82. Подготовка к нашествию

Псалмы – это послания для тех, кто в них нуждается и их принимает. При пропускании псалмов через душу многое становится ясным. А то, что остаётся неясным, раскрывается проникновением в духовные смыслы стихов, «зашифрованные» в образах этого мира.

Послание 82.

"Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля»."

Псалмопевец взывает к Богу от имени Израиля, который при наступлении бедствий вспоминает о себе как о служителе Бога, Им храним служителе, и призывает Творца не забыть о том, что враги Его народа – Его враги.

Образы стихов исчерпывающе достоверны. «Враги шумят» – чувствуется истерия поношений народа Божьего, «ненавидящие подняли голову» – мы ощущаем реальность угрозы нападения, «составляют коварный умысел, совещаются» – идёт зловещая подготовка к уничтожению Израиля.
«…пойдём и истребим их, чтобы перестали быть народом» – так переводится с прямого еврейского текста и обозначается главная цель врагов, а это – цель противодействия на духовном «поле», «чтобы не вспоминалось более имя Израиля».

В минуты опасности всегда кажется, что Бог не видит, или Ему безразлично твоё положение. Да, Он сильный, но не пожелает спасти, он премолчит – не собирается говорить, советовать, назидать.
Псалом возвещает и учит призывать Его, ведь нам важно, чтобы Он не премолчал, а ободрил в тяжкую минуту. Ведь когда Бог говорит, то Он уже действует, ибо для Него произнести слово и сделать – одно и то же.

А кто они, эти враги Бога?

"Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых."

Названы царства и народы, враждовавшие с Израилем на упоминаемом в псалме историческом этапе. Отмечается, что они «Сговорились единодушно, заключили союз» – так почему дети Божии не могут быть единодушны в служении Божьему замыслу и воле Его? Понятно, что Израилю как воздух необходимо единение и сплочение!

Раскрытие духовного смысла приведённых стихов кроется в последней строке. Библейский образ Лота означает злое начало в человеке, которое по-современному можно выразить как «отмороженный эгоцентризм». «Сыны Лотовы» – это производные эгоцентризма свойства и состояния. Их носители относятся к «тёмным», нечестивым, носителям беззакония, идущим по стороне зла. Они похотливы на зло, их потребность – разрушить Божью правду и любовь меж человеками.

Если даже нечестивые смогли объединиться во вражде против Бога, чтобы преградить доступ слову Божьему и отвратить от веры Ему, сделать Творца чуждым человеку, то становится понятно: во главе этого союза стоит сатан, известная сущность, «отец всякой лжи», и сейчас он свирепо настроен против народа Божия – народа, как единения верных, идущих к Творцу. Именно это единение он и служители его надеются низвергнуть, рассеять с помощью лжи, клеветы и прямых угроз.
Народ Божий псалмопевец называет «хранимые Тобою», ибо мир не знает их; знает Бог, и не обойтись им без упования на то, что Он их хранит.
 «Сэла!» – это подтверждается свыше.

"Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли."

В прошлом Бог три раза избавлял Израиль от вражеских угроз. Войско Мадиама было обращено в бегство своими же страхами; Иавин, царь Ханаана, и Сисара, его военачальник были бесславно убиты, а их армия пришла в замешательство.

Они «сделались навозом для земли» – на образном языке, обозначающем духовные значения, земля – это «тело» всех желаний, материальная основа; они только удобрили землю, исчезнув с лица её. 

"Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии»."

Более точный перевод последних слов – «жилища Божии», а в дословном переводе – «приятные Богу места».
Орив и Зив, два мидийских князя, были убиты и обезглавлены во время бегства своих войск (Суд. 7:23-25), Исаия говорит об этом как о эпическом побоище (Ис. 10:26).

Мидийские цари Зевей и Салман угрожали захватить «жилища Божии», но когда были убиты Орив и Зив, позорно бежали, и позже Гедеон схватил их и казнил (Суд. 8).

Соседние народы не были бы таким злобными, если бы их князья и вожди не натравливали их на назвавшихся детьми Божиими. На образном духовном языке князья и вожди – это управляющие намерения, устремления. Они, естественно, эгоистические, захватнические.

