверждение кардинально противоположных взглядов на тело мужчины и тело женщины.
Во всех отраслях знания, на всех участках общественной жизни происходил пересмотр дефиниций, относившихся к женской природе. Медицина, право, визуальная пропаганда, организаторы которой заказывали мастерам соответствующие гравюры и картины, не в силах охватить весь комплекс «женских» проблем, ограничились несколькими; в женском обществе никогда нельзя было чувствовать себя спокойно. Медики видели в женщине незавершенное создание, и этим объясняли ее хрупкость и непостоянство. Вспыльчивая, дерзкая, лживая, суеверная и похотливая от природы, женщина, согласно многим авторам, прислушивалась только к колебаниям собственной матки, откуда проистекали все её болезни, и в частности истерия. Женщина-матка единовременно несла в себе власть над жизнью и власть над смертью. На гравюрах того времени прекрасно отражено «глухое чувство тревоги», «настороженное недоверие» мужчин по отношению к женщине. Гравюра, культурный посредник между обладателями знания и власти и остальным населением, была адресована в первую очередь горожанам из разных социальных слоев. Взгляд художников на женскую сущность объединял учёные теории теологов и медицинские и правовые воззрения с расхожими предрассудками простонародья. Гравюры на религиозные темы, составившие три четверти всего корпуса изображений, в основном рассказывают о грехопадении. Женщина бесстыдно предаётся греху, главным образом греху сладострастия, затем следуют грехи зависти, тщеславия, лени, и, наконец, гордыни. Автор рисунка, изобразившего в неприметном облике торговца из модной лавки демона-искусителя, поджидающего в лице женщины долгожданную добычу, льёт воду на мельницу мужчин, предупреждая своих собратьев по полу об опасности женских чар, ибо за спиной женщины стоит сам Сатана.
В чёрно-белом мире, придуманном учёными-книжниками, женская природа располагалась на тёмной стороне творения Создателя, женщина стояла ближе к дьяволу(7), чем мужчина, ибо мужчину вдохновлял сам бог. Подобное разделение легло в основу многих врачебных рассуждений того времени. Впрочем, для современников этой теории альтернативы не существовало. Для них женщина изначально была существом низшим, ибо такова была воля бога. Такого же мнения придерживался и голландский врач Левий Лемний,. Младший современник Джироламо Кардано и Парацельса, он сделал карьеру в своём родном городе, куда вернулся после учёбы в Генте и в университете Лёвина, успев за время штудий приобщиться к культурному пространству, где полновластно царил великий гуманист Эразм. Типичный для своего времени учёный, христианский гуманист, Лемний интересен прежде всего своими медицинскими взглядами, отражающими господствовавшие в то время в Европе медицинские учения. Его сочинения, до середины XVII в. часто переиздававшиеся в том числе и в переводах, свидетельствуют о его влиятельности в медицинских кругах «республики учёных». С другой стороны, он являлся большим поклонником Гиппократа и Галена, считал их лучшими учёными древности. В книге «Чудеса и загадки природы», изданной в Париже, он представил целостный взгляд на врачебное искусство, поддержанный многими европейскими практикующими врачами и вызвавший интерес у широкой публики. За первым латинским изданием текста последовал итальянский перевод, а в Лионе вышла первая французская версия под названием «Тайные чудеса природы». Множество экземпляров этого сочинения получило хождение в Европе при жизни автора, однако судя по скорости переизданий и количеству тиражей, оно и после его смерти пользовалось большим спросом:. вышло 4 переиздания на итальянском языке, столько же переизданий на французском, и 3 переиздания на немецком. Неоднократно выходили издания на английском и на латыни.
