Дом и сад в Китае

1. Усадьба

Выбор места для дома издавна определялся правилами так называемой геомантии – науки «ветров и вод». Основной единицей архитектуры в средневековом Китае был не дом как таковой, а усадьба – комплекс зданий, где центром планировочной среды становился двор, то есть открытое, пустое пространство, вокруг которого располагались в определенном иерархическом порядке жилые, хозяйственные и декоративные постройки. Вся усадьба непременно обносилась глухой стеной выше человеческого роста с единственными воротами. Нередко в углу стены или напротив главного входа сооружали оборонительную башню. По традиции вход в усадьбу находился в южной стене, главная композиционная ось проходила в направлении юг-север, а основные строения усадьбы располагались перпендикулярно ей. Внутренняя стена делила усадьбу на две половины (жилую и хозяйственную).
В северной части усадьбы полагалось сажать сливу и абрикос, в южной – сливу и жужубу. Позади главного дома нередко находились огород и хозяйственные постройки. В каждой усадьбе обязательно имелся колодец. Дождевую воду собирали и в бассейн на замкнутом дворике. Иногда главное здание примыкало к северной стене, и тогда в его задней стене не было окон. Считалось желательным иметь общую для всех обитателей дома кухню, которая располагалась в одном из боковых строений. Однако в китайском доме не существовало столовой, предназначенной для совместной трапезы всех, кто жил в нем.
Стены зданий обычно белили, и они служили фоном для примыкавших к ним деревьев и камней. Зеленоватая черепица на крыше сливалась с окружающей здание зеленью. Дворики и дорожки в саду выкладывали кирпичом желтовато-бурого цвета – цвета земли. Колонны, рамы, решетки окон и прочие деревянные части здания покрывали красным или черным лаком. То же сочетание красного, белого и бурого цветов преобладало в цветовой гамме внутренних покоев дома.
Богатые усадьбы часто разбивались на отдельные дворы, соединенные между собой воротами-павильонами и своеобразными проходами в стенах.  Каждый двор представлял собой маленький законченный ансамбль с садом. Отдельные сооружения были связаны между собой переходами или деревянными галереями на каменных постаментах.

2. Дом

Камень при строительстве домов никогда не использовался. Основными материалами служили дерево и глина. В подавляющем большинстве все здания были одноэтажными. Основу каркаса дома составляли четыре столба, расположенные по его периметру (их делали  из высококачественных пород дерева: мелкослойной сосны, особого вида кедра – наньму, кипариса и др.; в целях защиты от загнивания внизу столба часто устраивали сквозные прорези – продухи; столб оклеивали в несколько слоев грубым материалом, сверху защитный слой покрывали  цветными лаками, преимущественно красного цвета; иногда в краситель включали свиную кровь, которая придавала особую прочность и блеск поверхности). На столбы клали поперечные и продольные балки, а на поперечных балках укрепляли стойки, которые поддерживали коньковую балку. Однако основная тяжесть коньковой балки приходилась на внутренние колонны, стоявшие вдоль главной оси дома. На продольных балках закреплялись слеги, державшие крышу. Что касается стен, то они не были несущими и в крестьянских жилищах Северного Китая обычно возводились из глины, а на Юге – из плетеного бамбука или камыша, обмазанного глиной. Один из традиционных атрибутов зданий в Китае – опоясывающая их открытая галерея с балюстрадой. Окна были с бамбуковыми рамами и в Южном Китае могли занимать всю ширину проема между колоннами. Входные двери, особенно на Юге, могли занимать значительную часть стены, обращенную к внутреннему двору. Число ступеней крыльца было обязательно нечетным. Несущие опоры здания оставались открытыми взору даже в тех случаях, когда были встроены в стены; не существовало и навесного потолка, который скрывал бы перекрытия. Дом сооружался на прямоугольной платформе. Обычно ее устраивали из утрамбованной земли, иногда – из камня. Крыша была высокая и далеко выступала за периметр стен и потому не лишенная пафоса монументальности. На Севере крыши жилых домов обычно были прямые и почти плоские. В Южном Китае были распространены загнутые вверх карнизы, сообщающие всей конструкции дома особенную легкость и воздушность. Крыши украшали вырезанные птицы «юань-янь» (всегда летающие парой) как символ супружеской верности. Нередко вверх были загнуты также оба конца конька крыши.
Китайцы тяготели к ярким и сочным цветам и декоративной отделке. По традиции колонны покрывались красным или черным лаком. Крышу обычно покрывали желтой, зеленой или синей черепицей. Потолочные перекрытия также покрывали красочным орнаментом (резьбой и росписью). Расписывались колонны и стены. На коньке и карнизах крыши устанавливались фигурки мифических зверей и небожителей. Окна (бамбуковые рамы) забирались узорными решетками, створки дверей, перила крыльца и галереи, а подчас и колонны были украшены затейливой резьбой, широко применялись кирпичи с рельефными изображениями, углы крыши увенчивались черепичными дисками с орнаментами или письменами. Цветными были шелк и бумага на окнах (окрашенный свет!), не говоря уже о занавесках, пологах, чехлах. Наряду с прямоугольным проемом двери были входы в форме круга, вазы, цветка и т.п. Перед входом помещали обычно каменные экраны, предохранявшие дом от посещения всякой нечестии.
Фасад здания (обращенный внутрь двора) часто украшали галерея, балконы, резные перила. Особое внимание уделялось переплетам окон. Оконные рамы делались из тонких реек в виде больших решеток. В ход шло все многообразие геометрических форм просветов (розетки, завитки, круги, цветы и т.д.). Иногда в простую ажурную решетку вводился новый мотив в виде резной розетки или стилизованного цветка, выполненного из другой породы дерева. Особенно тщательно обрабатывали окна, выходящие в сад; они как бы осуществляли связь наружного пространства с интерьером.
Наиболее распространенными были пятикомнатные дома, реже семи- и десятикомнатные. Размеры самих комнат были невелики. Интерьер членился перегородками, большую часть которых занимал проем. Занавески на нем не задергивались, а перехватывались посредине шнуром и подтягивались к косяку