«Место» означает на духовном языке желание, «приятное Богу место» – высокий духовный потенциал. Такой потенциал возникнет, если в духовном, а не материальном месте сформировать общее желание, потребность его достичь. Все ради этой цели – быть в одном месте, то есть в одном желании, «как один человек с одним сердцем».
Псалмопевец понимает, что только силой и волей Творца могут соединиться разрозненные, разобщённые эгоисты.

"Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром."

Какой простой и исчерпывающий образ непредсказумости и тщетности, беспокойности и легковесности! Только стоит дунуть ветру – и ничто не спасёт.

"Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;"

Когда ветер гонит пыль и шелуху, всё это ещё может осесть, но псалмопевец добавляет огонь, бурю и вихрь в образ изгнания Богом нечестия и злобной похоти.
Огонь символизирует очищение, самое сильное действие исправления – сжигание эгоистического начала. Такому исправлению подлежит самый тяжелый, тёмный эгоизм.
Буря и вихрь возбуждают смятение, а переоценка нечестивыми своей роли перед лицом Всевышнего исполняет их бесчестием:

"исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!"

Прямой перевод ближе современному пониманию: «Исполни позора лица их, доколе искать не будут имени Твоего, Господи».

"Да постыдятся и смятутся навеки, да посрамятся и погибнут,
и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю."

Или: «И да узнают, что Ты – един, имя Твоё – Господь, Всевышний, над всей землёй!».

Если неверные и нечестивые впадут в смятение от страха, покроются срамом и погибнут в позоре, люди узнают: есть справедливый Всевышний правитель над всею землёю.

Псалмопевец просит, чтобы Бог, наполнив сердца врагов ужасом, в то же время исполнил их лица бесчестием, чтобы они осознали, где они, а где – Бог, и устыдились. Этот стыд может послужить их обращению: пусть начнут бояться Его, и, возможно, это заставит их искать Его.

Здесь псалом учит смыслу Божьего наказания. Для чего мы должны желать сокрушения, унижения врагов и преследователей? Прежде для славы Божьей, которая проявится в полной мере, если их поражение и постыжение будут шагом к их покаянию и обращению!

Молить Бога за врагов своих – молить о том, чтобы и они приобрели мир и различение добра и зла через Его милость, а не поймут и останутся на стороне зла – то пусть смятутся навеки и погибнут. Тогда другие узнают, что Господь – Всевышний над всею землёю.

Смысл подготовки к нашествию врага – это получение способности к его отражению. Послание псалма в том, что для приобретения такой способности необходимо совершенно новое объединение. Основанное не на эгоизме земных народов, а на отдаче и любви. А эти свойства несёт Сам Творец, и только исправление эгоизма под Его руководством даёт победу как на духовном, так и на земном плане.

Пророкам были чужды эгоистические побуждения. Согласно пророчествам, перед приходом Мессии/Машиаха и конечным избавлением все народы земли объединятся, чтобы уничтожить Божий народ, обретший Новую землю. И когда уже не останется у этого избранного народа ничего, кроме отчаяния надежды, Бог сокрушит полчища врагов. И увидев это, все народы примут Царство Бога как верховную власть.

Народ – это общность людей, объединённая различными связями в некое условное «целое». Это «целое» сугубо эгоистическое, то есть, желания народов земли устремлены только на свой эгоизм.
Народ Божий – это выделившаяся, не без помощи Самого Бога, группа людей, устремлённых соответственно к Нему.
По программе Творца исправление мира наступит, когда все соединятся в своём стремлении к Нему, и Он раскроется всем народам мира, как написано: «И станет Творец Царём Вселенной. В тот день скажут: Он и Имя Его едины». Он – это высший свет, высшее сознание, «Он и Имя Его» означает, что все Его проявления в мире будут такими же добрыми, совершенными, вечными, как и свет.

И скажут в тот день: «И наполнилась земля знанием о Нём, и устремились к Нему все народы мира». Знание раскроется при устремлении всех народов, а не только Израиля, который выполняет свою миссию: показывает путь исправления эгоизма. И благодаря этому раскроется ныне сокрытое великое знание, и люди постигнут Творца – проникнутся Его светом.


Рецензии