Читальный зал-грот в Казани

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ-ГРОТ В КАЗАНИ               



Иногда удивительно ведет себя наша память. Некоторые события, которые очень давно залегли на ее дне и ничем потом себя не обнаруживали, вдруг, совершенно неожиданно и непредсказуемо, будто сорвавшись с удерживавшего их донного якоря, под давлением каких-то неведомых реакций подсознания, вылетают из плена забвения и ярко освещают сознание. При этом такие вспышки памяти увлекают за собой длинную цепочку сопутствовавших событий и неожиданных мгновенных ассоциаций. Так и в этот раз: вдруг, непонятно почему, очень ярко вспомнилось событие, которое тогда, сорок лет назад, длилось всего несколько мгновений, но оставило о себе очень яркое впечатление. Это был удивительной красоты грот. Но не естественный, как природная пещера, а искусственный, созданный в Казани в 1908 году архитектором Карлом Людвиговичем Мюфке  (1868-1933) в здании, которое затем стало называться «Домом Ушковой» и является сегодня объектом культурного наследия народов Российской Федерации федерального значения.   

               
Моя встреча с этой сказкой, архитектурной жемчужиной Казани, произошла в период с 25 по 27 апреля 1980 года, во время экскурсии, которой был премирован, вместе  с коллегами по работе, за хороший общественный труд как лектор заводского Общества «Знание» и пропагандист в Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» (РСК «МиГ»).  Ежегодно на предприятии подводились итоги идеологической и культурно-просветительской работы, и лучшие лекторы заводского Общества «Знание» (об этом Обществе- в рассказе «Общество «Знание» в РСК «МиГ» на сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2) и пропагандисты поощрялись грамотами, интересными книгами, экскурсионными поездками в города страны: Ленинград, Минск, Ульяновск, Ашхабад, Таллин, Ригу, Тбилиси, Казань …
Наша экскурсионная группа поселилась в Казани в гостинице «Татарстан».               
В апреле 1980 года отмечалось 110-летие со дня рождения Владимира Ильича Ленина (1870-1924), и  программа нашей поездки предусматривала знакомство не только с Казанью и ее памятниками культуры, в том числе с Казанским университетом, в котором учился Владимир Ульянов (будущий Ленин), но и с поселком Ленино-Шушенское.               
За участие в студенческих волнениях Владимир Ульянов был сослан в находившееся в Казанской губернии село Шушенское, недалеко от Казани. В ссылке в 1887-1888 годы он жил в Шушенском в имении своего деда по материнской линии- Александра Дмитриевича Бланка (1799-1870). Да, Вы правильно заметили, что дед скончался в год рождения внука, но он успел увидеть его трехмесячным младенцем.               
В Казани мы успели походить по улицам этого замечательного города, побывать в Казанском кремле, полюбоваться Волгой с Кремлевской набережной Казани, ознакомиться со многими историческими местами и памятниками.               
Дошла очередь и до так называемого «Дома Ушковой», в котором размещалась «Республиканская  библиотека имени В.И. Ленина Татарской АССР» (ныне- «Национальная библиотека Республики Татарстан»). Экскурсовод рассказал об истории создания этого архитектурного чуда, показал интерьеры: необыкновенной красоты залы, комнаты и кабинеты, парадную лестницу и, наконец, подвел к гроту-читальному залу, находящемуся на втором этаже этого двухэтажного здания. В зале-гроте в это время находились читатели, поэтому нам предложили лишь кратковременно заглянуть в него через дверной проем. Но и этого мгновения оказалось достаточно, чтобы восторг увиденным запомнился надолго.   

               
А как возник «Дом Ушковой» и какова его история?               
               