3. Главный зал и домашний алтарь

Организационным центром интерьера выступал домашний алтарь, который располагался напротив входных дверей в центральной комнате главного здания семейной усадьбы. (Алтарь – длинный узкий стол из темного дерева, покрытый каменной плитой; над ним – лампа с благовонным маслом, подвешенная за цепь к начертанному золотой краской на самой высокой балке иероглифу «Небо»; на алтаре – свечи, курильницы, вазы с цветами сливы и нарцисса, бронзовый колокол без язычка; по праздникам, принося жертвы предкам, здесь ставили чаши с вином, блюда с фруктами и рисом). На алтаре выкладывались таблички пяти поколений, которые представляли собой просто длинные узкие планки, устанавливаемые на пьедестале. Почетное место среди них занимала табличка прямого предка. Имя покойного предка, его титулы, даты рождения и смерти писались черной краской (в богатых семьях позолоченными иероглифами). При ежедневных утренних и вечерних жертвоприношениях столы, также как и в храмах, выполняли функцию престолов, т.е. использовались для расстановки ритуальных предметов и жертвенной пищи. Это всегда была самая большая и высокая комната в доме, в которой отсутствовали потолки. Главный, или «высокий», зал дома предназначался для семейных церемоний и пиршеств, а также для приема почетных гостей. Пол в нем был земляным, а в богатых домах выстилался каменными плитами. Двери имели вид широких панелей и занимали значительную часть противоположной алтарю стены. На Юге двери держали обычно открытыми, так что семейный алтарь был хорошо виден со двора и из боковых пристроек. Обстановка в главном зале регламентировалась особенно строго и была подчинена правилам традиции и законам симметрии. Мебель располагалась вдоль стен и ограничивалась главным образом столами с двумя креслами по обе стороны от них, отдельными стульями и столиками для чтения или игры в мацзян (маджонг) или шашки, подставками для курильниц и ваз и т.п. Естественно, эта комната выглядела особенно торжественно и празднично, в ее убранстве преобладали золотистые, красные (цвета счастья) и коричневые тона, на стенах висели картины, здесь же выставлялись антикварные предметы, вазы с цветами и т.п. Воздух помещений наполнял аромат от благовоний в курильницах и от цветов в вазах и горшках.
В состоятельных семьях домашние алтари напоминали храмовые. Многие обряды (например, бракосочетания) совершались дома, а не в храме


