Семейная история Глава 10. В Иркутске

                10. В ИРКУТСКЕ

      Общежитие первокурсникам дают только в том случае, если доход в семье не превышает 25 рублей на человека. В нашей семье – 26 рублей. Мне пришлось сменить несколько квартир и подружек, пока я не определилась и с тем и другим.  И это вовсе не по причине моей привередливости. Одна квартира далеко, в автобусе в любое время дня давка, на другой квартире хозяйка требует, чтобы мы приходили только на ночь, минуя кухню и туалет. Третья хозяйка вдруг полюбила меня, как дочь родную, взялась исправлять пробелы в моем воспитании, рассказывая, как надо жить в молодые годы и не на шутку обижалась, поняв, что я не внимаю ее нравоучениям.  Родители, послушав о моих мытарствах с квартирами, дали мне дельный совет: «Много разных людей встретишь в жизни, всех под себя не переделаешь. Выбирай сама с кем и как дела вести». 

      Тяжело бы мне пришлось, если бы наша семья жила только на пенсию отца. Но к этому времени подросли дети у Наташи, она тоже завела корову, а со снятием Хрущева исчезли и строгие ограничения на домашний скот. Родители держали хозяйство небольшое, посильное для себя. Продавали излишки молока, сала, осенью сдавали заготовителям картошку, продавали бруснику. Собирали в большом количестве грузди и отправляли в качестве гостинца по родне. Когда стало тяжело справляться с коровой, завели коз, кроликов. Научились шить меховые шапки. Внуки и правнуки были обеспечены вязаными пушистыми жилетами, шапочками и меховыми зимними шапками.

 Стали шить шапки на заказ. Мелкая торговля продуктами со своего подворья была позволена государством, а вот на шитье надо было покупать патент. Стоил патент намного больше, чем случайный заработок родителей и они отказались от него.  По этой же причине, видимо, и компетентные органы не интересовались их швейным «производством».

      Кстати, я, как в далеком назаровском детстве, продолжала мотать клубки до 22-ух лет. Мало того, еще и вместе с мамой ткала половики. Из первой поездки на родину мама привезла чеснок и развела его целую плантацию; во вторую поездку родня подарила приспособления для производства половиков. Братья и сестры ее были такие же предприимчивые труженики. Отец соорудил станок, натягивал основу, но ткать отказался. Мама зиму заготавливала нитки, а когда я приезжала на каникулы, мы усаживались за станок. Половиками был устлан холодный пол в нашем деревенском доме, старшие сестры, на радость маме, стелили их на верандах и в прихожей. Половиками укрывали на время заморозков гряды с огурцами и помидорами. Теплиц тогда не было, вырастить эти овощи за короткое сибирское лето стоило много трудов. Мама, таская ящики с рассадой то на улицу, то опять в дом, ругала эту проклятую Сибирь, клялась, что последний раз сажает помидоры, а я боялась, что она выполнит свое обещание. Но начиналась весна, и рассада опять зеленела на подоконниках.

        В один из моих приездов из Гомеля мама показала мне агрегат (так она его назвала), сделанный отцом. Это было приспособление для варки серы. За отцом – заготовка сырья, мама выдавала конечный продукт и продавала за 10 копеек кусочек. Я удивилась, зачем из-за такой мелочи столько возни. Но мама возразила, что на этой мелочи за час в день, когда дети идут в школу или из школы, у нее бывает такой заработок, что пенсия отца остается нетронутой.  Да и отцу полезно в лес прогуляться, а то залежится без дела.

      Я вспоминаю давний разговор между родителями. Отец, подразнивая маму, говорит: «Бабка Чуйчиха дворянка была, а крыша в хате соломенная».  Мама спокойно ответила: «А кем бы ты был с пятью дочками, если бы не Советская власть?» Отец согласился и замолчал. А я теперь из своей капиталистической реальности понимаю, что и с пятью дочками мама сумела бы организовать бизнес, если даже при Советской власти, которая, по ее мнению, не давала людям работать, ей удавалось проявить свои предпринимательские способности.

     Учеба моя в университете проходит вполне благополучно. Как живется за стенами общежития, знаем мало, даже радио в комнате нет. На политчасе, введенном между лекциями на третьем курсе, с интересом слушаем анекдоты. Но некоторые события проходят прямо перед нами. Китайские студенты, живущие в общежитии, держатся особняком, а потом покидают СССР. Монгольским студентам строится новое общежитие.  Но им оно не нравится, так как далеко. В угоду зарубежным братьям нас переселяют в новое общежитие. Бывшее наше общежитие на набережной Ангары в 10 минутах ходьбы от университета отдают монголам. Его переделывают и оснащаются всевозможными на тот момент бытовыми удобствами. Для себя общежитие мы строим сами. События в Чехословакии. На одном из танков, въехавших в страну, Юра – сын старшей сестры Вали. Переживаем, следим за новостями. Пограничный конфликт с Китаем. Среди студентов тревога, парни готовы идти добровольцами на защиту Родины.

