Храм в честь Сретения Господня в Сылве

На русском языке "сретенье" означает встречу. Каждый раз, когда мы едем со стороны Шали на Чусовую, мы встречаем красавицу реку Сылву. Шалинский тракт вьётся по горушкам и логам и приводит к плотине на реке.

В её долине, у Малой горки и горочки Сокольной, раскинулось старинное село, которое носит то же самое имя -  Сылва. Когда-то здесь работали три "железных" завода – Саргинский, Верхне-Сылвинский – на Верхнем пруду, и Нижне-Сылвинский – на Нижнем пруду. Хорошее железо делали, листовое. Даже толщиной с папиросную бумагу могли выделать!

И каждый раз нас встречает голубым куполом небо над Сылвой-рекой и удивительный храм с интересной архитектурой. Он плывёт над сылвинскими просторами, и только колокольни ему недостаёт. Небольшая звонница ныне притулилась под крыльцом с колоннами. Церковь названа во имя Сретенья Господня, Великого праздника в честь события, о котором сказано в Евангелии от Луки.

На сороковой день после Рождества Христова Мария вместе с Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, чтобы исполнить закон Моисеев. Мария с Иосифом принесли младенца Иисуса в Иерусалимский Храм, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных. Их встретил старец Симеон (Богоприимец).

Он был человек праведный и благочестивый, один из семидесяти двух учёных толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II Филадельф поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык. Так произошло Сретение – "встреча человечества в лице старца Симеона с Богом".

В XIX веке Сылва была большим волостным селом. В 1839 году заводчики Яковлевы на свои средства построили деревянную единоверческую Свято-Троицкую церковь. Их управляющий А. Семовский в своё время способствовал строительству школы и больницы, возведению лютеранской кирхи.

Каменный храм в честь Сретения Господня в Сылве был построен 28 августа 1855 года. Его здание расположено на берегу Верхнего Сылвинского пруда. Церковь считалась основной на территории Сылвинской волости. Сюда собирались верующие со всех окрестных сел и деревень.

На сайте Екатеринбургской Епархии подробно рассказана история Сретенского храма в селе Сылва:
"По рассказам сылвинских старожилов, храм строили около пятидесяти лет, кирпичи делали специально, особой формы, 35 см длиной. Для раствора использовали куриные яйца, для сбора которых снаряжали подводы и отправлялись по окрестным селениям. Известь жгли три года в земляных ямах. Строили всем миром по вечерам, после тяжёлой заводской работы.

Храм в плане имеет форму греческого креста с прямоугольной алтарной апсидой. Здание церкви венчал ложный купол с декоративной ротондой, которая в настоящее время разрушена. Судя по сохранившемуся основанию и старым фотографиям, имелась четырехъярусная колокольня с большой и малой площадкой звонов.
В самом храме был богатый иконостас, старинные иконы величиной с человеческий рост. Под куполом были подвешены три паникадила – одно большое посередине, а два поменьше с южной и северной сторон от большого.

Старожилы еще помнят, как выглядел храм до разрушения. Говорят, что на верхнем, шестиугольном ярусе колокольни были установлены часы, а ниже располагалась звонница, на которой звонили двенадцать колоколов. Одиннадцать из них были соединены нитями со специальным устройством из дощечек, на котором можно было, как на клавишном "играть". А двенадцатый, самый большой колокол, был соединен с доской, на которую звонарь нажимал ногой.

Звон сылвинских колоколов был слышан в округе более чем за шесть километров. Колокола были отлиты из сплава серебра и меди. Вокруг храма была выстроена ограда: на гранитных плитах установлена узорная чугунная решетка.

Главный вход на территорию храма открывали тройные ворота – средняя, самая широкая часть представляла собой двустворчатые ворота, через которые въезжали повозки на лошадях. По бокам были две калитки для пеших прихожан. Ворота и калитки были кованые из чугуна и навешивались на чугунные столбы, завершенные каменным шаром с установленным на нем чугунным крестом.

На территории храма росли липы и берёзы, да так густо, что летом храм терялся в зелени, а полянки усыпаны были земляникой. И среди этой берёзовой тишины стояли четыре креста – четыре могилы священников. Люди говорят, что были рядом с церковью установлены три пушки, из которых стреляли на Пасху.

Около храма было построено сооружение, по форме повторяющее сам храм. В стенах этой маленькой церкви были сделаны ящички, в которые новобранцы, уходившие на службу, клали монету, чтоб служить было легче, и чтоб вернуться домой живым и здоровым.

Фундамент церкви сложен из плитняка, в наброску по естественному основанию, без раствора. Кирпичная кладка стен выше фундамента была облицована чугунными плитами. Люди говорят, когда зорили церковь, оторвать плиты вручную не могли, зацепляли тросами и тянули тракторами.

