Польская дивизия РРКА и Лукашенко-6

               


                Д О Р О Г А  В  Л Е Н И Н О




   Редкая удача выпадает нам («ЦТРС Минобороны России») – поездка в одном вагоне с фронтовиками, участниками боя «под Ленино». Спросите любого прохожего или даже образованного человека:
   - Что вы знаете о битве у поселка Ленино?
   Я, и проработав на «Воен-ТВ» десяток лет, впервые услышал о легендарном сражении совершенно случайно – нас вызывает генерал-полковник N, начальник  Главного управления воспитательной работы Вооружённых Сил РФ, и ставит задачу по освещению Торжественных мероприятий в Ленино.
   - Вам предстоит освещение знаменательного события: шестидесятилетие боя Первой польской пехотной дивизия имени Тадеуша Костюшко в октябре 1943 года, - Генерал кладет на журнальный столик папку с грифом "Секретно". - Ожидается приезд правительственной делегации во главе с премьер министром и министром обороны, а также будут иностранные телекомпании.
   Почему «редкая удача»?.. Фронтовиков оберегали от наглых и бесцеремонных журналистов центральных телеканалов, которые могли позволить себе не только «провокационные» вопросы о войне, но и взбодрить дедов коньяком, который развязывал языки, старикам, тертым НКВД-СМЕРШ.
   Белорусский вокзал. Поезд «Москва-Минск». Фронтовики в военной парадной форме с орденами и медалями – горды собой, и несмотря на возраст, показывают примеры дисциплины и субординации. В купе генералы с генералами, полковники с полковниками и так до майоров. Нет ни солдат, ни сержантов, ни старшин – вымерли.
   - Вам положено по ранжиру, - предлагает красавица в форме проводницы бутылку «Столичной», армянского коньяка генералам. – Сосуды головного мозга расширить.
   - А утром они сузятся, - вздыхает генерал, мой земляк.
   Проводник в юбке задорно восклицает:
   - А мы их опять расширим!..
   - Чаю в стакане с п о д с т а к а н н и к о м! – с пафосом отвечает генерал, Герой Советского Союза.
   Следует отметить, за многие годы работы с фронтовиками, я никогда не видел, чтобы они употребляли спиртное в поезде. Однако дорога, замкнутое пространство купе, делает с любым человеком и слушателя, и рассказчика, откровенного и страстного собеседника.
   Многое я узнал от стариков о той проклятой войне, и каждый раз вспоминал своего отца, который о военных годах не рассказывал н и ч е г о. Он щадил мою детскую душу или боялся детской болтливости, и я не знал ничего о раскулачивании, о разграбление церквей, о посадках честных коммунистов, именно честных, потому что они на собраниях вскрывали недостатки в «обстановке критики и самокритики».
   - Что говорить, что говорить, - говорил он и чтобы я отстал, уходил на кухню.
  Однажды, уже перед трагической смертью, отец поведал:
  - Наступаем на Берлин, вечером затишье, сидим (с друзьями) в саду. Вдруг авианалет, бомбы… убило четверых, у меня – ни царапины.
   - За что ордена и медали? – не отставал я. – Орден солдату давали за подвиг.
   - Взяли высотку, роту положили, кто выжил – тому медаль… После взятия Берлина многим вручали ордена.
   А я был председателем пионерского отряда и первым командиром отряда «Полк красных следопытов». В нашей школе №2 (г. Малоярославец) объявлятся конкурс на лучшее сочинение о Великой Отечественной войне: «Мой отец, дед, мать – фронтовики». Мои дедушка и бабушка умерли еще до войны, мать не воевала, остается отец – ордена, медали!..
  И, образно говоря – отец ни слова не выдавил из себя. Я заплакал, когда узнал, что победителем конкурса стала «рядовая» девочка.
   Когда по принуждению главный редактор «ЦТРС Минобороны России», полковник Владимир Боровяк, сделал из меня, офицера ВМФ СССР, который и пришел на студию, потому что «не доплавал» в молодости, сотворил из меня направленца по Ветеранам Великой Отечественной войны, и я в горестно вздохнул: «Это не мое».
   Теперь же об этом нисколько не жалею – только война вскрывает человеческое сознание и дает правильные ориентиры в жизни. Где вы услышите такие слова:
   - Мы из окопов не в ту сторону бежали.
   И кто это говорит?.. Грузин, полный кавалер ордена Славы?!. Разговорить такого «кавалера» весьма трудно, однако узнаю:
   - Почему я один из Грузии?.. Где, как вы говорите, к старикам особое уважение?.. Я один, потому что все остальные вымерли… от голода. Пенсия – на литр водки или чачи, чтобы ты скорее сдох.
   Неужели и отец мой так думал?
   Меня начинает постепенно преследовать чувство, будто все эти деды - мой отец. Что делать – такова судьба военного режиссера, который понимает, что такое «единство интеллектуального и эмоционального» (ВГИК).
   - Когда нас г н а л и (на фронт), мы ползли в грязи со снегом, и чтобы согреться, пили тормозную жидкость из гаубицы.
   - Наркомовские, Наркомовские… Мы их видели?... Какая отчетность, если за одну только атаку погибали тысячи?.. Какая водка?.. В лучшем случае – градусов двадцать.
   - «За Родину, за Сталина»… Вы знаете, как это делалось?.. Политрук вручает красный флажок комсоргу: «Ты первым выскочишь из окопа», - и стоит сзади, в руке «ТТ», попробуй не выскочи первым.
   - А бессудные расстрелы прямо в окопе?.. Замешкался – получи пулю.
   Вот что творит дорога – мелькают лес, поля, деревни, городки, стучат колеса тихо и тихий разговор фронтовиков.
   *
   ОРША - Центральная. Доехали благополучно, если не считать вызова врача сопровождения в 1-е купе генералу, моему земляку – не удержался, выпил подарочный коньяк.
   Мы выходим, нас ждут автобусы и машины ГАИ с мигалками. Едем в легендарный поселок Ленино, в эти дни –  Аграгарадок Леніна.
   П р о д о л ж е н и е  с л е д у е т

Фото/инфа - Инет


Рецензии
Сейчас уже ни с кем не поговоришь. Никого не осталось.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   17.09.2020 14:14     Заявить о нарушении
Дожили медсестры, как правило, да "Дети войны", увы.

Серафим Григорьев -3   17.09.2020 16:39   Заявить о нарушении