Вселенная так уж устроена, что события в Ней не могут не происходить: и они происходят. В том числе и связанные с человеческими судьбами, вычерчивающими так называемые «линии жизни». Эти событийные «линии» разных людей часто пересекаются, причем иногда весьма причудливо. Такие пересечения стараются объяснить случайностями. Но так ли они случайны? История «Дома Ушковой» не жалуется на недостаток пересечений «линий жизни».               
Дом этот находится рядом с Казанским (Приволжским) федеральным университетом (КФУ), в центре города, по адресу: улица Кремлевская, дом 33. Ранее эта улица имела другие названия: Спасская (по Спасской башне Казанского кремля), Воскресенской (с конца XVII века, по Воскресенской церкви, ее снесли в 1930-е годы), Чернышевского (с 1917 года), Ленина (с 1960 года). Название «Кремлевская» ей дано в 1996 году.               
«Дом Ушковой» появился как свадебный подарок. Но не на пустом месте: он вобрал в себя три ранее созданные самостоятельные каменные строения, объединение и преобразование которых в единое здание-особняк осуществил архитектор-строитель Казанской художественной школы и Казанского университета  Карл Мюфке. Заказчиком стал Алексей Константинович Ушков (1879-1948)- сын Константина Капитоновича Ушкова (1850-1918), владельца Жигулевских химических заводов и мецената, и Марии Григорьевны Кузнецовой (?-1891), внучки «чайного короля», Алексея Семеновича Губкина (1816-1883), девизом предпринимательства которого было правило: «Наилучший продукт по дешевой цене, в любое время, в любом месте». Получив богатое наследство, Алексей Константинович станет миллионером и чае-промышленником, чайные плантации у него будут даже на Цейлоне.    

               
Во время учебы на естественном факультете Казанского университета Алексей Константинович влюбился в учившуюся вместе с ним на том же факультете Зинаиду Николаевну Высоцкую- дочь Николая Федоровича Высоцкого (1843-1922), университетского профессора хирургической патологии. Некоторые авторы пишут, что она внешностью походила на так называемых «кустодиевских красавиц», подобных изображенной Борисом Михайловичем Кустодиевым (1878-1927) на картине «Купчиха за чаем» (1918 г.).               
В качестве свадебного подарка невесте Алексей Константинович заказал архитектору Карлу Мюфке разработку проекта и строительство особняка в Казани и перестройку дома-особняка в Москве (ныне- улица Пречистенка, 20). Оплачивал заказ, конечно же, не студент, а его весьма состоятельный отец. Фактически это был свадебный подарок молодоженам от его очень состоятельных родителей. Отец Алексея, Константин Капитонович Ушков, был также известным московским миллионером и меценатом. Он на паях с братом Петром Капитоновичем Ушковым (1840-1898) владел «Товариществом химических заводов Петра Капитоновича Ушкова и К°». Этот дядя Алексея подарил землю под строительство дома. Архитектор спросил Алексея, в каком стиле он хотел бы получить особняк. И услышал гордый ответ: «Строй во всех, денег хватит на все!»  Так потом здесь и получился так называемый эклектический стиль, как смесь многих стилей разных стран и эпох. В этом доме, не мешая друг другу, уживаются, каждый на своем месте, барокко, рококо, неоготика, бонапартистский ампир, псевдо-восточная стилистика …               
Алексей также сказал архитектору, чтобы в затратах на все необходимые приобретаемые материалы он ни в чем себя не ограничивал. Ведь он хотел подарить своей любимой Зиночке сказочно-прекрасный дворец, под стать ее романтической натуре (маленький штрих: ее любимая книга-«Приключения Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла, она увлекалась цветами …). Построенный дом-особняк обрел имя молодой хозяйки: «Дом Ушковой». Об этом свидетельствует и вензель из переплетающихся букв «З» и «У» над окном второго этажа парадного входа: «ЗУ» (Зинаида Ушакова). 

