Рассказ - воспоминание. Памяти родителей

Город Легница в Польше...Моя малая Родина...Как бы я хотела вновь увидеть город, где прошло моё раннее детство...Память у меня " проснулась" очень рано, прошлое врезалось в память небольшими, но яркими кусочками...Папа 4 года служил в городе Легница в Польше ( ПНР). Мама поехала к нему беременная....значит это был или 1961 или 1962 год...  я уже родилась в Польше 8 марта 1962 года . Рассказываю со слов мамы. Беременная женщина подняла что-то тяжёлое на большом сроке беременности, и я в животе  перевернулась...Роды принимал врач майор Жёлтый ( фамилия у него такая). Мама мучилась 2 дня, просила яд, думала, что умрёт ...роды были тяжёлые...я шла вперёд ногами...голова застряла в костях таза ( это из рассказов мамы)...Но врач нас с мамой спас )))))))Спасибо ему !
Папу я видела редко,в основном по выходным, он приходил поздно вечером, когда я уже спала...
 
Мы жили на окраине Легницы на тихой улочке в большом загородном доме с чердаком. Рядом с домом был прекрасный сад . Чердак был огромный, полутёмный и очень страшный для меня ...Мама там вешала сушиться постиранное бельё... Брёвна, всякий хлам там валялся от предыдущих хозяев...В саду росли разные деревья, но я запомнила хорошо огромную вишню. Мама собирала ягоды с лестницы и очень боялась гусениц )))) Один раз она чуть не упала от страха с лестницы, когда папа сказал, что на спине у неё гусеница ))))) Этот эпизод чётко врезался в мою память... Мы потом долго смеялись над мамой ))))))))))))))
 
В глубине сада были деревянные качели на верёвках,я любила на них покататься. Перед окнами дома у забора был небольшой палисадник...я там однажды нашла сломанную куклу...У неё были оторваны руки и одна нога, мне калеку было жалко, и я взяла её домой.
Вдоль улицы напротив загородных домов росли многочисленные кусты барбариса, мы - дети- любили делать из красных ягод бусы.Один раз поздно вечером какой-то мужчина заглянул в окно нашего дома и очень нас с мамой напугал....Отца тогда не было дома ...Рядом с нашим домом жила семья папиного друга и сослуживца Каракаи . У них был сын Олежка моего возраста, мы с ним дружили. Взрослые часто шутили, что мы жених и невеста и будущая семейная пара )))))). Но мы не стали семейной парой...Фото меня и Олега в альбоме родителей  сохранилось.

По праздникам и выходным у Каракаи собирались взрослые и мы,дети. Было очень весело ! Музыка гремела , взрослые становились в длинную змею и танцевали летку - еньку , популярный в начале 60-х танец )))) Приятно было смотреть на нарядных и весёлых танцующих ! ))))
 
Я помню, что ходила в ясли или садик. Утром меня мама туда отводила , а   по вечерам  забирала и часто покупала любимые конфеты "крыс". Эти конфеты по форме напоминали хвостик крысы, были разного цвета и очень вкусные.Ещё мы с мамой заходили по вечерам  в частную хлебопекарню. Там был очень вкусный и ароматный хлеб с хрустящей корочкой )))))) Этот приятный запах хлеба я запомнила на всю жизнь !
Как-то в детском саду у забора мы сидели и играли в песочнице, а молодой солдатик стоял и нас охранял...Имя парня не помню...Он был очень весёлый, часто рассказывал всякие интересные истории, мы его любили ))))))) И вдруг к солдату со спины подбежали двое поляков, быстро ткнули в глаз ножом и убежали...Всё это произошло очень быстро и неожиданно на моих глазах....Из глаза солдата потекла кровавая жидкость ,он зарыдал,  мы - дети - испугались и тоже заплакали...Это очень страшное воспоминание в моей жизни...С тех пор я стала бояться поляков....При крике на нашей улице " паны идут" мы мигом бежали домой...
 
Поляки в то время враждебно относились к русским...хотя мама работала среди поляков и ничего...и даже выучила немного польский язык ))))
 
Родители меня возили в город Краков в зоопарк. Но я это не помню...сохранились фотографии.Папа говорил, что я испугалась белых медведей и стала капризничать...Мне часто снится красивый готический город , который я видела в детстве...Но я не знаю, Краков это или Легница...
 
А где-то в 1966 году мы приехали в СССР в город Выборг и стали жить на ул. Крепостной, дом 1, кв. 1 у крепости. Папа служил в штабе. Мама работала в военной организации КЭЧ сметчицей. У нас была одна комната в финском доме  24 метра с высоким потолком , большим окном и красивой розеткой в виде цветка для люстры. Из нашего окна сбоку была видна крепость - неизменное место наших детских игр. Перед нашей комнатой в коридоре была выложена красивая гранитная мозаичная звезда на полу. Рядом в соседней комнате жила бездетная семейная пара ( тетя Нина и дядя Ваня). Из окна общей кухни была видна часовая башня с часами. Всегда можно было узнать точное время )))) Каждый час раздавался бой курантов по числу часов. Каждые полчаса куранты отбивали один раз. Часто по ночам я слушала бой часов часовой башни, стараясь угадать  время, или крик кукушки ( у нас были часы с кукушкой). В Выборге мы жили очень хорошо. Только иногда по ночам папу и нас будили. Прибегал солдатик и сообщал, что папе надо срочно собираться  на учения. После недельных учений папа приходил и падал у дверей в глубоком сне, а мы с мамой с трудом затаскивали папу в комнату. В целом у меня было счастливое детство ! Весной, летом и осенью я с родителями ездила на острова Лиханиеми и Высоцкий на катере за грибами и ягодами.Там можно было попить берёзовый сок ,  покупаться в чистой и тёплой водичке, а потом прислониться спиной к  тёплым большим камням и позагорать. Зимой мы катались по выходным на лыжах в красивом парке Монрепо ( в бывшей усадьбе баронов Николаи) и брали в бидончик вкусную холодную воду из источника " Нарцисс".  Часто по вечерам отец ходил к крепости ловить рыбу , иногда он брал меня с собой . С тех пор я люблю рыбалку и жаренную в муке плотву ))))
 
 
Иногда родители брали меня с собой в кинотеатры на вечерние сеансы. Там я впервые посмотрела фильмы про Анжелику,  Фантомаса , про трёх мушкетёров )))) По дороге часто покупали мои любимые конфеты "Белочку" ( сто грамм, 6 штук). Мне помнится конфеты "Белочка" стоили 7 руб. за 1 кг.
Жаль, что нельзя вернуться в детство , увидеть родителей, поговорить с ними...

Ностальгия по родным местам,
Где когда-то пролетело детство...
Тянет нас к родимым берегам,
Никуда от этого не деться...
 
Спасибо вам, мои дорогие родители , за всё ! Царство вам небесное ! Люблю вас ...
 
Пусть земля будет вам пухом...
 


Рецензии
Я тоже служил не далеко от Легницы в начале 70-х, но откровенной враждебности в отношении с поляками не наблюдал. В основном: купи - продай. http://proza.ru/2020/04/02/48

Владимир Кудря   10.03.2021 11:39     Заявить о нарушении
Надо же...Вам повезло . Спасибо за ссылку, с удовольствием почитаю

Татьяна Мюри   10.03.2021 19:09   Заявить о нарушении