Канжальское сражение. Миф или реальность?

63.3(2.К-Б)51-68
Т- 325
               
Тетуев Хадис Инзрелович
Председатель Фонда помощи сохранению памятников истории
 и культуры «Сто шагов к Кайсыну», Россия, КБР, г. Нальчик
hadis-tetuev@rambler.ru

               
Канжальское сражение. Миф или реальность?

Аннотация.

 В рамках представленной статьи анализируется историчность «Канжальского сражения», которое, по мнению кабардинских историков, произошло в 1708 году на территории современной Кабардино-Балкарской Республики. Широкая пропаганда этого события, как исторического сражения, привела к перманентному обострению межнациональных отношений в республике. В основе данной работы лежит цель установления историчности спорного сражения на основании источников, повествующих о нём, и желание остановить очаги межнациональных конфликтов между титульными народами республики – кабардинцами и балкарцами - по вопросу так называемого «Канжальского сражения».

Ключевые слова: Каплан Гирай, Къан Жол, сражение, Крымская война, кабардинцы, балкарцы.

Вопросы, связанные с так называемым «Канжальским сражением», вот уже второе десятилетие обуславливают высокий уровень межнациональной напряженности в Кабардино-Балкарии. Существующие на сегодняшний день гипотезы, сформированные кабардинской стороной, мало разнятся между собой, и базируются на единой пространственно-временной трактовке событий – столкновение с войсками Каплан-Гирая произошло в пределах современной территории Кабардино-Балкарии в 1708 году.
         Между тем, даже поверхностный анализ истории вопроса выявляет подозрительную зависимость его последовательного возведения из статуса неясного предания в статус установленного факта от изменений внутриполитической конъюнктуры республики. И общие моменты предположений некоторых историков ни в  коем случае нельзя назвать просто ошибочными – они связаны с определёнными политическими устремлениями, с попытками формирования новой исторической парадигмы Кабарды и всего Северного Кавказа – без всякой оглядки на реальную историю и имеющиеся документы об этногеографии Кабардино-Балкарии сегодня и в прошлом. В целом же, популистские трактовки комплекса событий, известных как «Канжальское сражение», видятся результатом  пересмотра реальной истории с обоснованием особого, выдающегося вклада кабардинцев в борьбе народов Северного Кавказа против засилья  Крымского  ханства и Османской империи  в период XVIII века.
На наш взгляд, лишь недопустима вольная интерпретация исторических источников,  фальсификация отдельных фрагментов исторических публикаций привели к укреплению в обществе мифа о  «Канжальском  сражении» 1708 года.
По мнению кабардинских историков,  ущелья Малка и Баксан являются территорией, где в 1708 году шли сражения крымских войск с кабардинским ополчением. Данные заявления не находят подтверждения в исторических документах, но вполне определённо локализуют новые исторические ареалы расселения кабардинского народа, хотя даже элементарный здравый смысл говорит нам – вторжение  Каплан-Гирая  в Кабарду в 1708году не означает, что он вторгся и в Балкарию, где  находились ущелья Баксана и Малки.
Именно с таких моментов искажения истории в Кабардино-Балкарии периодически вспыхивают межнациональные конфликты в периоды так называемых «юбилейных дат» мифического сражения. Кабардинские общественные организации в эти дни организуют конные переходы, путь которых лежит через балкарский населенный пункт Кёнделен на плато «Къан жол»  находящееся  на  землях  балкарского народа. Политическая функция и суть гипотез о «Канжальском сражении» с этой точки зрения очевидны – фабрикация фактов, подтверждающих нахождение кабардинского этноса на указанной территории с давних времён. 
Установление историчности спорного сражения на основании источников о нём и желание остановить очаги межнациональных конфликтов в Кабардино-Балкарии лежат в основе этой работы.
Известно, что в исследуемое  время  Кабарда представляла собой разрозненные и небольшие по численности удельные владения разобщенных и постоянно враждующих княжеских группировок, подпадавших – в силу слабости, или ввиду неких политических интересов – то под власть крымских, калмыцких и ногайских ханов, то под власть русского государства. Население княжеств Кабарды не могло достигать величин, ныне предполагающихся кабардинскими историками и вряд ли максимальная численность войск могла составлять те величины – 6000-8000 человек – о которых пишут сегодня. Но преувеличение военной мощи Кабарды представляется лишь звеном в общей системе искажений, подоплёкой которых видятся сиюминутные политические интересы весьма сомнительного качества.
