Рождение Джеронимо

  С иллюстрациями здесь: https://vk.com/club87908871




                Рождение   Джеронимо.

           https://apacheria.es/apacheria-siglo-xix-1/

 

1823.  В этом году, как наиболее вероятно, и был рожден Джеронимо.  (Его апачское имя Goyaa;;, чаще звучащее на английском языке как Goyathlay, означает  «Тот, кто зевает»; позже он известен уже как Джеронимо). 

Когда он диктовал свои мемуары Стивену Мелвину Барретту, он утверждал, что родился в 1829 году, но это явно ошибка, возможно  из-за плохой памяти, с учетом его преклонного возраста.  Одна из лучших биографий Джеронимо-это биография Энджи Дебо, который  писал:  «В то время как пожилой воин пытался упорядочить последовательность событий, кажется, что Барретт стремился систематизировать их в соответствии с календарем белых. Теперь, сопоставляя свой опыт с известными историческими данными, можно получить более точную хронологию. Джейсон Бетцинез утверждал, что его мать и Джеронимо в детстве росли вместе. Рождение ее можно зафиксировать примерно в 1823 году, судя  по ее воспоминаниям о комете Галлея и о «ночи, когда звезды упали». Можно также установить, по современным свидетельствам, что у Джеронимо была жена и трое детей уже в 1850 году,  и даже раньше. Джеронимо имел в виду свое место рождения под апачским названием  No-doyon Canyon,  и поместил его в непосредственной близости от истоков реки Гила, в современной юго-восточной Аризоне,  в то время - части Мексики. Но, согласно современной географической номенклатуре,  река Гила не зарождается в Аризоне. Фактически, из рукавов, которые соединяются недалеко от современного города Клифтон (округ Гринли, Аризона), чтобы сформировать основной бассейн,  только один, называющийся Гилой, имеет исток в Нью-Мексико. Таким образом, Даклуги разместил место рождения выше по течению от места слияния трех рукавов реки, недалеко от современного  Гила Клифф Двеллингс  (Gila Cliff Dwellings National Monument,  округ Катрон, Нью-Мексико), в юго-западной части Нью-Мексико.  Джеронимо не мог ошибиться, говоря об этом месте.  Апачи придавали особое значение месту  своего рождения.  Ребенку всегда говорили, где он родился, и если когда-либо  в своих постоянных  блужданиях, семья проходила мимо этого места, то ребенка традиционно катали по земле, в направлении четырех сторон света. Этот обряд совершался каждый год в детстве, и даже взрослые катались по священной земле  подобным образом, когда возвращались на  место рождения. Но Джеронимо, или редактор его мемуаров (Барретт), вполне мог ошибиться в штате (Аризона или Нью-Мексико). Но это также, маловероятно, потому что апачи хорошо знали территорию,  ибо постоянно уклонялись от преследований со стороны военных сил. Единственное, что можно утверждать наверняка, это то, что Джеронимо родился в начале 1820-х годов, недалеко от верхнего течения реки Гила, в горах, которые пересекают нынешнюю государственную границу, вероятно, на стороне Аризоны, недалеко от современного Клифтона».

Сам Джеронимо сказал, будучи военнопленным:   «Нет  больше нигде такого климата или почвы, как в Аризоне. Это моя земля, мой дом, земля моего отца, куда мне теперь не позволят вернуться. Я хочу закончить там свои дни, и быть похороненным среди тех гор».



https://apacheria.es/geronimo/


На фото: Джеронимо с карабином  «Springfield 45-70», модель 1873г., в резервации Сан-Карлос, штат Аризона, весной 1884 года. Это первая известная фотография Джеронимо, сделанная А. Фрэнком Рэндаллом.

Джеронимо был апачем- bedonkohe. Он утверждал, что родился недалеко от каньона под  апачским названием Non-doyon (вероятно, недалеко от современного Клифтона, графство Гринли, штат Аризона), но другие историки считают, что он родился в месте, что теперь называется  Gila National Forest (юго-запад Нью-Мексико). Он также сказал, что родился в 1829 году, но более вероятно, что он родился в начале 1820-х годов (возможно, в 1823 году). Его звали Гойяале, «Тот, кто зевает» (Goyaal;, транскрибируется на английский язык как Goyathlay). Его дедом  был вождь Мако (Mahko), которого Джеронимо не знал, потому что он умер, когда  его отец  Таклишим, «Серый», был еще молодым  воином. 

(Вождь Мако был из племени недни-апачей. Он родился примерно в 1760-х годах, и умер примерно в 1830-х годах. Его родина и родина его племени находилась в районе нынешнего Клифтона, штат Аризона.
Таклишим родился около 1790 года, был из племени недни-апачей, но женился,  и  затем присоединился, к племени женщины из  бедонкое-апачей. Умер примерно в 1840 году).