Значительная часть убеждений Лемния свободно вписывалась в пёструю палитру верований, часто неправильно называемых простонародными.
Он был уверен, что природа мужчины резко отличалась от природы женщины. Несмотря на ряд формулировок, к его мнению следует относиться со всей серьезностью. Лемний проявлял повышенный интерес к запахам и считал, что мужчина от природы пахнет хорошо, в то время как от его подруги от природы исходит запах весьма малопривлекательный. «Женщина изобилует экскрементами, у неё бывает цветение (месячные), отчего от неё исходит дурной запах; а ещё женщина имеет власть над всеми вещами и разрушает их силу и природные свойства». Высказывая свои соображения по медицинской теме месячных, считавшейся классической ещё во времена Плиния Старшего, согласно которому от соприкосновения с менструальной кровью увядали цветы и высыхали плоды, тускнела слоновая кость, притуплялись железные ножи и впадали в бешенство собаки, Лемний шёл по стопам Генриха Корнелия Агриппы. Агриппа дополнил список напастей, составленный римским учёным, включив в него смерть или бегство пчёл, обугливание льняной простыни, выкидыши у кобыл, неспособность к зачатию, наступающую у ослиц и у живых существ в целом; также он уверял, что пепел от запачканных менструальной кровью сгоревших простынь, способен обесцветить пурпурный цвет ткани и окраску цветов. Запах, исходящий от женщины когда у неё нет месячных, Лемний также считал вредоносным, ибо возникал он по причине холодности и влажности, присущих женскому сословию, в то время как «естественный жар мужчины источал нежные и сладостные испарения, сравнимые с наилучшими ароматами». В отличие от самца, самка пахнет настолько дурно, что при её приближении мускатный орех сохнет, покрывается пятнами и чернеет. Коралл бледнеет от прикосновения женщины, и наоборот, краснеет от прикосновения мужчины, а также горчичного зерна. Жар, исходящий от мужчины, говоря языком метафоры, усиливает блеск окружающих его вещей, в то время как свойства женщины воздействуют на вещи противоположным образом; подобного рода рассуждения ложились в основу правил достойного поведения. Приведённое высказывание врача Лемния наверняка понравилось бы Панургу, рассуждающему в «Третьей книге» Рабле на тему рогоносцев: прелюбодеи «никогда не носят драгоценные камни, ибо камни, соприкасаясь с ними, утрачивают и свою красоту, и свою чистоту, так как известно, что такие камни притягивают к себе пороки, содержащиеся в телах смердящих; исторгая яд, тела эти заражают своим ядом камни, и в этом прелюбодеи подобны женщинам, пребывающим в периоде цветения (месячных) и исторгающим испарения, пятнающие и портящие чистые и полированные зеркала». Плотский грех портит естественный запах мужчины, ослабляет его внутренний жар и наполняет его зловредной влажностью, передаваемой во время соприкосновения тел любовников. Заразу можно подхватить и при физическом контакте, и из зараженного воздуха. Телесный микрокосм невидимыми нитями тесно связан со всем, что создано Божественным Творцом. Дурно пахнущая женщина постоянно внушает беспокойство, а когда у неё «красная смола» месячных, она до такой степени становится опасной для окружающих, что в это время сексуальные контакты с ней категорически запрещаются. И принцип этот вытекал из божественного плана устройства вселенной.