               
Три исходные разные по объемам здания (по Воскресенской улице, как тогда называлась Кремлевская улица) Карл Мюфке объединил декоративными вставками и едиными фасадами. Работа шла в 1904-1908 годы. Архитектор создал не только проект, но и непосредственно руководил всеми строительными работами, включая оформление интерьеров всех внутренних залов, комнат и кабинетов, лестницы, подбор мебели… Так он привык работать, глубоко вникая во все детали своего творения. А ведь только такое отношение к своей работе и может быть гарантией успеха в любом созидательном труде. И он действительно сотворил чудо. Творческого воображения и художественной фантазии ему не приходилось занимать: ведь он закончил Петербургскую академию художеств как архитектор-художник. Он был так увлечен этой работой, что однажды упал со строительных лесов и сломал себе ребра. Газета «Казанский телеграф» в марте 1906-го года сообщала, что архитектор Мюфке упал со строительных лесов. Рёбра он сломал, но работу не оставил.
Он никогда ранее не работал в таких необыкновенных условиях, когда ему было выдвинуто требование ни в чем не ограничивать расходы при строительстве, оформлении интерьеров и приобретении мебели. И он заказывал редчайшие материалы, «транжиря», против своей привычки к экономии, огромные суммы.  Стекло прибывало из Венеции, витражи- из Франции, бронзовые ручки окон и дверей- из Китая, кованые решетки балконов и ворот- из Санкт-Петербурга …  Каждое помещение этого самого роскошного в Казани особняка выполнено в неповторяющемся в других его интерьерах стиле. Парадный зал в стиле ампир, гостиная- в изящном стиле рококо, лестница в восточном стиле с драконами и медным самураем, «исполняющим задуманные желания», столовая- в готическом стиле … Есть здесь и самая миниатюрная круглая комната на одну персону, расположена она в башенке, на шпиле которой закреплены колокольчики.  Все продумано до мельчайших подробностей: лепнина, барельефы, цветовая гамма, китайский мрамор, драконы, камины, канделябры, напольная плитка …. Кульминацией всех интерьеров является зимний сад в виде грота-пещеры, в котором после переезда в особняк библиотеки разместился читальный зал. Поверхность стен и потолка грота выложена из натурального ракушечника, из расселин пещеры пробивается живописная зелень (действовал капельный полив), с потолка свисают «сталактиты».  Два фонтана в гроте (не сохранились) при ярком солнечном свете, льющемся через огромные окна, порождали радугу, отблески которой отражались в многочисленных маленьких стеклышках-зеркальцах, встроенных в стены.  На потолке- стилизованная под изящный ночной цветок люстра. Вот бы поработать в таком читальном зале!    

               
Все располагало к долгой и счастливой жизни супругов в этом сказочном дворце, но … Всегда это «НО», как предвестник чего-то «ИНОГО», мешающего чему-то быть или свершиться. А в области человеческих отношений и взаимопонимания самым хрупким являются мир чувств и способность понять душевные устремления и ожидания другого, особенно близкого человека. Влюбленность, любовь и согласие после свадьбы длились у молодоженов недолго, меньше года. Они сначала разошлись, как в море корабли, а через три гола после свадьбы расторгли свой брак. Зинаида Николаевна продала свой дом городской казне, а после Октябрьской революции 1917 года эмигрировала.                А что же ее бывший супруг? Он уехал в Москву, где Ушковы и Кузнецовы, помимо основной своей деятельности, покровительствовали, как меценаты, в том числе и Большому театру. Здесь и познакомился Алексей Константинович с прима-балериной Большого театра Александрой Михайловной Балашовой (1887-1979), и вскоре женился на ней. После свадьбы они поселились в доме-особняке на Пречистенке, 20 (у этого особняка тоже очень длинная и интересная история), перестройку которого и осуществил ранее по заказу Алексея Константиновича Карл Мюфке. Александра Михайловна после окончания в 1905 году Московского театрального училища выступала сначала в кордебалете, а затем стала балериной Большого театра, в котором исполнила более двадцати сольных партий.  В 1922 году супруги покинули Россию и поселились в Париже в доме, который ранее принадлежал американской танцовщице, основательнице так называемого свободного танца Айседоре Дункан (1877-1927). История любит иногда пошутить: так случилось, что Айседора Дункан, приехавшая выступать в Россию, получила от советского правительства под свою танцевальную школу тот дом на Пречистенке, который покинули Ушковы. Узнав об этом, Айседора назвала такой «обмен» с Балашовой «кадрилью»- танцем, в котором партнеры меняются местами.  В этом особняке жил и Сергей Александрович Есенин (1895-1925) после женитьбы в 1922 году на Айседоре Дункан. Здесь он написал стихотворение «Мир таинственный, мир мой древний» («Волчья гибель»). 