 Для наглядности  приведём несколько примеров фальсификации из книги «Канжальская битва и политическая история Кабарды в первой половине XVIII века»:  «Канжальская битва 1708 г.- одна из важнейших  вех в истории адыгов, поворотный момент во внутренней и внешней политике Кабарды… Победа кабардинцев над огромным, не менее, чем 60-тысячным крымско-турецким войском  является крупнейшим событием в историческом процессе Юго-Восточной Европы, повлиявшим на исход Полтавской битвы и еще больше снизившим притязания Турции на господство в этом пространстве» [9, c. 5].
В этом же издании – сентенции от автора статьи «Историческое значение политической жизни позднесредневековой Кабарды» Бгажнокова Б.Х.: «В XVI веке Кабарда являлась динамично развивающимся государством… Царь Иван IV, заключил с кабардинцами военно-политический союз… Кабарду называют по сравнению с другими политическими образованиями на Северном Кавказе «обширной», «великой», «огромной», «аристократической» [9, c. 9].
Некоторые умозаключения кабардинских историков по истории «Канжальского сражения», по меньшей мере, удивляют своей категоричностью; столкновение с Крымом толкуется в качестве попытки «…нейтрализации Кабарды, как страны, способной оказать действенную помощь в войне Петра I c Карлом XII. Разгром крымско - турецкого войска кабардинцами сорвал эти планы…» [9, c. 43]
Насколько же эти уникальные – в буквальном смысле этого слова, ибо данная версия находится в весьма ограниченном научном обороте, собственно говоря, лишь в Кабардино-Балкарии – соответствуют первоисточникам?
   В исследования  вопроса о месте и времени интересующего нас «Канжальского сражения», на наш взгляд, важное значение имеют время и место расселения кабардинского  народа в начале XVIII века. И здесь должно отметить, что этническая история кабардинского народа начинается с Таманского полуострова – ближе к Азовскому побережью на правобережье Кубани рядом  с генуэзской колонией Копа и располагалась первичная территория этой ветви адыгов, откуда, собственно, и пошло название  «Кабарда»: «Копа арты», переводящееся с крымско-татарского как «сзади, за Копа».
Подтверждением тому является и географическая карта Николаса Фишера конца XVII века, содержащая сведения о расселении народов на границах Золотой Орды, а затем и Крымского ханства-наследника Золотой Орды. Исходя из данных этой карты на Таманском полуострове расположена и область «Пятигорье-Бештау» [11].
Кушева Е.Н в своей работе  «Народы Северного Кавказа и их связи с Россией (вторая половина XVI- 30-е годы XVII века)», пишет: «…Первый вопрос, который встает при изучении хозяйства кабардинцев XVI – XVII вв., это вопрос о том какую территорию они занимали в названное время…  Более определенные письменные сведения о расселении кабардинцев сохранились с конца XVI века, когда кабардинцы занимали равнинные места и предгорья по левым притокам Терека… «Книга Большому чертежу», сведения  которой относятся к концу XVI и началу XVII в., не указывает кабардинских поселений на правом берегу Терека, в ней название Кабарды отнесено  к местности по левому берегу Терека от реки Ардон до реки Кызыл…  Источники XVI-XVII вв. не дают возможности нарисовать полную картину внутреннего строя Кабарды этого времени. Основная причина этого – почти полное отсутствие местных письменных источников. Кабардинские поселения этого периода археологами не обнаружены» [14, с. 91-92].
Отметим, что составители «Книги Большого чертежа» 1627г. разделяли «пятигорских черкас» и «кабарду», что подчёркивает неоднородность данных сообществ [16, с. 90-91].
О местонахождении кабардинцев по рекам Терек, Сунжа со второй половины  XVI  и середины  XVIII вв. в своё время писали Главани К., Гербер И.Г., позже – Волкова Н.Г. и др. Среди последних изысканий о  расселении кабардинского этноса особый интерес представляет научная работа Шаовой С.Д.: «…Критически проанализировав все существующие гипотезы, мы отстаиваем точку зрения, согласно которой появление кабардинцев в изучаемом ареале произошло не ранее рубежа XV-XVI вв.
С середины XVI и вплоть до начала XVIII в. кабардинцы плотно населяют берега р. Сунжа и прилегающие районы к северу от нее, формируя довольно устойчивые феодальные фамильные владения» [23, с. 147].