Около 1580 г., к началу великой охоты на ведьм, образ женского тела в представлении европейских докторов медицины практически схож с тем, о котором проповедовал Лемний. Лоран Жубер, автор вполне авторитетный, занимавший должность канцлера университета в Монпелье, крупнейшего медицинского учебного заведения своего времени, в «Трактате о смехе», устанавливая правила чрезвычайно модной в его время науки физиогномики, изучавшей проявления характера по чертам лица, прежде всего обращал внимание на кожный покров, именуемый «цветом лица», ибо тот позволял разглядеть «цвета находящихся под ним гуморов». Женщины казались ему более красивыми, чем мужчины, так как их телесный покров имел более нежный цвет. Но «мужчина рожден для трудов», а потому огромное влияние на него оказывают солнце, ветер и дождь. А «женщина рождена для покоя и неги, она живёт под крышей своего дома, и сей дом она обязана носить на себе, как это делает улитка или черепаха. И ей пристало заботиться о своей природной красоте, дабы с помощью этой красоты доставлять честное удовольствие своему мужу, который в её обществе вкушает отдохновение от соратников своих и от окружения своего, забывает и оставляет позади неприятности, случившиеся во время трудов его и стараний, и расслабляет свой напряженный ум. Вот почему бог создал женщину спутницей мужчины, сделал её более красивой и миловидной, и внушил ей желание заботливо сохранять свою красоту, дабы выглядеть ещё приятнее». Прославляя воина на отдыхе, автор наделяет женщину красотой только для того, чтобы она могла лучше справляться с отведённой ей ролью супруги и матери, на которой буквально держится весь дом. Сторонник гуморальной теории, Жубер никогда не забывал об изначально низком положении женщины. Рассуждая о добродетели благоразумия, он писал: «Говорят, добродетель сия происходит из сухости, а влажность и слабость потворствуют глупости. Люди «влажные, словно женщины и дети», более эмоциональны, более подвержены печалям или радостям, а потому более непостоянны. Напротив, тепло придает уверенность и радость. Вот почему «после любовных игр, которым предаётся каждый мужчина, ум его бывает подавлен, а сам он становится печален: ведь игры эти не только иссушают мужчину, но и охлаждают его посредством извлечения из него субстанции, необходимой для его тела».
В воображении интеллектуалов и просто людей грамотных теории медиков относительно свойств человеческого тела сопутствовали различным культурными явлениями своего времени. Родившийся на десять лет позже Лемния, печатник-книгоиздатель Гийом Буше начал издавать сборники под названием «Вечерние беседы», где он, взяв за образец вечерние посиделки жителей своего родного города Пуатье, печатал сценки и истории собственного сочинения на волнующие его темы. Гуманист и ненасытный книгочей, в своих «Беседах» он демонстрировал обширные познания, в том числе и в медицине. В отношении к женщине в его провинциальном мирке ещё наблюдались отголоски платонизма: всё в мире создано Господом, а «раз есть связь между душой и телом, значит, красота телесная является своеобразным отражением красоты души». Однако во времена Буше восхищение красотой перестает быть безмятежным. Один из участников беседы, восприняв далекие от поэтической и философской традиции наставления врачевателей, уверяет, что «женщина создана из всяческих отбросов и идёт на поводу у своих капризов, что она холодная и чрезвычайно влажная, что она может быть красива, но красота её является признаком её плодовитости и способности к деторождению; а ещё женщина обладает необходимым и соответствующим для деторождения темпераментом, и по этой причине она подходит почти всем мужчинам и все мужчины вожделеют её». Далее собеседники обсуждают достоинства женщин и вполне раблезианские способы «приспособления» к женщинам безобразным: мешок на голову и Бахуса в помощь. Расхожая идея о том, что «безобразную женщину никак нельзя любить, потому что она наверняка ведьма», подтверждается народной пословицей: «страшна как ведьма».
В ещё одной беседе речь идет о родах. Считалось - и Лемний вполне мог бы подписаться под этим утверждением, - что легче всего рожать в период новолуния, ибо «женщины тяготеют к луне, и луна имеет над ними большую власть, особенно над теми частями их тела, которые заведуют рождением потомства, а также теми, где создаётся питание для будущего плода». В процессе родов женщины бывают больны, потому что им не хватает влажности. Но «во время полнолуния луна даёт много света, а следовательно, влажность и силу, ибо луна является матерью всяческой влажности».
Лемний, будучи ботаником, советовал сажать чеснок вперемежку с розами, потому что при таком соседстве розы пахнут сильнее.

