страдания по стоматологии

    Начну с того, что я рос нормальным зубастым пацаном, любимой жвачкой которого был кусок вара, подобранный на стройке. Мы все жевали вар, хотя вкуса в нем никакого не было, но жевали - не знаю почему.
   
 Зубную боль я начал испытывать после того, как в начальных классах в течение одного урока мне просверлили и поставили металлические пломбы на одиннадцать зубов.
   
Возможно,  это происходило в рамках программы Коммунистической партии Советского Союза  «Здоровому поколению - здоровые зубы».
      Не знаю, была ли такая программа? Но по школам тогда ездили бригады стоматологов и проводили профилактическое лечение кариеса у школьников.
Они возили с собой бормашину с ножным приводом. До сих пор я помню, длинный гусак шкива, на который накидывались кожаные ремни – приводы.
   Помню, какой ужас охватывал нас всех, когда мы видели, что в медицинский кабинет затаскивают этот агрегат. Вся испанская инквизиция с их пыточными инструментами не могла внушить того ужаса, который вселял в нас этот инструмент. Помню, что кто мог, тот быстренько сбегал с уроков, потому, что на пытку  водили классами с уроков.
      В тот день, как мне помнится, я не успел сбежать - был пойман на выходе завучем и в ответ на жалобу, что плохо себя чувствую,  был немедленно доставлен в медкабинет. Как мне сверлили и скоблили я, честно не помню, видимо был без сознания. Но резкие вспышки боли и этот мерзкий звук сверла я помню до сих пор, хотя мне уже за 60 лет.
      Как я уже сказал, ставили, как мне тогда свинцовые пломбы, которые имели одно уникальное свойство. Зуб с годами, разрушался, но пломба оставалась.  Вот так было и у меня. Помню, что именно в те годы я и  почувствовал настоящую зубную боль – это когда болит не один зуб, а обе челюсти и хочется  просто повеситься! Но чтобы пойти к стоматологу - упаси Бог.
     Именно тогда я изобрел способ, которым пользовался много лет. На высоте боли, когда уже не можешь терпеть, нужно прополоскать рот холодной водой, стараясь, чтобы она попала на зуб. Получаешь резчайшую боль, но на мгновение Зато потом - блаженное, безболезненное существование, но опять же кратковременное,  вплоть до того момента, когда зуб снова начинает ныть. Я по ночам ставил рядом банку с водой и, просыпавшись, полоскал и полоскал.  Это продолжалось до тех пор, пока на щеке не появлялся здоровенный флюс, и вот тогда уже надо было идти в стоматологию и зуб удалять. Так продолжалось не один год, пока, наконец, я не женился.  Тогда при первых признаках зубной боли в стоматологию меня уводила жена. Она не слушая моих уверений, что уже все прошло, не выпускала меня из этого ужасного заведения до конца!
Но однажды, поддавшись на уговоры сестры нашего водителя «скорой помощи» Валеры Енидорцева, врача – стоматолога я пришел в стоматологию. САМ!
     Преодолевая страх, на ватных ногах дошел до кресла и робко сел на краешек кресла. Врач, не начиная осмотра, просто лязгнула инструментами в лотке. Очнулся я через пару минут от запаха нашатыря. Она  с жалостью посмотрела на меня и сказала: «Я браться за вас не буду - вдруг еще помрете! Вам надо лечиться, как маленьким детям под наркозом!».
      К счастью на «скорой» тогда подрабатывал стоматолог Юра Шеин (мир праху его). Он и устроил для меня наркоз и удаление частично оставшихся зубов. В клинику меня повезла жена. Ужас я испытал только один раз, когда доктор при осмотре начал диктовать: «1-й справа – удалить, 3-й слева-удалить,… удалить, … удалить…, удалить!». Я с ужасом спросил: «А что у меня останется?!» «Тебе на жизнь хватит! Недолго тебе осталось!».
 Что помню? Укол в вену. Яркие вспышки света перед глазами, вперемежку с цветными фигурами и вот уже встревоженное лицо жены. « Как ты?» « Нормально». Она на такси увезла меня домой. Уложила в постель, поставила трехлитровую банку с морсом и уехала на работу. Боли не было, была странная пустота во рту. Трудно было привыкнуть к тому, что невозможно сжать зубы. Их просто не было!
Потом мне сделали челюсти, но остались с десяток зубов, которые продолжили свою разрушительную работу. И вот тогда я понял, что надо кончать со своей стоматологофобией. Случай вскоре представился.
   