Кстати, у Гербера И.Г. есть особое примечание в описании и  расселения Кабарды, он её разделяет на Вышнюю и Нижнюю, это означает то, что в первой четверти XVIII века не существовало ныне традиционного  разделения Кабарды на «Большую» и «Малую» [7, с. 65-69]. В первой четверти XVIII в. состоялось расселение Кабарды и на правую сторону реки Терек.  По мнению Нольде Б.Э., автора большого труда «История формирования Российской империи», понятия «Большая» и «Малая» Кабарда были сугубо географическими: русские подразумевали под «Малой» ту часть Кабарды, которая находилось между Сунжей и Тереком, а под «Большой» – территорию за средним течением Терека, не вкладывая в эти термины никакого политического содержания:  «Кабарда...  представляла собой союз мелких феодальных образований без единого правителя, связанных лишь общностью расы, религии и традиций. Для русских все они были «черкаскими князьями», а их край – «Кабартой…» [16, с.732] 
По словам Кушевой Е.Н., определить для XVI – XVII вв. численность населения в Кабарде было невозможно. Кабардинские поселения отличались большой мобильностью и не были стационарными более чем на 3-6 лет. Ориентируясь на количество кабаков кабардинских князей и мурз и о количестве ратных людей, в общей сумме назывались такие цифры: кабаков 112, ратных людей – 2055. Конные отряды состояли только из князей, мурз и узденей, то есть свободных людей. Их вооружение сабли, копья, луки. Князья носили панцири, шлемы, налокотники и наколенники. Крестьяне составляли пешее войско, вооружённое луками, огнестрельное оружие было мало распространено, артиллерии в Кабарде не было совсем. Кабардинцы очень ценили помощь русских отрядов-стрельцов, вооруженных «вогненным боем» [14, с.95,131].
Приведённые в этой статье исторические документы, и научные исследования дают достаточно полную картину относительно места проживания кабардинского этноса в начале XVIII века, время предполагаемой «Канжальской битвы».
Возникает правомерный вопрос: как такое сражение имело место быть в районе населенного пункта Кёнделен во времена проживания кабардинцев в совершенно другой области, отнюдь не близкой к плато «Къан жол», название которого переводится как «кровавая дорога» вовсе не в связи с тем, что там произошло данное сражение. Слегка отвлекаясь от основной темы, поясним, что местное население, балкарцы, в своей хозяйственно-экономической деятельности являются потомственными скотоводами. При перегоне скота на пастбище на одном отрезке пути из-за сланцевых пород, через которые лежит путь, режутся копыта животных и ранятся ноги. Поэтому этот участок дороги балкарцы, которые живут в этой местности издревле, до сих пор называют «Къан жол».
Возвращаясь к вопросу: столь масштабное сражение  до недавнего времени не привлекало исследователей. Первая историческая книга с упоминанием о таковом – «Исторические сведения о Кабардинском народе» –  (Киев. Типо-Литография «С.В.Кульженко» Пушкинская улица, дом №4, 1913.) принадлежит кабардинскому историку Кудашеву В. Автор указывает, что в 1705 году Каплан-Гирай совершил поход на кабардинцев, и те отразили нападение [13, с. 41].
Следующая научная работа, в которой отмечается поход Каплан-Гирая – изданная в Кабардино-Балкарии книга Тхамокова Н.Х. «Социально-экономическое положение Кабарды в XVIII в.». (Нальчик, 1968г.)
Тхамоков Н.Х., со ссылкой на работу Смирнова В.Д. «Крымское ханство под верховенством  Оттоманской Порты в XVIII столетии»  (Одесса,1889, стр.9-10), отмечает, что поход Каплан-Гирея состоялся в 1707 году – сражение локализуется на Баксане и «крымцев…от кабардинцев и от других горских народов побито и з голоду померло больше 30 000 человек…» [21, с. 33].
Нет сведений о Канжальском сражении и в первом обобщающем академическом труде по истории  северокавказских народов с древнейших времён до конца XVIII в. – «История народов Северного Кавказа с древнейших времён до конца XVIII в.» [7, с. 407-408]. 
Работа написана крупнейшими учёными-кавказоведами Москвы, Ленинграда, северокавказских республик. Касательно истории Кабарды в 1707 году упоминается поход Каплан-Гирая с 30 тыс. войском. При  этом никаких уточнений о географической  локализации  этого сражения в книге нет.