Лицемерие, меркантильность, прагматизм в отношениях с мужчиной, необязательность, нелогичность, непоследовательность… - не весь перечень женских «запахов».

Замечание 5.

И тем не менее, женщина и мужчина – это образ двух параллельных пересекающихся линий из неевклидовой геометрии Лобачевского.
И «образ» этот вечен.
Однако, «из всего вечного самый короткий срок у любви», по мнению Я.Вишневского.

4. Трагическое заключение. Радостно-печальное.

Прохожий, остановись
и обо мне грешном помолись.
Я был, как ты.
Ты станешь, как я.
(Надпись на могильном памятнике. Тула, Всехсвятское кладбище, могила местного попа слева от собора)

«Сначала земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».
(Бытие. 1:2:2)

Жить – хорошо…
(Результат размышления бригадира бульдозеристов)

После того, как бригадир бульдозеристов придумал эту публикацию, перенёс в ПК и прочитал эту галиматью, он собрался (так совпало, случайно) съездить на могилки своих родных: в Н-ск – к родителям и Т. – к брату, трагически умершему в 22 года.
Проснувшись перед поездкой ночью по зову физиологии, а после исполнения гражданского долга вернувшись на свой кабинетный диван, ворочаясь с боку на бок оставшуюся часть ночи, Василь Иваныч предался размышлению, которое ветвилось у него не только до окончательного подъёма и этой публикации, но и после.
Земля прожила половину из отведённых ей природой лет, осталось ещё 5 млрд. – потом Солнце погаснет, расширяясь, поглотит Землю и превратит в газ и космическую пыль всё и всех на ней и её саму… Так считают учёные. К сожалению, исчезнут, растворятся во Вселенной замечательные природные запахи женщин, «Происхождение мира» (по Курбе), потрясающие – если сказать честно, но откровенно - мужское население до потери сознательности, но продолжая провоцировать во Вселенной мужской элемент, и «Происхождение войны» (по Орлан).
Эти пленительные складочки в устьице женских рук - когда они опущены – спереди и сзади, выше пояска лифчика. Они немного похожи на другое, кудрявое женское местечко, так натуралистично изображённое(1) Курбе…
И это тоже «женские формы», о которых иногда говорит Комдив и которые так нравятся ему, но не их обладательницы…
Однако, останется женский «запах», априори присущий «дочерям Евы», отмеченный перед Замечанием 4 этого эссе. Что будет дальше – неизвестно.

Ps.
И вдруг навалилась такая веселуха, что ни в сказке, ни пером… Прямо с доставкой на дом. Не юмор и не сатира, не эйфория, не катарсис, а общее веселье организма, веселье органичное.
Не хотелось бы умереть, как в рассказе стюарта из романа Грехэма Грина «Комедианты»… Вообще не хочется умирать…
Есть желание.
Но нет желания умирать и умереть.
Однако, наверное, - не преодолеть.
Привлекательно всё женское внешнее, запахи и формы.
Но не внутреннее (фигурально): всё, что в женском - априори…

Чувствуешь горечь…
Книги, стол, стул, носильные вещи, ручки, блокноты, ноутбук, золотое колечко: «Господи, спаси и сохрани», ключи, дом, сад, внутренний дворик и дворовая плитка, рисунки, вольер, фотографии, беседка в двух виноградных лозах и всё, всё, всё… даже грушевое дерево.
С собой ничего не возьмёшь. Всё остаётся людям. Что-то ими будет выброшено, сожжено, продано. А через 5 млрд. лет (если раньше не случится мировая катастрофа) всё и все будет сожжено погасающим Солнцем, превращено в космические газ и пыль и развеено в космосе без надежды реинкарнации, возрождения с прежней памятью, в прежнем виде. Такова се ля ви человечества и «дочерей Евы» с женскими прелестными запахами и формами.

- Вы очень любите женщин, полковник?
- О, больше всего на свете. А уже потом - далеко на втором месте – «Феррари»…
Этим отрывком диалога Игорь Буккер обращает память к фильму «Запах женщины».

Примечания.

