Морской трамвай
Приморские курорты привлекали отдыхающих во все времена, не стал исключением и английский городок Брайтон, расположенный в графстве Восточный Суссекс, на юге страны.
Особую популярность городку в XIX веке создал его уроженец Магнус Вольк (1851 – 1937) – талантливый английский инженер, конструктор и дизайнер. Современники называли его «яркой искрой Брайтона», а также «тремя Э» (eccentric, eclectic, electric) - эксцентричный, эклектичный и электрический: эти основные черты были присущи характеру Магнуса. Он создал в родном городе одну из первых в мире электрических железных дорог, сконструировал оригинальную часовую башню, но самым интересным изобретением Магнуса Волька был морской трамвай, получивший за длинные ноги – опоры народное прозвище «паук – сенокосец», хотя разработчик дал ему имя «Пионер».
Линия движения морского трамвая длиной 4,5 км была проложена на мелководье, вдоль берега, соединив Брайтон и соседний городок Роттингдин. Железнодорожное полотно, представлявшее собой два параллельных рельсовых пути, проходило по дну береговой отмели, в отдалении на 50 – 90 метров от уреза воды. В отлив дорога обнажалась. По рельсам передвигалось оригинальное сооружение с палубой длиной 14 и шириной 7 метров на четырёх трубчатых ногах – опорах, имевших длину по 7 метров. Каждая нога опиралась на четыре стальных колеса, заключённых в кожухи. Колёсные тележки были оснащены скребками для очистки от водорослей и других предметов, мешающих движению по рельсам. Два электродвигателя мощностью по 18,4 киловатта через вал и редуктор с червячной передачей сообщали необычайной конструкции скорость до 9 километров в час, несмотря на её значительный вес – 45 тонн. Ток, подаваемый по проводам (вдоль пути поставили мачты с двумя проводами, как для троллейбуса), через токосъёмники передавался на двигатели.
В прилив скорость морского трамвая значительно снижалась из – за сопротивления воды и из – за несовершенства электродвигателей не могла быть постоянной. Поскольку это уникальное сооружение двигалось по водной морской глади, правил им не вагоновожатый, а капитан и на борту имелись спасательные круги и шлюпки.
Строительство морской трамвайной линии заняло два года – с 1894 – го по 1896 – й. Её официальное открытие состоялось 28 ноября 1896 года, но просуществовала она недолго. Сильный шторм 4 декабря разрушил её почти полностью.
Неунывающий Магнус Вольк принялся за восстановление, и трасса опять ожила. Морской трамвай забирал на борт до 160 пассажиров, а всё путешествие в одну сторону занимало 35 минут. Сравнительно небольшая стоимость билета – полтора фунта стерлингов – делала прогулку доступной для всех желающих. Только в 1897 году морской трамвай перевёз более 44 тысяч пассажиров. Катание на нём стало очень популярным среди отдыхающих в Брайтоне. Морскую прогулку совершил и сам принц Уэльский, высоко оценивший это средство передвижения.
Однако, морскому трамваю была уготована недолгая жизнь. Постоянные выходы из строя электрической части из – за влажного и солёного морского воздуха, влияние приливов и штормов, а также необходимость построить на этом месте волноломы вынудили компанию, владевшую морским трамваем, в 1901 году демонтировать линию и продать всё оборудование на металлолом. Местами остатки железобетонных шпал сохранились до наших дней, и их можно увидеть во время отлива.
2013 – 2020 г. г. Вячеслав Прытков.
Свидетельство о публикации №220091700985
Александр Смольников 18.09.2020 04:16 Заявить о нарушении