Впервые интересующее нас название появилось в опубликованной в 1986 году статье В.Н. Сокурова – «Канжальская битва и её отражение в кабардинском фольклоре». (Сборник «Актуальные вопросы кабардино-балкарской фольклористики и литературоведения», Нальчик,1986) [20. с.48-64 ]. Как следует из названия исследования, кабардинский учёный определил точкой основного события именно высокогорное плато Канжал, совершив, таким образом, пилотную попытку ввести его в границы кабардинских земель – ведь трудно предполагать, что, совершая военный поход на восточных адыгов, Каплан-Гирай расположил свой военный лагерь вне их границ, в местности, совершенно неудобной для стана многочисленной конницы. Равным образом невозможно представить, что за три четверти века после предполагаемого победоносного сражения, практически, на пике могущества Кабарды, площадь кабардинских княжеств катастрофически сузилась. Между тем, Гильденштедт утверждает: «…Баксан… принимает с западной стороны… реку Гунделен… Вниз от устья Гунделена, приблизительно в 30 верстах, река занята кабаками Большой Кабарды» [4, с.277]. Напомним, что Иоганн Гильденштедт был лицом «официальным», участником экспедиции, организованной Академией наук Российской Империи и присовокупим, что от устья реки Кёнделен до Канжальского плато – ещё двадцать километров по самым скромным подсчётам. Статья Сокурова В.Н. в свое время не получила широкой огласки, что видится вполне логичным – у руководства республикой стояли старые партийные кадры, не заинтересованные ни в освещении истинной истории народов Кабардино-Балкарии, ни в какой-либо форме исключительности одного из народов субъекта [21].
Однако в первом десятилетии текущего столетия гипотеза Сокурова неожиданно возродилась. В обществе и научных кругах муссировались версии о крупнейшем сражении и его значении для России и Кабардино-Балкарии. 11-12 июля 2008 года в Нальчике состоялась Всероссийская научная конференция «Канжальская битва и политическая история Кабарды в первой половине XVIII века». В темах докладов основное место занимали  вопросы так называемой Кабардино-крымской войны 1707-1708гг.
Апофеозом истории «Канжальского сражения» стала публикация книги по материалам конференции «Канжальская битва и политическая история Кабарды первой половине XVIII века», подготовленная Институтом гуманитарных исследований Правительства Кабардино-Балкарской Республики и Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук. (Издательство М. и В. Котляровых, Нальчик, 2008г., 495 с.) Последующие несколько лет целый ряд профессиональных историков и исследователей-любителей, продолжили исследование виртуального сражения, не слишком отягощая себя изучением документальных материалов.
Десятилетняя кампания пропаганды гипотетического столкновения на плато Канжал привела, как и следовало ожидать, к обострению межнациональных отношений в КБР. После очередных «юбилейных» дат 18-20 сентября – также непонятно по каким причинам установленных в качестве времени сражения – попытка конного пробега на плато Канжал через балкарское село Кёнделен едва не заканчивается межнациональным конфликтом. И в эти же дни выходит  ещё одна книга – на сей раз самого издателя Котлярова В.Н., дублирующая те же самые сомнительные тезисы о месте, масштабе, времени и значении событий, что и предыдущие работы. («Канжальская битва: взгляд сквозь столетия», Издательство М. и В.. Котляровых, Нальчик, 2018, 83с.)
Масштабы публикаций и фальсификации по данному сражению впечатляют, и практически все работы, посвященные этой теме, имеют безусловный информационный стержень – сражение 1707-1708 года произошло на плато Къан жол. Между тем, рассмотрение нарративных и исторических документов не даёт ни одного, даже зыбкого основания для такой трактовки событий.
Серьёзных источников, по которым можно составить достоверную картину произошедшего в начале XVIII века,  вполне достаточно: османский историк Фундуклу Мехмед-Ага (1658-1723),  крымско-татарский историк Сейид Мухаммед Риза (ум.1756г.), географ  и этнограф, офицер российской армии  Гербер Иоганн Густав (1690-1754), Главани Ксаверио,  и целый ряд других. Но из всех свидетельств наиболее полно, с указанием таких параметров, как цель и задачи выступления Каплан-Гирая, место сражения, ход самого противостояния, жертвы, погодные условия, данные о противнике, последствия, мы имеем описания только двух  авторов –   С.М.Риза и Халим Гирай-султан. Оба они солидарны в дате – 1708 год.
Ход событий в представлении этих авторов разительно отличается от столь популярных на сегодняшний день реконструкций. Возникает даже вопрос – применим ли термин «война» к произошедшему в 1707-1708 годах?