Его мать  Хуана, или Хуанита, хотя и чистокровная  апачка, имела испанское имя, как и многие другие апачи.  Происхождение  ее имени неизвестно наверняка, возможно она приобрела его в плену у мексиканцев, а затем оставила после  побега. Факт, что постоянный контакт с мексиканцами сильно повлиял на апачей, и многие из них, включая и самого Джеронимо, хорошо говорили по-испански, и часто брали себе испанские имена. 
У Мако было две жены, и после его смерти старшая (имя ее не известно),  оказала большое влияние на всю группу.  Она была матерью пяти из шести детей Мако, которые достигли совершеннолетия.  Одним из этих детей был  Таклишим (Taklishim),  другим - женщина, чья дочь Nah-thle-tla позже стала матерью Джейсона Бетцинеза. У другой жены Мако была дочь, которая  стала матерью Иштон (будущей матери Аса Даклуги).
Обстоятельства переименования Джеронимо также, точно не известны. Говорят, что во время боя с мексиканцами в городе Аризпе (Сонора) Гойяале сражался с такой яростью, и убив так много врагов, что они начинали кричать «Джеронимо» каждый раз,  когда он сражал очередного из них. Не ясно, почему  именно это имя, но возможно, что они призвали на помощь Святого Иеронимо.



Карты из книги Э. Дебо.



Джеронимо сказал, что он был в семье четвертым из восьми детей: четырех мальчиков,  и четырех девочек. На самом деле, у него была только одна родная сестра, по имени Нах-дос-те, которая была на четыре года старше его. Остальные были внуками Мако и его второй жены, имя которой не сохранилось.  Апачи не делали различий между двоюродными братьями и сестрами. Кроме его родной сестры, все остальные дети, о которых говорил Джеронимо, были его двоюродными братьями и сестрами.

В детстве, Джеронимо наверняка был подвержен  различным  традиционным племенным обрядам, также получал и уроки мифологии,  и религии своего народа.  У него было стандартное  образование чирикауа:  помощь с посевами, практика военных игр с луком и стрелами,  и верховая езда. Большая часть его детства, как и у других мальчиков-апачей, была подготовкой к тому,  чтобы в будущем  стать хорошим  охотником и воином.

В возрасте 14 лет он уже успешно прошел все необходимые  фазы обучения, прежде чем был признан полноценным воином, что и произошло в 17 лет. Ранее, скончался его отец Таклишим (когда Джеронимо было около 14 лет), после продолжительной болезни. Раньше  дяди заботились о сироте, но у Таклишима не было братьев и сестер, поэтому это  мог быть другой дядя, который родился от второй жены Мако,  или даже от совсем другого апача,  из  ихней группы бедонкое. 

Его мать больше никогда не выходила замуж, и Джеронимо пришлось ее содержать. Его сестра, Нах-дос-те,  вышла замуж за Нану (chihenne), известного вождя,  который затем поделится некоторым опытом  своей жизни с Джеронимо.  Его двоюродная сестра Иш-Кех (Ish-keh, более известная как Иштон, иногда ошибочно идентифицированная как сестра Джеронимо и на два года моложе его, была дочерью одного из сыновей,  или дочерей Мако),  вышла замуж за  вождя Ху  (Juh (nednai) недни-апачи). 

В форте Силл (округ Команч, Оклахома) остались только пять чистокровных заключенных-бедонкое:  Джеронимо, его двоюродный брат Перико,  его сестра Нах-дос-те,  Мах-та-нил,  и То-клон-нен (Nah-dos-te; Mah-ta-neal; To-klon-nen).  Во время, когда Джеронимо сдался в 1886 году, Сидящий Бык ( вождь сиу), участвовал в шоу Уильяма Фредерика Коди, также известного  как  «Баффало  Билл».
 



                Джеронимо родился в 1821 году
                (по исследованиям Мануэля Рохаса)


 

2008.  В пятницу, 18 июля, «День» (газета г. Мехико) публикует статью под названием: «Джеронимо, знаменитый воин апачей,  родился в Аризпе, штат Сонора».
Мануэль Рохас представляет свою новую книгу:  «Апачи ... призраки Сьерра-Мадре».

2016. Историк, социолог и драматург, Мануэль Рохас представил в аудитории факультета искусств третье издание своей книги  «Апачи…  призраки Сьерра-Мадре»,  в которой он подает  информацию, собранную за 37 лет исследований апачей,  на мексиканской территории. По словам  Рохаса, первоначальными поселениями апачей были северо-восток Соноры, и северо-запад  штата Чиуауа.  Об этом, как сказал он в интервью, и повествует  его книга.  Апачи называют  штаты Чиуауа и Сонора  своей «матерью»,  добавил он.  Более того, их самый знаменитый воин, Джеронимо, «был крещен в Аризпе», - рассказал исследователь. В работу  включена  копия документа прихода Успения Марии, в Arizpe, Сонора, которая удостоверяет, что Хосе Джеронимо (индеец), сын Эрменегильдо Мотесо и Каталины Чагори, был крещен первого июня, 1821 года.


 
 
 
Для исследований, воплощенных в работе, и изданной Институтами Культуры штатов Чиуауа и Сонора, Мануэль Рохас совершил за десять лет огромное количество поездок в Сьерра-Мадре, отработал с редчайшими архивными документами, и в общей сложности, потратил на все полевые исследования более 30-ти тысяч долларов.   Эта книга, по его словам, была представлена на форуме «apacheria»,  и является совместным,  с биографией Хоакина Мурьеты,  исследованием.  До 2020-го года,  уже  увидело свет 4-е издание книги, дополненное. Всего у Рохаса ушло на работу более 10 лет.

 «…Были многие годы жертвоприношения, но оно того стоило, потому что это одна из лучших книг по теме мексиканских апачей».

 

 

4-е издание книги.

Жены и дети Джеронимо.

https://vk.com/doc-87908871_484650585


 

 
               
 
               
               

 


Рецензии