Портал Алевизо

   В 14 - 15 веке Великий князь московский Иван 3 пригласил итальянских мастеров для строительства соборов и реконструкции Кремля. Но до Москвы они не доехали, а попали к крымскому хану Менгли Гирею. Узнав, что они мастера по строительству, хан сказал им:
   - Повелеваю, построить мне «вход»  такой красоты, какого в мире нет. Построите, награжу вас щедро, нет, в Москву поедут только ваши головы.
Знали итальянцы, что крымский хан жесток, в любом случае скорее убьёт их, чем наградит.

   Был среди них, великий мастер Алевизо, о котором ходили слухи, что его работа обладает неким волшебством. Делать не чего, взялись они за работу, и целый год строили этот вход. Получилась очень красивая тончайшая резьба по камню вокруг дубовой двери с замысловатым орнаментом и надписью в центре золотыми буквами в круге:

   «Владетель этого двора и повелитель сей страны султан всемилостивый Менгли – Гирей повелел построить этот портал». Дальше шёл текст похожий на заклинание по латыни viam «Aut inveniam, aut faciam», «Или найду дорогу, или проложу её сам».
   Через год, итальянцы, закончив работу, бесследно исчезли из бахчисарайского дворца, прошли через портал и исчезли.

                2

   Прошло ровно 500 лет, а великолепный портал так и существует в ханском дворце как будто только созданный, хотя были пожары и разрушения, ремонты и перестроения.

    Маша Потоцкая, которой не было и 18 лет, с родителями, посещала ханский дворец в Бахчисарае, путешествуя по Крыму. Она была блондинка с голубыми глазами, стройная, очень красивая, но очень непослушная и капризная девушка.

   С группой экскурсантов Маша и её родители сначала обошли внутренний двор дворца. Экскурсовод интересно рассказывала, но Маша её не слушала. Она шла в самом конце группы и смотрела по сторонам, лишь изредка улавливая слова экскурсовода.

  - Это кладбище, на нем хоронили ханов, их могилы с чалмами из камня, женские могилы без, на некоторых вырезаны цветы, - сказала экскурсовод, - эта большая могила, у входа, Крым – Герея, предпоследнего хана. – Там на краю двора стоит мавзолей (дюрбе) Диляры – бикеч, возлюбленной хана. По легенде, Диляра до перехода в мусульманство носила имя Мария Потоцкая.

   Маша, встрепенулась и крикнула:
   - Я, Мария Потоцкая.
Все оглянулись на неё, а родители одёрнули словесно.
   Погода была ненастная, и пошел дождь. Экскурсанты перешли внутрь дворца и прошли мимо портика Алевиза.

   - Сегодня исполняется ровно 500 лет, со дня окончания строительства, этого входа, - сказала экскурсовод и рассказала историю строительства.
 Маша остановилась, и в голос прочла на латыни: «Aut inveniam, aut faciam», огромная дубовая дверь приоткрылось.

   Маша испугалась и побежала догонять группу, которая собралась около фонтана слёз. Экскурсовод рассказывала легенду, про то, как хан влюбился в Диляру, которую из ревности убила, влюблённая в хана, Зарема.
 
   Машу мучил вопрос, что находится за дверью, которая открылась. Любопытство пересилило страх, и она вернулась к порталу. Дверь по-прежнему была приоткрыта. Маша толкнула дверь, и она открылась. Медленно и осторожно она вошла, и дверь с грохотом затворилась за ней.

   Было темно и пахло сыростью, где – то вдали слабо горела лампадка. Маша попробовала открыть  обратно дверь, и она открылась, но вид за дверью оказался совсем другим. Небо оказалось чистым, солнце было на закате. Пели птицы и вместо древней 500-летней шелковицы, стояло молодое дерево.

   Дворец стал раза в четыре больше по площади и окрашен золотом, уходящего солнца. Выше дворца на горе видны были всадники, в шлемах и кольчугах. Страх охватил Машу, и она снова решила вернуться к группе через другую дверь.

   На том, месте, где только, что стояла большая толпа, было пусто, изменилась обстановка, исчез фонтан слёз, появились древние сундуки и ковры, тускло горели лампадки, из двери вышел толстый мужчина, в широких шароварах, безрукавке, остроносых белых сапожках и с чалмой на голове.

