Путь в литературу

  Путь  в  литературу
  (Письмо к моим знакомым и читателям)
В Каргопольской средней школе №2 у меня была подружка-отличница Вера Мухина. Особенно хорошо она успевала по литературе. Писала сочинения без единой ошибки и безупречным стилем. Наша преподавательница литературы Дора Мироновна Рогинская зачитывала нам Верины сочинения как образцовые, а ее ответами на уроках мы заслушивались. Само собой и сама Вера, и Дора Мироновна, и мы, одноклассники, считали, что её путь – это литературный факультет.
Я завидовала Вере. Подумать только – занятие литературой, являясь удовольствием, наслаждением и развлечением, - оно же и работа, за которую платят деньги, и идет рабочий стаж. Вот бы мне так! Но не тут-то было. Если Вере прямая дорога в литературу, то мне-то этот путь заказан. Пишу с ошибками. Сочинения не всегда получаются такими, как хотелось бы. Не могу заучить правила русского языка. Больше четверки по литературе у меня не было. Правда, как-то раз Дора Мироновна сказала, что я пишу стилем похожим на стиль Ильи Эренбурга. Однако это мне не помогло избавиться от чувства моей непригодности к занятию литературой, и я поступила в сельскохозяйственный институт. По окончании – работа научного сотрудника Ставропольского НИИ сельского хозяйства, интересная, захватывающая. По результатам десятилетних исследований написала и защитила кандидатскую диссертацию. Потом, по семейным обстоятельствам, перешла на работу на Иваньковскую НИС  Института водных проблем РАН в городе Конаково, где продолжала заниматься излюбленной темой о значении «биогенных элементов», т.е. азота, фосфора и калия, на земле, в воде и в жизни всего человечества. В возрасте 61 год меня «ушли» на пенсию. Я не очень горевала, но считая свою работу нужной и полезной, посчитала дураками тех, кто вытурил меня на пенсию.
Следующие свои 15 лет я занималась многоотраслевым сельским хозяйством на своем приусадебном участке. Интересно, полезно, приятно. Любительское земледелие захватывает. Когда исполнилось 75 лет решила, что пора подумать о другом. Если бы я была верующей, то, наверное, сказала бы «о душе». Я - стала думать о жизни. Мне пришло в голову – не начать ли писать рассказы. Можно смешные, которые люди будут читать в свободное от работы время. В рассказах можно, в слегка завуалированной форме, высказывать свои мнения об устройстве нашего общества, политики, государства; несоответствии всего этого со здравым смыслом. Это же здорово высказать свое мнение и знать, что тебе за это ничего не будет. Немного, правда, похоже на кукиш в кармане, но все равно захватывает дух. И мне еще будут платить гонорары за изданные и проданные книжки. На пробу написала рассказ «За стеной военного завода». Дала прочитать своему мужу. Он удивился, как это я смогла написать такой рассказ, который интересно читать, и откуда я все это знаю. Написала еще несколько рассказов и две повести «Большое свинство» и «Перстень с бриллиантом». Стала давать читать родственникам и знакомым. Все говорят: «Не оторвешься». Все говорят, что у меня талант.  Но я прочитала книгу Альберта Цукермана «Как написать бестселлер», а там такие слова, что если свои произведения давать читать родственникам и друзьям, которые меня любят, то они обязательно похвалят. Так у меня и получилось. Врагам-недругам свои произведения читать я, естественно, не давала, поэтому так сложилось, что все меня хвалили, и, в конце концов, стала думать, что я и взаправду талантливый писатель. Но у писателя книги должны издаваться и расходиться по свету большими тиражами. Этого не было. Значит - не писатель, но за пределы города Конаково мои произведения иногда попадали…
Послала несколько рассказов и повесть «Большое свинство» своему двоюродному брату доценту Томского университета Владимиру Георгиевичу Томилову. Ему тоже все понравилось (но, опять же, родственник), а он, сам писатель, дал почитать повесть  тоже писателям Эдуарду Владимировичу Бурмакину и Борису Николаевичу Климычеву.  Они повесть одобрили, и Б.Н.Климычев написал такую рекомендацию в журнал «Сибирские огни», в котором был членом редколлегии: «Я рекомендую к изданию в журнале «Сибирские огни» повесть Лолы М.В. «Большое свинство». На мой взгляд, повесть эта написана добротным русским языком. Автор располагает собственным взглядом на вещи, явления. М.В.Лола своеобразно, с добрым юморком описывает реалии современной жизни. События развиваются с достаточной динамикой, что позволяет удерживать внимание читателя. В повести поднимается важная социальная проблематика современной жизни».
Прочитав такие строки, я была потрясена, и подумала, что «процесс пошел», но повесть не напечатали. Рукопись не возвратили, рецензию не написали. Я продолжала писать. Несколько рассказов напечатали в альманахах «Конаковские родники», «Неопалимая купина», «Белая скрижаль». За мой счет издали книжку «Откуда взялся Остап Бендер».
К 2009 году, столетию моего отца Владимира Дмитриевича Трубина, я, с участием моих братьев Льва, Бориса, Сергея, Дмитрия, подготовила книгу «От первого до последнего десятилетия 20-го века». Отец проделал большую работу по созданию двух краеведческих музеев: в городе Котлас и в городе Конаково. В книгу о нем вошли воспоминания, документы, письма, статьи, касающиеся биографии Трубина.  Она вышла при поддержке Депутата Законодательного Собрания Тверской области Надежды Александровны Егоровой, за счет бюджетных средств. Лично мне это издание прибавило известности, как писателю, но в узких кругах. Я привыкла к тому, что книга моя и перестала поправлять рецензентов, что я, мол, составитель. Моя, так моя.
