О спортивных фильмах
После Победы появились фильмы, которые прославляли наших чемпионов – «Первая перчатка» с Переверзевым в главной роли, «Чемпион мира» с Ваниным в роли чемпиона мира по борьбе, простых советских парней, которые своим трудом добились высоких спортивных результатов. Конечно, это были фильмы о не о каких-то известных личностях, а просто о каких-то спортсменах. Но были и фильмы, рассказывающие о реальных событиях, и иногда трагических. Например, фильм «Третий тайм», вышедший на экраны в 1962 году.
Фильм рассказывает о реальном событии – так называемом «Матче смерти», сыгранном ровно через год после начала Великой Отечественной войны, 22 июня 1942 года, в оккупированном немцами Киеве между бывшими футболистами киевского «Динамо» и выступавшими за германскими клубы до войны немецкими офицерами. Условие для советских игроков было такое: свобода в случае поражения и смерть, если они победят.
Картина, пусть и черно-белая, смотрится гораздо более реалистично, чем российский фильм «Матч» 2012 года с Сергеем Безруковым в главной роли, также повествующий о тех далеких событиях.
Еще один фильм о реальном человеке.
«Непобедимый» (1986 год)
Шаблонный советский актер-красавец, игравший в основном царей и белых офицеров, Андрей Ростоцкий здесь выступил в непривычной для себя роли бывшего красноармейца, который в конце 1920-х годов приезжает в одну из среднеазиатских республик с тем, чтобы изучить здесь приемы борьбы, позже получившей название «самбо». У героя Ростоцкого был реальный прототип – Анатолий Харлампиев, собственно, и создавший этот самый популярный в нашей стране вид борьбы.
Роль Ростоцкому настолько удалась, что за считанные пару лет после выхода фильма на экран в несколько раз всколыхнула в СССР интерес к самбо. Отметим также, что в роли сценариста выступил будущий известный режиссер Павел Лунгин.
«Вертикаль» (1966 год)
До выхода на экраны сериала «Место встречи изменить нельзя» это был самый популярный фильм с Высоцким, да и его одна из популярнейших песен – «Песня о друге» – впервые прозвучала на всю страну именно в этом фильме, заставив советскую общественность заговорить о Владимире Семеновиче не только как о талантливом актере, но и как о барде.
Сам фильм повествует о группе спортсменов-альпинистов, отправившихся покорять одну из горных вершин Кавказа, и о том как люди в трудных обстоятельствах идут на выручку друг другу, рискуя в том числе и собственной жизнью.
«Семь стариков и одна девушка» (1968 год)
Сейчас название этого фильма очень любят обыгрывать в различных юморесках новоиспеченные комики, намекая на некий скрытый подтекст, а между тем в свое время он считался одной из лучших советских комедий. Помимо уже упомянутых известных актеров, здесь также снялась знаменитая троица Вицин-Никулин-Моргунов, а еще Анатолий Папанов и Евгений Весник.
Сюжет фильма скорее не о спорте, а о физкультуре: честолюбивую молодую девушку-тренера, мечтающую о славе и блестящей карьере, назначили в группу пожилых людей методистом для занятия с ними оздоравливающей гимнастикой. Разумеется, ей эта должность абсолютно не по душе – ну, по крайней мере, поначалу…
Еще одна комедия «Штрафной удар» (1963 год)
Оказывается, показуха – это не только, когда в ваш город приезжает Путин и власти срочно заделывают ямы на дорогах и красят бордюры. Это явление существовало и в советские времена, о чем и рассказывается в фильме: директор животноводческого комплекса приглашает в свою команду профессиональных спортсменов для выступления на областных соревнованиях, с тем чтобы продемонстрировать достижения своего предприятия в спорте.
Еще одна роль в кино совсем молодого Владимира Высоцкого (любопытно, что его героя здесь зовут Юрий Никулин). Великолепный их дуэт с Михаилом Пуговкиным предопределил успех фильма у советских зрителей.
