Мебель и предметы обихода в Китае

1. Обстановка китайского дома

В домах отсутствовала громоздкая мебель. Пол застилался циновками, так что при входе полагалось снимать обувь. Дома ходили в носках с толстой подошвой. Их плели из соломы, камыша, иногда делали отделку-бордюр из темного шёлка. Циновки представляли собой довольно толстую подстилку.
Сидели обычно на полу, опустившись на колени. Было принято сидеть и на топчане, а вот сидеть на корточках или вытянув перед собеседником ноги считалось верхом неприличия. Каждому гостю и члену семьи полагалась отдельная циновка; сидеть вместе на одной циновке могли только люди, равные по положению.
В ходу были платформообразные сиденья-та на невысоких ножках, на которых сидели поджав ноги. При высоте около полуметра, их длина составляла ок. 190 см, а ширина – 100 см. От европейских кушеток они отличались отсутствием мягкой обивки. Сиденье было плетеное или деревянное.
Стулья и кресла, на которых сидели, свесив ноги, начали входить в употребление в IX веке, а широкое распространение получили не раньше XII. Впрочем, первые стулья могли проникнуть в Китай гораздо раньше – уже в III-IV веках. Их занесли сюда буддийские проповедники. Сидеть в кресле полагалось лишь главе дома и его жене. Младшим членам семьи, особенно женщинам, полагались табуреты.
Широкое распространение получил большой складной табурет хучуан. На нем сидели не свесив, а поджав ноги. Мягкое плетенное сидение и перекрещивающиеся ножки позволяли быстро складывать табурет. Спинки не было. Сидеть долгое время на хучуан в помещении при постороннем считалось неприличным. Однако близкие друзья могли себе это позволить.
Во время пира гости могли возлежать на низкой платформе чуан. Локти их опирались на специальную низенькую подставку цзи. Прямо на чуан ставили низкие столики для яств.
Спали обычно на широких, прямоугольной формы деревянных кроватях, укрытых балдахином. На кровать стелили матрасик, а поверх него – простыню. Под голову клали не подушку, а подголовник из твердого материала; он мог иметь форму скамеечки или прямоугольника с округлыми краями – керамического, фарфорового (с отверстиями с двух сторон), деревянного или чаще плетенного. В подушку или у изголовья помещали душисты травы.
В сущности, альков был маленькой комнатой с четырьмя колоннами, соединенными решеткой, а изнутри закрытый занавесками. Здесь помещалась полочка с зеркалом и туалетными принадлежностями, вешалка для одежды и т.п. В V в. это было что-то вроде клетки с деревянными стенами, нижняя часть которых сделана из цельных досок, а верхняя выполнена как решетка. Две из четырех передних створок открывались наподобие дверей. Будуар размещался на деревянном постаменте из лакированного дерева высотой около метра, в верхней его части имелись занавески, которые можно было задернуть, чтобы снаружи не было видно, что происходит внутри. Перед ложем размещалась длинная узкая скамья, на которую присаживались, чтобы разуться и разоблачиться. У кровати обычно ставили прямоугольный столик, который мог использоваться и для еды, и для туалета, и для литературных занятий.
Во время путешествий спали в спальном мешке.
Столики были невысокие, на коротких ножках, или ящекообразные, вообще без ножек.  Многие из них, имевшие на крышке углубления для сосудов, использовались в ритуальных целях или для пиров. Другие, с гладкой крышкой, использовались при письме. Они имели прямоугольные крышки, от боковых сторон которых начинались волнообразно изогнутые рейки, заменяющие ножки. Сидели за ними на полу со скрещенными ногами. Особые длинные столы (длина в три-четыре раза больше ширины) предназначались для занятий каллиграфией. Вертикальный свиток свешивался поперек стола, а горизонтальный разворачивался вдоль его длины. Так как иероглифы полагалось писать стоя, держа руку на весу, то высота столов доходила до 90 см.
Другие столики использовались для чаепития, в качестве подставок под вазы и курильницы.
Обедали за особыми квадратными столами. За ними могли сидеть четыре-восемь человек. Для каждого ставился прибор из пары палочек, тарелочки с соей или уксусом. Так как блюда подавались поочередно, то даже при самых торжественных обедах не было необходимости в больших размерах стола. Когда гостей было много, то столы не сдвигали, а ставили несколько отдельных.
Специальные столики служили подставкой под музыкальные инструменты. Форма цинь определила их сильно вытянутые пропорции (1:3).
Шкафы были нескольких видов. Книжные шкафы, или кабинеты, делали простыми, прямоугольными с небольшим сужением кверху. Высота их составляла от полутора до двух метров, при длине около метра и ширине около полуметра. Лицевую сторону шкафа занимали две дверцы, за которыми были полки для книг и ящики. Книги укладывались стопками поперек полок. В библиотеках и кабинетах книжные шкафы расставлялись вдоль стен вплотную друг к другу.
Посуду хранили в специальных шкафчиках. Одежду и белье размещали в платяных шкафах. Сверху (в отличие от книжных) к ним добавлялось еще одно звено (антресоли) с двумя дверцами. Чтобы достать вещь из верхних отделений, приходилось прибегать к лестнице. В таких шкафах хранилась семейная казна, доступ к которой преграждали тяжелые висячие замки.
