Сказка о художнике и возвращённой Совести Н. Гё

Художник Николай Гё работал в своей мастерской. Он заканчивал трудную картину. На картине были яркие краски, точные линии, люди на ней получились выразительными, все они были расставлены в красивых положениях, их богатая одежда струилась глубокими складками.
Мог бы тут художник и порадоваться, что всё у него так хорошо выходит. Но не был доволен Гё. Знал он, посмотрят люди на эту картину - будут хвалить, удивляться, прославлять, но отойдут и забудут скоро. Никто такую картину после не вспомнит. А самому Гё хотелось писать картины, которые бы не забывались и всегда людям нужными были. Видел художник - не хватает чего-то картине. А чего - этого он и сам не знал.
Вот стоял так художник перед своей работой, вдруг слышит - шорох какой-то за спиной. Будто вошёл к нему кто-то негромкий. Оглянулся Гё - стоит на пороге мастерской Совесть.
И такая уж она замученная да несчастная, в лохмотья одета, на спине горб, хромает на обе ноги, шатается вся, чтоб не упасть, на палку суковатую опираться должна. Посмотришь на неё - сердце от жалости сожмётся.
-Здравствуй, добрый человек! Пустишь ли ты меня, сироту убогую?- голос у пришелицы слабый, чуть слышный. Отозвался Гё:
-Заходи, заходи, бедняжка! Я хорошим гостям всегда рад.
Прошла Совесть в мастерскую, потопталась кругом нерешительно, по стенам на картины развешанные поглазела, да и остановилась перед незаконченной работой.
-Чем же занят ты, сударик?
-Вот, картину новую кончаю.
-Как назовёшь?
-«Саул у аэндорской волшебницы».
-О чём это?- спросила Совесть.
-О царе Сауле. Как пришёл он в пещеру к волшебнице и попросил её вызвать тень пророка Самуила. Пророки - это люди необыкновенные, которые будущее видеть умеют. И любого человека и даже целых народов. Самуил к тому времени уже умер. Но царю Саулу во что бы то ни стало хотелось знать, что его в жизни ждёт. И он попросил у волшебницы чуда- встречи с тенью мёртвого Самуила. Исполнила волшебница просьбу. Явилась во мрачной пещере прозрачная тень. И так суров и грозен показался Самуил, что Саул и его спутники отшатнулись в страхе. Открыл царю будущее пророк. Рассказал, что суждено Саулу проиграть великую битву и потерять своё царство. Я здесь хотел показать, как сразила эта весть Саула, и упал он на землю в бессильном ужасе,- кивнул на картину художник.
-Что ж, неплохо у тебя получилось,- вежливо похвалила Совесть, но похвалила как-то неуверенно, и догадался Гё, что и Совести картина не слишком понравилась. Стал он жаловаться:
-Сам вижу, что не выходит у меня как надо. И что за причина - понять не могу! Не хватает моим картинам чего-то. А уж сколько я учился, как старался! Всё равно не удаётся мне пока написать картину, которая была бы нужна людям, волновала, тревожила.
Вздохнула Совесть:
-Эх, голубчик, мне бы твои заботы! Не получается сегодня - получится завтра. Твои годы молодые - многое у тебя ещё впереди. Вот у меня беда так беда. Забыли меня люди. Все отовсюду гонят, никто приюта не даёт, негде мне, одинокой, голову приклонить. О другом теперь думают - как бы жизнь свою устроить побогаче да поприятнее. Сам посуди - до меня ли им тут?
-Да, горемычная, плохи твои дела,- посочувствовал художник, а Совесть продолжала:
-Начала уж я подумывать, не оставить ли мне землю насовсем?
-Что ты, что ты!- испугался Гё.- Без тебя-то люди людьми быть перестанут! Ты не горюй, не убивайся,- попробовал он утешить гостью.- может быть, всё ещё уладится…
Совесть не унимается:
-Нет, уйду! Совсем уйду от людей, если они обо мне вспоминать не хотят!
Сказала так Совесть, повернулась, палкой своей по полу застучала и к дверям направилась.
Видит художник- дело плохо. Того гляди останутся люди без Совести. А чем её удержишь, как отговоришь? Собрался он с силами, сказал прямо и честно:
-Постой, послушай, Совесть! Не торопись уйти, потерпи ещё немного. Я даю слово сделать так, что люди о тебе вспомнят!
Остановилась Совесть, оглянулась удивлённо:
-А ты разве можешь?
-Мы, художники, многое можем…
Согласилась Совесть подождать, обещала зайти как-нибудь ещё, посмотреть, как художник своё слово сдержит, распрощалась и вышла прочь. Но заметил Гё, сомневается Совесть, что сможет он ей помочь, недоверчиво головой покачала.