(1) 1866г., музей Орсе, Париж, картина Курбе "Происхождение жизни".
(2) В 1989г. художница Орлан картиной "Происхождение войны" ответила на картину Курбе "Происхождение жизни".

Замечание 6.

Комдив категорически считает т.н. «ответ» Орлан неверным (этот "ответ" ещё один из «запахов» женщин). По следующим соображениям:
1) «происхождение войны» - скорее в женском, но не в мужском,
2) у Курбе – это происхождение мира, как человечества, цивилизации, не в смысле мира, как отсутствия войны, т.е. в широком смысле понятия,
3) у Орлан – это в узком смысле: война, как таковая.

(3) Коллекция. Красота женской интимной зоны - на Ребёнок BY.
(4) Наоми Вульф. «Вагина. Новая история женской сексуальности».
Из аннотации к книге.
«Предпринятое Вульф исследование превратилось в увлекательное и полное неожиданных открытий путешествие во внутренний мир женщины. То, как относятся к вагине в разных культурах – с уважением или презрением, внимательно или пренебрежительно, – демонстрирует отношение к женщине как таковой. Для адептов тантры вагина – это путь к просветлению, для средневековых отцов церкви она была вратами ада, а для современной массовой культуры, пронизанной порнографией, это просто одно из многих средств развлечения. Но понять, что же такое вагина на самом деле, можно, только если знать, что между нею и мозгом существует тесная связь. Это доказывают научные исследования, посвященные биохимическим процессам, которые вагина запускает в мозге. Именно вагина определяет творческий потенциал женщины, степень её уверенности в себе и даже характер. По сути, она является неотъемлемой частью женской души. Зная об этой связи, можно, наконец, лучше понять женскую сексуальность и индивидуальность, а для женщин это значит – понять и оценить себя».
(5) Марсель Пруст. «В сто¬ро¬ну Свана».
«… в один зим¬ний день мама веле¬ла подать мне одно из тех круг¬лень¬ких и пуза¬тень¬ких пирож¬ных, назы¬ва¬е¬мых Petites Madeleines, фор¬моч¬ка¬ми для кото¬рых как буд¬то слу¬жат желоб-ча¬тые рако¬ви¬ны мол¬люс¬ков из вида мор¬ских гребешков.
В то самое мгно¬ве¬ние, когда гло¬ток чаю с крошка¬ми пирож¬но¬го кос¬нул¬ся мое¬го нёба, я вздрог¬нул, пора¬жён¬ный необык¬но¬вен¬но¬стью про¬ис¬хо¬дя¬ще¬го во мне. Сла¬дост¬ное ощуще¬ние широ¬кой вол¬ной раз¬ли¬лось по мне, каза¬лось, без вся¬кой при¬чи¬ны. Оно тотчас же сде¬ла¬ло безобид¬ны¬ми жизненные невзго¬ды, при¬зрач¬ной её ско¬ро¬теч¬ность, вро¬де того, как это дела¬ет любовь, напол¬няя меня неко¬ей дра¬го¬цен¬ной сущ¬но¬стью: или, вер¬нее, сущ¬ность эта была не во мне, она была мною. Я пере¬стал чув¬ство¬вать себя посред¬ствен¬ным, слу¬чай¬ным, смерт-ным. Отку¬да мог¬ла прий¬ти ко мне эта могу¬чая радость? Я чув¬ство¬вал, что она была свя¬за¬на со вку¬сом чая и пирожного, но она без¬мер¬но пре¬вос¬хо¬ди¬ла его, она долж¬на была быть иной при¬ро¬ды. Я пью вто¬ройгло¬ток, пью тре¬тий... Ясно, что исти¬на, кото¬рую я ищу, не в нём, но во мне».
(6) Робер Мюшембле. «Цивилизация запахов. XVI;—;начало XIX века»
(7) Робер Мюшембле. «Очерки по истории дьявола. Глава 3. Тело женщины».


Рецензии