Во время паводков территорию церкви затапливало, но через два-три дня вода уходила. По рассказам старожилов, под зданием церкви существовало два дренажных канала, а может быть, подземных хода.

Во время Гражданской войны в подвалах прятались священнослужители, белогвардейцы. По некоторым свидетельствам, существовало четыре или пять ходов, во всяком случае, один из них был разрушен во время строительства столовой уже в советский период. Следы другого хода были обнаружены во время сильного паводка в середине 70-х годов прошлого столетия. Один из жителей села сфотографировал остатки размытого хода, идущего от церкви в сторону завода.

28 июня 1933 года президиум Шалинского райисполкома принял постановление "О запрещении колокольного звона на территории Шалинского района". Обусловлено это было тем, что "…частое производство колокольного звона по религиозным всевозможным совершаемым обрядам, так и в дни совершения религиозных обрядов/праздников мешают учреждениям заниматься, тогда как могут извещать желающих граждан путем отхода по домам, а имеющееся наличие колоколов, как металл, использовать на машиностроение…".

Люди помнят, как снимали колокола. Говорят, самый большой колокол треснул, когда его скинули, а один колокол ушел в землю при падении. Может так, а может, и нет. Так же старожилы рассказывают, что руководили снятием колоколов трое коммунистов из района. Каждого из них постигла кара за содеянное. Одного из них убило обломком креста во время снятия колоколов. Другой погиб позднее под копытами лошади. А третий умер по дороге на Украину, куда его направили в командировку.

Во всяком случае, колокольный звон уже не нарушал тишину старинного села Сылва. По территории храма проложили дорогу, деревья вырубили. А в здании храма расположился сельский клуб, на верхнем ярусе поместили библиотеку, устроили помещение для показа кино. В 1942 году в помещении церкви разместилась и начала работать спичечная фабрика, а в 1951 году - ремонтно-тракторная станция. В 1960-е годы здесь разместился колхозный склад.

Силами прихожан восстановлена западная часть здания, и с 1998 года храм действует. В настоящее время здание храма Сретения Господня объявлено официально памятником истории и культуры области. По предположениям архитекторов, которые опираются на особенность построения самого сооружения, храм мог быть построен по проекту И.И. Свиязева, но архивных данных об этом не сохранилось".

Чугунные решетки от Сылвинского собора в 1930-х увезли на станцию Шаля. Владимир Турбасов в журнале "Уральский следопыт" опубликовал свои воспоминания:
"В 1935 году с Сылвинского храма были сброшены кресты и сняты колокола, чему автор был свидетелем. Внутри церкви устроили библиотеку и зрительный зал для показа кинофильмов. Первыми фильмами, которые увидели жители Сылвы, были "Чапаев" и "Огни большого города".

Теперь храм  постепенно восстанавливается благодаря стараниям прихожан и настоятеля иерея Василия Шарова. Работы ведутся по проекту уральского архитектора-реставратора Голобородского М.В. Сретенскому храму в Сылве и его приходу было подарено старинное Евангелие 1757 года.
В Сретенской церкви служил Священномученик Александр Иванович Малиновский. На стенде у храма можно ознакомиться с его биографией:

"Александр Иванович Малиновский родился в 1892 году в г. Петровске Саратовской губернии. Сын священника, Александр окончил духовное училище г. Вольска и Пермскую духовную семинарию с аттестатом первого разряда. После чего Александр Малиновский был рукоположен в сан священника Спасо-Преображенской церкви с. Гамово. Александр Иванович заведовал Гамовской и Костаревской церковно-приходскими школами и являлся их законоучителем. Был председателем "Общества Трезвенников".

В сентябре 1916 года Малиновский поступил в Казанскую духовную академию, а 7 января 1917 года был определён во Введенскую церковь села Верх-Суксун. Согласно некоторым данным, отец Александр служил в Сылвинском Сретенском храме.
2 сентября 1918 года иерей Александр Малиновский был зверски замучен и убит воинствующими большевиками.  В 2003 году были обретены мощи священномученика Александра".

Ещё у Сретенской церкви была часовня, которая располагалась на Сокольной горке. Теперь там находится памятник красным, погибшим в Гражданскую войну. Памятников погибшим в то время священникам не ставили.


ЛИТЕРАТУРА:

1. Екатеринбургская Епархия. История храма в честь Сретения Господня в Сылве
http://ekaterinburg-eparhia.ru/news/2015/02/16/10694/

2. Владимир Турбасов. "Хроники Сылвы", журнал "Уральский следопыт", №9, 2005 г.


Рецензии