Морской трамвай

                МОРСКОЙ   ТРАМВАЙ

Приморские  курорты  привлекали  отдыхающих  во  все  времена, не  стал  исключением  и  английский  городок  Брайтон, расположенный  в  графстве  Восточный  Суссекс, на  юге  страны.

Особую  популярность  городку  в  XIX  веке  создал  его  уроженец  Магнус  Вольк  (1851 – 1937) – талантливый  английский  инженер, конструктор  и  дизайнер. Современники  называли  его  «яркой  искрой  Брайтона», а  также  «тремя  Э»  (eccentric, eclectic, electric) -  эксцентричный, эклектичный  и  электрический: эти  основные  черты  были  присущи  характеру  Магнуса. Он  создал  в  родном  городе  одну  из  первых  в  мире  электрических  железных  дорог, сконструировал  оригинальную  часовую  башню, но  самым  интересным  изобретением  Магнуса  Волька  был  морской  трамвай, получивший  за  длинные  ноги – опоры  народное  прозвище  «паук – сенокосец», хотя  разработчик  дал  ему  имя  «Пионер».

Линия  движения  морского  трамвая  длиной  4,5  км  была  проложена  на  мелководье, вдоль  берега, соединив  Брайтон  и  соседний  городок  Роттингдин. Железнодорожное  полотно, представлявшее  собой  два  параллельных  рельсовых  пути, проходило  по  дну  береговой  отмели, в  отдалении  на  50 – 90  метров  от  уреза  воды. В  отлив  дорога  обнажалась. По  рельсам  передвигалось  оригинальное  сооружение  с  палубой  длиной  14  и  шириной  7  метров  на  четырёх  трубчатых  ногах – опорах, имевших  длину  по  7  метров. Каждая  нога  опиралась  на  четыре  стальных  колеса, заключённых  в  кожухи. Колёсные  тележки  были  оснащены  скребками  для  очистки  от  водорослей  и  других  предметов, мешающих  движению  по  рельсам. Два  электродвигателя  мощностью  по  18,4  киловатта  через  вал  и  редуктор  с  червячной  передачей  сообщали  необычайной  конструкции  скорость  до  9  километров  в  час, несмотря  на  её  значительный  вес – 45  тонн. Ток, подаваемый  по  проводам (вдоль  пути  поставили  мачты  с  двумя  проводами, как  для  троллейбуса), через  токосъёмники  передавался  на  двигатели.
В  прилив  скорость  морского  трамвая  значительно  снижалась  из – за  сопротивления  воды  и  из – за  несовершенства  электродвигателей  не  могла  быть  постоянной. Поскольку  это  уникальное  сооружение  двигалось  по  водной  морской  глади, правил  им  не  вагоновожатый, а  капитан  и  на  борту  имелись  спасательные  круги  и  шлюпки.

Строительство  морской  трамвайной  линии  заняло  два  года – с  1894 – го  по  1896 – й. Её  официальное  открытие  состоялось  28  ноября  1896  года, но  просуществовала  она  недолго. Сильный  шторм 4  декабря  разрушил  её  почти  полностью.

Неунывающий  Магнус  Вольк  принялся  за  восстановление, и  трасса  опять  ожила. Морской  трамвай  забирал  на  борт  до  160  пассажиров, а  всё  путешествие  в  одну  сторону  занимало  35  минут. Сравнительно  небольшая  стоимость  билета – полтора  фунта  стерлингов – делала  прогулку  доступной  для  всех  желающих. Только  в  1897  году  морской  трамвай  перевёз  более  44  тысяч  пассажиров. Катание  на  нём  стало  очень  популярным  среди  отдыхающих  в  Брайтоне. Морскую  прогулку  совершил  и  сам  принц  Уэльский, высоко  оценивший  это  средство  передвижения.

Однако, морскому  трамваю  была  уготована  недолгая  жизнь. Постоянные  выходы  из  строя  электрической  части  из – за  влажного  и  солёного  морского  воздуха, влияние  приливов  и  штормов, а  также  необходимость  построить  на  этом  месте  волноломы  вынудили  компанию, владевшую  морским  трамваем, в  1901  году  демонтировать  линию  и  продать  всё  оборудование  на  металлолом. Местами  остатки  железобетонных  шпал  сохранились  до  наших  дней, и  их  можно  увидеть  во  время  отлива.

2013 – 2020 г. г.                Вячеслав  Прытков.


Рецензии
Удивительно: 19 век, 45 тонн, 160 пассажиров, по морю на рельсах! Очень занимательно и интересно, просто из области фантастики!

Александр Смольников   18.09.2020 04:16     Заявить о нарушении