Кабарда не являлась противником Крымского ханства, не имела и не могла иметь с ним территориальных споров, не проявляла открытого неповиновения. Единственной причиной недовольства Крыма были налоговые недоимки. Калга Менгли-Гирай в 1707 году провёл в Кабарде 10 месяцев и вернулся в Крым не выполнив приказ Каплан-Гирая «примерно наказать кабартынских черкесов» за их набеги внутри подвластных народов. В 1708 году Каплан-Гирай сам возглавляет поход в Кабарду. Это было вызвано и тем, что отряды русских совместно с кабардинцами  совершали набеги на татарские и ногайские племена. На наш взгляд, была и другая цель – приведение к исламу горских народов, живущих в бассейнах рек Терек и Сунжа: в походе Каплан-Гирая приняли участие  29 улемов, учёных богословов, людей, абсолютно мирных. Итак, «…в 1120 (1708) году, в месяце раби аль-авваль войско выступило к пределам Кабарты» [10, с.313]. Отряд Каплан-Гирая выступил не на войну, двигался беспечно без выдвижения боевых дозоров, без разведывательных разъездов. Никто не был озабочен безопасностью людей. По описанию Ризы войско Каплан-Гирая не было большим, во всяком случае, им упоминается, что командовал им мирлива, и чин, говорит нам, что общая численность воинов составляла 3-5 тысяч человек. Войдя в ущелье, они при сильном дожде начали располагаться на ночлег неподалёку от устья реки, «среди холмов Талал».
Именно в этот момент отряд Каплан-Гирая подвергся нападению. Риза С.М. пишет: «…Вместо,  что вы ожидали, на вас обрушились несчастья, вас обожгло зло, в вас полетели стрелы со всех сторон… Стрелы засвистели, пушки, и ружья неверных загрохотали… Голубое  небо закрыла  завеса ночи. Войско  оказалось захваченным врасплох, никто не обеспокоился заранее опасностью нападения противника…» [10, с. 313]. Никаких других, принципиально отличных, свидетельств поражения Каплан-Гирая в 1708 году не имеется. Погиб мирлива Ширин Кадиршах,  многие мирзы,  а также двадцать три улема, ставших жертвами боя у холма Талал. Беглецы остановились у местечка Ак Булюк. Таково описание Риза С.М. Ризы,  крымско-татарского историка, современника этого сражения. Именно в гибели множества известных людей Крымского ханства видится причина громкого резонанса описываемых событий и немилости Стамбула к Каплан-Гираю [10, с. 22], [10, с.313].
Какова же версия сторонников грандиозного «Канжальского сражения», а главное – на чём, в конце концов, она базируется, если в информации современников Каплан-Гирая следов войн и крупных сражений не имеется? Приведём несколько цитат.
«…Несмотря на обилие источников, восстановить в деталях всю картину боевых действий очень сложно. Тем не менее, некоторую логику и вероятную последовательность событий представить можно. Например, с уверенностью можно сказать, что решающей битве в верховьях р. Малки предшествовали боевые действия, продолжавшиеся почти каждодневно в течение июля и августа 1708…»  Июль, август – затяжные бои. [9, с. 25]
«…Из этого следует, что в этом районе Баксанского ущелья, где находились десятки кабардинских аулов, была выстроена целая система укреплений, служившая надежной защитой от натиска многотысячных крымско-турецких войск. Не случайно даже речка в верхнем из упомянутых укреплений получила название Бру, что в переводе с кабардинского означает «укрепление», «заграждение»…» [9, с. 29].  Это – начало 18 века, кабардинские аулы в Баксанском ущелье, многочисленны и надёжно защищены, полностью игнорируя своё полное исчезновение, через полвека засвидетельствованное Гюльденштедтом.
«В течение двух-трех месяцев войны он (Каплан-Гирей – Х.Т.) понес значительные потери, а все попытки прорвать оборону кабардинцев в Баксанском ущелье заканчивались неудачей и потерей еще большего числа людей. Вдобавок ко всему татары испытывали острую нехватку в пище, фактически голодали, так как жители кабардинских селений заблаговременно ушли в горы со всем своим имуществом. Разъяренным крымцам только и оставалось, что сжигать опустевшие аулы. Тем временем мурзы, которые с самого начала отговаривали Каплан-Гирея от похода, вновь подняли свой голос, обвиняя во всех неудачах хана…» [9, с. 32]. 
«…Сюда для нападения на крымцев выдвинулись кабардинские войска из Баксанского ущелья. Одновременно со стороны Малки подошли крупные кабардинские соединения с задачей напасть на крымцев с тыла и преградить им путь отступления на запад…»  [9, с. 35].  No comment.
