Глава 5. звездное лето

ЗВЕЗДНОЕ ЛЕТО

   Среди препятствий для будущих инженеров была наука сопромат- сопротивление материалов и дисциплина под названием теоретическая механика. Я эти экзамены сдал успешно.
По теормеху экзамен был интересным. Читал лекции по этой чрезвычайно интересной науке Николай Алексеевич Кокорин, я уже упоминал о нем. Он очень четко и выверенно излагал суть любой темы и предпочитал, чтобы во время экзамена студенты отвечали на вопросы именно его формулировками.
Экзамен. Я подхожу к дверям аудитории. Передо мной четверо завалились. Я - пятый. Вхожу кладу зачетку, беру билет, готовлюсь.

 По сдаче экзаменов и зачетов у каждого студента своя метода: кто-то летит первым, пока преподаватель свеженький, а кто-то ждет, когда он уморится и станет меньше спрашивать... Я обычно шел с утра, пока свежий я, но не первым...
 Итак, начинаю отвечать. Осветил первый вопрос, изложил второй, показал решение задачи. И тут неожиданно мне задается вопрос, на котором засыпались предыдущие товарищи... Я начинаю отвечать и примерно так же, как они. Николай Алексеевич аж хлопнул ладонью по столу:"Да что вы все сегодня путаете, вся группа!"
И тут с перепугу меня озарила молния. Вспомнил! Вспомнил, как правильно! Я и говорю: " Это я к тому, что некоторые понимают вопрос неверно, а вот какой правильный ответ!..."
Экзаменатор, выслушав, расписался в зачетке и молча кинул ее мне. Весь в поту я вышел в коридор. Подскочили ребята:
Ну как?
Зверь!
Ты хоть сдал?
Сдал...Наверное трояк, он так орал...
    Одногруппники заглянули в мою зачетку и опешили. Там было написано: " Отлично"...
   А вот какая история произошла у меня с ЭМА- электрическими машинами и аппаратами. Вел предмет доцент Караваев Виктор Терентьевич, достаточно молодой и амбициозный товарищ. Он тогда работал над своей кандидатской диссертацией.
   ...В 2013 году мы с женой приезжали в Киров по очень печальному поводу- от нас в 90 лет ушел любимый дядя Вася, легендарный танкист-ас. Так вот, жена сына дяди Васи Ирина, преподаватель, рассказала, что этот самый Виктор Терентьевич до сих пор работает на кафедре электрических машин! А ведь прошло 40 лет! И сейчас пишет какую-то работу, кажется, готовится стать Членом-корреспондентом.. А институт наш теперь стал Вятским Университетом и там множество новых факультетов... Я заглянул тогда из любопытства, переговорил с новыми сотрудниками. Действительно, жив Курилка!  Работает и мой руководитель диплома Виктор Васильевич Черепанов!..

   Но- ближе к экзамену. Лекции Караваева я все посещал, лабораторные работы делал, материал учил не только потому, что экзамен предстоит, а он просто мне был  интересен. Например, как устроен двигатель постоянного тока? Переменного? Принцип действия генератора или трансформатора?(Помните юмор: у-у-у!) и прочих агрегатов.
Экзамен. Караваев очень медлителен. Он долго пытает каждого. Пока идут сплошные тройки, а то и пары...
Отвечаю на все вопросы билета.На столе экзаменатора замечаю свежий номер институтской газеты с моей публикацией...
Караваев начинает занудливо задавать допы. Отвечаю на три! Он задает четвертый, на котором я занервничал, замялся... Кажется, ставь оценку, хотя бы "хорошо", однако...
Виктор Терентьевич неспешно разглядывает мои оценки в зачетной книжке(там все четыре-пять!), затем пододвигает зачетку ко мне: "Придете в следующий раз!"...
Я в полном шоке выхожу из кабинета. Остающиеся там студенты тоже поражены- как же так, на все основные вопросы ответил?!..
Вот это облом! Я не сплю ночь. Сдаю прочие экзамены.
 Готовлюсь к пересдаче ЭМА с утроенным упорством.
 Экзамен он назначил на семь вечера. Решаю бороться его же оружием- тягомотиной. Буду отвечать последним! Нас, пересдающих, семеро... Все к ответу подготовил быстро. Сижу, жду.
Чувствую,что надо бы кое-куда выйти... Так ведь Карааев подумает, что я в туалете списал верные ответы по билету... Нет, буду терпеть!
Думаю теперь, что сыграла свою роль закалка детских терпений, когда свистел черный ремень, а я молчал до предела...
В половине двенадцатого иду отвечать...
Отчеканил. Виктор Терентьевич молча ставит пятерку. На этот раз я отвечал всего три минуты!
"Три минуты, три минуты-
Это много или мало?"- запоет вскоре Валерий Леонтьев...
А я, схватив зачетку, выбежал к мужскому заведению, потому, что через три минуты мог быть всемирный потоп...
Всю ночь я не спал, ужасно ныли почки...
Что это было? Что своим финтом хотел мне сказать будущий доктор наук?!.. Может, он тоже втайне писал стихи?
До сих пор не нахожу ответа...