4. Интерьер

По обе стороны от главного зала находились комнаты, в которых жили отдельные малые семьи, причем старшему поколению отводились комнаты в восточной части дома. При необходимости боковые комнаты разделись перегородками надвое. Каждая комната служила местом обитания отдельной семьи. В городских домах нередко даже не существовало отдельных туалетных комнат, и их обитатели умывались и справляли естественные надобности в той же комнате, где и жили. В крестьянских домах в углу двора обычно имелась уборная или, точнее сказать, выгребная яма, огороженная с трех сторон.
Важная черта китайского интерьера: благородная сдержанность.
Пространство дома делилось на «внешнюю» (мужскую) и «внутреннюю» (женскую) половины. Почти вся жизнь и женщин и детей проходила в жилых покоях и на кухне, тогда как мужчина в течение целого дня находился вне своей семейной комнаты. В крестьянских домах разграничение «внутреннего» и «внешнего» пространств часто обозначалось занавеской, закрывавшей вход на кухню.
Огромную роль в интерьере играли всякого рода легкие подвижные перегородки и экраны, а также ширмы. Форма створок была очень разнообразна. Они либо затягивались шелком, расписанным по всем правилам живописного свитка или вышитым, либо в них монтировались лаковые панно в сочетании с резьбой и инкрустацией перламутром, цветными камнями, ракушками. Все они были покрыты росписями-пейзажами. Ван Вэй в стихотворении «К слюдяной ширме» воспевает прозрачную поверхность ширмы, сквозь которую виден окружающий пейзаж, вследствие чего она не нуждается в искусственных украшениях и узорах.
Точно так же были расписаны и инкрустированы все открытые поверхности: дверцы шкафов и комодов, спинки стульев, крышки шкатулок и пр. На столах и специальных подносах лежали декоративные камни и росли карликовые деревья. У стен стояли вазы с цветами, причем хороший тон требовал, чтобы букет, поставленный в вазу, «выглядел так, словно он изображен на картине». Изящный букет должен был состоять из двух-трех, редко больше стеблей и не оскорблять взор нарочитой упорядоченностью или, наоборот, пестротой. Стены и даже спинки кресел нередко украшали шлифованными срезами декоративных камней, чей прихотливый узор смутно напоминал классические виды «гор и вод». Ни одна комната в доме ученого не обходилась без пейзажной картины. Садовые павильоны большую часть года или даже круглый год использовались как жилые помещения.