     У меня заболел один из оставшихся зубов. Рядом с моей работой находилась гарнизонная военная поликлиника, там был стоматологический кабинет, и я отправился туда.  Через знакомого получил направление и смело вошел в кабинет! Милая женщина стоматолог – не лязгая инструментами, осмотрела мой беззубый рот и сказала: а вот этот зубик надо депульпировать, но не бойтесь - будет не больно. Я насторожился, зная, что когда так говорят, то надо готовиться к худшему. «Маленький укольчик» – нежно проворковала она, видя как я сжался в кресле. А через несколько минут: «Ну, вот и все, сплюньте». Я рассыпался в комплиментах –  «Если бы я знал, что есть такие чудесные врачи с такими золотыми руками, то я пришел бы к Вам с полным ртом зубов».
 
      Главным было то, что я потерял страх перед стоматологий, правда, вместе с зубами. Своих осталось три, но зато полный рот новых, которые очень легко чистить! Достал и чисти, сколько хочешь, ополоснул и в чашечку. Зато когда пришло время менять протезы я с оставшимися тремя зубами, но с чувством собственного достоинства пришел в частную стоматологию, ближайшую к дому, и не обращая внимания на специфический запах, смело записался на прием к первому свободному врачу.
    Как гордо я вошел в кабинет, без тени былого ужаса, а даже с любопытством сел в кресло и доверчиво отдался в руки врача.

 Реакцию на миниатюру от моего сына привожу дословно: «Кстати, я вспомнил, что ты рассказывал, что когда тебя сверлили, волосы на темечке закручивались. 
     И я помню, когда ты был без зубов. В моей памяти ожидание, что я увижу твою белозубую улыбку. Ты лежал на диване, я пришел из школы и поинтересовался: «Ну, что, как твои новые зубы?» А ты резко бросил: «Какие??? Мне ВСЁ! ВЫРВАЛИ!!!» И оскалился. Честно: мне было жаль тебя: из твоей красивой бороды на меня хичкоковским ужасом выглянул красный, со следами крови в правом уголке рта, ...даже не рот… Как бы назвать? Провал. Больше я с глупыми вопросами не лез, но ты тогда страдал: пил таблетки. А про смелость мамы, таскавшей тебя  к стоматологам: тут ты приврал! Помнишь, как она сидела и рыдала, прислонившись к нашему шерстяному ковру? Зубная боль, боль, слёзы… Ты ее спасал, как мог. Она даже съела кристаллы баралгина, осевшие на горлышке сломанной ампулы, которую ты оставил на швейной машине. Бело-зеленоватые, кучкой собрались у отломанного горлышка. А потом твой друг спросил, почему вы ее повезли к нему, а не в токсикоцентр»ю
  От автора: "Я тогда обезболивал ее как мог. Вводил внутривенно аналгетики и даже давал наркоз закисью азота (притащил аппарат из машины). А потом отвез в стоматологию областной больницы, где ей удалили зуб и наконец то обезболили".
    Твой страх генетически перешел мне, и только к 30 я понял, как важно сохранить свои зубы, а не сверкать протезами. Пломб много (видимо, обмен кальция у нас ни к черту), но зато у меня 22 своих зуба. Доудалялся.
 От автора: Мои страдания закончились, но если вдруг у меня вырастут новые зубы, я буду посещать стоматологию с профилактической целью. Клянусь.


Рецензии