   ...Еще я перебрался из 26-й на четвертый этаж общежития. Дело в том, что мне надоели бесконечные рассказы Димы о его приключениях, все эти ночные забавы с девицами, стенания по поводу безответной любви к Людочке, скромняге из провинции с длинной пушистой косой... Дружба дружбой, но я должен высыпаться! Дело в том, что Санек Угрюмов уехал и его Галочка перешла Вовчику, который тоже наскрипывал через ночь... Под благовидным предлогом(Вардосанидзе храпит) я попросил коменданта о переводе.
Новая комната находилась в левом крыле верхнего этажа, а в правом, основном, проживали девушки! Удобно!.. Но меня они особо не волновали. Тут же в фойе стоял телевизор. У начала нашего коридора находились аппартаменты председателя студсовета Левы Симоняна. Это был великовозрастный студент, яркий брюнет с явными повадками вельможи. Про него ходила такая эпиграмма:
Самый хитрый из армян-
Это Лева Симонян...
Особое положение Левы заключалось и в том, что он один занимал довольно большую, хорошо меблированную комнату. Более точно могут описать его номер те симпатичные студентки, кто являлись к нему по ночам... А их было немало!
Новых моих соседей звали Валера Сунцов и Гена Зашихин. Ребятки учились на два курса младше и во всем слушались меня. Мы по очереди готовили ужины, закупая продукты. Питались хорошо. Ребята никого не водили, не злоупотребляли, были коммуникабельными. Красота!
Часть продуктов- мясо, мед- я привозил от Улановых, тетя Тая снабжала частенько бедных студентов. Часть, в частности картошку, я выращивал на участке возле дома тети Сони, подняв пустующую целину. Смех смехом, а три мешка вырастил между делом!
Часть мы добывали во время шабашек. Например, когда выгружали из вагонов  мороженную пишку, треску, сайду. Добрые кладовщицы совали нам по несколько тушек калорийного белка с плавниками и хвостами в добавление к оплате...
 Впрочем, ребят с первого этажа я не забывал. Там проживал наш староста Володя Смирнов, Коля Седых, Саша Бушуев. С ними мы частенько срывались на разгрузку вагонов...
А еще я дружил тогда с нашими вахтершами. Тетя Катя увлекалась киноартистами. С ней всегда можно было поговорить о Василии Лановом, Георгии Юматове, Штирлице-Вячеславе Тихонове и других.
Тетя Нюра всегда потчевала свежими пирожками и ватрушками, сочувствовала бедам... Анна Фроловна приносила из дома варенье и держала наготове чайник, с этой мудрой пенсионеркой можно было запросто выпить 5-6 стаканов индийского чая...
Частенько забегала для контроля за их работой бригадир Раиса, женщина неопределенного возраста. Она-то и подбрасывала самым верным студентам, в том числе и мне, работу ночного сторожа.