«…На рассвете сентябрьского утра 1708 г. кабардинцы атаковали татар, расположившихся в горах Канжала и в Канжалской долине в 4-5 км отр. Малки. Перед наступлением конницы, на них обрушились громадные камни и пули стрелков, занявших удобные позиции на вершинах гор, окружавших полукольцом лагерь крымцев…» [9, с. 37].  No comment.
«…Ошеломленные крымцы не могли оказать большого
сопротивления и были в большинстве своем истреблены на месте. Остатки татар и турок, спасаясь, бежали в разные стороны…» [9, с. 38].  No comment.
«…Если же учесть предположение о 60—70 тысячной численности крымско-турецкого войска, то общее число убитых в течение всей кампании достигало, по-видимому, 55—65 тысяч…» [9, с. 39].  No comment.
По представлению кабардинских историков в начале лета боями на реке Уруп началась Крымско-кабардинская война 1708г., при этом они представляют реку Уруп, как западную границу Кабарды. В книге «Канжальская битва и политическая история Кабарды в первой половине XVIII в.» ссылка дана на труды Броневского С., Данилевского Н., Хан Гирея. Однако в первоисточниках чётко указывается, что сражение при реке Уруп произошло в 1705 году. С лёгкой руки историков-современников даты  сражения подправляют на  искомую  хронологию – 1708г. [9, с. 26]. 
Ещё одним историческим подлогом является тот факт, что река Уруп не могла  быть западной границей Кабарды – если только не считать территорию Бесленея продолжением территории Кабарды. Но с другой стороны, по словам Броневского С., отлично знавшего этническую географию и народонаселение Северного Кавказа, между черкесами Кабарды и Бесленеем находятся Малая Абаза –  «Алтыкесек», занимавшая вершины Кумы, Кубани и её притоков. Кабарда находилась довольно далеко от упоминаемой реки [2].
Ещё один источник создателей новой мифологии Северного Кавказа – книга  Ногмова Ш.Б. «История адыхейского народа» (Тифлис,1861г.). Однако, по словам Кушевой Е.Н.,  изучение этого труда убеждает в том, что живший в первой половине  XIX в. адыгский просветитель использовал известные ему русские печатные труды для комментария кабардинских преданий [15, с. 9-10].  Его описания больше напоминают народные сказы, чем исторические труды, например, ход того же самого «Канжальского сражения»: «Кургоко тотчас же велел собрать около 300 ослов и к каждому привязать по две вязанки сена. Наступила ночь, он отправился на неприятеля и, приблизившись к нему, велел у всех ослов зажечь сено и гнать их на неприятельский лагерь, с несколькими выстрелами. Ослы ужасным криком своим до того перепугали неприятеля, что они в беспамятстве и смятении стали рубить друг друга; с рассветом же стремительно бросились на них кабардинцы и совершенно разбили, взяв много пленных и добычу…Прогнавши крымцев к Куме, кабардинцы возвратились в свои пределы». [15, с. 147]. 
Ссылка на указание Ногмова о месте столкновения в ущелье Урда не выдерживает критики. Оригинал его рукописи Ногмова Ш.Б. не сохранился, термин Урда похоже на Уруп, определённый другими авторами, как место сражения 1705 года, а главное – реальное ущелье Урда непроходимо, и ни один, находящийся в здравом уме человек, не попытается провести через него более-менее значительную группу конных.
В книге «Канжальская битва и политическая история Кабарды в первой половине XVIII века» представлены публикации 17 авторов, однако лишь семеро из них являются современниками событий. И ни один из них не указал, что сражение, или столкновение, или бой случились ввиду горы Эльбрус, в Баксанском или Малкинском ущелье. Но, трактуя и толкуя их версии и описания, популисты – нередко отягощенные научными званиями и степенями – прибегают к прямому подлогу и фальсификации.
Как уже сказано, одним из наиболее серьёзных источников является работа Риза С.М. «Семь планет в сведениях о повелителях татар». Вот его свидетельства: « …  В 1120 (1708) году,  в месяце раби аль-авваль войско выступило к пределам Кабарты. Предводитель кабартинцев проклятый Кабаргук со всеми своими подчинёнными и приверженцами закрепился в холмисто-гористой местности холма Талал, удобной для наблюдения, устройства засад и выжидания выгодного момента (для нападения)…» [10, с.313].
 Создатели мифа «Канжальское сражение»  серьёзно подправили текст оригинала: «…Крымское войско в месяце реб-и  эввель 1120г. выступило из Тамани в сторону Эльбруса и вскоре пересекло границы Кабарды. Предводитель упомянутого народа ненавистный Киргок вместе со своими подданными и другими присоединившимися к нему  заняли высоко в горах  очень выгодное и укрепленное место…» [9, с. 415]. 
