Рынды и посольские топоры

Что означает слово «рында», помните? Кто-то скажет, что судовой колокол. Да, есть и такая трактовка, но речь пойдёт о другом.

Если вспомните какой-нибудь исторический фильм о Московском царстве, или картину, написанную знаменитым художником про ту же эпоху, то попробуйте представить себе, как выглядел приём у государя всея Руси.

Скорее всего, зрелище будет выглядеть так. На резном троне восседает сам царь-батюшка в роскошном одеянии византийского стиля и в шапке Мономаха (т.е. самодержца), со скипетром и державою. Вдоль стен и по обе стороны прохода стоят царедворцы — бояре, дворяне, духовенство. В зал стража пропускает послов и других важных лиц, которые удостоились чести быть призванными пред светлы царски очи. Иностранные послы и торговые гости, в лучших своих нарядах, чинно вплывают (по-другому не скажешь) в горницу, медленно приближаются к трону, кланяются государю до земли и раскладывают перед самодержцем дары и подношения.

И есть ещё участники в этом действе, только в глаза не сильно бросающиеся.

За царским троном, по одному или по двое (в разное время — по-разному) замерли неподвижные фигуры. Белые или вишнёвые кафтаны, крест-накрест перехваченные позолоченными цепями, высокие (горлатные) шапки либо бархатные мурмолки, белые сафьяновые сапоги. На плече — изящно украшенные секиры с лезвиями в форме полумесяца. Эти дюжие и знатные молодцы всегда удивляли иностранцев своей способностью сохранять полную неподвижность. Только глаза внимательно цепляют тех, кто приближается к царю-батюшке, и по горнице взором стреляют туда-сюда: не сунет ли кто руку за пазуху как бы невзначай, а там может спрятаться и нож, и кремневый пистолет? Чуть что — так молодцы топор с плеча, вот тогда и отбросят свою неподвижность, да пустят в ход своё страшное оружие. От такого лезвия не спасут и доспехи — даже если они выдержат удар стального полумесяца, внутренние органы получат тяжёлую травму. Впрочем, послы и гости к царю в доспехах не хаживали, разве только в хрупких парадных (да сие и не доспех, а так, декорация). А вот рындовский топор, хотя и зовётся «посольским», т.е. церемониальным, отнюдь не токмо ради красы — лезвия заточены и готовы к внезапному нападению.

Вот эти неподвижные царские телохранители — и есть рынды. Откель слово пошло — нет однозначного ответу. Одни считают, что от слова «рындель», то есть «знаменосец»; также термин употреблялся и в значении «телохранитель». Есть и версия, что рында — искажённое западное слово «риттер», то есть рыцарь. Сторонники этой версии подчёркивают, что рындой мог стать только знатный муж.

Впервые о рындах говорится в Никоновской летописи, в месте, где идёт речь о Куликовской битве 1380 года. Рынды сопровождали князя в поход, были его оруженосцами и телохранителями.

Служить рындой у великого князя или царя было весьма почётной обязанностью. Да, именно «обязанностью», потому что рында — это не должность, и не учитывалась при расходах на царский двор. Рындой могли стать лишь те знатные молодцы, что уже были на должностях при дворе — например, стряпчими или стольниками. Жалованье им платили только за основную должность, а за труд государева телохранителя денежного довольствия не полагалось.

Подчинялись рынды оружничему, но не стоит думать, будто они были лишь рядовыми бойцами. Нет, у каждого рынды могло быть в подчинении несколько подрынд, которые являлись одновременно заместителями, учениками и помощниками.

Александр Сергеевич Пушкин в своих произведениях про рынд не забывал. Помните «Сказку о рыбаке и рыбке», где старуха пожелала стать царицей?

«За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вина;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг её стоит грозная стража,
На плечах топорики держат».

Такой видит старик свою жадную супругу. В итоге, как мы все помним, осталась она у разбитого корыта, рынды («грозная стража») её не спасли. Но это не их вина — нечего было жадничать, а рынды свою работу выполняли честно.

Кстати, а почему рынды пользовались секирами и бердышами, а не, скажем, копьями или мечами? Копья, пожалуй, длинноваты, чтобы орудовать ими в помещении. Что можем предположить?

Есть несколько версий об этом.

По одной, суть была в сакральном значении топоров у русичей. Топор, ввиду своей многофункциональности, пользовался у наших предков большим почётом. Топор и молот причисляли к атрибутам бога-покровителя дружинников Перуна. Топорики считались символом совершеннолетия, равно как поясные ножи были принадлежностью свободного человека. Так что топоры были не только удобным орудием труда, но и распространённым оружием, и священным символом.

Внимательный читатель может возразить: мол, позвольте! Древнерусские былины-де я читал, среди вооружения наших богатырей чего только нету — мечи, сабли, луки со стрелами, копья, палицы, плети — но топоры не упомянуты ни разу! Если наши предки так любили и почитали секиры — отчего тогда так обидели топорики, обделили вниманием в былинах?