   Первый пост- замена ночью наших вахтерш. Задача- не пропускать посторонних(дам) ночью ни под каким соусом- сестра,тетя, двоюродная бабушка. Далее следовали- кинотеатр "Октябрь", самый ближайший, в ста метрах от общежития. Приходишь на последний сеанс,уходишь в семьутра, когда является уборщица. Ночь кантуешься в креслах, находящихся в небольшой служебной комнатке. Минус: холодрыга!
   Следующая точка, близкая мне по устремлениям- Театр! Правда, кукольный. Он тоже рядом. Тут и тепло, и светло, и никто не мешает... Можно решать, читать учебники, переписывать конспекты...
   Самая страшная точка- областная библиотека. Никогда не догадывался, посещая это солидное хранилище необьятных мудростей в виде печатных изданий  и увесистых фолиантов, о мистической сути этого учреждения. Библиотека, во -первых, огромна. Тут и библиотека, и закрытые фонды, и обьемный читальный зал. Когда я посещал Герценку в качестве читателя или выступал как молодой поэт на поэтических вечерах, все тут сверкало хрусталем старинных люстр и было осияно светом умных глаз. Но ночью...
   ...Вот хлопнула дверца книжного шкафа...Вот кто-то невидимый распахнул форточку и полетели неизвестно откуда бумажные листы... Вот заскрипел старый дубовый паркет там, в полутьме. Кто там бродит, в самом деле? Не призрак же коммунизма? Может, это сам Александр Иваныч,чьим именем названа бмблиотека, обходит дозором владения свои? Или бывший губернский чиновник Михал Евграфыч, пробирается к полке своих сочинений,чтобы еще раз перелистать  свою сказку про мужика и двух генералов? Зачем этот мужик их откормил, себе на погибель?!
Позвольте, да мне-то что до них?
Так и хочется крикнуть туда, в таинственную темноту, откуда слышны подозрительные шорохи и скрипы: " Эй, вы ,там,наверху! Не топочите как слоны!"
Но не могу я этого сделать, поскольку язык от страха приклеился, да и стихов этих Илья Резник еще не сочинил!..
   ...В общем,если бы не два рубля сорок копеек за эту ночь, то - никакого удовольствия больше!
И- самая тяжелая точка. За ту же сумму, когда можно спокойно подремывать возле миролюбивой куклы с длинным деревянным носом и бородатым содержателем кукольного театра, нужно продраить полы в буфете, в обеденном зале и на кухне.
 Кухня- средоточие на каменных плитах жира , подливов и застывших разливов щей из квашенной капусты... А средств, которые сегодня, судя по рекламе, эффективны и недороги, тогда еще не изобрели. В активе- швабра, половая тряпка и хозяйственной мыло. Сознательно не упоминаю соду, чтобы не восприняли как критику владельцев Башкирской содовой компании, посягавшей на Куштау...
И вот, чертыхаясь , драишь ты эти плиты, драишь, а они все равно жирнючие, хоть скользи по ним, как наш чемпион Костя Дерябин...
Правда,утром тебя ждет совершенно бесплатный завтрак!
Тут уж не теряйся и вспомни совет штангистов о пяти порциях каши!..
   А еще я целый год подрабатывал в нашей столовой, находящейся непосредственно в институте, грузчиком. А что - самая древнейшая профессия,наряду с...  журналистикой. Берешь половину свиньи и тащишь в холодильник. Она , эта бывшая свинья, и сейчас косит на тебя хитрым глазом и норовит прижаться мерзлым пятаком в твоему уху.
Или говядина, а в сущности, корова. Хватаешь и прешь по ступенькам в прдвал, так как вигрузовой лифт вдвоем с ней - никак! Только по отдельности!. А еще сахар, овощи, фрукты, крупы. Вот рис-самое противное дело. Я уже писал вам об этом. Всетаки китайцы и вьетнамцы,поставлявшие тогда нам этот продукт- скрытые садисты! Сами-то они мешок в 80 кг поднимут только семеро! Расфасовали бы по 40 - и порядок! Так нет, специально такие огромныеимешки забабахали,да и еще из такой грубой мешковыны, что содранная кжа потом несколько дней саднит! Я этот рис потом из принципа в столовке поменьше в качестве гарнира брал, чтоб реже завозили...
Но зато, что уж говорить, после работы не какой-то хилый завтрак, а полноценный обед за счет фирмы ждал тебя наверху, в зале: бери, дорогой товарищ студент, что душа желает! Подзаправишься как следует и думаешь о свиньях и свинстве совсем по-другому...

   ...Ну и конечно- работа в студенческих строительных отрядах.
Но этому замечательному массовому движению студенчества будет посвящена специальная глава.