Целью изменений прототипа, в данном случае – как и во всей последовательности действий целой когорты специалистов – ориентация сознания потенциального читателя на географическое расположение Кабарды – в непосредственной близости к Эльбрусу. Подчёркивается, что у предводителя есть подданные и союзники (присоединившиеся), назван предводитель Киргок. Холмисто-гористая местность Ризы превратилась в высокие горы. Кабаргук стал Киргоком.
Политический смысл обмана очевиден, и искажение текстов оригиналов, во-первых, не единично, во вторых, единообразно по целям и задачам фальсификаторов. Вот ещё один пример вторжения в семантику первоисточника: «…среди  упомянутых  черкесов имеется народ Кабарда, занимавший с древнейших времён территории вокруг горы Эльбрус и район Бештау…. Со временем народ покинул свою древнюю родину-Бештау  и обосновался в труднодоступном месте под названием Балх Ниджан (Балъкъ ныдж). Б.Б…» [9, с. 22, 419], [22, с.123]
Однако в трудах Решида Мехмеда, которого, якобы, цитирует популярный кабардинский историк, в данном фрагменте вообще нет упоминания о проживании народа Кабартай рядом с Горой Барсов (Эльбрусом), местность же «Бештау» («Бешдаг») известна и на Таманском полуострове, что позже вполне определенно подтверждает С. Броневский. А окончательную точку в операциях с географическими названиями, произведёнными в приведённом отрывке и с очевидными целями непрошенного интерпретатора ставит обращение к трудам С.М. Ризы. Превращение исходного топонима  Ризы «Бельх Ниджан»  в окончательное «Балъкъ ныдж» имеет ту же самую подоплёку. В XVIII в. уже различали реки «Белханъ» и «Балык-су». (Алфавитный указатель к пятиверстной карте Кавказского края, издания военно-Топографического отдела, Пагирева Д.Д., Тифлис, 1913г.) [8, с.71], [5, с. 123]. Как пишет Гильденштедт в «Путешествии по Кавказу в 1770-1773гг.»: «Все значительные притоки впадают в Сунджу с правой  стороны… Ендерсу, или Ендирсу, получивший свое название по имени кабардинского князя. В начале этого столетия на Ендырсу и Назрани жили геласаннские кабардинцы; в настоящее время они необитаемы…» [10, с.49]. Река Белхань находилась рядом с поселением Назран, и это совершенно не Приэльбрусье.
Думается, не стоит подробно останавливаться на сопоставлении военного потенциала Крымского ханства и Кабарды. Считать возможным, что кабардинское ополчение, несколько месяцев сражаясь с армией Каплан-Гирая в 1708 году,  практически  полностью уничтожило 100 тысячное войско, то есть две трети общей численности сил Крыма – означает отказаться от здравого смысла и реальных фактов.  Это, однако, не смущает создателей альтернативной истории, и их реконструкции, прямо-таки, поражают осведомлённостью авторов, правда никак не подкреплённой ссылками на какие-либо источники: «…крымско-татарское войско разделилось на две части: основная часть атаковала кабардинцев со стороны степной и предгорной полосы на севере Кабарды и, преследуя отступающие войска Кургоко Атажукина, вошла в ущелье Баксана. Другая, значительно меньшая часть, с боями обошла кабардинцев с юго-запада и перешла р. Малку в ее верховьях…»  [9, с. 26]. 
В целом, даже беглый анализ работ по проблеме так называемой «Канжальской битвы» приводит к печальным выводам. Цели подавляющего большинства публикаций по этому направлению не лежат в пространстве научного поиска. Они имеют сугубо идеологические ориентиры, отмечены примитивным политическим утилитаризмом, что подтверждается ставшими обязательными резюмирующими обращениями к роли и значению иллюзорного события в истории всей России, типа «… планы крымско-турецкой-украинской поддержки Карла XII  в его войне с Россией вынашивались при дворе Ахмеда III. Поэтому в числе задач, поставленных перед  походом Каплан-Гирея, была также задача нейтрализации Кабарды, как страны, способной оказать действенную помощь в войне Петра I c Карлом XII. Разгром крымско-турецкого войска кабардинцами сорвал эти планы…» [22, с.43].
