Асы кубанского неба ч. 6
БОРИСОВ МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ
Родился 11 ноября 1917 г. в с. Топтыково Чаплыгинского р-на Липецкой обл. в семье крестьянина. Русский. В 1931 г. переехал в Москву. Окончил СШ и аэроклуб. В 1938 г. призван в Красную Армию. В 1939 г. окончил 2-ю Краснознамённую Борисоглебскую в/авиашколу лётчиков им. В.П. Чкалова. Служил в Особом Белорусском ВО. В декабре 1939 г. во время патрулирования в составе звена И-16 перехватил немецкий разведчик Ю-88 и заставил его приземлиться на нашей территории, за что был уволен из армии. Работал инструктором-лётчиком во Фрунзенском аэроклубе Москвы. На фронтах ВОВ находился с 29 июня 1941 г. Служил инструктором во 2-м запасном авиаполку ВВС ВМФ. В марте 1942 г. М. Борисов был назначен командиром звена 62-го ИАП ЧФ. Под Новороссийском, с аэродрома Мысхако летал на прикрытие с воздуха главной военно-морской базы в Севастополе. Вёл воздушную разведку в тылу врага, сопровождал на задание бомбардировщики, штурмовики и корабли ЧФ. 7 июля 1942 г. Борисов в паре со своим ведомым сержантом Низовским уничтожил разведчик Ю-88, ведущий фотосъёмку новороссийских военных объектов. Своей первой победой Михаил открыл боевой счёт полка. К началу августа М.А. Борисовым было уже сбито два бомбёра и один Ме-109. Для поддержки войск СКФ на Новороссийском и Туапсинском направлениях в августе 1942 г. была создана морская авиагруппа под командованием ген.-майора авиации П.П. Квадэ. С выходом противника в районы Новороссийска, Туапсе и Главного Кавказского хребта сухопутные войска поддерживала вся авиация фронта и флота. Боевое управление авиачастями осуществлялось с флагманского КП ВВС на основе плана боевых действий, утверждаемого Военным советом флота.
Уточнение и конкретизация задач производились путём частных приказов и боевых распоряжений. Самолёты Пе-2 и СБ ежедневно наносили бомбовые удары по врагу. Истребители дрались в небе Кавказа самоотверженно. В этих боях отличились лётчики 62-го ИАП - командир майор В.И. Васильев. 9 августа в воздушном бою в районе Новороссийска мл. лейтенант Борисов сбил ещё один бомбардировщик Не-111. 10.08., когда бои уже перекинулись в район предгорий Кавказа и жаркие воздушные схватки разгорались над Hовороссийском, лётчики 62-го ИАП сбили 19 самолётов. В этот же день бессмертный подвиг совершил командир звена М. Борисов. Истребители в этот день барражировали над Новороссийской базой. Немцы оголтело рвались к порту, совершая один налёт за другим. Они бросили на город 59 бомбёров под прикрытием 20 истребителей, в то время как советская сторона отправила на перехват машины 7-го и 62-го авиаполков. Наши лётчики заявили о сбитии 6 He-111 и трёх Ме-109, при потере двух своих ЛаГГ-3. Возвращаясь на аэродром после выполнения боевого задания, Борисов по радио получил с КП предупреждение о том, что на высоте 5 тыс. м на Новороссийск идут 5 бомбёров. Он решил перехватить врага на подходе и не допустить его к городу. Вдвоём с ведомым - сержантом Василием Холявко они пошли в атаку. Воздух наполнился рёвом моторов короткими строчками пулемётных очередей. Борисов первым обстрелял ведущего и подбил ему один из моторов. Одновременно его ведомый полоснул по бензобакам замыкающего "Хейнкеля-111", который, вспыхнув, взорвался. Борисов на своем "ЛаГГе" вновь атаковал головной "Хейнкель".
Пули уже сверлили фюзеляж и плоскости вражеского самолёта, как вдруг машина Борисова вспыхнула. Это стрелок одного из бомбёров, оказавшегося рядом, открыл огонь. Можно было выйти из боя и попытаться сбить пламя, но Борисов не отвернул. Он свято чтил традицию полка: "Бить фашистов, пока в лентах есть ещё патроны, а машина подчиняется воле пилота!" Лётчик повёл свой горящий самолёт в атаку на ближайший "Хейнкель" и обрубил ему хвост. Стервятник стал разваливаться на куски и падать в море. Борисов быстро очнулся от страшного удара. Он увидел внизу под собой ещё один самолёт противника. Из последних сил пилот бросает свой израненный "ястребок" на вражеский самолёт. Удар пришёлся по крылу бомбёра. Оба самолёта взорвались в воздухе. Это был редкий в боевой практике случай - ДВОЙНОЙ ТАРАН... Так погиб черноморский лётчик-истребитель М. Борисов. Его гибель потрясла весь личный состав полка, но она не вызвала ни страха, ни уныния. В тот день воздушные бои на подступах к Новороссийску разгорелись с невиданной силой. Лётчики полка за день сделали по 3-4 вылета и уничтожили в боях 16 самолётов. Указом ПВС СССР от 6 мая 1965 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и исключительный героизм мл. лейтенанту Михаилу Алексеевичу Борисову было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Он также был награждён орденом Ленина и медалями. Именем Героя названо с. Борисовка (бывшее Супнели) Раздольненского р-на Крымской обл. Имя Борисова начертано на Доске памяти в Музее ЧФ в Севастополе. Приказом МО СССР он навечно зачислен в списки личного состава воинской части. Похоронен Борисов на городском кладбище по Мысхакскому шоссе города-героя Новороссийска.