Несколько лет тому назад к нам в город приехал известный поэт и писатель Станислав Александрович Золотцев, ныне покойный.  Среди большой программы пребывания в Конаково, он имел поручение от своего коллеги - писателя Александра Анатольевича Трапезникова подыскать подходящие для публикации произведения местных авторов в детективном жанре. Ольга Александровна Бардакова – поэт и исполнительница своих песен, известная в Тверском крае, порекомендовала меня. Я послала А.А.Трапезникову свою повесть «Перстень с бриллиантом» и получила от него известие, что повесть принята к печати и будет опубликована в ближайшее время. Я опять подумала, что «процесс пошел», но издательство потерпело финансовый крах и закрылось навсегда, как раз накануне выхода в свет моей повести. Не получилось, но зато я познакомилась с настоящим, известным писателем Александром Трапезниковым. Он написал весьма лестное для меня предисловие к моему роману «Деревенские и городские». Настолько лестное, что я даже не берусь его здесь цитировать (из скромности).  Еще он написал обо мне в газете «Литературная Россия» и упомянул в сборнике «Русская литература 20-го века».
Теперь об этом романе. Я наткнулась в интернете на объявление, что в селе Подосиновец Кировской области ежегодно присуждается литературная премия имени писателя Аркадия Филева за роман объемом не менее 20 авторских листов, близкого по духу творчеству Аркадия Филева. «Боже мой! - воскликнула я, - это же о моем романе «Деревенские и городские». Я была на 100% уверена, что мне присудят премию Александра Филева. Я давно знакома с его творчеством, мой роман по всем показателям подходит под все требования номинации, но это не все. Я родилась в селе Подосиновец и прожила там 8 лет. Мы уехали в 39 году в связи с трагическими событиями в нашей семье и в нашей стране. Подосиновец и его писатели Филев и Тендряков, интеллигенция в лице Паутовых и Боровских близки мне, несмотря на то, что я покинула Подосиновец в возрасте 8 лет. Я помню и другие имена, и весь Подосиновец. Всю жизнь я считала это место на земле своим. Но премию Аркадия Филева присуждать перестали в связи с тяжелым финансовым положением района. Остались лишь в СМИ строки: «Роман Маргариты Лолы выдвинут на соискание премии имени Аркадия Филева».
В настоящее время все мое творчество помещено в интернете в журнале «Самиздат». Познакомиться с ним можно набрав в Яндексе: «Самиздат Лола Маргарита Владимировна».
На этом можно бы и успокоиться. Мне уже почти 100 лет (если точно, то 84). Написала я достаточно. Но тут в мои дела вмешался мой младший брат Митя, в настоящее время, как и я – пенсионер, хоть и моложе меня на 19 лет. Митя – так мы его зовем, а по жизни он Дмитрий Владимирович Трубин, бывший в свое время главным лесничим Архангельской области, генерал-майор лесного хозяйства, кандидат наук, заслуженный работник леса, автор нескольких книг. На днях вышла его замечательная книга о лесах «Швеция-Россия». Так вот, Дмитрий Владимирович научил меня печатать и переплетать книги у себя дома, не дожидаясь, когда их напечатает какое-нибудь издательство. Он подарил мне необходимый инвентарь, моя внучка на день рождения подарила резак-гильотину, сын помог приобрести цветной принтер EPSON для печатания обложек, еще раньше брат Боря подарил принтер для печатания текстов, внук Юра дает пользоваться сканером. Что еще нужно начинающему писателю? К 35-летию Конаковского музея и 105-летию моего отца Владимира Дмитриевича Трубина в моем домашнем издательстве вышла книга «На службе России». Тиражом 10 экземпляров! Это второе издание книги «От первого до последнего десятилетия 20-го века», «дополненное и переработанное». С книгой можно познакомиться в библиотеках города, музее или у меня дома по адресу: город Конаково Тверской области, ул. Крупской,33.
        Ниже привожу библиографию, написанных мною самолично или в соавторстве с друзьями и родственниками, произведений.
        Сборники рассказов:
1. Интеллигенты на пенсии. В соавторстве с Д.В.Трубиным.
2. Дачные приключения интеллигентов на пенсии. В соавторстве с Д.В.Трубиным.
3. Заводы.
4. Не в деньгах счастье.
5. 5 промилле. (Истории из жизни города «Новая Корчева»).
Повести и рассказы:
1. От первого до последнего десятилетия 20-го века.
2. Откуда взялся Остап Бендер, и где он теперь.
3. Перстень с бриллиантом.
4. Большое свинство.
5. Вовкин батя.
6. По страницам воспоминаний директора Кубанского рабфака и Краснодарского пединститута М.И.Лолы. ж.Культурная жизнь Юга России. 2013 №2. (Сокращенный вариант повести «Вовкин батя», под редакцией профессора В.К.Чумаченко).
7. Председатель колхоза.

8. Повесть о Мангазее.
 В соавторстве с Д.Трубиным, А.Болиным-Монгкаси, И.Мангазеевым.
9. Картофель в огородной культуре. (Как мы полюбили картофель. «Новые земли» под картофель.  Колорадский жук. Нитраты в картофеле. Спирт из картофеля. Сколько блюд можно приготовить из картофеля.)
10. Московское море.
Более полный список помещен в Интернете, в журнале «Самиздат».         
Маргарита Лола. 2015г.


Рецензии