Существовали небольшие шкафчика с выдвижными ящичками, которые устанавливали на столах (например, для хранения лекарств). Также использовались массивные сундуки для хранения платья и разных предметов домашнего обихода.
Обстановку дома дополняли высокие полки и подставки для ваз с цветами, курильниц, антикварных предметов или умывальников. Формы полок поражают своим бесконечным разнообразием. Полки в стеллажах могли располагаться либо просто горизонтальными ярусами, либо соответственно размерам и очертаниям тех предметов, которыми заполнялась каждая ячейка. Тогда полка воспринималась как рельефное панно, где в качестве инкрустации выступали вазы, статуэтки и пр. Некоторые полки снабжались дверцами. Полки разнились друг от друга количеством ножек и формами крышек. Последние могли быть круглыми, квадратными, в форме цветка сливы, листа банана, звена цепи, половинки нефритовой регалии би (в целом виде она представляла круг с квадратным отверстием в середине), листа лотоса и пр.
Для одежды использовалась ицзя – рама из двух стоек и поперечных перекладин: верхней, нижней и центральной прорезной вставки.
Для свечей и ламп применялись большие подставки чжутай. Вертикальный стержень, несущий фонарь, внизу переходил в крестообразную подпорку. Высоту стержня можно было регулировать с помощью особого приспособления.
Мебель не имела мягких частей, обитых тканью, заполненных волосом и ватой. Столы, лежанки и кровати драпировали накидками. Лицевую сторону стола выделяла привязанная между ножками ткань с оборками. Под голову, за спину и на сиденья подкладывались разнообразные по форме подушки: продолговатые, квадратные, круглые, плоские и толстые.
Краснодеревщики старались подчеркнуть естественные свойства древесины.  Их любимым материалом были твердые породы тропических деревьев: сандал, красное и черное дерево, которые обладали гладкой поверхностью. Благодаря использованию специальных лаков и техники травления мастера умели придать дереву благородный тусклый глянец, что, впрочем, требовало немало времени. Материалы, из которых изготовлялась мебель, были очень разнообразны.
Цзытань  - красное сандаловое дерево, палисандр; цвет от красно-коричневого до красного; от покрытия воском, полировки и патины времени  древесина приобретала  коричнево-фиолетовый или темно-фиолетовый оттенок.
Хуали – древесина желтого, розово-коричневого или коричнево-желтого оттенка, очень твердая и тяжелая, с небольшими радиальными трещинками, с сильным, приятным ароматом муската; в лучших образцах янтарность цвета сочеталась с плотностью волокон, образующих  глазки и узлы, глубокие полосы и целые линейные узорные композиции, напоминающие облака и другие причудливые формы.
Хунму  -  красное дерево; темно-красный цвет древесины еще больше усиливался  благодаря восковой полировке и патине времени; она обладала душистым, напоминающим розу ароматом.
Цзичиму  - серовато-коричневая древесина, создающая эффект простоты и суровости.
Уму  - черное дерево, используемое главным образом в декоре.
Наряду с этими дорогими, привозными сортами дерева при изготовлении мебели широко использовались, произраставший в Китае кедр (светло-коричневый), каштан, груша, кипарис, дуб, вяз, камфорное дерево. Специальную группу составляла мебель из бамбука – легкого, довольно прочного, недорогого и красивого материала. Широко распространена была плетеная мебель из конопли, джута, хлопчатника, камыша, тростников.
Подавляющее большинство китайцев обходились мебелью из бамбука. Из бамбука изготавливали практически все предметы домашнего интерьера, от кроватей и подставок для умывательного таза до платяных шкафов. Повсеместно были распространены плетеные бамбуковые стулья и детские стульчики. Кроме того, из бамбука плели всевозможные коробки и хозяйственные корзины, а также изящные корзины для цветов, напоминающие по форме лодочку с возвышающимся носом и кормой.
Петли, на которых крепились дверцы, ручки ящиков, замки изготавливались из особого металла – байтуна (сплав меди и никеля с добавлением цинка). Прочеканенный металл давал красивое, мягкое, затухающее поблескивание. Накладки крепились проволокой, которую вставляли в отверстия и заклепывали заподлицо.
Часто мебель из мягких пород дерева покрывали лаком. Темный (обычно черный) лаковый фон украшали позолотой и инкрустацией из перламутра, серебряных пластин или мозаики. Существовало много сложных инкрустированных узоров со сценами охоты, бегущими зверями, путниками на верблюдах. Часто использовали украшения в виде дракона.
Количество мебели в комнатах было невелико (одна-две вещи), что при небольших размерах делало ее мало заметной в интерьере, в котором доминировало незанятое пространство.
Природные явления во всем их многообразии свободно вторгались в интерьер дома: стол ученого украшали камни и карликовые деревья; у стен стояли вазы с цветами; находившиеся в доме ширмы и экраны, дверцы шкафов и комодов, спинки стульев, крышки шкатулок были покрыты росписью и инкрустациями; здесь же шлифованные срезы камней  с пейзажными картинами, декоративные наплывы и наросты на стульях и комодах. Все это должно было подчеркивать естественные свойства материала и не иметь в себе никакой искусственности.
Окна затягивали цветной бумагой и вставляли в них узорные решетки. Тени, отбрасываемые ими, словно создавали в комнате фантастического двойника узоров листвы за окном.

