Секрет дубравы. Иван. Отрывок 2

  Савельевич куда-то поспешает. Нужен он мне по делу. Пойти за ним что ли? Нет, сначала пацана отправлю. Егора к старику на поклон спроважу, чай спина у мальца не обломится. Пускай повинится, казачьей нагайки вдоль хребта отведает. Потом и сам полушубок накину да схожу до него. Фёдор на базар в Борисоглебск с обозом ходил. Узнать надо что в городе творится. Сколько ещё Алексею с хлопцами хорониться. Болеть брательник начал. Застудился на колокольне. Ветра то у нас зимой какие. Как бы совсем не слёг. Хоть и двоюродные мы с ним, а душа всё же болит о нем.

Как вор крадусь ночами к нему домой. Он у нас партейный. Большаком стал. Сказывал Зимний брал. Не сидится ему на месте, правду всё ищет. За нашу лучшую жизнь борется с сотоварищами. Помогаю ему потаясь, чем могу. Детей у него нет, а у меня трое сыновей мал мала меньше. В случай чего Маришке одной с ними не совладать. Крадусь в братнену хату, как тать басурманскиий ночами. Правлю подворье их в самое тихое время, когда народ крепко спит.  Хозяйство у них одно название. Изба с сеньми, ветхая; анбар сосновой крыт драньем; горница сосновая крыта соломою; два сарая на ладан дышат.  погребица разного лесу ветхая, дверь на крючьях и петлях железных скрипит, не сегодня так завтра отвалится; баня с предбанником сосновая крыта драньем. Посуды деревянной: две бочки пивных, ушат, корыто пивное, две стойки дубовых, котел небольшой чугунный. Перина с подушкой. Вот и всё добро от отца с матерью Алексею досталось. Восьмой год всё воюет, а дом без мужского пригляда. Что там баба наработает. Так то жена ему честная досталась. Себя понимает. Приданное за ней не богато дали.

Как отец её сгинул в степях, отошло Ульяненой матери вдовья доля. Получала она одну седьмую часть принадлежавшего мужу ранее недвижимого и четверть движимого имущества. Помимо этого, ей вернулось имущество, которое полагалось по приданому. А раздели-ка ты это на пятерых дочерей, да чтоб и себе на жизнь осталось, чтоб с протянутой рукой по миру не ходить. Не каждый зять готов себе хомут из тёщи на шею сажать. Вот и пришла Улька к нам в семью с топором, косой сенокосной, да с двумя серпами. Шуба овчинная нагольная, две пары рубах женских домотканных. Скота: пять овец старых, три молодых. Птицы: гусей — гнездо, две курицы индейских, русских кур — десять. Одна свинья. Вот и всё приданное. Ни тебе подушек, ни одеял, ни рушников. И вроде не лентяйка, а всё у неё меж рук уходит. Один воюет за лучшую жизнь, другая не хозяйка в собственной избе. Вот и помогаю как могу в память о родном дядьке. Слово ему давал присмотреть за братом. Так разве Ляксей послушает.

Дверь резко распахнулась и в клубе пара перед Иваном предстала простоволосая соседская девчонка, в шубейке на распашку.

-Дядько Ваня, Егол дома?
-Дома. Дед что ли за ним послал.
-Неее, я к тётке Малише плишла. Деда котят топить пошёл, а Еголка говолил вам котейки нужны. Мышов воевать.
-Мариша. Ты где?
-У плиты. Сейчас снедать будем. Буди ребят.
-Тут до тебя девчина пришла.
-Кто такая? Женихи у нас ещё малы.
-Клава в гости заглянула.

Продолжение следует...


Рецензии