ХАЛА

          Фото авторское.

- Если у бабушке будит плохое настроение, ми с тобой останемся голодными. Ну, во первих, она не готовит, когда настроение плохое. Потому что, когда человеку плохо, ему не дано любить. И ты мене спроси, почему так у бабы Паши все вкусно? Она же все делает, как все! А потому, что она хочет, чтоби ми радовались, а это основная приправа ко всем ее цимес!   

Бабушка из очень красивого большого термоса налила в стаканы чай.
- Это не чай. Это запаренный в тэрмусе щиповник.  И вкуснее всего его пить вприкуску.
Бабушка поставила на стол глубокое блюдце, в котором был большой кусок сахара.
Дедушка взял из шифлятки старого буфета щипчики, которые предназначались только для откусывания кусочков этого сахара, и начал ими «откусывать» кусочки твердой, как камень, белой сладости.
Взяв кусочек, он опускал его краешек в чай и громко откусывал.
 
Граненые стаканы. В металлических подстаканниках.  Куда они подевались, я так и не вспомню, но очень хорошо помню, что на них было теснение крейсера «Аврора».
Символ революции и свободы…

 - Деда а что такое свобода?
 - Паша, ты слышала, куда твой внук полез? И ты мене скажьи, на что тебе та еврейская  гимназия, если твой внук не сможьит там учиться?
Бабушка отрезала от пачки дрожжей  уголочек, почти столовую ложку, положила в миску и залила пол-стакана теплой воды.
 - Ми это будем перемешать, пока не получится, как лужа в глине. Глина, она вязкая, пачкает хорошо, а в руку так просто не возьмёшь. И две большьих ложечки мука туда теперь висипим.
И бабушка снова начала все перемешивать деревянной ложечкой.

- Пока эта апарочка отдохнет минут пятнадцать, ми в мисочку три яичка разобьем.
Разбив каждое  яйцо отдельно в глубокое блюдечко, бабушка внимательно высматривала, нет ли там кровавых пятнышек и не порченое ли оно, потом выливала в общую миску. Сыпанула из висячей солонки пол-жменьки соли, зачерпнула из банки мед и отправила в ту же миску. И начала тщательно мешать ложечкой. Вылила неполную дедушкину стопку подсолнечного масла  и…
- Вот теперь, когда ми все хорошеничко перемешали, виливаим опару и снова перемешаим основательно.
Потом бабушка добавляла чуть-чуть муки и каждый раз перемешивала до однородной массы. И так еще немного, пока не начала все тщательно перемешивать руками уже на досточке, посыпая понемногу мукой.
- Теперь ми смажьим мисочку маслом и положьим туда тесто под полотеничке, на два часика.
- Абраша, что ты мне морочишь голову всю жьизнь с моей гимназией?
- Ты мене скажьи, вас там учили, что такое свобода?
- А! Это как воздух, которым ти можьишь дышать, но смеешь потрогать.

 Дедушка внимательно на меня смотрел. Казалось, что глядя на меня, он перелистывал всю свою жизнь в поисках ответа на вопрос, что же такое свобода. Он мог, конечно, рассказать истории из талмуда или еще из каких-то книг, которые почитывал, пока все спят. Но сейчас он искал ответ только для меня.
Но как мне было объяснить, что речь идет не о положении тебя в этом мирке, но о внутренних состояниях…

Сегодня я бы ему этот вопрос не задал. Я бы его пожалел. А тогда я был уверен, что только он знает ответ на любой вопрос.

- Слушай, что я тебе скажу, - Дедушка снова потер ранение на руке. Встал и, открыв крышку комода, достал большую старую книгу. Открыл где-то посередине. И даже не посмотрел туда. Просто положил перед собой, как бывает, когда нужно на что-то опереться, когда скользко или вдруг найти подсказку в книге.
- Человек жьивет всю свою жьизнь и чего-то боится. Свободой это не назовешь, - Дедушка медленно говорил. Он все делал медленно.
- Принято думать, что самий свободний - это нищий. Но я так не думаю. Он не можьит помогать другим. Он в цепях своей нищеты так же, как мильёньщик в оковах со своими мильёнами.
Дедушка поставил перед собой стеклянную сахарницу, специально для кусочков колотого сахара, и продолжил колоть от большого куска и складывать кусочки в сахарницу.
 
Должно быть, уже прошло два часа, как бабушка накрыла тесто полотенцем, потому что она снова заговорила.
- Ми будем это чудо разделить на две половинки, чтоби било у нас на столе две булочки. Так принято, а значит, так и будит всегда. Сашенька, иди помоги сделать бабушке колобочки. Вот смотри, ми теперь каждую половинку ножьиком разделим на три части. Каждий кусочек, смотри, как я делаю - растянула и в серединку завернула, еще раз и еще, а теперь сделаем такой шарик и положьим в сторонку.  Как ловко она это делала! У меня, наверное, никогда так не получится…
- Бетя делает по четыре, по пять, по шесть шариков, потом плетет… Мне некогда. Потому только по три. Не хуже будет.
Бабушка накрыла готовые шарики полотенцем.
– Еще минут десять, пусть пожьивут.
Потом  она раскатала первый шарик в тонкую лепешку и свернула её рулетиком. А потом - еще и прокатала руками эту трубочку от центра к краям, чтобы стала длиннее.
- И так все шесть шариков. И чем больше труда, терпения и любви ты положьишь в то, что готовишь, тем вкуснее у тебе получится. И запомни, Сашенька, я себя свободной чувствую не всегда, но когда я готовлю кушать для любимих людей и хочу их порадовать - это у мене радость, а значит, и свобода.

Бабушка ловко сплела две косички из трубочек и положила их на противень, взбила яйцо, немного добавила в болтушку молока. Смазала кисточкой эти косички и тут же очень обильно посыпала маком. Потом накрыла тем же плотным полотенцем.
- Вот еще на два часа нам отдыхать. Потом - в духовку, очень горячую немножко больше, чем на пол часа.

- Слушай, что я тебе скажу. Если ты можешь жьить и ничего не бояться, тебе не нужно будет никого обманывать. А жьить, никого не обманывать и знать, что и с тобой с любовью жьивут - это и есть свобода.

Дом наполнялся запахом самого вкусного хлеба с медом. Когда бабушка открыла духовку, я увидел такое, что тебе ни в каком кино не покажут. Две огромные булки с коричневой корочкой и мелкими зернышками мака, словно рыбки отложили свои икринки. Много-много!
Бабушка аккуратно переложила эти два чуда с противня на решетку. Таки этот запах можно было кушать с маслом!

- Сашенька, отнеси решеточку с булочками в залу. Там воздух прохладнее и они бистрей остынут.
Я поднял решетку и..они же совсем воздушные!Легкие, как пушинки! И будьте уверены, что очень вкусные! И к чаю, и к любому другому блюду…
 Легкие,воздушные, наслаждающие наше естество..
 Вот такая она - свобода…
 ПРИЯТНОГО АППЕТИТА, РЕБЯТА!


Рецензии