А пока-  о гастрольном лете.
Начнем издалека.
Я уже говорил, что устал от интенсивного общения одного дружественного мне грузина с нашими советскими скромнягами -девицами... Но общаться, тем не менее, перебравшись на четвертый этаж, я с этим простодушным парнем , сыном гор, не перестал. И не зря.
Однажды Дима стал рассказывать с горящими глазами о...
Нет, не об очередной победе или об интиме, например, во время киносеанса в зале, нет , о том, что он принят в известный городской театр! Попал туда, двигаясь за красивыми ножками. Называется он Театром миниатюр и располагается в Доме культуры 
" Авангард". Руководит коллективом юмористов Эдуард Васильевич Видякин. Дима уже почти месяц репетирует в этом театре и скоро состоится его дебют, куда он меня и пригласил...
 Мы пошли туда с момми новыми соседями Валерой и Геннадием. Программа оказалась очень смешной. В ней были сценки, миниатюры, фельетоны и куплеты, которые замечательно исполнял сам руководитель. Он же и конферировал. Дима в одной из сценок "Счастливый отец" играл отца-грузина в родильном доме... Жена родила ему дочь, а он требует от врачей сына. И в конце концов, после скандала, получает желаемое... Поскольку у него оказывается двойня: вначале - девочка,потом - мальчик!..
Грузин же убежден, что медики просто...
"Ага, испугались! А то - природа, природа... Знаем мы эту "природу" : пока за горло не возьмешь- ничего не получишь!
Димин персонаж был убедителен и уморителен одновременно. Да он просто артист! Иначе как бы он сходу охмурял скромных вятских барышень?!..
Я подошел за кулисы и поздравил Диму, поблагодарил и Видякина за отличный концерт. Особенно за куплеты Георгия Терикова "Хочешь стой, а хочешь - падай!"
Дом строители сдают,
Все вокруг пришлов движенье,
Мастера,прорабы тут
И огромное волненье:
Не качайся, милый дом!
Не лишай ты нас награды.
Акт подпишут, а потом-
Хочешь стой, а хочешь-падай!"
   ...Даже мысли, да что там  мысли, тени ее не было тогда, что через годы автор этих куплетов и множества других злободневных произведений для эстрады драматург , Заслуженный артист РСФСР Георгий Карпович Териков будет при встрече подавать мне руку! Мало того, станет другом! Как и его талантливая жена Ирина Гвоздева- Заслуженная артистка республики,  певица, актриса, поэтесса, композитор! Ирина Николаевна пишет душевные стихи,сочиняет прекрасные песни. А какие кулинарные "поляны" она накрывает в Комитете драматургов! Но об этом чуть позже, как я обычно пишу вам, уважаемые читатели!

...Видякин поблагодарил за мое мнение и поинтересовался- кто я и что я? Я вкратце рассказал о себе.
В результате беседы и тонких мыслей моих о программе и о театрах миниатюр вообще, я был приглашен на репетицию театра...

   ...Вообще, надо сказать, что театры миниатюр на тот момент не были в стране многочисленным явлением. На них не было моды, хотя жанр, безусловно, народом любимый. И самый прославленный, Ленинградский государственный театр миниатюр под руководством Аркадия Райкина, был счастливым исключением из-за уникального дарования его руководителя... ИменноАркадий Райкин продлил время театров миниатюр, пик интереса к которым был в начале двадцатого века, начиная с Московской  "Летучей мыши" и Петербургского 
" Кривого зеркала". Потом пришла революция, загремели агиттеатры, ревтеатры с "Банями" и "Клопами"...
Все эти интеллектуальные театральные капустники, варьете и мюзикхоллы отошли в тень. Вспомните хотя бы, как Михаил Афанасьевич Булгаков описал мистерию в театре варьете! Сколько там сарказма и морской соли с острым перчиком!
Московский Новый театр миниатюр, рожденный талантом драматурга Владимира Полякова во времена хрущевской оттепели, вместе с ней же и угас. Театр просуществовал с1957 по 1963 год.
Все это я рассказал Эдуарду Васильевичу при первом разговоре за кулисами. Режиссер явно не ожидал встретить теоретика эстрады в лице худенького усатого юноши... Это я о себе...
В общем, я стал приходить на репетиции, постепенно начал выступать с артистами этого дружного коллектива. Среди них были супруги Светлана и Федор, Володя Кошкин, Оля, которая прекрасно пела и другие живчики. На репетициях в "Авангарде" было весело, интересно, часто звучал смех...Конечно, я не забывал при этом об учебе.
 Но должен сказать, что после преодоления двух курсов со сложнейшими общими науками, вроде математики, пошла специализация, конкретные предметы и учиться стало значительно легче. Да и в ритм вошли. Поэтому появилось больше сил для саморазвития и творчества.
Вскоре я стал выступать с театром в различных аудиториях.
 Наконец-то я снова на сцене! Более того, когда Эдуарда Васильевича не было, я вел программу. Не обошлось и без курьезов.
   Мы приехали однажды с благотворительным концертом в Дом престарелых. Кроме юмористов театра, с нами были танцоры, певцы, цирковые ребята. Зал заполнен. Выхожу со вступительным монологом. В нем масса смешных реприз, всегда вызывающих смех и оживление в зале. А тут - полная тишина... Обьявляю первый номер. Это зажигательный массовый танец. В зале - тишь да гладь...
Второй номер, третий- никакой реакции!.. После сценки "Счастливый отец"- ни гу-гу!..Шучу - ноль эмоций!
 В конце концерта - жиденькие аплодисменты.
Со страхом спрашиваю главного врача: " Им не понравилось?"
Дядечка в белом  халате с жаром заверяет: " Да что вы, наоборот! Обычно они минут через 10-15 расходятся.Кому срочно в туалет понадобилось, кому пора на процедуры... А сегодня- целый час высидели!
- А юмор? Зрители нигде на смеялись!
-Возраст уже такой, им под 80, не до смеха!.. А главное, наши бабушки и дедушки почти ничего не слышат, а видят лишь наполовину... Большое спасибо за веселый концерт! Мне особенно ваши шутки понравились!..