(Белозёрова В.Г. «Традиционная китайская мебель»).

2. Утварь и предметы личного обихода

БЛАГОВОНИЯ. «Их ценность в простоте и недосягаемости, их польза – в легком парении, их сущность – в густоте и плотности. Благовония вьются в воздухе, не замирая ни на миг, обволакивают все вокруг – и ни к чему не пристают, веют чистотой – и не превращаются в косное вещество».
«Воскуряешь сосновые иглы: словно чистый ветерок овевает тебя.
Воскуряешь  кипарис: словно возносишься в заоблачную страну небожителей.
Чтобы улучшить обращение энергии в теле следует воскурять цветы ивы. Чтобы прекратить истечение энергии вовне следует воскурять белую орхидею. Чтобы снять усталость духа следует воскурять сандал».

БЛЮДА НА УГОЛЬКАХ. Чтобы еда не остывала, различные блюда иногда подавали к столу в специальных котелках с тлеющими под ними угольками.

ВЕЕР. Веерами пользовались как мужчины, так и женщины, и притом для самых разных целей (им, например, можно было раздувать огонь в очаге). В Танскую эпоху веера еще не были складными. Они имели овальную или круглую форму и крепились к ручке.  Изготавливали их обычно из шелка, на котором вышивали благожелательные символы и узоры. Часто веера украшали изображением цветов или птиц. Иметь веер с изображением женщины для мужчины считалось дурным вкусом. Существовали веера из гусиных перьев.

ЖЕЗЛЫ. Были принадлежностью многих ученых мужей. Чаще всего жезлы выделывали из бамбука или дерева. Были распространены железные жезлы, инкрустированные золотом и серебром.

ЗАЦЕП. В проемах (оконных и дверных)  часто вешался занавес – матерчатый или из свисающих нитей с нанизанными на них бусинками. Прикрепленный неподвижно в верхней его части, занавес откидывался в стороны на серпообразный крюк-зацеп (или два зацепа) и ими зажимался.