5. Сад

 Китайские авторы единодушно называли главным достоинством сада его естественность. В их описаниях садов постоянно воспевались заросшие травой дорожки, чистые ручьи, дикие камни и прочие признаки романтического запустения.
Ограду сада строили из кирпича, который обмазывали глиной и белили. Ее естественная белизна служила фоном для композиции. Она в особенности располагала к созерцанию теней, отбрасываемых цветами и бамбуком в лунную ночь. На широком верхе стены иногда разбивали цветочную клумбу. Особенное значение придавали виду на сад, который открывался из ворот.
Достойным другом целомудренного отшельника считалась вечнозеленая сосна. Особенно славились высокие и прямые сосны с гор Тяньму, а перед домом рекомендовалось сажать сосны «с белой корой». Советовали высаживать сосну перед окнами кабинета, поместив в ее корнях декоративный камень, а вокруг насадить нарциссы, орхидеи и разные травы.
Не меньшей популярностью у садоводов пользовался бамбук – дерево упругое и полое внутри. «Высаживая бамбук, нужно прежде насыпать возвышенность, окружить ее ручейком и перебросить через ручей наискось маленькие мостики. Ибо в бамбуковую рощу надо входить, как бы поднимаясь в гору, а в самой роще земля путь будет ровная: на ней можно сидеть и лежать с непокрытой головой и распущенными волосами. Под бамбуком не бывает игл и листвы, поэтому там можно сидеть, постелив прямо на земле циновку, или соорудить каменные скамейки». «В городе лучший сорт бамбука – "побеги хуцзи". Сажают бамбук разными способами: "разреженным"  (на расстоянии три-четыре аршина друг от друга, чтобы было много пустого пространства), "густым" (побеги сажают так же далеко друг от друга, но в одну лунку вкапывают по четыре-пять ростков), "поверхностным" или "глубоким" (ростки обкладывают комьями глины, благодаря чему бамбук вырастает особенно пышным)».
Почти в каждом саду встречался персик, а в парке с персиком нередко высаживали грушевое дерево, радовавшее глаз своим нежным цветом. Среди других деревьев упоминаются плакучие ивы, пышные магнолии, тунговые и банановые деревья, дающие густую тень, софора, привлекающая взор своими склоненными листьями, абрикосовые и мандариновые деревья, а также различные кустарники, распространяющие приятные ароматы. Хурму сажали не столько ради ее плодов, сколько ради ее цветов – красных, розовых или «бледно-белых». Особенно внимание тонкие ценители изящного уделяли цветущей сливе.
Декоративные цветы разделялись на девять категорий. Наибольшим почетом пользовался пион, заслуживший титул «царя цветов» и считавшийся воплощением начала ян. Хризантема представляла в цветочном царстве начало инь. Среди хризантем самыми красивыми считались те, у которых лепестки были «подобны разноцветным перьям цапли». Разводили жасмин, гортензии, розы, нарциссы, гиацинты, гранаты.  На Юге были распространены несколько сортов орхидей. Из водных цветов предпочтение отдавалось лотосу. Цветы высаживались и в партерах, и на клумбах, и в виде беспорядочных зарослей у воды, и в отдельных горшочках.
С каждым цветком и каждым растением связывали особенный душевный настрой: «Цветы сливы делают нас возвышенными духом, орхидеи погружают в глубокую задумчивость, хризантемы возвращают к жизни природы, лотос побуждает отрешиться от чувственных удовольствий, вишневый цвет внушает ликование, пион пробуждает дремлющие силы, банан и бамбук настраивают на поэтический лад, цветы бегонии придают игривость,  сосна отвращает от мирской суеты, тунговое дерево очищает сердце, а ива наполняет сердце волнением».
Китайских сад не знал травяных газонов.
С чрезвычайным вниманием садоводы относились к карликовым деревьям. Больше всего почитались копии «сосны с горы Тяньму». Высота такого дерева не должна была превышать «один или полтора вершка». Ему полагалось иметь «ствол толщиной с руку и иголки короткие, как наконечник иглы», и быть согнутым и скрученным; ему также следовало иметь густую крону. Если рядом со вкусом расположить «древний сталагмит», то создавалась прекрасная картина для созерцания. Также пользовались популярностью сливовые деревья, которые отличались толстыми скрюченными корнями, пышной кроной и корой, «похожей на рыбью чешую». Их так же выращивали в окружении камней.
Обыкновенно в саду создавали уголки, предназначенные для посещения в разные времена года. «Зимние» пейзажи составлялись из сосен, слив и различных морозоустойчивых растений и цветов. Пейзажи весенние – из цветущих в эту пору вишни, жимолости, миндаля, ранних роз, фиалок, нарциссов. В «летних» уголках сада выращивали летние цветы и лиственные деревья – дуб, ясень, бук, платан, тунговое дерево. В осеннюю пору наслаждались красотой пышных хризантем и благоуханием мандариновых деревьев.
В павильонах и галереях расположение окон никогда не бывало случайным. Окно всякий раз открывало живописный вид или даже целую серию видов.
