О трубах

Почти во всех кинофильмах Юрия Быкова в кадре появляются заводские трубы. Ведь, как правило, действие в этих фильмах происходит в маленьких рабочих городках, у которых почти нет сколь-нибудь продолжительной истории, и поэтому доминантами их пейзажа становятся именно трубы. Сам Быков вырос как раз в таком городке - Новомичуринске Рязанской области, и трубы ГРЭС, давшей начало и жизнь этому  городу, приобретали в восприятии юного Быкова некий магический ореол.
Я в детстве тоже любил смотреть на трубы вокруг своего дома. Пейзаж у нас не такой плоский, как в Новомичуринске, а история у Красного Села куда более насыщенная, но живу я на самой окраине, где начинаются пустыри и поля, да и труб вокруг  очень много - штук 8-9, и все разные. Толстые и тонкие, кирпичные и стальные, где-то дым белый, как облака, где-то чёрный, на закате - розовый или фиолетовый. В целом они составляли некую небесную линию вокруг известной мне части мира. И таки да, в них было что-то магическое. С одной стороны, такие маяки (а на некоторых ещё и огоньки горели) и, в то же время, алтари, курильницы, жертвенники своего рода.

На севере, ближе всего к дому, коптила тонкая чёрная труба молочного завода. Позади неё, вдалеке, зимой пускала белые клубы коричневая, как говяжья сарделька, труба котельной.
На западе такие же клубы исторгала другая котельная. На закате они густо розовели, а потом становились фиолетово-чёрными, как у "Пикника".
На северо-востоке располагалась труба бумажной фабрики, самая заметная и грандиозная. По вечерам, когда начинало темнеть, на ней зажигали красные огоньки, видимо, для самолётов. Я всё тщился разглядеть тот момент, когда они появляются. Но глаза уставали, я отворачивался, и как раз в этот момент они зажигались.
На востоке, за бахромой нагорной лесополосы, коптили маленькие трубы военных частей.
на юге, будто сестра-близнец, вторила трубе молокозавода почти такая же, принадлежавшая дурдомовской кочегарке. Тоже тонкая и чёрная. Её я и изобразил на прилагаемом рисунке.


Рецензии