Цели должны совпадать
И как это замечательно, что в такие непростые периоды жизни на помощь приходят опытные, квалифицированные специалисты. Специалисты, которые показывают неслышащим взрослым людям, детям и их родителям, что жизнь по-прежнему прекрасна, а окружающий мир ждёт их в нём деятельного участия.
Слуховые аппараты, кохлеарная имплантация. А что дальше?
Об этом мы говорим сегодня с сурдопедагогом с многолетним опытом работы Мариной Вятчининой.
- Марина Александровна, расскажите, пожалуйста, о своей работе.
- Я работаю сурдопедагогом в реабилитационном центре. К нам на реабилитацию приезжают дети с различной степенью нарушения слуха, есть дети, которые пользуются слуховыми аппаратами и дети, которым была проведена кохлеарная имплантация.
- Дети какого возраста приезжают к Вам на занятия?
- Самому маленькому ребенку было 1 год 2 месяца, а самому старшему 18 лет.
- какие задачи ставит перед собой сурдопедагог в процессе работы?
- Главными задачами в своей работе я определила два направления: 1) формирование устной речи, развитие слухового восприятия и развитие навыка слушания у детей; 2) консультирование родителей по методике работы с ребенком дома. Для этого я приглашаю родителей на свои занятия, показываю им все необходимые упражнения, игровые приемы, методические приемы, которые необходимы сейчас для ребенка, в зависимости от уровня
его речевого развития.
- Очень интересная тема - формирование устной речи и реабилитационная работа, особенно с детьми, прошедшими операцию по кохлеарному имплантированию. Насколько я понимаю, операция крайне серьёзная. Родители решаются на этот шаг, когда становится ясно, что слуховой аппарат не помогает, или помогает плохо. В то же время необходимо, чтобы ребёнок развивался, учился говорить в озвученном мире. Взрослый человек идёт на операцию осознанно, понимая, что ему придётся учиться слышать заново. Да даже слуховой аппарат наденешь в первый раз, хочется его поскорей сдёрнуть, потому что звучание окружающего мира кажется абсолютно хаотичным и недоброжелательным. У детей расклад ещё более трудный. К Вам приводят маленького человека, допустим, пяти лет. Он ещё не умеет анализировать, у него абсолютно незащищённая психика, а тут на него со всех сторон обрушился совершенно незнакомый пищащий, кричащий, звенящий мир. Возникает вопрос: сколько времени должно пройти для того, чтобы можно было начать работать педагогу реабилитологу с ребёнком после операции?
- Прежде чем ответить на этот вопрос, я хочу уточнить следующий момент. Я не вижу отличий между кохлеарной имплантацией и слуховыми аппаратами для проведения сурдопедагогической реабилитации. Это просто разные виды слухопротезирования, они отличаются только техническими характеристиками. Как лучше слухопротезировать ребенка (кохлеарная имплантация или слуховые аппараты) решает врачебная комиссия. Для сурдопедагога с целью определения программы реабилитации, методов и приемов, которые он будет использовать на занятиях, важнее следующие моменты:
- в каком возрасте ребенку был поставлен диагноз?
- есть ли сопутствующие нарушения здоровья у ребенка?
- как быстро после установления диагноза был слухопротезирован ребенок?
- как быстро после установления диагноза была начата реабилитационная работа?
- как организована реабилитационная помощь ребенку?
- в какой семье проживает ребенок?
- как справились с этой ситуацией близкие ребенка (как они приняли диагноз, как себя чувствуют)?
- какие перспективы видят для себя и для ребенка его родители?
Сурдопедагог должен начинать работу с ребенком с момента постановки диагноза, в идеале с момента подозрения на снижение слуха.
На практике, к сожалению, сурдопедагог начинает работать только после того, как ребенок был слухопротезирован. Пока идет процесс установления диагноза, процесс слухопротезирования (который растягивается иногда на годы) теряется драгоценное время, упускаются важные моменты в развитии ребенка, которые очень трудно компенсировать в дальнейшем, а иногда и невозможно.
- Есть ли в Вашей практике случаи, когда речь или совершенно отсутствует, или развивается неправильно и её приходится ставить с нуля?
- В моей практике встречаются очень разные дети, и те, кто владеет прекрасной устной и письменной речью, и те, кто, к сожалению, пользуется только жестовой речью и дактилем, не смотря на слухопротезирование.
- Трудно ли установить контакт постороннему человеку (в нашем случае педагогу) с ребёнком, прошедшим через операцию по Ки или надевшему слуховой аппарат? Насколько сами дети готовы быть вовлечены в процесс своей реабилитации?