Потом появился фильм «Хоккеисты», поднимающий непростую тему – правильное использование возрастных игроков, с большим опытом и еще обладающих нужными качествами для игры на высоком уровне, которых преждевременно списывают в запас. Фильм снимались во время реального хоккейного матча, лишь одев игроков в форму команд из фильма. Главного героя, ветерана, сыграл Шалевич, который сразу стал любимцем у советского зрителя. Не меньшей популярностью у нашего народа являлись наряду с хоккеем шахматы. Поэтому не удивительно, что эта тема нашла отражение сразу в трех кинофильмах, вышедших в течение 70-х годов. Это фильмы «Капабланка» про знаменитого кубинского шахматисты, чемпиона мира конца 20-х и начала 30-х годов, фильм «Гроссмейстер» про неизвестного шахматиста, роль которого сыграл актер Мягков, но зато в кадре можно было увидеть известных советских шахматистов Смыслова, Таля, Тайманова, Корчного, Котова, а также реально увидеть атмосферу повального увлечения шахматами в нашей стране. Еще один фильм под названием «Белые снега России» рассказывал о нелегкой судьбе чемпиона мира по шахматам Алехина. Я видел все эти фильмы и могу сказать, что мне, всеядному болельщику советского спорта, эти фильмы понравились.
В 1972 году вышла спортивная драма, рассказывающая о прыгуне в высоту, получившего тяжелейшую травму, под названием «Право на прыжок». Она написана по мотивам воспоминаний знаменитого Валерия Брумеля, олимпийского чемпиона, многократного рекордсмена мира. Это он через год после своей победы на Олимпийских играх в Токио в 1964 году, получил тяжелейшую травму, лечение которой в московских клиниках не дало результат. Но создатель оригинального метода лечение доктор Илизаров из Кургана не только поставил Брумеля на ноги, но и удлинил на несколько сантиметров ставшую короче ногу прыгуна. И хотя в реальной жизни Брумель не смог достичь прежних результатов, а вот его прототип на киноэкране хоть и не победил сам, но помог товарищу по сборной СССР преодолеть страх перед высотой и выиграть.
Вообще перечень фильмов о спорте, вышедших на экраны в годы советской власти, очень большой. Вот только некоторые – «Голубой лед» о фигурном катании, «Девушка и Гранд» - о конном спорте, «Запасной игрок», про футболистов, где сыграл совсем молодой Вицин, «Озорные повороты» о мотогонках, «Ралли» об автогонках, «Укротители велосипедов», «Ход белой королевы» про лыжников, «Королевская регата» -о гребле, «Железные игры» - про тяжелую атлетику, «Мой лучший друг, генерал Василий, сын Иосифа» - про футболиста и хоккеиста Боброва и сына Сталина Василия. Все эти фильмы я в разное время посмотрел.
Два уже российских фильма вышли в последние годы. Это фильм «Легенда № 17» о знаменитом хоккеисте Валерии Харламове, двукратном олимпийском чемпионе, многократном чемпионе мира, Европы и СССР, его пути в большой спорт, трагически погибшем в автокатастрофе. Он удивил всех своей игрой в матчах супер-серии 1972 года СССР-Канада, особенно его игрой были поражены на родине хоккея в Канаде. Второй фильм из этой исторической серии «Движение вверх», рассказывающий об исторической победе наших баскетболистов на Олимпиаде-1972 года, дуэте тренера Кондрашина и его ученика Белова. Эти оба фильма, несмотря на некоторые исторические неточности, очень понравились отечественному зрителю.
Но намного охотнее снимали фильмы о спорте зарубежные кинематографисты, ведь это такая возможность получить хорошую прибыль на популярных спортсменах. Я уже высказывал свое мнение о нескольких таких фильмах, которые увидел в Интернете – «Гонка» 2013 года про автогонщика Лауде, «Пеле. Рождение легенды», о молодых годах знаменитого бразильского футболиста, ставшего чемпионом мира 1958 года. Недавно увидел фильм «Сила воли» 2016 года о четырехкратном олимпийском чемпионе, негре Джесси Оуэнсе, победившем на Олимпиаде в фашистской Германии в 1936 году. Он, и поддержавшая его часть американского общества, все же выступил на соревнованиях в стране, где уже были и концентрационные лагеря, и погромы евреев, явления, которые уже тогда волновали американцев, переживавших в своем обществе сегрегацию против негров.
