Ч. 59 Армия, губившая сама себя

Предыдущая страница   http://proza.ru/2020/09/17/746

Создание Наполеоном Варшавского княжества на польских землях, захваченных Пруссией, и части земель, отвоёванных у Австрии, очень беспокоило Александра I. Действовавшие по его приказу русские дипломаты никак не могли получить гарантию, что Польша «никогда не будет восстановлена».

Обстановка накалялась с каждым днём. 3 мая 1812 года Англия примкнула к договору  между Россией и Швецией, а 18 июля заключила с Россией договор о союзе и помощи. Российский император понимал, что вести войну на два фронта нельзя, поэтому войну с Турцией постарались быстрее окончить и 28 мая подписали с ней Бухарестский договор о мире.

Теперь можно было использовать Дунайскую армию против Наполеона. Знал ли российский император о дате нападения Наполеона? Знал. Одним источником был Талейран, который сообщил её – апрель 1812 года. Он советовал Александру I готовиться.
 
Другим источником была «Особенная канцелярия»,  русская внешняя разведка. Идея создания военной внешней разведки принадлежала военному министру генералу Михаилу Богдановичу Барклаю де Толли.

Резидентом во Франции был двадцатишестилетний полковник Александр Иванович Чернышёв. Он создал целую сеть информаторов. Один из них, Мишель, входил в число сотрудников военного министерства, которые раз в две недели готовили для Наполеона в единственном экземпляре доклад о численности и дислокации французских войск.

Во время поездки Чернышёва для доклада царю в Петербург его дом тщательно обыскала французская полиция и нашла записку, неосторожно им не уничтоженную. Эта оплошность стоила Мишелю жизни. Ему отрубили голову на гильотине.

В газетах появилось сообщение, что Чернышёв занимался шпионажем. В Париж полковник уже не вернулся. Царь наградил Чернышёва, а когда началась война, отправил его в действующую армию.

В начале 1812 года российский военно-морской флот насчитывал 111 парусных кораблей и около 500 гребных судов. Когда стало известно о готовящемся нападении Франции на Россию, на Охтинской верфи в Петербурге принялись спешно строить 60 канонерских лодок. Впоследствии их число довели до 306-ти.

Российское правительство знало, что нападения французов на Чёрном море можно не опасаться, поэтому укрепляли флоты только на Балтике и в Белом море. Сначала Наполеон предполагал использовать свой флот, проведя через Шлезвигский канал канонерские лодки и транспорты с войсками.

Но французские моряки опасались встречи с английскими кораблями и отговорили императора. Наполеон решил, что справится с Россией одними сухопутными войсками.  Это стало известно Александру I, флотское командование в Петербурге, тем не менее,  готовилось к защите судоходства на Балтике.

Перед наступлением, чтобы деморализовать русских, французская разведка распространяла сведения по всей Европе, что Наполеон собрал 600-тысячную армию. Эту дутую цифру впоследствии  с воодушевлением подхватили и наши отечественные историки, чтобы придать больше веса победе над французами.

На самом деле армия Наполеона насчитывала 387 343 человека, кроме того, имелись вспомогательные прусские и австрийские войска, соответственно численностью 20 и 26 тысяч человек.

Наполеон пообещал полякам, что восстановит Речь Посполитую в прежних границах, но поляки и литовцы поставили только 20 тысяч человек.

На острове св. Елены Наполеон потом писал, что армия вместе со всеми союзниками насчитывала 400 тысяч человек. Но как бы там ни было, войска Наполеона по численности всё равно превосходили русскую армию вдвое.

Если учитывать только полевую армию, то Александр I распорядился сосредоточить на границе около 200 тысяч человек. Реально число войск было меньше.

Французский император следовал со всем своим пышным двором из Парижа до Дрездена, где назначил встречу с союзниками. Всё делалось очень демонстративно, шумно.

Судя по многим признакам, Наполеон собирался своим походом в Россию припугнуть тех, кто осмелел и перестал его бояться в Европе, и, разумеется, в первую очередь Россию.

Это была, если так можно выразиться, демонстративная война в расчёте на то, что дворянство заставит Александра I просить заключить мир.

В то же время он осознавал трудности, какие его ожидали. Бонапарт сказал министру полиции Савари, сменившего Фуше: «Мне оказал бы большую услугу тот, кто избавил бы меня от этой войны… Но раз это начато, надо кончать».

Французские войска всегда грабили население тех стран, через которые они проходили, поэтому не очень заботились о припасах. Но в тот раз Наполеон предупредил своих маршалов и генералов:

«Нам придётся действовать в скудной стране…мы должны быть готовы во всём обходиться собственными средствами».

Маршал Даву доложил Наполеону: «В каждой роте есть портные, сапожники, каменщики, хлебопёки, оружейники, словом, всякие рабочие». Впервые французская армия брала с собой такое количество продовольствия.

За армией двигался огромный обоз, тысячные стада рогатого скота, чтобы обеспечивать солдат и офицеров свежей мясной пищей. В обозе везли 28 миллионов бутылок вина и 2 миллиона бутылок водки.

Для хлеба требовалось зерно, поэтому Наполеон наметил поход на время сбора урожая с полей. Каждый полк вёз с собой специально изготовленные ручные мельницы. Судьба тех, кто это зерно выращивал, французов не беспокоила.

Для перевозки только провианта потребовались около 6 тысяч повозок, 10 тысяч погонщиков, 20 тысяч лошадей и волов. Их тоже нужно было кормить: людей, лошадей, и тягловый скот.

Но, кроме провианта, требовалось везти порох, амуницию, ядра, другие военные грузы. Вся эта военная махина двигалась, как саранча, пожирая всё на своём пути.

В конце концов, пожирая и саму себя: ни продовольствия, ни фуража для скота не хватало. Волы и лошади погибали от голода тысячами.  Огромная численность войск оказалась гибельна для них самих. Чем дольше длился поход, тем хуже обстояли дела с продовольствием и фуражом.

Не русская зима погубила войска Наполеона, а погубило время.

Я вынужден от морских дел временно перейти к делам сухопутным, потому что мне хочется рассказать об отце одного из русских выдающихся адмиралов, и потом, конечно, о самом этом адмирале, который долгое время был недостаточно оценен военно-морскими историками.

Мне приятно, что в восстановлении справедливости  я внёс и свой скромный вклад. Ну, а кроме того, мне самому интересна война 1812 года.

Продолжение http://proza.ru/2020/09/19/754


Рецензии
Здравствуйте, Владимир!
/
Мне тоже цифра в 600 тыс. человек казалась чрезмерной с учётом численности населения и логистики того времени. В Москве проживало всего 200 тыс. человек.
Да, поход на Москву был абсолютно безнадёжной авантюрой.
/
Спасибо, Владимир, очень интересно!
Здоровья, весеннего настроения и радости!
С теплом самым душевным!

Наталья Николаевна Максимова   17.03.2023 18:21     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Наталья!
Удивительно, как умный человек, мог допустить такую глупость.
Спасибо за отклик!
И Вам тоже всего самого доброго.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   17.03.2023 19:00   Заявить о нарушении
На это произведение написана 31 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.