      На третьем курсе надо определиться со специализацией. Я выбираю специальность, с которой вероятнее всего найти работу на производстве. На четвертом курсе во втором семестре нас отправляют работать учителями по северным школам. Я попадаю в Киренский район. В селе школа – восьмилетка. У учителей образование – педучилище, твое молодых продолжают учиться заочно в пединституте. Я веду арифметику в пятом классе, физику, черчение в восьмом и работаю на полставки воспитателем в интернате. У меня получается и даже нравится. Только насторожила фраза, сказанная учительницей химии по поводу того, что школа за первое полугодие заняла по району второе место по успеваемости: «Кто-то врет больше нас».

Продолжение  http://proza.ru/2020/09/19/223


Рецензии
Надежда, добрый день!
С большим интересом читал Вашу иркутскую историю, хотя тема раскрыта шире. Абзацы невольно сверялись с собственным житьем тех времен, всё понималось до мелочей. Мое студенчество прошло в Свердловске без особых проблем. Напротив, общежитие был образцовым, стояло на улице Ленина, вблизи от УПИ, политеха. С окончанием прибыл в известный Вам Ангарск, на комбинат атомщиков, оттуда - Иркутск.
Ваши добрые воспоминания затронули многих, заставили читателей вспомнить свои годы, тоже летопись нашего времени, жаль, что тот строй не выдержал мировой конкуренции и ушел в прошлое.
Спасибо за приглашение в былое,

Александр Ведров   05.05.2023 18:30     Заявить о нарушении
Александр, я училась в ИГУ, жила тоже без особых проблем. Жалко было уходить с общежития на набережной. Зато с дальнего общежития легче было добираться в Академгородок. В институте Геохимии писала диплом. Похоже, ходили мы по одним улицам. Приятная встреча.

Надежда Дьяченко   06.05.2023 11:32   Заявить о нарушении
Да, Надежда, я так до сих пор хожу этими тропами. Частенько бываю в институте геохимии у зам. по науке А. Непомнящих, которому когда-то существенно помог в продвижении его научных разработок.
Рад приятной встрече,

Александр Ведров   07.05.2023 06:36   Заявить о нарушении
У меня в этом институте начальником отдела кадров работает студенческая подруга. Вроде в этом году перешла в рядовую сотрудницу. Стойкая девушка 76-ти лет.

Надежда Дьяченко   07.05.2023 07:17   Заявить о нарушении
Хотел же спросить, остались ли подруги в институте, да остерегся проявить навязчивость. А Вы как мысли прочитали. Нельзя ли дать ее фамилию и координаты, подскажу ей и Вам заодно самый эффективный вариант поддержки здоровья. Правда, для этого придется приехать в Иркутск. Найдите на моей странице книгу "Ноосфера" и считайте, что это реальная действительность, несмотря на всю фантастичность. Первые главы можно пробежать мельком, подробнее читать с части 4. Я лично держусь на этой системе (благодаря целителю) уже 13 лет и рекомендую ее как физик физику.
Успехов и здоровья,

Александр Ведров   07.05.2023 09:29   Заявить о нарушении
Одареева Людмила Николаевна. У неё дочь кандидат мед наук Одареева Елена Владимировн. Работает в Москве, где обслуживаются кремлежители. Сын Одареев Алексей Владимирович- врач-анестезиолог высшей категории. Живёт в Иркутске. Я последний раз была в Иркутске в 2016г. Можете увидеть их в Интернете. Мир тесен. Я верю в ноосферу. Почитаю.

Надежда Дьяченко   07.05.2023 16:21   Заявить о нарушении
Работает в институте Геохимии. Мы там дипломы писали. У меня специальность - эмиссионный спектральный анализ.

Надежда Дьяченко   07.05.2023 16:22   Заявить о нарушении
Спасибо. Мне скоро должны дать медицинские заключения пациентов, имевших определенные заболевания, до сеансов нашего лекаря и после, когда заболевания сняты. Тогда активнее начну привлекать медиков к привлечению "небесного целителя", да и пациентов тоже. А пока он работает в своем режиме, дважды в месяц приезжает в Иркутск. Посетители у него всегда есть в достатке, при этом он никого никогда не приглашает, они идут по сарафанному радио.
Надеюсь, Ваша вера в ноосферу укрепится с прочтением книги.
Успехов и увлекательного чтения,

Александр Ведров   07.05.2023 17:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.