ЗЕРКАЛО. «Зеркало имело восемь цуней в поперечнике, на обратной его стороне было рельефное изображение лежащего единорога, вокруг которого располагались черепаха, дракон, феникс и тигр – каждый в своей четверти круга. Ближе к краю следовали восемь триграмм и двенадцать созвездий, а по самому краю были отчетливо начертаны 24 иероглифа, написанные как бы в стиле "ли", но таких знаков не найдешь не в одной книге».

ЗОНТЫ. Не были складными. Состоятельные люди, особенно женщины пользовались шелковыми зонтами, защищавшими от солнечных лучей. Простые люди ходили с зонтами из бамбука и промасленной бумаги.

КНИГИ. Шелковая книга – это прямоугольный кусок шелка, один конец которого прикреплялся к деревянному стержню. Полотнище наворачивали на стержень, и так получался свиток. Одна книга состояла, как правило, из нескольких свитков-цзюаней. Книги, составляющие одну книгу, хранились в тубообразных чехлах, на которые наклеивались этикетки с названием сочинения и числом его томов.
Первые печатные книги появились уже в VII в. Их повсеместное распространение приходится на эпоху Сун. Книга имела вид прошитой тетради с двойными (согнутыми) страницами. Текст заключался в черную рамку.  Книга имела обложку из толстой цветной бумаги.

КУРИЛЬНИЦА. Постельная курильница цза представляла собой бронзовую коробочку с резной крышкой, внутри коробочки находилось несколько тлеющих угольков, а в верхней части – благовонный порошок; она предназначалась для того, чтобы окуривать покрывала, одновременно их подогревая.
Бошаньская курильница – разновидность дорогих курильниц; верхняя ее часть, куда помещали ароматическое вещество, имела форму горы, в нижнюю наливали горячую воду.
Курильница «сорочий хвост» на высокой ножке использовалась для воскурения благовоний при буддийских церемониях.
«Она брала щепотью благовония, называемый "мозг дракона", и сыпала их на золотую жаровню, схожую с павлиньим хвостом. Густой дым рассеивался по комнате и нес погибель мерцающим светлячкам».

НОЧНЫЕ ГОРШКИ. Бутыли, в которые мужчины ночью справляли малую нужду (изготовляемые из фарфора или бронзы и напоминающие по форме наши медицинские утки), и используемые женщинами ведерки оставляли открыто в спальне, и ими пользовались в присутствии слуг.

ПЕЧАТЬ с выгравированным на ней именем была обязательной принадлежностью каждого китайца. Зачастую они были настоящими произведениями искусства: их изготавливали из яшмы или другого дорогого камня, украшая верх фигурками мифических зверей и божеств. Иероглифы, составлявшие имя, намеренно писали в архаическом стиле.

ПОСУДА. Была по большей части керамическая. Ее украшала разноцветная глазурь (медь давала различные оттенки красного, железо – желтый и коричневый, кобальт – синий). На рубеже I и II в. появляется фаянс (серый фарфор). Цветное стекло было известно уже в Ханьскую эпоху, но широкого распространения оно не получило.

СВЕЧИ в брачной комнате имели особую форму. Они были ярко раскрашены и густо позолочены. Устанавливали их прямо в алькове.

СТИРКА. «Отсюда слышно, как вальки
В тиши морозной где-то там,
На темном берегу реки,
Стучат по вымытым камням».

ФОНАРЬ. Бумажный фонарик – небольшой фонарик со свечой внутри; низ его, где устанавливалась свеча, деревянный; пламя предохранялось от задувания бумажным абажуром, открытым сверху; такой фонарик обычно держали на цепочке, к которому крепилась ручка.
«В бамбуковой трубке был спрятан тлеющий фитиль. Он плеснул из бутылки масло в лампу и раздул фитиль. Лампа загорелась».

Китай и Великая степь  http://www.proza.ru/2011/02/18/339


Рецензии
Странно, но во многих фильмах показано, что китайцы и японцы спят прямо на циновках. всегда думала - как неудобно. Оказывается, были кровати, да еще и столь сложного устройства. Спасибо, очень интересно

Оксана Куправа   12.10.2020 08:35     Заявить о нарушении
Китайцы любили и ценили комфорт. Только без излишеств. Для них был свойственен некоторый минимализм.

Константин Рыжов   13.10.2020 05:19   Заявить о нарушении