Игла в попе

Году в 85 или 86 я дежурил вторым хирургом в Главном госпитале Северного флота - была такая практика для врачей плавсостава. Штатным хирургам это нравилось: можно на "молодого" свалить всю беготню, а самому покемарить в ординаторской. Случись что сложное - позовет, куда денется. Так вот, среди ночи будит меня сестра из терапии. "Своего", госпитального хирурга будить не рискнула, пришла сперва ко мне. Зареванная, растрепанная, носом шмыгает и сквозь всхлипывания рассказывает, что упустила в пациентку иглу. Делала что-то внутримышечно, а иглы тогда были многоразовые (да, да, кипятили!), и после многолетней эксплуатации бывало, что игла выпадала из павильона, который на носик шприца надевается. Вот именно это и случилось. Сестричка сдуру и с перепугу попыталась ухватить торчащий кончик иглы пальцами, но только утопила иглу совсем. Догадалась, что скрыть не удастся и пришла сдаваться.

Ладно, пошли смотреть пациентку. Тетя фигуристая, ладная, игле есть где потеряться. Лежит на животе, охает, вспоминает народные страшилки о том, как игла "по венам к сердцу доходит" и готовится к худшему. Место входа иглы отмечено капелькой крови. Я на всякий случай еще и зеленкой пометил. И вот тут бы мне сыграть общий сбор, поднять бригаду и передать ответственность, как и положено, ответственному хирургу. Но молодой же, резвый, думаю: а, фигня вопрос, щас мы ее... Да и сестричку вдруг жалко стало: такая она несчастная рядом стоит. В общем, аккуратно перетаскиваем мы тетю на каталку, едем в рентген и делаем две проекции попы. Теперь я координаты иглы представляю, сидит она в двух миллиметрах под кожей, строго в сагиттальной плоскости, под углом градусов 70 к горизонту. Хорошо сидит.

Теперь едем в перевязочную, сестричка в меня верит, глазами хлопает, помогает довольно толково. Пока обрабатываю поле вокруг зеленковой отметины, придумываю план. Если сверху придавить, игла не высунется ни за что, задний край-то у нее тупой, она вперед пойдет, еще глубже. Значит, давить нельзя ни в коем случае. Резать сверху тоже рисковано: во-первых как ни крути, а скальпель будет давить на ткани, толкая иглу, а во-вторых - как точно на иглу выйти? На пару миллиметров промахнешься и ищи ее там... В общем, придумал. Выбрал показавшийся самым острым скальпель, отступил на сантиметр в сторону от места входа иглы и сделал разрез на ширину лезвия, направляя давление поперек иглы, под острым углом к поверхности кожи. Кончиком скальпеля ткнулся в иглу. После чего развел бранши зажима, аккуратно вошел ими в рану, подвигал вправо-влево, убедившись, что игла у меня между браншами попала, и зажал ее. Ну, собственно, и все. Игла моя. Я ее зажимом вытолкал обратно, прямо через входное отверстие, наложил один шов на рану, сверху наклейку и - спать.

Утром, конечно, на летучке, нагоняй я получил будь здоров - за самодеятельность. Но и по плечу похлопали, молодец, мол. Но это потом было.


Рецензии