   Он сложил ладони и преклонился перед Машей, писклявым голосом произнёс:
   -  Милая, дорогая, Диляра вам давно необходимо спать, хан обнаружил, что вас нет, чуть не зарубил меня. Прошу, идите к хану и попросите, чтобы он пощадил меня. У Маши пересохло в горле:
   - Вы кто, - прокряхтела она.
   - Я евнух, слежу за гаремом, - пропищал тот.

  Появился другой мужчина, пожилой, высокий в атласном тюрбане, дорогом халате, расшитом золотом, на пальцах его были золотые кольца. Громогласным голосом, в котором чувствовалась привычка повелевать, он произнёс:
   - Что случилось, милая Диляра, что на вас надето, - и повернулся к евнуху, - не уследил – заорал хан и выхватил косую саблю украшенную бриллиантами.

   Евнух опустился на колени и покорно преклонил голову. Маша смело закричала:
  - Он не виноват, великий хан, я ему не сказала, что иду во двор, - она бросилась хану на грудь.
У хана был взгляд убийцы, с глазами, как у орла, лицо его налилось кровью. После минутного замешательства, взгляд его потух, он вложил саблю в ножны и прижал к себе Машу и сказал нежным голосом:
 - Ты так напугала меня, милая Диляра, я уже хотел войско поднимать.

   Маша, как будто утонула в объятиях хана, тёплых и нежных, она почувствовала огромную его силу, и ей было уютно в его объятиях. Он проводил её до спальни и ушёл. Появился евнух, упал к ногам Маши и стал их целовать причитая:
- Жизнью обязан, вечно буду помнить твою доброту, спасла, спасла меня. Евнух плача удалился. Оставшись одна, Маша, не очень понимая, что происходит, подумала, как вернутся в своё время.

   - «Если прочитав надпись на двери, я захотела оказаться здесь, то возможно получится и обратный ход». И немного погодя, она пошла снова к порталу Алевиза.  Решительно в голос прочитала она латынь, толкнула дверь и вошла внутрь.

   Послышались голоса людей группы и голос экскурсовода. Радость наполнила грудь, и она почти бегом подбежала к своей маме и крепко прижалась.
   - Машка, где ты бродишь, по всему дворцу тебя искали, - сказала мама.
   - Если бы ты знала, мамочка, что я видела, только некто не поверит, - ответила тихо, почти шёпотом, Маша.
  Группа вышла во двор, дождя уже не было, заходящее солнце окрасило дворец золотом. Они прошли снова, мимо кладбища.

   Маша остановилась около могилы хана Крым Герея и спросила экскурсовода, что написано на памятнике. Та, удивилась, вдруг возникшему любопытству девушки и сказала:
- « Война была ремеслом знаменитого Крым-Гирей-хана;
Глаза голубого неба не видели ему равного».
 
                3

  Это было в 18 веке, многие считают эту историю о Крым Гирее и Марии Потоцкой, легендой. Только знаменитые поэты Александр Сергеевич Пушкин и Адам Мицкевич,  прославили эту историю в своих литературных произведениях.

  Они узнали о событиях почти одновременно в 1820 году в Бахчисарае, примерно через 50 лет, когда ещё были живы свидетели произошедшего. Сохранились дербе  (мавзолей) и знаменитый фонтан слёз.

  Сначала фонтан стоял возле могилы Диляре, во время путешествия императрицы Екатерины 2 его перенесли во дворец, где он стоит и теперь.  Случились, эти события на самом деле, или кем – то выдуманы, пусть каждый решает сам.

  Крымское ханство, возникло в 1441 году, А примерно с 1474 года стало вассалом Османской империи, или возможно союзником. Крымом за 355 лет правило 48 ханов династии Гиреев, потомков Чингисхана. Последний хан Шагин отрёкся от престола в пользу России.
   А итальянцы оказались в Москве. В 14 - 15 веках они построили башни Кремля, Колокольню Ивана Великого, Грановитую палату, Успенский собор, Архангельский собор.


   


Рецензии
Чудесная статья...

Олег Михайлишин   01.10.2020 14:05     Заявить о нарушении
Спасибо, Олег! За прочтение и добрый отзыв. Рад, что Вам понравилось. Успехов.

Алексей Исаков 5   01.10.2020 16:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.