   ...Методом проб и ошибок я стал постигать науку эстрадного артиста, осваивать этот  "речевой" жанр, как он числился официально. Постепенно сдружился со смежниками: певцами, танцорами, циркачами.
   Особое уважение вызывал цирк. Цирковой коллектив  ДК был очень сильный. Тут занимались и выступами яркие жонглеры, эквилибристы на першах и катушках, клоуны, мастера моноциклов и фокусники.
 Среди последних был высокий рослый красавец Юра Карасев, который вскоре будет принят на работу в Кировскую филармонию и станет исполнять мою пародию...

   А Дима вскоре покинет театр в погоне за очередной незнакомкой в миниюбке, которая на сей раз шла в сторону Краеведческого музея...
Но мы продолжали общаться, а вскоре будем вместе выступать...

   ...После четвертого курса у нас была практика на заводе ОЦМ, поэтому  в стройотряд поехать не удалось. Зато после месяца работы на заводе я смог отправиться с коллективом артистов из "Авангарда" на гастроли!

   ...Итак, наш небольшой агиттеплоход "Активист" отваливает от пристани, которая находится ниже парка имени Халтурина.
Отсюда мы когда-то с мамой отплывали пароходом в Истобенск, отсюда отправлялись на реку Великую, будучи школьными туру-тура-туристами...
И вот с гудком начинается мое новое плавание! Водное путешествие! Гастроли!
Агитколлектив собран боевой и молодой. Самые "старые" - это Федор со Светланой, остальным нет и  25. Танцоры, певцы, юмористы. Руководит нашей бригадой Эдуард Васильевич. Хотя, сейчас вспомнил, среди танцоров затесался один 40-летний солист, но он очень техничен и артистичен... Девушки на палубе - как на подбор! Программу мы сверстали заранее и обкатали еще на берегу. План гастролей такой: плывем по Вятке по вниз течению. Халтурин, Котельнич, Советск и всякие небольшие поселки. Везде даем концерты. Я , в связи с необходимостью укрепить вокальный ансамбль, начал еще и петь с девушками. Например, популярную тогда песню Владимира Ивасюка
" А верба над синь-водою- наше счастье, наша доля!" и другие хиты. Хотя основные мои жанры- иллюзионный и басни- само собой за мной, как и игра в миниатюрах с партнерами. Там же, на гастролях, я оттачиваю свою пародию на дикие ВИА- басню "Квартет"...
   Итак, раздольная Вятка, которая впадает в Каму, та в Волгу, а Волга, как всем известно, впадает... В то же озеро, что и река Урал, третья по протяженности река Европы! Интересная информация к размышлению!..

   Плеск волны, красивые пейзажи, великолепное настроение. Начинаются причалы, автобусы, сцены клубов и домов отдыха, заводские площадки или просто расчищенное от зерна пространства, где жлут нас с нетерпением зрители. Прием- исключительный!
Должен констатировать: артисты, конечно, были весьма средние, если судить строго, но зрители тех лет- были исключительные. Они доброжелательны, в чем-то наивны и простодушны. Теперь залы более профессиональны и отстранены, хотя...
Итак, причалы, рассветы, закаты, ужины в дружной компании, песни у костра, звездное небо! Зрители дарят букеты полевых цветов, яблоки и даже бидоны молока! Один раз за артистами подогнали машину с высокими бортами из дополнительных досок- для перевозки скота. Сегодняшние "звезды", вроде Киркорова, наверняка бы обиделись, а мы посмеялись и забрались в кузов. Молодость! Творчество! Романтика!
Мы не только сбились в единый творческий организм во время этой речной эпопеи, но и многие испытали романтические чувства: Кошкин симпатизировал Наташе, Оля улыбалась шефу, мы со Светой- синеокой, смуглолицей певуньей симпатизировали друг другу, маленький певец Чайкин смотрел влюбленным взором на высоченную девушку "баскетбольного роста", которая подыгрывала ему, когда он исполнял шуточную песенку о такой любви низенького к баскетболистке, а ветеран хореографии старался ночевать поближе к юному танцору Андрюше...
Чувство симпатии помогало выступать с огоньком и придавало сил. До сих пор я храню альбом с фотографиями того летнего плавания...
Приятно вспомнить то звёздное лето!..
   
(Продолжение следует)
   


Рецензии