- Установить контакт с детьми не трудно. Труднее с родителями. Ребенок ведет себя непосредственно, большинство детей откликаются на то, что ты им предлагаешь. Главное, определить зону ближайшего развития» ребенка (по Выготскому Л.С.). Найти, то, что ему будет интересно и будет соответствовать уровню его развития в целом: уровню развития его слуха, речи, внимания, памяти, моторики, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных способностей и т.д.
- А родители реабилитанта, значит, не всегда готовы взаимодействовать с педагогом?
- Дело в том, что в идеале должны совпадать цели, которые мы ставим (Чаще всего так и происходит, тогда результат реабилитации выше. Иногда мнения не совпадают, что служит определённым тормозом в работе, но любые мнения имеют право на существование…
- Присутствие родителей на занятиях действительно важно?
- По крайней мере, всем родителям я убедительно предлагаю активно участвовать в работе, осваивать методику работы с ребенком. Зачем я это делаю? Во-первых, для формирования устойчивого навыка необходимо более продолжительное время, чем время пребывания в центре. Для закрепления и усовершенствования достигнутых результатов необходимо продолжать работу и дома. Во-вторых, родители должны понимать, что им нужно делать и знать, как это делать. Моя задача - научить их. Я вижу, как меняется отношения родителей и детей в лучшую сторону во время занятий. Родители начинают верить в своего ребенка, в свои силы, начинают понимать сам процесс развития слухового восприятия и речи. К сожалению, не все родители готовы к такой работе. Причины разные: состояние хронического стресса; позиция потребителя (пусть это сделают специалисты) и т.д. В любом случае выбор присутствовать или не присутствовать на занятии остается за родителями.
Мне кажется, что для родителей должны существовать специальные курсы, где бы им помогли справиться с психологическими проблемами, это оказало бы очень сильное положительное влияние на процесс реабилитации. К сожалению, пока родители остаются без психологической помощи.
- Ещё такой вопрос. Для тех, кто теряет слух поздно, но старается при этом сохранить навыки устной речи, проблема ударений в новых словах становится достаточно серьёзной. Например, одна моя пожилая знакомая, потерявшая слух лес тридцать назад, только недавно с удивлением узнала. что слово "йогурт" произносится с ударением на первом слоге. Марина Александровна, а для сурдопедагога проблема ударений при постановке устной речи у ребёнка актуальна?
- Да, проблема ударений очень важна, так как это влияет на понимание смысла слова или фразы. Но я бы заменила понятие “проблема” на понятие «задача”, и эта задача решается очень просто: тактильно даём ритмический рисунок слова и все... Каждый поймёт, где ставим ударение, а потом только автоматизация в речи.
- Чудо!
Ну и последнее. Возможно, вопрос несколько отвлечённый., но он интересует многих. Почему взрослым, которые не слышат с рождения, не делают кохлеарную имплантацию? Таких людей невозможно приучить к звуковосприятию?
- К сожалению, в моей практике почти нет случаев работы с такими людьми, Я кое-что об этом слышала, где-то читала. Но подобной информации очень мало. Все сосредоточены на детях… Хотя, думаю, так быть не должно. Отвечу, опираясь на опыт и теоретические знания.
Я знаю точно, что взрослым людям делают КИ.
Результаты, конечно, разные. Лучший результат у тех, кто оглох совсем недавно и сохранил речь.
Чуть сложнее будет тем, кто оглох давно, но опять же сохранил речь, пользуется ей в любой форме, кто сохранил словарный запас, не утратил способности излагать свои мысли с помощью слов.
Люди, которые никогда не слышали, не носили слуховые аппараты, не владеющие ни устной, ни письменной речью, а только жестовым языком, они находятся в самой сложной ситуации, перспективы у них очень смутные. Дело в том, что процесс развития слухового восприятия в зрелом возрасте с помощью КИ практически не изучен с точки зрения коррекционной педагогики. Слишком мало времени прошло вообще с начала применения КИ. Наука отстает. Я думаю, что такие люди вряд ли освоят речь. Они будут, возможно, слышать речевые звуки, но понимать их не смогут.
Причина непонимания, я предполагаю, в том, что у них очень маленький
словарный запас и уровень вербального мышления низкий. Развить вербальное мышление до приличного уровня с нуля у взрослого человека… Об этом сейчас можно только мечтать! Максимальный результат, на который они могут выйти – способность различить, распознать неречевые сигналы: бытовые звуки, звуки улицы, птицы, животные, звуки человека и т.д. Я слышала о том, что глухие женщины просят сделать им КИ, чтобы слышать смех или плач своего ребенка.
Но, э идеале, надо пробовать, проводить научные исследования, не останавливаться на достигнутом.
Свидетельство о публикации №220091801139