               
В эмиграции Балашова-Ушкова танцевала в Парижской «Гранд Опера», участвовала в «Русских сезонах» в Париже, организованных Сергеем Павловичем Дягилевым (1872-1929). Ее чудесный знаменитый портрет сделал в 1924 году в Ницце художник Филипп Малявин (1869-1940). Этот портрет, хранившийся в частной коллекции, куплен недавно на аукционе для музея русской живописи в Ханты-Мансийске. Несмотря на различие в темпераменте и характерах, супруги Ушковы прожили жизнь в браке счастливо. Александра Михайловна пережила мужа на 31 год, и так случилось, что скончалась она в год столетия со дня рождения мужа- в 1979 году. Их могилы находятся рядом, на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, находящемся в тридцати километрах южнее Парижа. 

               
А что же было потом с «Домом Ушковой»? После Октябрьской революции собственность Ушковых экспроприировали, а в особняке появились коммунальные квартиры, и трудно представить, что случилось бы с ним, если бы на него не обратила внимание в 1919 году Надежда Константиновна Крупская (1869-1939), общественно-политический деятель, занимавшаяся вопросами культуры, а также образования и коммунистического воспитания молодежи, супруга Владимира Ильича Ленина. В том же году особняк передали под Центральную губернскую библиотеку. С годами она увеличивала свои фонды и меняла названия: с 1923 года- Центральная городская библиотека имени В.И. Ленина, с 1934 года- Областная библиотека имени В.И. Ленина, с 1941 года- Республиканская библиотека имени В.И. Ленина, и, наконец, с 1991 года- Национальная библиотека Республики Татарстан. Теперь в фондах этой крупнейшей библиотеки Поволжья- более трех миллионов двухсот тысяч экземпляров книг и документов.  Хранилище книг находится в задней части дома и в его подвальных помещениях, а также в специально вырытых под сквером Лобачевского катакомбах (сквер расположен рядом с особняком). Все необходимые климатические условия для сохранности книг здесь обеспечены.    

               
Библиотека готовится к новоселью: она переедет на новое постоянное место жительства и будет функционировать в реконструированном и расширенном под задачи Национальной библиотеки Республики Татарстан (НБ РТ) бывший Национальный культурный центр «Казань» (НТЦ «Казань»), расположенный на берегу реки Казанки. Этот центр уже переименован в Музейный комплекс города Казань» (МКГК), в нем будет находиться не только библиотека с книгохранилищем, но и театр, кинотеатр, выставки …                А что будет с «Домом Ушковой» после переезда библиотеки? Этот особняк давно уже требует бережной высокопрофессиональной реставрации, и будем надеяться, что он останется широкодоступным для любознательных людей, интересующихся историей …   
А городу Казани, отметившему в 2005 году свое тысячелетие, и которому 1 марта 2020 года Указом Президента Российской Федерации присвоено почетное звание «Город трудовой доблести» (в числе двадцати городов, которым присвоено это звание за то, что их жители внесли значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов: Нижнему Новгороду, Екатеринбургу, Челябинску, Самаре, Перми, Нижнему Тагилу, Саратову, Омску, Казани, Новосибирску, Ярославлю, Магнитогорску, Ижевску, Уфе, Томску, Ульяновску, Иваново, Новокузнецку, Иркутску, Боровичам), пожелаем дальнейшего развития и процветания …


Юрий Жданов      18.09.2020


Рецензии