Остался художник один. Задумался. Обещание-то он дал, а вот как его выполнить? Тут нельзя оплошать. Самое же главное - какие истории должны рассказывать картины, чтобы люди, на них глядя, Совесть вспоминали?
Долго и трудно искал эти истории художник. Много книг он прочёл, со многими умными людьми разговаривал, много пережил, много передумал.
Наконец, настал такой час - нашёл Гё подходящую историю. Назвал он её «Тайная вечеря» и взял из Библии - священной книги христиан. Рассказывает книга о жизни христианского Бога- Иисуса Христа. Как ходил он по земле, принося людям свет правды и надежды. Было у Иисуса двенадцать учеников. Он объяснял им своё учение, всех их любил одинаково, всем одинаково доверял. Но не все ученики были одинаково верными Учителю. Нашёлся среди них предатель. Звали его Иудой. За тридцать серебряных монет выдал он Иисуса врагам на неизбежную мучительную смерть. Выдал тайно, скрытно, чтобы никто не догадался. Только знал Иисус о поступке Иуды. Во время вечери - вечернего застолья - указал на него другим ученикам как на предателя. Нечего было ответить Иуде - тут же оделся он и вышел из дома.
Перенёс эту историю художник в свою картину, показал всем, как тяжело преступление того, кто предал своего Учителя, пошёл против Совести. Смотрят люди - о Совести вспоминают.
А другую историю взял Николай Гё из славного и трудного прошлого России. Рассказал он о царе Петре Первом. Сильный был царь, могучий, славный. Не только для себя - для всей России сумел славу добыть. Но бывал и крутым, суровым, жестоким. Не все соглашались с ним. Его противники хотели видеть своим царём единственного сына Петра- царевича Алексея Петровича. Но не удалось Алексею стать царём - догадался Пётр о заговоре, схватил сына, посадил в крепость и приговорил к смерти. На картине ведёт Пётр последний допрос царевича.
Толпятся у картины люди, шепчутся:
-Не по Совести поступил Алексей - против отца пошёл!
-Да и Пётр не во всём прав. Сына родного к смерти присудить - по Совести ли это?
Опять у картины Гё про Совесть говорят.
В другой раз вновь обратился художник к Библии. «Что есть истина?»- «что такое правда»- картина называлась. Стоит Иисус перед главным своим противником - перед Понтием Пилатом, осудившим его на смертную казнь. Сразу видно, какие разные эти два человека. Один- худой, измождённый, угрюмый. Долго его гнали, мучили, издевались. Другой- плотный, ухоженный, довольный собой. «Что есть истина?»- спрашивают у себя зрители и понимают, не может быть правда с тем, кто стоит перед замученным, несчастным человеком бессердечный и безжалостный- Совести нет у такого! Вновь у картины Гё о Совести речь!
Много ещё картин написал Николай Гё- другие истории из Библии, портреты знаменитых русских писателей: Льва Толстого, Михаила Салтыкова-Щедрина, Александра Герцена, но про своё обещание перед Совестью при этом никогда не забывал.
И- странное дело!- с той самой встречи в мастерской перестало художнику казаться, что картинам его чего-то недостаёт. Хоть и люди на этих картинах были уже не всегда так красивы, одежды на них не так богаты, а краски не так ярки, как раньше. Пусть не такими нарядными стали картины, но всем они нужны, любого задуматься заставят.
Вновь работал художник в мастерской. Послышался ему снова шорох знакомый, и увидел Гё опять перед собой Совесть.
Только не похожа Совесть на прежнюю горемыку. Лицо светлое, радостное, глаза так и сияют, вся будто выпрямилась и похорошела, одежды на ней нарядные, праздничные. Стоит среди мастерской красавица писаная.
-Ну, здравствуй, художник! Видишь, сдержала я своё слово, снова тебя навестила,- услышал Гё звонкий голос.
-Здравствуй! Я тоже про своё обещание всегда помнил. Только сомневаюсь я, удалось ли мне людям о тебе рассказать?
-Не мучь себя напрасно! За твою работу да за твоё ко мне усердие должна я тебя благодарить сердечно. Больше стало на земле людей совестливых, чаще обо мне вспоминают, не придётся мне теперь от людей уходить. Конечно, в том не только твоя заслуга, но знай, и твои картины тут много помогли. Прощай! Счастья тебе, добрый человек, великий мудрец и бессмертный мастер!
Сказала так Совесть и тут же исчезла из мастерской, будто её там и не было.
Только и до сих пор у картин художника Николая Гё совестливых людей всё больше становится.


Рецензии