Но начал я смотреть фильмы о спорте зарубежного производства с фильма «Морис Ришар», о знаменитом игроке «Монреаль Канадиенс», который не раз приводил свою команду к победе в самом престижном хоккейном соревновании – Кубке Стэнли. О том, как рабочий парень, пройдя через недоверие тренера и боссов команды, через травмы и поражения, сумел стать звездой, легендой НХЛ, и приз его имени сейчас вручается игроку в Национальной хоккейной лиге, забросившему самое большое количество шайб в ворота противника по результатам регулярного сезона. Напомню, что много раз этот приз получал звезда нынешних лет, российский хоккеист Александр Овечкин.
Вчера я опубликовал статью об американском велосипедисте Лэнсе Армстронге, который перенес операцию и тяжелое лечение по поводу рака, но вернулся в спорт и стал своего рода воплощением лучших качеств человека в желании победить смертельную болезнь, стать полноценным членом общества. Но, как оказалось впоследствии, если борьбу с раком он вел честно, то вот завоевывал победы на престижных соревнованиях велосипедистов с применением запрещенных препаратов. Свидетельские показания и затем признания самого спортсмена привели к разрушению его легенды, лишении завоеванных призов и премиальных, серьезным финансовым потерям, поставили на грань банкротства. Но он смог снова проявить волю, и продолжил жить для пятерых своих детей и людей, которым он когда-то помог побороть рак. Об этом в 2015 году был снят французскими кинематографистами фильм «Допинг». Во Франции очень популярен велосипед, там проводятся многочисленные велогонки, знаменитые велосипедисты являются идолами молодежи. Самой популярной многодневной велогонкой в мире является так называемая «Большая петля» - гонка «Тур де-Франц», которая, поколесив по многих городах Франции, финиширует на Елисейских полях у Триумфальной арки. Армстронг выиграл эту велогонке семь раз, больше всех за всю историю проведения этих ежегодных соревнований. Есть еще два спортсмена, выигравших по пять велогонок, но американец затмил их. Фильм снят по книге Дэвида Уолша "Семь смертных грехов: Моё преследование Лэнса Армстронга".
Ирландский спортивный журналист Дэвид Уолш убежден в том, что победы американского шоссейного велогонщика Лэнса Армстронга в состязаниях "Тур де Франс" связаны с употреблением запрещенных препаратов. Подогреваемый этим убеждением, Уолш начинает охоту за доказательствами, которые разоблачат Армстронга. Вот об этом и поставлен фильм, хотя в нем показана и система применения допинга, которую разработал сам Лэнс Армстронг, в чем и был обвинен велосипедист. Почти двухчасовой фильм держит в напряжении, хотя его конец ясен в первых кадров, ведь очень многие читали об этом спортсмене, а кое кто и видел его на трассе «Тур де-Франц».
Еще один фильм под названием «Тур де-Шанс», посвящен этой велогонке и рассказывает о том, как в прошлом велосипедист, а ныне работник магазина спортивных товаров, волею случая оказывается втянут в эту гонку, и с помощью известного в прошлом тренера, простых любителей велоспорта, проезжает всю гонку на день раньше официальных этапов. Об этом стали говорить по телевидению, вся страна стала следить за тем, как этот уже зрелый мужчина едет по трассе велогонки, как его поддерживают и простые люди, и известные в прошлом велогонщики и, в конце концов, финиширует вместе с велогонщиками, которые помогли ему на последнем этапе не попасть в руки полиции. Фильм комедийный, но рассказывает многое о том, что есть за витриной популярной гонки. С большим интересом я его посмотрел.
