Вечнозеленые мелодии - evergreens - вторая часть

Вечнозеленые мелодии - evergreens (вторая часть - окончание)

Нечто подобное тогда же происходило и в Великобритании. Виновником стал феноменальный руководитель танцевального оркестра Би-Би-Си Виктор Сильвестр (Victor Silvester, 1900-1978). В пятидесятые годы он еженедельно вел по англоязычным радиостанциям Би-Би-Си концерты по заявкам жителей Commonwelth - стран Британского содружества наций: Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии и т.д. Однако, эти передачи тоже слушал весь мир. Будучи обладателем столь же красивого, как и у Уиллиса Коновера, дикторского голоса, он сам объявлял, кто и откуда прислал очередную заявку и что она собой представляет. Но все эти заявки почти стопроцентно состояли из evergreens, которые исполнял затем его оркестр, и я до сих пор прекрасно помню, какое огромное удовольствие я получал от этих вечнозеленых мелодий, от звучания его оркестра и, в не меньшей степени, от превосходного тембра его голоса. Я почти никогда не пропускал эти передачи. Так что его тоже можно считать воспитателем радиослушателей, которых он заставлял полюбить превосходную музыку, в частности, evergreens.

Очень удивительным, по моему мнению, является тот факт, что обладателем дикторского голоса такого же звучания фантастической красоты был радиоведущий Виктор Витальевич Татарский (1939 года рождения), народный артист России, который создал  и вел на Всесоюзном радио, а после распада СССР - на Радио России, в течение 50 лет изумительную передачу "Встреча с песней". Она создавалась им всякий раз по письмам радиослушателей, хотя и не была при этом концертом по заявкам. Эти передачи звучали по радио один раз в месяц, и их музыкальной заставкой была "Одинокая гармонь" Бориса Мокроусова. Виктор Татарский читал выдержки из писем, рассказывал вкратце истории создания этих песен. Передачи были превосходными, и поэтому они стали пользоваться у слушателей колоссальным успехом. В основе такого успеха были подлинные советские evergreens, но в значительной степени причинами этого успеха являлись его потрясающий интеллект и завораживающий бархатный голос. Виктора Витальевича Татарского тоже можно смело причислить к числу людей, заставивших своих слушателей полюбить советские evergreens, их создателей и исполнителей.

И, наконец, считаю своим долгом поведать еще об одном совершенно уникальном человеке, о котором можно сказать словами старинной русской пословицы, что он был "и швец, и жнец, и на дуде игрец". Я имею в виду Глеба Анатольевича Скороходова (1930-2012), который необычайно талантливо проявил себя в самых различных ипостасях. Он был журналистом, писателем, драматургом, критиком, редактором-составителем граммофонных пластинок на фирме "Мелодия", теле- и радиоведущим, киноведом. Глеб Анатольевич был кандидатом филологических наук, Заслуженным деятелем искусств РФ, лауреатом премии ТЭФИ. А теперь поведаю о его наследии, имеющем непосредственное отношение к теме этого "повествования". Им были выпущены десятки виниловых альбомов: Леонида Утесова, Клавдии Шульженко, Антологии советского джаза и др. Глеб Анатольевич написал книги о Клавдии Шульженко, Леониде Утесове и других выдающихся деятелях советского искусства, а также книгу "Звезды советской эстрады". На Гостелерадио он был автором и ведущим передач о Георгии Абрамове, Гелене Великановой, Георгии Виноградове. Именно он был создателем и ведущим телепередач "В поисках утраченного". Я горжусь тем, что он, будучи невероятно демократичным человеком, в свое время несколько лет переписывался со мной и даже воплотил в жизнь несколько моих советов по тематике грампластинок и радиопередач.

Хочу добавить, что и в Польше тоже был человек, очень много сделавший для пропаганды evergreens, их создателей и исполнителей. Его звали Lucian Kydrynski (Люциан Кыдрыньски). Вершиной творчества этого большого мастера своего дела стала книга Wierze piosence  (Верю песне), изданная в Кракове в 1959 году. Мне неимоверно повезло по той причине, что я купил ее в том же 1959 году в книжном магазине во Львове и, по прилете домой, в Ташкент, я тут же, на одном дыхании, прочитал эту довольно большую (200 страниц) книгу от корки до корки, настолько интересной она оказалась.

Я являюсь неисправимым оптимистом, и верю в то, что в России и на территориях стран СНГ обязательно появятся люди, похожие на тех, кого я описал в этом повествовании. Очень хочется, чтобы это произошло как можно скорее.

Борис Пономарев


Рецензии