БОРОДАЧЁВ ВИКТОР ИВАНОВИЧ
Родился 23 августа 1918 г. на х. Широкий ныне Жирновского р-на Волгоградской обл. В 1936 г. окончил Московский педагогический техникум, а в 1938 г. - лётное училище в Оренбурге. "Летает хорошо, без напряжения. Сообразительный, в сложных условиях не теряется. Летать любит. В зоне пилотаж выполняет комплексно. Знание теории и строевая подготовка отличные. При большой нагрузке не утомляется" - значилось в его выпускной характеристике. Участвовал в 1940 г. в советско-финляндской войне. С 1 февраля 1942 г. воевал на Крымском, Закавказском, Северо-Кавказском, Воронежском и 1-м Украинском фронтах. Первую победу одержал на И-153 4 мая 1942 г., когда его звено было атаковано восьмёркой Ме-109 в районе крымской ж/д станции Семь Колодезей. Расчётливо проведя на виражах получасовой бой, он сбил 1 вражеский истребитель и без потерь привёл звено на аэродром. Дважды одерживал по 3 победы в день. 5 июля 1943 г. в одном вылете сбил Ю-87 и пару Ме-109, проведя бой на глубоких виражах, когда Ла-5 имел преимущество. 17 октября того же года в трёх боевых вылетах ему удалось сбить Ю-88 и два ФВ-190. За время ВОВ комэск 40-го ГИАП гв. капитан Бородачёв совершил 552 боевых вылета, в 116 воздушных боях сбил лично 26 и в группе 5 самолётов. Дважды был сбит сам. Среди лично сбитых им вражеских машин: Хе-111, три Ю-88, ФВ-189, восемь Ю-87, семь Ме-109, шесть ФВ-190. Виктор Иванович воевал на И-153, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7. Большинство своих побед одержал на Ла-5. После войны, в 1950 г., окончил ВВА, а в 1960 г. - Военную академию Генштаба. Кандидат военных наук, ген.-майор Бородачёв служил в Военно-политической академии. Трагически погиб 11 июля 1968 г. Герой Советского Союза (01.07.1944). Награды: орден Ленина, 4 ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, 2 ордена Отечественной войны 1-й ст., 2 ордена Красной Звезды, медали.
БОРОДИН НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
Родился в 1919 г. в дер. Верхняя Хила Забайкальской, ныне Читинской, обл. После окончания 7 классов работал сварщиком на заводе, занимался в аэроклубе. В 1941 г. окончил Харьковскую, а затем Вознесенскую военные авиашколы пилотов. Служил на Дальнем Востоке. В действующей армии с апреля 1943 г., участвовал в воздушном сражении на Кубани. 5 мая 1943 г. вражеские бомбардировщики по 10-15 машин начали бомбить позиции наших войск. Истребители 4-й Воздушной армии, отражая их удары, сбили десятки стервятников. Особенно отличились Н.В. Бородин, С.А. Лебедев и А.В. Кочетов. Мл. лейтенант Н. Бородин выполнял самые ответственные задания, часто вылетал на разведку. В воздушных боях проявил себя бесстрашным лётчиком. За первые 2 месяца боёв, летая на истребителе Як-7 Б, сбил 5 самолётов противника и был награждён орденом Отечественной войны 1-й ст. Позднее на Як-9 принимал участие в боях на юге Украины, в Крыму, в Белорусской и Висло-Одерской операциях, в боях на Берлинском направлении. 9 июля 1944 г. был в составе истребителей, совершивших первый за войну налёт на территорию Германии. С этого же года воевал на Як-3. К августу 1944 г. Николай Васильевич занимал должность зам. командира эскадрильи 43-го ИАП (278 ИАД, 3 ИАК, 1 ВА). Ст. лейтенант Бородин провёл 239 боевых вылетов, 75 воздушных боев, лично сбил 17 самолётов противника, штурмовыми действиями уничтожил ещё две неприятельские машины. Всего сбил 20 самолётов. 26 марта 1946 г. капитан Бородин погиб в автомобильной катастрофе. Герой Советского Союза (23.02.45 г.). Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, медалями.
Продолжение следует в части 7 http://proza.ru/2021/01/02/672
Свидетельство о публикации №220091700880