Наконец, недавно я посмотрел американский фильм под названием «Жертва пешки. Игра мастеров». Фильм рассказывает о противостоянии двух чемпионов мира – нашего Бориса Спасского и американца Бобби Фишера. Рассказывается, как мальчик поставил себе цель стать самым сильным шахматистом мира и, в конце концов, добился своей цели. Авторы фильма показывают, что такая одержимость игрой в шахматы была связана с психическим заболеванием Фишера, который поражал всех присутствующих рядом своими необъяснимыми поступками. Это началось еще в детские годы, когда он, по сути дела, выгнал из дома свою мать, и далее поддерживал отношения только со своей старшей сестрой. Он был одержим манией преследования со стороны КГБ, красных и евреев, хотя сам был евреем. Практически никто не мог на него воздействовать. Если бы Борис Спасский, выигравший первую партию за счет просмотра Фишера, и потом получивший еще одно очко за счет неявки Фишера на следующую игру, не переоценил свои возможности, матч бы не был доигран, и Спасский сохранил бы за собой титул чемпиона. Но Спасский согласился играть с Бобби не в том зале, который был утвержден для матча на первенство мира в Рекьявике, а в зале для пинг-понга, без зрителей и всего лишь с одной телекамерой. И далее организаторы и Спасский пошли на поводу Фишера, который сумел разгромить Спасского со счетом 12,5 на 8,5 очков и стал чемпионом мира.
Переломной в поединке была шестая партия, которая до сих пор считается самой сильной в карьере Бобби Фишера. Он буквально смял Спасского, не давал тому делать мало-мальски хорошие ходы, и когда положение Спасского стало безнадежным, тот поднялся и зааплодировал Фишеру. И ведь зал присоединился к Спасскому. Не знаю, было ли такое на самом деле, но именно так показано в фильме.
Но после победы психическое состояние Фишера стало ухудшаться, он отказался защищать свой титул в поединке с Анатолием Карповым и был лишен звания чемпиона мира. Далее он отказывался от участия в турнирах даже за миллионные гонорары, и, в конце концов, стал бродяжничать. Согласившись на матч со Спасским в 1992 году в Югославии, он попал под санкции США против этой страны и должен был быть арестован. В 2005 году он нашел приют в Исландии, в стране, где он стал чемпионом мира в 1972 году. Через 3 года Роберт Фишер скончался. А вот его бывший противник Борис Спасский до сих пор жив, живет во Франции, но уже не участвует в турнирах.
Но вообще в фильме хорошо показано, какой ажиотаж был в то время в СМИ вокруг этого поединка. Шла холодная война, американцы проиграли в Корее и проигрывали во Вьетнаме, шло противостояние между СССР и США, и каждый игрок чувствовал свою ответственность за результат матча на первенство мира. В овальном кабинете президента США Ричард Никсона установили телевизор, по которому он наблюдал за поединками. Следил за матчем и наш Генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев, а ход поединков регулярно отражался в центральных газетах нашей страны – в «Правде» и «Известиях», не говоря о газетах попроще.
Но если за Фишером присматривала пара агентов ФБР в качестве охраны, и было два помощника, то вокруг Спасского хватало людей, которые ему помогали и охраняли. А Фишер был одержим идеей, что за ним поглядывают, подслушивают, постоянно разбирал телефоны в гостиничных номерах, желая найти «жучка» прослушки. Но все тщетно, это были лишь напрасные тревоги. В конце концов, это повлияло и на Спасского, которому стало казаться, что в его кресле есть какой-то излучатель, мешающий ему сосредоточится. На одной их партий в зале для пинг-понга Спасский даже перевернул кресло и стал рассматривать. В конце концов, кресло подвергли рентгеновскому обследованию и, разобрав его, нашли где-то двух дохлых мух. Пока поединки шли в маленьком зале, наш шахматист проиграл две партии, и позволил Фишеру сравнять счет. Далее поединки вернулись в большой зал, где сидело много болельщиков.
Вообще впереди у меня еще просмотры почти двадцати зарубежных кинофильмов, так как отечественные о спорте я уже посмотрел. Спорт – это еще одна сторона человеческой жизни, в которой свои правила и свои законы. Те люди, кто когда-то был или профессионалом, или просто любителем в той или иной спортивной игре, становятся фанатами спорта до конца своих дней. Из-за этого их увлечения разрушаются некоторые семьи, если жена не понимает, что без спортивных зрелищ жизнь её супруга будет неполноценной.
Свидетельство о публикации №220091800023