Вот так скажет дотошный книгочей — и будет прав. Почти. Богатырь — почти во всех случаях воин конный, а не пеший. Топор для всадника не очень удобен, в основном из-за того, что коротковат, и рабочая поверхность маловата. Вот для пехоты он хорош, а конные витязи предпочитали другое оружие. Да, были и специальные кавалерийские топоры, но они являются оружием вспомогательным. А ещё стоит пояснить, что наши былины, передававшиеся из уст в уста, хоть и повествуют о событиях Раннего и Высокого Средневековья (густо перемешанных со сказкой), но записаны намного позднее, в эпоху Нового Времени. В те поры русское войско сменило внешний вид и тактику. От классических «рыцарских» приёмов и элементов экипировки перешли к восточному типу: вместо таранных ударов копьём с разбегу — «карусель» конных лучников; вместо тяжёлых пластинчатых лат — облегчённые доспехи, не стесняющие подвижность и позволяющие свободно вертеться в седле; вместо шпор коней подгоняли плетью. Вот те, кто записывал былины, проецировали на древние события то, что видели сами, вокруг. Потому снаряжение наших богатырей в былинах описано как восточное: таков был облик русского воинства в Новое Время, когда жил тот, кто записывал подвиги древних витязей.

А так, в реальности, топорами не брезговали ни простой ратник, ни великий князь. Андрею Боголюбскому приписывают красивый топорик. (С его историей читатель уже знаком.) Мстислав Удатный (Удалой) в междоусобной Липицкой битве трижды проскакал сквозь порядки владимирцев, круша топором налево и направо.

Нельзя не упомянуть и Глеба Святославича, любителя топоров и чёрного юмора, потому повеселим читателя, напомним, как было дело.

В 1071 году, когда Глеб княжил в Новгороде, объявился некий «экстрасенс» и баламутил народ. Похвалялся, что чудеса творить горазд, да ведает будущее и предскажет, кому что предначертано (за хорошее вознаграждение, конечно).

Прознал про то князь Глеб Святославович и позвал кудесника к себе, припрятав за пазухой боевой топорик.

— Сказывают люди добрые, что ты будущее ведаешь? — спросил Глеб.

— Ведаю, княже, — ответил «экстрасенс», — всё знаю!

— А предскажи-ка, каково твоё будущее завтра? — хитро сощурившись, продолжил князь.

— Великие чудеса сотворю! — уверенно объявил «экстрасенс».

— Ан, не угадал! — рассмеялся княже, выхватил топорик из-за пазухи, да и хватил «экстрасенса» по лбу. Тот и опомниться не успел, как пал мёртвый.

С тех пор, ни про каких «экстрасенсов» в Новгородской земле не слыхивали. (Любителям канала «РЕН-ТВ» на заметку.)

Вернёмся к рындам и их топорам.

Ещё одной причиной, почему царские телохранители предпочли топоры мечам, могло быть то, что на торжественных приёмах клинковое оружие носится в ножнах и чехлах. Достаётся разве что во время специальных церемоний. А секирам или топорам чехлы не обязательны. Для рынды, который в любой момент должен быть готов броситься в атаку, каждое мгновение на счету. Пока будет выхватывать меч из ножен — это лишнее движение. А держать обнажённый боевой клинок на плече — неудобно, да и порезаться случайно можно. Топор намного проще и быстрее скинуть с плеча — и по обух вогнать в лиходея, покусившегося на царственную особу.

Третьей причиной распространённости секир у рынд была их дешевизна производства, по сравнению с клинковым оружием.

Давайте поближе посмотрим на посольские топоры рынд, которые хранятся в Оружейной палате.

Первая пара секир имеет лезвия более вытянутые, нежели у второй пары. Тыльная сторона лезвий оформлена красивыми угловыми вырезами. Боевая часть топоров украшена богатой гравировкой и золотой насечкой. В центре лезвий награвирован круг, в который золотом насечён двуглавый орёл — герб Русского царства. На груди орла — Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона. Вокруг герба награвированы орнаменты в типичном русском стиле — растительные узоры. С другой стороны вместо герба изображён единорог, или, по-нашему, Индрик-Зверь. На обухах секир есть сферические противовесы, стилизованные под царскую регалию-державу. На богатых рукоятях, охваченных чеканеным серебром, — растительный орнамент, можно разглядеть и другие элементы. Помимо прочей инкрустации есть и вкрапления небольших самоцветов, например, в верхней части топоров закреплён зелёный камешек.

Вторая пара посольских топоров поменьше, а лезвия не столь широкие, их углы изящно закручены назад. Гравировка на них не столь богатая, но тоже выполнена на «отлично». Орнамента тоже меньше, в основном по границам боевой части и на рукоятях. Противовесы не в виде держав, как у предыдущей пары, а не что иное, как более практичные боевые молоты.

Посольское оружие царских телохранителей выглядит внушительно, хотя может ввести в заблуждение своим богатым убранством. Это настоящее боевое оружие, а не показушное, и эти секиры в руках рынд оберегали правителей земли Русской.

Пётр I Великий, реформируя нашу страну, отказался от рынд, а охранять императора стали другие телохранители, набранные из преобразованной армии. Так что оружие и вещи рынд перекочевали в запасники, а оттуда — и в музеи. Помните ведь, что Пётр Алексеевич открыл первый в России музей?

К сожалению, Оружейная палата нечасто выставляет посольские топоры на экспозиции, но всё же случаются тематические выставки. Если вам удастся попасть на такую выставку и вживую лицезреть великолепное оружие рынд — вам несказанно повезёт!


Рецензии