Исходя из изученных нами документов, а, главное – сопоставляя их с выводами и реконструкциями сторонников реальности «Канжальского сражения» в той одиозной форме, в которой она уже долгое время находится в научном и псевдонаучном обороте, мы можем констатировать – аргументационная база первоисточников, таких, например, как работа С.М. Ризы не подтверждают гипотезы о Канжальской битве, тем более – о сколько-нибудь затяжной войне между Крымским ханством и Кабардой, в части географических локализаций, масштабов и значения описываемых событий. Большинство утверждений по вышеперечисленным параметрам грешат тенденциозными превентивными установками и к науке отношения не имеют.  Окончательный вывод – сражения  или битвы   кабардинцев с крымско-татарскими войсками  в 1708 году у подножия  Эльбруса и близлежащих к горной вершине территориях не имело место быть. 


ЛИТЕРАТУРА

1.Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. / под ред. Куантова А.Т. — Нальчик.: Эльбрус, 1974. – 634 с. Описание Черкесии, составленное Ксаверио Главани, френцзуским консулом в Крыму и первым врачом хана. В Бахчисаре, 20 января 1724 г. – 158 с.;
2.Броневский С.М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе — М.: Тип. С. Сели        вановского, 1823. — 352 с.;
3.Волкова Н.Г. Этнический состав  населения Северного Кавказа  в XVIII - начале  XX века,  М., Наука, 1974. — 280 с.;
4.Гильденштендт И.А. Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг. – Санкт-Петербург: Петербургское Востоковедение, 2002. — 512 с.;
5.Данилевский Н. В. Кавказ и его горские жители в нынешнем их положении — М.: Университетская типография, 1846. — 202 с. ;
6.История, География и Этнография Дагестана XVIII-XIX вв., - Академия наук СССР Дагестанский филиал, Архивные материалы/ под редакцией Косвена М.О. и Хашаева Х-М., Издательство Восточной литературы, Москва, 1958. Гербер И.-Г. Описание стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря. - 1728 г. //ИГЭД. М., 1958. ;
7.История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. / под. ред. Пиотровского В. Б. — М.: Наука, 1988. — 554 с. ;
8.Кавказ: географические названия и объекты: Алфавитный указатель к пятиверстной карте Кавказского края / По книге Д.Д. Пагирев (1913); Сост. Меницкий Ю.Л., Попова Т.Н. – Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2007 – 336с.; карта;
9.Канжальская битва и политическая история Кабарды первой половины XVIII века: Исследования и  материалы / под ред. Б.Х. Бгажнокова — Нальчик: М. и В. Котляровых, 2008. — 496 с.;
10. Казем-Бек А. Семь планет в известиях о татарских царях. — Казань: 1832 г. Оригинальный текст «Семь планет в известиях о татарских царях» Сейид Мухаммеда Ризы
11.Карта России Николааса Фишера II (1649-1702) ;
12.Котляров В.Н. Канжальская битва: взгляд сквозь столетия. — Нальчик: М. и В. Котляровых, 2008 – 84с.;
13.Кудашев В.Н. Исторические сведения о кабардинском народе. — Нальчик: ГП КБР РПК, 1913. — 284 с.;
14.Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией (вторая половина XVI - 30-е годы XVIII века)—  М.: Издательство Академии Наук СССР – 1963. — 372 с.;
15.Ногмов Ш.Б. История Адыхейского народа. — Нальчик: Эльбрус, 1994. — 232 с.;
16.Нольде Б.Э. История формирования Российской империи.. Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2013. — 848 с.;
17.Сербина К.Н. Книга большому чертежу – Ленинград: И здательство Академии наук СССР, 1950. — 116 с.;
18.Смирнов В.Д Крымское ханство в XVIII веке. – М: Ломоносов, 2014. — 232 с.;
19.Смирнов В.Д. Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты до начала XVIII века. – Санкт-Петербург: Университетская типография, 1887. — 824 с.;
20.Сокуров В.Н. Канжальская битва и её отражение в кабардинском фольклоре // Сборнике «Актуальные вопросы кабардино-балкарской фольклористики и литературоведения». — Нальчик: 1986. — с.48-64 ;
21.Тхамоков Н.Х. Социально-экономическое положение Кабарды в XVIII в. – Нальчик: Эльбрус 1961. — 194 с.;
22.Халим Гирай-Султан Розовый куст ханов или История Крыма/ под общ. ред. Сейтягьяева Н.С.  — Симферополь: РИА «АЯН»; ИД «Стилос», 2008. — 192 с.;
 Шаова С.Д. «История кабардинцев бассейна р. Сунжа в XVI - середине XVIII в. и их взаимоотношения с вайнахами»: дис. Кандидат исторических наук:  07.00.02 – Отечественная история. Армавир: 2003. — 554 с.


Рецензии