По Днепру
В ракете продавали сахарные полоски рафинада, состоящие из двух или трех кубиков в бумажной обертке с картинкой. Дала нам тетя по такой пластинке, но я есть не стала, - я еду к маме! И это будет мой ей подарок!
Когда ракета причалила и я в иллюминатор увидела маму, мы с сестрой на всю силу детского голоса начали кричать:
- Мама!!! Мы тебе сахарку привезли!
А потом плавали по Днепру уже с родителями.
Я не помню, чтоб испытывала качку, наоборот путешествия были захватывающими.
Один раз плыли на пароме с машиной, это также сокращало дорогу.
Потом на «метеорах» мы иногда ездили на дачу.
Со временем порт закрыли, пришел упадок. И кроме прогулочных катерков вокруг острова -никакого водного сообщения не было.
Во времена отцовского детства, которое пришлось на конец 50-начало 60-х годов по Днепру ходили пароходы с большими колесами-лопастями, ходили в Херсон. Каменка-Днепровская славилась помидорами. Сейчас там стоит знаменитый «Памятник помидору».
А в те времена помидорная эпопея только начиналась. Мой прадед Андрей был агрономом и таким себе местным «мичуриным», выращивал на одном дереве несколько видов фруктов. В те времена каждое дерево было на учете и с него надо было платить налог. Когда появились первые помидоры прадед тоже взялся за это дело, он начал ставить теплицы, придумал моторный механизм, который поднимает воду из колодца. Он гремел на весь двор, зато вода лилась на грядки и не надо было ведрами поливать. Также придумал разборные ящики для урожая.
Однажды, копая, лопата поломалась:
- Что за лопаты у нас делают!
На следующий день его за эту фразу взяли как «врага народа» и отправили на 10 лет на лесоповал в концлагерь. В ночь перед этим бабушке (его дочке) приснился сон, что ей отрезали косы.
Когда бабушка пошла в школу все уже знали, что отца взяли и что она «дочь врага народа». Один учитель ее пожалел и погладил по голове, так она плакала за отцом. Учителя также посадили - за сочувствие к «врагам народа». Прадед вернулся больной, но живой, и снова стал заниматься садом и огородом. Еще до того как не было Каховского водохранилища у прадеда на том месте был домик и огромный сад. Когда жителей стали выселять, то прадед весь сад порубил и этих дров хватило на многие годы.
Помидорного урожая было много и жители вывозили его на этих лопастных пароходах. Отец маленький также иногда ездил с родными их продавать. Однажды причалил пароход и пошел слух: на борту едут Тарапунька и Штепсель! Подняласьь шумиха. Но другая новость огоршила: посадка отменяется! Именно из-за Тарапуньки и Штепселя, нечего тут склад устраивать!
Один старичок, ветеран войны на костылях начал матюкаться:
- Какой ,на…, Тарапунька и Штепсель! Пустите на пароход! – и машет костылем.
Но его увели и на борт так никого и не взяли.
В Херсоне прабабушка продавала помидоры, а отец слонялся за прилавком, там под прилавком и спал. И объедался мороженым в брикетах, от чего его рвало, потому что мороженого было много! Денег от урожая хватало надолго. Прабабушка в старости даже рассказывала, что хватало и на золотые кольца. Часть денег ложилась на книжки, которые и «лопнули» как и у многих в те времена.
Канул в небытие Советский Союз, а Днепр течет, и уже в наше время местный меценат единственно уцелевшую, но изрядно пришедшую в негодность ракету выкупил и отреставрировал. И как в старые добрые времена она рассекает волны и для каких-то малышей она будет первым детским воспоминанием о водном путешествии, только без брикетика сахарка.
Свидетельство о публикации №220091801071
Иван Алтынник 07.02.2022 15:59 Заявить о нарушении