Дорожки в саду причудливо петляли. Их покрывали аккуратно подобранные камешки, сложенные в изящный узор. («Дорожки среди цветов и по берегу ручья лучше покрывать разноцветными камушками или кусками черепицы: после дождей между ними пробьются зеленые ростки и дорожки сами собой приобретут аромат древности», - читаем мы в одном из наставлений). В саду можно было встретить и растения, и фантастических птиц и животных. Нередко тропинки шли вдоль ограды, и перед глазами гулявших сменялись маленькие укромные дворики – то тенистые, то залитые светом. А потом перед посетителем сада внезапно открывался вид на пруд с островами и мостами, на разные лады устроенными берегами, красивыми камнями и деревьями. Выход из сада нередко маскировался, чтобы у посетителей не создалось впечатления перехода из огражденной территории в открытое пространство.
Особый душевный настрой создавали искусно построенные беседки:
«Дверь маленькой южной беседки
Навстречу луне отворилась.
Беседка наполнилась ветром прохладным,
Беседка наполнилась мохом». 
Обязательной принадлежностью сада была вода. Рекомендовалось устраивать в саду большой пруд, который обкладывали узорчатыми камнями и окружали галереями, выкрашенными красным лаком. На берегу следовало посадить иву. Террасы и павильоны вырастали прямо из пруда и смотрелись в свое отражение, дорожка вилась над самой водой, а через потоки там и сям были перекинуты ажурные мостики. Крыши павильонов строились с таким расчетом, чтобы вода низвергалась с них на камни, как настоящий водопад. В прудах разводили декоративных рыб. Обыкновенно в домах держали «красных рыбок», отличавшихся ярко-красной с желтым отливом окраской и прихотливой формой хвоста.
«Чтобы любоваться рыбками, надлежит встать рано, еще до восхода солнца, и тогда увидишь особенно отчетливо, как живо и весело снуют рыбки в кристально-лазурной воде. Еще для этого занятия хороша прохладная лунная ночь: когда видишь скользящие в воде тени рыб и время от времени слышишь тихие всплески. Если в воздухе веет приятный ветерок, слышится размеренное журчание ручья или приглушенный шум дождя, а вокруг цветет пышная зелень – все это тоже благоприятствует созерцанию рыбок».
Хорошо, если в пруду плавали гуси или утки – тогда в пейзаже больше жизни. Если пруд велик, посреди него надлежало сделать островок с беседкой.
Особенную живость и красоту саду придавали водопады. Их красоту можно было подчеркнуть надлежащим обрамлением: «В этом месте надлежит насадить бамбук неодинаковой высоты, чтобы можно было слышать шум дождя в бамбуковой роще. Надобно воздвигнуть каменную горку, сделав так, чтобы она не бросалась в глаза, а внизу устроить маленький водоем, а ниже него - расставить камни. Слышать шум водопада среди шума дождя – удовольствие необыкновенное! Непременно следует насадить среди бамбука сосны, чтобы они закрывали небеса, и можно было любоваться этим укромным уголком».
Устройство и расположение мостиков создавало для посетителей сада дополнительный эмоциональный настрой. Но и здесь следовало соблюдать строгую меру: «Где есть большой пруд и водяная гладь, там следует поставить мостик изысканного камня с узором, напоминающим кружева облаков. Обработать камень нужно с большим искусством, нельзя допускать, чтобы он казался грубым. Через узкие ручьи и извилистые потоки лучше перебросить каменную плиту и с четырех концов обсадить ее зеленой травой. Деревянный мостик должен иметь три изгиба и деревянные перила. Некоторые украшают их камнями прихотливых очертаний, но это пошло. Каменный мостик не должен извиваться кругом, деревянный мостик не должен поворачиваться на все четыре стороны. Более же всего следует остерегаться воздвижения на мостике беседок и павильонов».
Лучшими декоративными камнями для украшения сада считались камни, извлеченные со дна озера Тайху. Это были валуны необычайной формы с причудливо источенной волнами поверхностью и множеством отверстий. Заслуженной славой пользовались также кремневые монолиты с горы Куньшань в провинции Цзянсу. Их устанавливали в компании цветов. Из темные сталактитов из уезда Инчжоу в Гуандуне сооружали небольшие горки перед уединенным кабинетом. Больше всего ценились три свойства камней: «проницаемость», позволявшая ощутить их массивную толщу; «худоба», производившая впечатление изящества, легкости, парения; «открытость» - красота пустот и отверстий в камне. Крайне разнообразны были и способы установки камней: камни могли стоять в одиночестве, группой или на фоне стены, дополнять вид зелени и зданий, возвышаться над гладью вод или служить скамьями, экранами, столами. «Под сливовым деревом камни должны навевать аромат древности, под соснами камни должны быть шероховатыми, среди бамбука – высокими, а в низине – изящными». Важный элемент садовой композиции составляли горки из камней. В искусственных горах устраивали пещеры.
В устройстве сада, как в полусне, допускались упущения, несообразности и несовершенства. Они могли проявляться в непропорциональных, размашистых  изгибах крыши, или ровные плиты изящных мостов могли лежать на необработанных, словно наспех наваленных глыбах, изящная беседка могла сливается  с почти бесформенным валуном.
 (Малявин В.В. «Повседневная жизнь Китая в эпоху Мин»).

Китай и Великая степь  http://www.proza.ru/2011/02/18/339


Рецензии
Как все продумано, до мелочей.Можно смело говорить о том, что первыми ландшафтными дизайнерами были китайцы.

Оксана Куправа   16.10.2020 15:14     Заявить о нарушении
Да, китайцы вносили в это занятие много души, демонстрируя хороший вкус и тонкое понимание природы.

Константин Рыжов   16.10.2020 16:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.